Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные формы общения врача и пациента





 

1. Руководство.Врач занимает ведущую, активную позицию, а пациент остается сравнительно малоактивным. Руководство представляет собой выражение авторитета и власти специалиста, который всю ответственность за основные вопросы в период лечения берет на себя. Больные воспринимают врача как доминирующую силу и ориентированы на подчинение по типу «врач знает все, больной — ничего».

Некоторым больным с относительно незрелой психикой, нуждающимся в руководстве, в авторитетных советах, этот тип контакта необходим. Для них он эффективен на первом этапе лечения. Его недостатками являются низкая актив­ность больного, а также нередко зависимость от врача по завершении лечения.

Разъяснения, советы и рекомендации достаточно обоснованы, когда они касают­ся медицинского аспекта болезни и лечения. Но обоснованность их значительно уменьшается, когда затрагиваются морально-ценностные вопросы. В этих случа­ях неизбежно отражаются собственные ценностные ориентации врача, которые могут быть иными, чем у больного (например, проблемы брака, выбора профес­сии или перемены работы).

2. Сотрудничество (партнерство) — это модель не авторитарного сотрудниче­ства, а союза, она предполагает активное участие больного в лечебном процессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе альтернативных ре­шений. Сотрудничество наиболее эффективно у больных, стремящихся противо­действовать болезни. Пациент ожидает, что врач будет обсуждать и согласовы­вать с ним все предпринимаемые им действия, оставляя право принятия решения за больным. Врач избегает давать прямые указания, рекомендации, советы отно­сительно реальных жизненных проблем своего пациента, поскольку такое пове­дение может подкреплять тенденции ухода от принятия решений им самим. Если на первом этапе лечения врач избирает стиль руководства, то в последу­ющем он может стремиться к установлению сотрудничества (партнерства) в об­щении с больным.



Наиболее распространенным подходом к пониманию взаимоотношений врача и больного в отечественной медицине является представление об активной позиции врача, однако избегающего крайностей директивного и недирективного стилей.



3. Договорная (контрактная) форма взаимоотношений между врачом и пациен­том получила распространение в условиях платной медицинской помощи. Ожи­дания и требования пациента возрастают, и некоторые параметры описанных моделей взаимоотношений, в частности ответственность и директивность, эмпатичность и искренность врача, подвергаются со стороны больных испытанию. Вэтих условиях все чаще стали вспоминать о так называемойконтрактной (дого­ворной) модели взаимоотношений врач-пациент. С одной стороны, она соответ­ствует духу частного предпринимательства, рыночных отношений спроса и пред­ложения, этике купли-продажи, а с другой — позволяет структурировать и кон­тролировать лечебный процесс обоими участниками.

Само понятие контракта кажется малосовместимым с искусством врачевания, однако структура контрактного взаимоотношения может быть наполнена духов­ным, творческим, личностном м содержанием. В этом случае на первый план выступают стремление к согласованию понимания болезни, постановка реальных задач и ожидаемого результата, взаимные обязательства, как со стороны пациента, так и со стороны врача.

 

Спор и конфликт при организации общения в медицинской практике

Врачу следует помнить, что нужно различать два основных вида споров:

1. Конструктивные (реалистические, предметные),где идет поиск истины иболь­ной восполняет свой дефицит информации. Такой вид спора достаточно важен, и врач может и должен использовать его данные при общении с больным.

2. Конфликтные, софистические (нереалистические, беспредметные), где неис­тина важна, а необходима победа любой ценой. В такой спор врача,как правило, втягивают насильно. Конфликтный спор надо распознаватьсразу,несмотря на то что он маскируется под спор, который ведется радипоиска истины. Признаки конфликтного спора следующие: нежелание и неумение слушать противника; монолог, а не диалог; переход с истины на дискредитацию личности противника; предубежденность; эмоциональная агрессия; демонстрация своей значительности; порицание и осуждение, особенно огульное, всеобщего характера, что явля­ется неосознанным стремлением повысить свою самооценку. Этот тип конфликтов нередко обусловливается предвзятым отношением па­циента к медицинской службе в целом или к отдельному врачу. Для нейтрализации такого конфликта врачу необходимо:



1. Полностью дать высказаться противнику, чтобы он имел возможностьсбро­сить агрессию.

2. Благожелательно и некатегорично попытаться локализовать спор. Пси­хологическое клише: «Неужели вы даже этого не знаете» или «Как вы, ко­нечно, знаете...».

3. Не показывать антипатию и не игнорировать ум противника. Возможно,онувидел что-то важное, с этим непременно надо согласиться. Психологичес­кое клише: «Не исключено, что я в чем-то ошибаюсь, давайте вместе разбе­ремся...».

Главное в споре - узнать мотивы противника, зачем он затеял конфликтный спор. Это может быть стремлением к самоутверждению, к власти, частовыходомраздражению или повышением своей самооценки за чужой счет. Мотивымогутне осознаваться, их обозначение словами вызывает мощный протест, агрессию, однако именно эти мотивы крайне важны для профилактики будущих конфлик­тных споров, в том числе и для снятия с врача обвинений по сути спора.

 

ИТОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Контрольные вопросы и задания

1. Обоснуйте необходимость знаний психологии общения для профессиональной деятельности врача.

2. Каковы особенности общения с пациентами разного возраста?

3. Что представляет собой беседа в медицинской практике?

4. Перечислите и охарактеризуйте такие формы общения врача и пациента, как руководство, сотрудничество, договорная форма.

5. Укажите и охарактеризуйте основные виды споров при организации общения в медицинской практике. Как нейтрализовать беспредметный спор?

I. Заполните пробелы

1. Основные формы общения врача и пациента – ..., …, … .

2. . Основные виды слушания – ..., …, … .

3. Врачу следует помнить, что нужно различать два основных вида споров - …, … .

II. Верно или неверно?

1. В ситуации конфликта необходимо полностью дать возможность высказаться противнику.

2. Сотрудничество - форма, где врач занимает ведущую, активную позицию, а пациент остается сравнительно малоактивным.

3. Руководство - это модель не авторитарного сотрудниче­ства, а союза, она предполагает активное участие больного в лечебном процессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе альтернативных ре­шений.

III. Выберите верный вариант ответа

1. Для нейтрализации спора врачу необходимо:

а) полностью дать высказаться противнику

б) благожелательно и некатегорично попытаться локализовать спор

в) не показывать антипатию и не игнорировать ум противника

г) все ответы верны

2. Что из предложенных вариантов характерно для подростков

а) неумение формулировать жалобы

б) притязание на взрослость

в) снижение воз­можности самообслуживания

г) отсутствие осознания болезни

3. Укажите, в каком виде спора идет поиск истины и восполняется дефицит информации:

а) конструктивном

б) конфликтном

в) софистическом

4. Что из нижеперечисленного не относится к формам общения врача и пациента

а) сотрудничество

б) контрактная форма

в) противоборство

г) руководство

5. Какую функцию выполняет общение на первом этапе лечения

а) использование врачом взаимоотношений с пациентом как лечебного инструмента

б) установление взаимопонимания врача с пациентом, согласование целей лечения

в) подчеркивание самостоятельности и независимости пациента

6. Форма руководства взаимоотношений врача и пациента характеризуется

а) активное участие пациента в лечебном процессе, развитие его самостоятельности и ответственности в выборе альтернативного решения

б) врач занимает активную позицию, а пациент остаётся сравнительно малоактивным

в) одинаково активны и врач, и пациент

г) взаимные обязательства, как со стороны пациента, так и со стороны врача в процессе лечения

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.