Сделай Сам Свою Работу на 5

Этические концепции XIX – XX вв.





Раздел I. Теоретические основы этики

Занятие 1. Этика как раздел философии

1. Актуальность темы: продиктована необходимостью использования этики – как новой парадигмы философствования и, вместе с тем, новой социальной практики решения сложных проблем, порожденных форсированным развитием биомедицинских технологий, сохраняющим при этом ориентацию на нормы медицинской этики.

2. Цели изучения темы:формирование у студентов положительной жизненной ориентации и выработка понимания морального закона, который является фундаментом общей культуры, без чего невозможно прогрессивное развитие общества.

После изучения темы студенты должны:

· знать основные проблемы морали и нравственности;

· знать и понимать особенности морального закона в профессиональной деятельности;

· уметь анализировать ситуации морального выбора с позиции гуманистических ценностей;

· владеть понятийным аппаратом в истории философских знаний в области этики.

3. В результате изучения данной темы студенты должны овладеть следующими общекультурными компетенциями (ОК):ОК-1, ОК-5, ОК-8, ПК-1; ПК-4.

4. План изучения темы:



1. Философский статус этики. Этика как «практическая философия».

2. Термины «этика», «мораль», «нравственность» и их этимологическое родство и исторически сложившееся различие.

3. Правильность поступка как практический результат этического знания.

4. Этика как «наука о морали». Этика как «жизнеучение». Теоретическая и нормативная этика, их проблематика, структура и функции.

5. Мораль и нравственность: подходы к дифференцированию.

5. Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятиям «этика», «мораль», «нравственность»?

2. Как соотносятся понятия «этика», «мораль», «нравственность»?

3. Выделите основные причины формирования этики?

4. Почему этика определяется как «практическая философия»?

5. Какова связь традиционной этики с этикой в стоматологии?

6. В чем проявляется практический результат этического знания?

7. В чем специфика этики как «науки о морали»?

8. Определите суть теоретической и нормативной этики?

9. Каковы подходы к дифференцированию «морали» и «этики»?

 



Задания, обязательные для выполнения в процессе самоподготовки.

Студенты должны самостоятельно прочитать статью из сборника «Нравственность для XXI века»: сб. статей / под ред. Ю.М. Антоняна; Ин-т гуманит. образования и информ. технологий. – М. : Аспект Пресс, 2009.

Занятие 2.

Этические учения античности

1. Актуальность темы:обусловлена необходимостью ознакомления студентов с основными философскими этическими учениями античности, которые являются фундаментальной основой нравственной культуры, без чего невозможно прогрессивное развитие общества.

2. Цель изучения темы:Сформировать у студентов общее представление о этических учениях античности. Выработка осознания этики как науки о должном, а не о сущем, чтобы существующая реальность ориентировочно соответствовала идеальным нормам морали.

После изучения темы студенты должны:

· знать основные этические подходы античности: «Никомахова Этика» Аристотеля, стоицизм как этическое учение, автаркия киников, этическое учение Эпикурейцев.

· иметь представление о взаимосвязи различных этических учений античности.

· понимать взаимосвязь морали и этических учений;

· иметь представление о работе с первоисточниками;

· понимать значение культурного контекста в формировании моральных универсальных ценностей.

· уметь пользоваться всеми доступными информационными ресурсами: учебной, научной, научно –популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности.

3. В результате изучения этики в стоматологии студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):ОК-1, ОК-5, ОК-8, ПК-1, ПК-4.



4. План изучения темы:

1. Проблема правильного понимания счастья в концепции Аристотеля. Связь счастья и добродетели. ( Аристотель « Никомахова Этика» книга 1)

2. Аутаркия (автаркия) киников как условия счастья. (Антология кинизма)

3. Стоицизм как этическое учение. (фатализм стоиков, апатия – преодоление аффектов и любовь к судьбе как условие счастья.)

4. Этическое учение эпикурейцев. ( Эпикур «Главные мыли»)

5. Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Почему Аристотель определяет счастья как высшее благо человека?

2. В чем специфика моральных оснований учения киников?

3. Какова суть этического и прагматического аспектов?

4. В чем специфика теоретических оснований этики стоиков?

5. Какую роль оказал фатализм стоиков на формирование этических традиций универсальной значимости?

6. Каким образом этическое учение эпикурейцев влияют на идеальные нормы разума?

7. Какова взаимосвязь морали и этических учений античности?

Задания, обязательные для выполнения в процессе самоподготовки.

Студенты должны самостоятельно прочитать произведение Аристотеля «Никомахова этика».

Занятие 3.

Этические учения европейского Средневековья и эпохи Возрождения.

1. Актуальность темы:обусловлена необходимостью ознакомления студентов с основными философскими этическими учениями средневековья и эпохи Возрождения, которые являются основой гармоничного и всестороннего развития человека и его нравственной культуры в условиях современного общества и рамках формирования корпоративной культуры врача–стоматолога.

2. Цель изучения темы:Сформировать у студентов общее представление о этических учениях средневековья и эпохи Возрождения. Выработка осознания этики как науки, направленной на формирование универсальных принципах морали в существующей реальности.

После изучения темы студенты должны:

· знать основные этические подходы средневековой Европы, где прослеживается подчинение морали религии и эпохи Возрождения с формированием гуманистической этики.

· иметь представление о взаимосвязи различных этических учений средневековья и эпохи Возрождения.

· понимать взаимосвязь морали и этических учений в истории философии;

· иметь представление о работе с первоисточниками;

· понимать значение культурного контекста в формировании моральных универсальных ценностей.

3. В результате изучения этики в стоматологии студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):ОК-1, ОК-5, ОК-8, ПК-1, ПК-4.

4. План изучения темы:

1. Идея Бога как нравственного идеала в книгах Ветхого и Нового Завета.

2.Любовь как универсальный принцип морали в христианской этической концепции.

3. Основные характеристики военно-феодального этоса. Идея чести, доблести и служения.

4. Идея подчинения морали религии в трудах Августина Блаженного Фомы Аквинского.

5. Особенности гуманистической этики эпохи Возрождения.

6. Концепция гармоничного и всестороннего развития человека в эпоху Возрождения.

7. Этические учения социалистов – утопистов (Т. Мора, Т. Кампанелла).

8. Этика протестантизма (индивидуальность спасения, изменения отношения к практической деятельности).

5. Вопросы для контроля знаний студентов:

1. В чем суть нравственного идеала в книгах Ветхого и Нового Завета?

2. Как рассматривается любовь в христианской этической концепции?

3. Определите основные характеристики военно-феодального этоса?

4. В чем специфика идеи подчинения морали религии в трудах А. Блаженного и Ф. Аквинского?

5. Дать характеристику особенностям гуманистической этики эпохи Возрождения?

6. Определите проблему утраты божественного нравственного идеала в эпоху Возрождения?

7. В чем суть политического аморализма Макиавелли?

8. Дать характеристику этических учений М. Мора и Т. Кампанелла?

9.В чем основа и особенность этики протестантизма?

Задания, обязательные для выполнения в процессе самоподготовки.

Студенты должны самостоятельно прочитать произведение Пико делла Мирандола «Речь о достоинстве человека».

 

Занятие 4.

Этические концепции XIX – XX вв.

1. Актуальность темы:обусловлена необходимостью ознакомления студентов с основными философскими этическими учениями XIX–XX вв., которые определяют нравственную культуру, без чего невозможно прогрессивное развитие общества.

2. Цель изучения темы:Сформировать у студентов общее представление о этических учениях XIX – XX вв.. Выработка осознания этики как науки о должном, а не о сущем, чтобы существующая реальность ориентировочно соответствовала идеальным нормам морали.

После изучения темы студенты должны:

· знать основные этические термины и понятия;

· иметь представления о этических подходах XIX – XX вв.: И. Канта о категорическом императиве; И. Бентама и Дж. Милля о этики утилитаризма; «имморализм» Ф. Ницше; смысл человеческого бытия в этике В. Соловьева и Н. Бердяева; экзистенциальная этика Ж.П. Сартра и М. Хайдеггера; этическая концепция благоговения перед жизнью А. Швейцера.

· иметь представление о взаимосвязи различных этических учений XIX – XX вв.;

· понимать взаимосвязь морали и этических учений XIX – XX вв.;

· иметь представление о работе с первоисточниками;

· понимать значение культурного контекста в формировании моральных универсальных ценностей.

3. В результате изучения этики в стоматологии студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):ОК-1, ОК-5, ОК-8, ПК-1, ПК-4.

4. План изучения темы:

1. Учение И. Канта о категорическом императиве (три практических принципа категорического императива, виды императивов).

2. Этика утилитаризма И. Бентама и Дж. Милля.

3. «Имморализм» Ф. Ницше.

4. Цель и смысл человеческого бытия в этике В. Соловьева и Н. Бердяева.

5. Экзистенциальная этика Ж.П. Сартра и М. Хайдеггера.

6. Этическая концепция благоговения перед жизнью А. Швейцера.

5. Вопросы для контроля знаний студентов:

1. Почему И. Кант пристально рассматривает двойственную природу человека и возможности человеческой воли?

2. Дать определения видов императивов И. Канта?

3. Охарактеризовать три практических принципа категорического императива?

4. Обоснуйте дилемму «должен – можешь» по И. Канту?

5. В чем суть этики утилитаризма И Бентама и Дж. Милля?

6. Дать характеристику «имморализма» Ф. Ницше?

7. Определите цель и смысл человеческого бытия в этике В. Соловьева и Н. Бердяева?

8. Дать характеристику экзистенциализма этики Ж.П. Сартра и М. Хайдеггера?

9. В чем суть концепции благоговения перед жизнью А. Швейцера?

Задания, обязательные для выполнения в процессе самоподготовки.

Студенты должны самостоятельно прочитать произведение И. Канта «Основы метафизики нравственности».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.