Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 2. Обучение произношению русских звуков





2.1 Трудности иностранных учащихся в овладении русскими звуками.

2.2 Классификация приемов постановки звуков.

2.3 Приемы постановки «трудных» русских звуков.

2.4 Работа по обучению позиционным изменениям русских согласных – оглушению и озвончению.

2.5 Виды упражнений, направленных на постановку русских звуков

Трудности иностранных учащихся в овладении русскими звуками

Трудности усвоения фонетической системы русского языка порождаются наличием в русском языке специфических звуков, отсутствующих или имеющих иную артикуляцию в родном языке учащегося, что провоцирует появление фонетических ошибок в речи иностранцев.

 

Таблица 2.1. – Классификация ошибок в произношении звуков [7, с. 29].

Тип ошибки Описание ошибки
Фонематические Возникают по причине отсутствия в родном языке обучаемого различий, характерных для фонем русского языка ([л – л’] у западноевропейцев, [э – и] у арабов; [р – л] у китайцев)
Артикуляционные Вызываются тем, что в родном языке учащегося есть соответствующий звук, но произносится он с иной артикуляцией ([р] во французском, английском, немецком языках)
Ошибки «смешанного типа» Связаны и с неразличением фонем, и с нарушением артикуляции (произношение [и] на месте [ы]; замена глухих согласных звонкими и наоборот)

 



 

Классификация приемов постановки и коррекции звуков

Таблица2.2 –Классификация приемов постановки звуков [1, с. 80–82]

Вид приема Описание приема
Использование звуков-помощников Звук-помощник должен обладать тем неощутимым моментом артикуляции, который необходимо вызвать у нового звука, и отличаться от него таким моментом артикуляции, которым можно управлять сознательно.
Использование благоприятной фонетической позиции Благоприятной будет такая позиция звука, в которой наиболее легко поставить его произношение. Например, для устранения придыхания согласного благоприятной фонетической позицией будет сочетание этого согласного с [а], так как гласный нижнего подъёма [а] увеличивает объем ротовой полости и уменьшает возможность придыхания.
Использование звуков-спутников Прием основан на взаимодействии артикуляции соседних звуков в слоге и слове. Для постановки трудного звука подбираются такие сочетания этого звука с другими, в которых предшествующий и последующий звуки помогают настроить органы речи так, чтобы вызвать нужный неощутимый момент артикуляции звука.
Использование действия по аналогии Прием основан на наличии в родном языке студента или в известных ему иностранных языках явлений, аналогичных тому, которое требуется усвоить.
Утрирование артикуляции При утрированном произнесении звука некоторые неощутимые моменты артикуляции могут стать ощутимыми.
Изменение темпа речи Замедленное произнесение слога или слова ведет к разложению звука на составные части, что помогает студенту осознать структуру данного звука и правильно его произнести. Ускоренное произнесение слога позволяет избежать излишних вставок в сочетания согласных звуков.
Психологические приемы Понять неощутимый момент артикуляции часто помогают образы, представления. Например, при произнесении русского [т] полезен такой совет: произнося этот звук, представьте, что у вас полный рот молока. Такое представление ведет к прогибанию нижней спинки языка.
Логопедические приемы Использование специальных приборов (ложечки, шпателя) для фиксации языка в нужном месте.

Приемы постановки «трудных» русских звуков



В русском языке есть звуки, овладение которыми вызывает проблемы у большинства иностранных студентов вне зависимости от их национальной принадлежности.

Для постановки этих звуков можно использовать следующие приемы:



 

Таблица 2.3. – Приемы постановки «трудных» русских звуков [1, 2].

Звук Приемы постановки
[ы] Цель: добиться смещения массы языка назад и поднятия средней и задней части языка к мягкому небу. Приемы: · произнести звук [э] с закрытым ртом; · зажать ручку между зубами и пытаться произнести звук [у]; · использовать звуки-помощники [к], [г], [х].
[ж, ш] Цель: добиться образования двух щелей – между передней частью и кончиком языка и альвеолами; между задней частью языка и мягким небом. Приемы: · произносить звук [з] и в момент произнесения загибать кончик языка как можно ближе к небу (тот же прием со звуком [c] для постановки [ш]); · использовать звуки-помощники [о], [у], [г]; · использовать благоприятную позицию в сочетании со звуками [м], [н] (мжа, нжа) и между гласными.
[щ] Цель: добиться образования двухфокусной щели, опущения кончика языка и поднятия средней части языка. Приемы: · произносить [ш] и в момент произнесения опустить кончик языка; · произносить [с’] в момент произнесения поднять кончик язык; · использовать благоприятную позицию между двумя [и] (ищи), причем первый звук [и] произносить долго и напряженно.
[ч] Цель: добиться плотной смычки передней части и кончика языка с альвеолами. Прием: · использовать в качестве звуков-помощников [и], [т’].
[ц] Цель: добиться образования однофокусной щели, плотной смычки передней части языка с альвеолами и опущения кончика языка к нижним зубам. Приемы: · многократно и быстро повторять слово «сад» (на месте [тс] должен появиться звук [ц]); · графически показать смычку, акцентируя внимание на длительности [c] – [тС]; · использовать аффрикату [дз] и оглушать ее (оте[дз] бы сказал – отец; Шпи[дз]берген – шпиц); · использовать звуки-помощники [т], [д] (отцы, молодцы), [а], [о], [у], [ы].
[л] Цель: добиться смычки передней части языка с альвеолами и верхними зубами, поднятия задней части языка к мягкому небу, образования щели между краями языка и боковыми зубами; оттягивания языка назад, как при произнесении всех твердых согласных. Приемы: · зажать кончик языка между зубами и задержать в таком положении; · произносить долгий [ы], упирая кончик языка в альвеолы и верхние зубы, а затем отпускать кончик языка; · палочкой, зажатой между зубами, фиксировать смычку кончика языка и верхних зубов и альвеол; · использовать звуки-помощники [ы], [у], [г] [к]; · изменить привычную артикуляцию – опустить кончик языка вниз; · провести аналогию произношения твердого [л] с произношением звука в английских словах типа ball, poll.
[р] Цель: добиться появления вибрации кончика языка – многократного смыкания и размыкания с альвеолами. Приемы: · поднять кончик языка к альвеолам, не смыкать, выдохнуть сильную струю воздуха так, чтобы заставить кончик языка вибрировать; · использовать звуки помощники [ж], [д], [т] (жра, дра, тра); · использовать звуки-помощники [г], [к], [х], чтобы снять язычковую артикуляцию (для тех учащихся, в родном языке которых имеется увулярный звук [r]).
[х] Цель: добиться поднятия спинки языка к мягкому небу, образования щели на границе твердого и мягкого неба, выпуклой формы языка, опущения кончика языка. Приемы: · произносить [к] и в момент произнесения расслабить гортань и опустить язык вниз; · использовать звуки-помощники [о], [у].
Твердые – мягкие согласные Цель: добиться появления при произнесении мягких согласных палатализации – поднятия передне-средней части языка к твердому небу. Приемы: · дать психологическую установку: «Представьте, что вы собираетесь произнести звук [и]»; · использовать благоприятную позицию – произношение согласного между двумя звуками [и]; · произносить мягкие согласные «женским» голосом, а твердые –«мужским», так как произношение мягких согласных сопровождается повышением тона.
Глухие – звонкие согласные Цель: добиться произношения полнозвонких согласных; колебания голосовых связок должны сопровождать всю артикуляцию звука. Приемы: · закрыть уши пальцами или костяшками ладоней и произносить попеременно звонкий и глухой согласный, чтобы почувствовать вибрацию голосовых связок при произнесении звонких; · с помощью ладони или зеркала контролировать напор воздушной струи, который больше при произнесении глухого согласного.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.