Сделай Сам Свою Работу на 5

ФУНКЦИИ, ФОРМЫ И УРОВНИ КД. СТИЛИ, ВИДЫ, СТРАТЕГИИ КД





Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

Коммуникативная деятельность

Учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов

Уфа 2014

УДК 159.9(075.8 )

ББК 88.53я 7

К 63

Рецензенты:

 

Чернецов П.И. - доктор педагогических наук, профессор кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Штейнберг В.Э. – доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВПО «Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы», научный редактор журнала «Педагогический журнал Башкортостана»

 

К 63 Коммуникативная деятельность:учебно-методическое пособие для самостоятельной внеаудиторной работы студентов / Сост. А.Ф. Амиров,

О.В. Кудашкина – Уфа: Изд-во ГБОУ ВПО «Башгосмедуниверситет» Минздрав России, 2014. – с.

 

 

В учебно-методическом пособии излагается информационный материал по изучаемым разделам курса, набор психодиагностических методик по определению коммуникативных умений личности, упражнения для развития коммуникативной компетентности, итоговый контроль для самопроверки, глоссарий основных понятий курса.



 

Учебно-методическое пособие подготовлено в соответствии с рабочей программой учебной дисциплины «Коммуникативное мастерство медицинского работника», разработанной на основе ФГОС. Предназначено для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Лечебное дело», «Педиатрия», «Стоматология», «Медико-профилактическое дело».

 

 

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88.53я7

 

© ГБОУ ВПО «Башкирский государственный

медицинский университет»

Минздрав России, 2014

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………..4

Коммуникативное мастерство медицинского работника. Функции, формы и уровни коммуникативной деятельности. Стили, виды, стратегии коммуникативной деятельности……........................................................................... 6

Информационный материал……………………………………………..…….………..…6



Итоговый контроль для самопроверки……………………………….……..………….13

Тематика докладов и рефератов……………………………………….………………..15

Практическая работа……………………………………………………………....….…..16

Литература …………………………………………………………………………….……20

Вербальные и невербальные средства коммуникации……………………….… .21

Информационный материал……………………………………………………………...21

Итоговый контроль для самопроверки………………………………………………....24

Тематика докладов и рефератов………………………………………………...………25

Практическая работа………………………………………….……..….………..……….26

Литература …………………………………………………………..………..…….……….29

Личность в коммуникационном процессе……………………………………..……31

Информационный материал…………………………………………….…………..……31

Итоговый контроль для самопроверки……………………………….…………..…….38

Тематика докладов и рефератов………………………………………………...………40

Практическая работа………………………………………………………….…..………40

Литература …………………………………………………………..………….…..………48

Общие положения и принципы КД при деловом общении. Культура ведения споров………………………………………………………………………………....….49

Информационный материал……………………………………….…….…………….…50

Итоговый контроль для самопроверки………………………….……….…..….….….56

Тематика докладов и рефератов……………………………….……….…….….……..57

Практическая работа……………………………………….…….……………..….…….58

Литература………………………………………………………….……………………….63



Управление конфликтными ситуациями…………………………………………...65

Информационный материал……………………………………….………………...…..65

Итоговый контроль для самопроверки……………..….………………………………71

Тематика докладов и рефератов……………………………….…..…………………..72

Практическая работа………………………………………….…….……………………73

Литература……………………………………………………….……………………….. .80

Особенности общения в процессе медицинской деятельности…………………..81

Информационный материал…………………………………………………..……..…..82

Итоговый контроль для самопроверки………………………….…………….….…….87

Тематика докладов и рефератов………………………………..….……….…….…….88

Практическая работа……………………………………………….……………………..88

Литература ……………………………………………………….…………...………….….94

Введение

При написании учебно-методического пособия авторы руководствовались Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации, Федеральной программой развития образования, Концепцией модернизации российского образования, нормативными документами по стандартизации профессионального образования.

Были использованы также материалы различных учебных пособий по социальной психологии, изданных в последние годы для высших профессиональных учебных заведений, результаты многих педагогических исследований.

Потребность общества в специалистах, способных исполнять свои профессиональные обязанности через грамотно и верно выстроенную ситуацию общения, ставит систему образования перед необходимостью развития у обучающихся коммуникативной компетентности. Особенно это касается медицинских работников, педагогов и других специалистов системы «человек-человек».

Для медицинского работника, чья профессиональная деятельность связана с непосредственным воздействием на человека, общение есть важнейший профессиональный инструмент, направленный на создание благоприятной психотерапевтической среды.

Ещё в древние времена утвердилось мнение, что врач должен владеть тремя орудиями – словом, растением, ножом. Растение олицетворяет современную лекарственную терапию, нож – искусство хирургического вмешательства, слово – умение воздействовать на защитные силы организма с помощью внушения (психотерапия). Классик отечественной медицины М. Мудров указывал, что есть «психические лекарства, которые врачуют тело». Поэтому психотерапия вполне справедливо стоит на первом месте в арсенале современных медиков не только при пограничных состояниях, но и при других заболеваниях.

В профессиональной врачебной деятельности существенное место занимает высокая частота межличностных контактов при общении с больными и их родственниками, что, несомненно, предъявляет высокие требования к коммуникативной компетентности будущего специалиста. На современном этапе, на наш взгляд, развивать коммуникативную компетентность будущих медицинских работников возможно посредством проектирования и внедрения в педагогический процесс системы соответствующих элективных курсов.

Врач должен быть инициатором, лидером в управлении общением. Он должен проявлять оперативность начала контакта, формируя позицию «мы» со своими пациентами, понимать эмоциональное состояние больного, убеждать в необходимости и адекватности проводимой терапии, целенаправленно изменять негативные стереотипные установки по отношению к болезни. Все это помогает преодолевать коммуникативные барьеры, возникающие у врача с пациентом, особенно в начале профессиональной деятельности.

Для медицинского работника компетентность в общении включает в себя положительную направленность взаимодействия и отсутствие реакций игнорирования, высокий уровень эмпатии, верный выбор направленности и позиции в общении; отношение к другому человеку как к ценности, как к активному соучастнику взаимодействия, общую социально-психологическую компетентность. В ходе лечебного процесса медицинским работникам приходится взаимодействовать с самыми разными пациентами (тревожными, неуравновешенными, ипохондрическими, агрессивными, и др.), на психику которых оказывает влияние то или иное соматическое заболевание, меняющее привычный образ жизни и отношение пациента к окружающим людям и самому себе. И здесь врачу необходимо верно выбрать тактику общения, максимально адаптированную для личностных характеристик каждого пациента. К факторам такого выбора относятся знание этических и деонтологических основ профессионального взаимодействия медицинского работника и пациента, знания о ролевом поведении, вербальном и невербальном общении; способы общения с больным, умение слушать, устанавливать контакт и доверительные отношения; преодолевать барьеры взаимодействия; умение ориентироваться в потребностях пациента, понимать его; знание о психологических механизмах защиты личности; открытость врача в процессе коммуникации, речевые умения, умение проводить разные виды беседы; умения управления коммуникативным процессом в целом.

Таким образом, развитие коммуникативной компетентности будущих медицинских работников, становится одной из важнейших задач образовательного процесса.

 

 

КОММУНИКАТИВНОЕ МАСТЕРСТВО МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА

ФУНКЦИИ, ФОРМЫ И УРОВНИ КД. СТИЛИ, ВИДЫ, СТРАТЕГИИ КД

Цель: познакомиться с понятием «общение», его функциями, формами, уровнями, структурой; основными видами и стилями коммуникативной деятельности.

В результате освоения данной темы студент должен

знать: определение понятия «коммуникация»; модели коммуникации и коммуникативного акта; функции общения; структуру общения: коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны; виды общения; формы общения; стили общения; уровни общения; основные стратегии общения;

уметь: использовать знания в области общения при организации межличностных отношений, прогнозировать поведение собеседника; применять теоретические знания при выполнении заданий по изучаемой теме; пользоваться психологическими методиками по самодиагностике; применять сформированные компетенции в процессе планирования, организации и осуществления своей профессиональной деятельности.

Информационный материал

Понятие коммуникация происходит от лат. communico - делаю общим, связываю, общаюсь. Коммуникация представляет собой общение людей в процессе их совместной деятельности, это обмен информацией, мыслями, чувствами и идеями. Без коммуникаций невозможно существование никакой организованной системы, так как именно коммуникации обеспечивают эффективные взаимоотношения между людьми.

Коммуникация происходит не только в человеческих социальных системах. Определенного рода коммуникация характерна и для животных (брачные танцы птиц, токование глухаря, язык пчел и др.), и для механизмов, т.е. созданных человеком предметов (трубопроводы, транспорт, телеграфные и телефонные сигналы, взаимосвязь компьютеров в интернете и т.п.).

Существуют следующие основные модели общения:

· в познавательной модели общения целью является передача информации, значимой для другого субъекта общения;

· в убеждающей модели общения через систему логических доказательств оказывается взаимовлияние субъектов друг на друга;

· в экспрессивной модели общения реализуется цель передачи чувства, оценки, состояний друг другу;

· в суггестивной модели общения реализуется задача оказания внушения или внушающего воздействия;

· в ритуальной модели общения ставится и реализуется задача формирования системы психологической поддержки норм отношений.

 

Функции общения

Инструментальная функцияхарактеризует общение как социальный механизм управления и передачи информации, необходимой для исполнения действия.

Интегративная функцияраскрывает общение как средство объединения людей.

Функция самовыражения определяет общение как форму взаимопонимания психологического контекста.

Трансляционная функция выступает как функция передачи конкретных способов деятельности, оценок и т. д.

Этими четырьмя функциями не исчерпываются значение и характеристики общения. Среди других функций общения можно выделить: экспрессивную (функция взаимопонимания переживаний и эмоциональных состояний), социального контроля (регламентации поведения и деятельности), социализации (формирования навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и другие.

Структура общения

В структуре общения выделяются коммуникатив­ная, интерактивная и социально-перцептивная стороны. Коммуникативная составляющая общения — это обмен информа­цией между людьми или та информация, которой в процессе общения они обмениваются друг с другом. Интерактивная сторона общения включает в себя взаимодействие людей друг с другом. Социально-перцептивный аспект общения пред­ставляет собой восприятие и познание друг друга общающимися людьми.

Отсутствие единой системы кодирования и декодирования информации создает коммуникативные барьеры между участниками общения. Коммуникативные барьеры — это психологические препят­ствия на пути адекватной передачи информации между партне­рами по общению. Их причиной может стать отсутствие взаимопонимания, объясняемое тем, что к одному и тому же явлению люди могут относиться по-разному, между людьми могут быть социальные, политические, нравственные и иные различия. Возникновение барьера понимания может быть вызвано ря­дом причин: фонематическое непонимание, семантический, сти­листический, логический барьеры. Феномен фонематического непонимания проявляется в результате использования коммуни­катором невыразительной быстрой речи, речи-скороговорки или с большим количеством звуков-паразитов. Семантические барье­ры понимания связаны с тем, что участники общения используют различные значения слов. Например: «Убери свою ручку». Зна­чение слова «ручка» может пониматься как «рука человека» или «авторучка». Стилистический барьер обычно возникает при не­соответствии стиля речи говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. На­конец, логический барьер непонимания происходит, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо противоречит присущей ему манере доказа­тельств. Например, детская логика отличается от логики взросло­го. Если спросить малыша, почему кораблик плавает, он может ответить: «Потому что он мой».

Также выделяют и другие виды барьеров. Барьеры взаимодействия:мотивационный барьер, этический барьер, барьер стилей общения. Барьеры восприятия и понимания:эстетический барьер, разное социальное положение, барьер отрицательных эмоций, состояние здоровья, психологическая защита, барьер установки и др.

Коммуникативные барьеры:некомпетентность, неумение выражать свои мысли, плохая техника речи, неумение слушать, барьер характера и др.

Любая коммуникация осуществляется посредством знаковых систем, поэтому выделяют вербальную и невербальную коммуникацию. Самым универсальным средством коммуникации является речь.

Интерактивная сторона общениязаключается в организации взаимодействия между людьми для планирования и организации совместной деятельности – например, нужно согласовать действия, распределить функции ил повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника.

Наиболее распространенным оказалось дихотомическое де­ление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт.

В психологическом плане конфликт может быть рассмотрен как особая форма взаимодействия и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, про­являющихся в их действиях. Конфликт может выполнять как деструктивную, так и кон­структивную функции. Конфликт деструктивен, если он: уводит в сторону от решения более важных проблем и дел; укрепляет низкую самооценку и вызывает стресс; поляризует различия в ценностных ориентациях; вызывает безответственное, заслуживающее сожаления поведение. Конфликт конструктивен, если он: раскрывает важную проблему; дает выход скопившимся негативным эмоциям; помогает индивидам совершенствоваться и использовать полученные знания и опыт.

Перцептивная сторона общения характеризует процесс восприятия людьми других людей, процесс познания их индивидуальных свойств и качеств. Познавая других людей, индивид получает возможность определить перспективы совместной деятельности с ними.В актах взаимного познания выделяют действие механизмов межличностного восприятия, рассмотрим их подробнее.

Идентификация является одним из самых простых способов понимания другого человека и характеризует процесс сознательного или бессознательного отождествления личности с другим человеком или общностью. Идентификация основывается на том, что при взаимодействии личность пользуется таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению строится на основе попытки поставить себя на его место.

Убеждение – целенаправленное воздействие, оказываемое с целью трансформировать у личности убежденность в каком-либо вопросе или при рассмотрении какой-либо проблемы. Убеждение используется в общении для приобретения в лице оппонента единомышленника, сторонника, соучастника для выполнения какого-либо действия.

Эмпатия – постижение эмоционального состояния другого. Ситуация партнера по общению не столько «продумывается», сколько «прочувствуется». Выделяется эмпатия в форме сопереживания – переживания тех же эмоциональных состояний, что и партнер, и в форме сочувствия – переживания собственных эмоциональных состояний по поводу чувств другого.

Аттракция(привлечение) характеризуется познанием личности, основанным на формировании устойчивого позитивного чувства к нему.

Каузальная атрибуция основывается на стремлении личности к выявлению причин поведения партнера по деловому общению. Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации поведения, его причин. В обыденной жизни при общении люди обычно мало знают о действительных причинах поведения другого человека. При этом в условиях дефицита информации они начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения, которых в действительности нет.

Рефлексия характеризуется самопознанием личности в процессе общения. В основе рефлексии лежит способность человека представлять, как он воспринимается партнером по общению. Сложный процесс рефлексии включает несколько позиций: сама личность, какая она есть в действительности; как эта личность воспринимается партнером; как она видит саму себя; отношение к этим позициям другого партнера.

Стереотипизацияосновывается на классификации форм поведения личности и интерпретации их путем соотнесения с уже известными явлениями, т.е. стереотипами. Стереотипы формируются на основе дефицита информации и опыта, а сохраняются в результате нетворческого подхода к изменяющейся действительности. Они могут быть ошибочными, истинными или частично отражают объективную действительность.

Первичность и новизнапроявляются в процессе передачи или восприятия информации о каком-либо человеке для составления представления о нем. При восприятии незнакомых людей преобладающей является самая первая известная информация о нем. Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны, т.е. последняя, более новая информация о человеке оказывается для нас наиболее значимой.

Половые различия в общении.Общаясь между собой, мужчины и женщины демонстрируют в большей степени мужское, чем женское, поведение: больше говорят по делу, чаще не соглашаются друг с другом. Различие в стереотипном поведении ярче проявляется при общении с собеседником своего пола. Мужчины выражают больше несогласия при общении с мужчинами. Женщины более коммуникабельны и чутки к состоянию собеседника и к отношениям с ним, более доверчивы к добрым и хорошим словам. Ввиду своих психологических особенностей лица женского пола легче контактируют друг с другом. Однако в критической ситуации женщины общаются с женщинами в более драматическом ключе, чем с мужчинами. Собеседники обоего пола более убедительны в общении с женщинами, чем с мужчинами.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке, когда благоприятное впечатление приводит к позитивной оценке еще неизвестных качеств человека и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок.

Индивидуальность человека в отношениях с другими людьми определяет его стиль общения, под которым понимается система принципов, норм, методов, приемов взаимодействия и поведения человека. Наиболее ярко и полно стиль общения проявляется в профессиональной деятельности, во взаимоотношениях между деловыми партнерами или между руководителем и подчиненным. Именно поэтому проблема стиля лучше всего исследована в сфере лидерства - руководства. Наиболее распространенной является классификация К.Левина, который выделил три стиля лидерства (руководства): авторитарный (жесткие способы управления, единоличное принятие решения); демократический (коллегиальность, поощрение инициативы); либеральный (устранение от руководства).

Формы общения

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам.

Под прямым общением понимается естественный контакт «лицом к лицу» при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.

Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения «дополнительного» участника как посредника, через которого происходит передача информации.

Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

Опосредствованное(то есть посредством чего‑либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

Массовое общение– это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностноеобщение связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания.

Специалисту в области здравоохранения приходится в своей деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера.

Уровни общения

На современном этапе, существуют разные уровни общения, которые классифицируются по различным основаниям. В качестве примера рассмотримклассификацию уровней общения американского психолога Э. Шострома:

1 уровень – манипулирование – отношения и общение с людьми, как с вещами. При этом сам манипулятор и его чувства также являются вещами, которые можно применять для различных целей.

2 уровень – актуализация – признание независимости, естественности, полноты личности другого человека и его права на собственные цели и мотивы.

Виды общения

А) по содержанию

Материальное – обмен продуктами и предметами деятельности, которые в свою очередь служат средством удовлетворения актуальных потребностей субъектов.

Когнитивное– обмен знаниями.

Деятельное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками. Иллюстрацией когнитивного и деятельного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передаётся информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности.

Кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями. При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести друг друга в определённое физическое или психическое состояние, например, поднять настроение или испортить его.

Мотивационное – обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определённых побуждений, установок или готовности к действиям в определённом направлении. Например, один человек желает добиться, чтобы у другого возникло или исчезло некоторое стремление, чтобы сложилась определённая установка к действию и т. п.

Б) по целям

Биологическое – это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальноеобщение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида.

Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей.

В) по средствам

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения от одного живого существа другому. Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов: касанием руками и т. п. Информация может передаваться и восприниматься людьми на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движением другого или восприятие производимых им звуковых сигналов). У человека, кроме всех этих данных от природы способов передачи информации, есть немало таких, которые изобретены и усовершенствованы им самим. Это – язык и другие знаковые системы, письменность в её разнообразных видах и формах (тексты, схемы, рисунки, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (радио – и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и иные формы записей).

Также выделяют и другие виды общения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.