Сделай Сам Свою Работу на 5

Предпосылки возникновения романтизма





Рекомендовано редакционно-издательским советом ОрелГТУ

В качестве учебно-наглядного пособия.

 

Орел 2005

удк 008 (075)

ББК 71я

С18

 

 

Рецензенты:

кандидат исторических наук,

заведующий кафедрой философии и истории ОрелГТУ

А.И. Еремин,

кандидат исторических наук, доцент кафедры

всеобщей истории ОГУ

А.А. Захаров

 

С 18 Санькова С.М. Введение в историю мировой художественной куль туры: Учебно-наглядное пособие. Часть 2. Зарубежная культура ХIХ-ХХ вв. / С.М. Санькова— Орел: ОрелГТУ, 2006.

 

 

В данном учебно-наглядном пособии в рамках авторской историко искусствоведческой концепции рассматривается единство культурного и исто рического процессов на базе художественного творческого наследия. В работе анализируется процесс возникновения и развития основных направлений за падно-европейского искусства в период ХIХ-ХХ вв. При сохранении научно- сти изложения материал дается в доступной для понимания и лаконичной по изложению форме. Издание ориентировано в первую очередь на студентов технических вузов, где гуманитарные дисциплины не являются профильными и читаются в рамках небольшого количества часов. Пособие может быть по лезно преподавателям и аспирантам при подготовке лекций по дисциплинам «История мировой и отечественной культуры» и «Культурология», а также всем интересующимся вопросами истории и теории культуры.



 

удк 008 (075)

ББК 71я

 

 

С ОрелГТУ, 2006

С Санькова С.М., 2006

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Особенности культуры эпохи просвещения …………………………………5

2. Предпосылки возникновения романтизма …………………………………..7

3. Основные характеристики и представители эпохи романтизма………….. 11

4. Искусство реализма …………………………………………………………..15

5. Импрессионизм и пост импрессионизм …………………………………….17

6. Модерн…………………………………………………………………………20

7. Влияние первой мировой войны на мировоззрение и культуру…………...24

8. Зарубежная культура после второй мировой войны………………………. 30

Литература ………………………………………………………………………43

 

Особенности культуры эпохи просвещения

Гуманистические идеалы эпохи Возрождения и Реформации, религиозные войны и происходившие в то же время первые буржуазные революции — все это привело к глубокой секуляризации общественного сознания (отделения религии от светской жизни). Религия перестает быть абсолютным авторитетом для разума. Начинают доминировать идеи веротерпимости. Характер мироощущения Нового времени определяет научная рациональность.



В общественной жизни провозглашается новый политико-правовой идеал, в котором человек по мысли английского философа Джона Локка признается «независимым — тружеником — собственником».

Еще начиная с эпохи Возрождения человек занял место Бога в качестве творца и создателя. Наиболее ярко это проявилось в культуре «Века разума» или эпохи Просвещения (сам термин появился в ХУIII в.).

Научные знания, ранее бывшие достоянием узкого круга ученых, теперь выходят за пределы университетов и лабораторий в светские салоны Парижа и Лондона. Наука и философия становятся предметом обсуждения литераторов и публицистов, популяризирующих новые достижения и знания.

В 1874 г. немецкий философ Кант в статье «Ответ на вопрос, что такое Просвещение» определил его как историческую эпоху, сущность которой заключается в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса. То есть улучшение жизни человека, преодоление всех форм несвободы путем длительного морального совершенствования человечества.

На знамени просветителей написано два главных слова: наука и прогресс. Просветители апеллируют к разуму, опирающемуся на научный опыт и свободному от авторитетов и традиций (в первую очередь религиозных). Существование Бога большинством не отрицается, но он рассматривается как разумная первопричина мира, не связанная с догматами какой-либо религии. Всю историю человечества и в частности историю христианства просветители подвергают «суду разума и здравого смысла». В Англии это были — Джон Локк, во Франции — Жан-Жак Руссо, Франсуа-Мари-Аруэ Вольтер, Дени Дидро).



Главное действующее лицо и в научных и в литературных работах просветителей — человек. Он предстает с одной стороны как отдельный изолированный индивид, действующий исходя из своих частных интересов. С другой — он часть юридической всеобщности, перед которой все индивиды равны. Следствием этого становится необходимость упразднения конфессиональных и сословных различий.

В этом отношении характерно творчество немецких просветителей (Фридрих Шиллер, Иоганн Гете). В их произведениях появляется новый герой «гражданин мира», носитель «чистого разума», он не привязан к «своему мирку», он находит «хороших людей» в любом народе, любом сословии и вероисповедании. Литература эпохи Просвещения в художественной форме пытается разрешить противоречие, которое состоит в несовместимости «частного человека» и «человека вообще» - носителя разума и справедливости. Образы героев в литературе Просвещения часто имеют неживой, нереальный (плакатный) характер. Ярким примером может служить роман Ж.-Ж. Руссо «“Эмиль” или “О воспитании”», повествующий об идеальной с точки зрения автора форме воспитания, когда ребенок младенцем забирается от своих родителей и растет в деревне под надзором опытного наставника. Язык произведений высокопарен и далек от простого народного языка. Думая о человечестве в целом, просветители были понятны, знакомы и интересны лишь узкому светскому кругу.

В искусстве классицизм так же вышел из рационалистической философии и веры во всемогущество разума и просвещения, которые могут не только переродить каждого человека и все общество, но и привести искусство к небывалым высотам. Жак Луи Давид писал: «Лишь светоч разума может указывать путь гению искусства... гений искусства обязан идти рука об руку с философией, которая будет внушать ему великие идеи».

Художник-классицист на каждом шагу поверяет свое творчество этими непреложными в его глазах законами разума. Как следствие, он видит свою цель не в том, чтобы затрагивать человеческие чувства, а обращаться к рассудку. «Художник обязан быть моралистом, и не о воплощении своих впечатлений от действительности он должен думать, но о создании идеального возвышенного мира, где все не таково, как оно есть, но таково, каким оно могло бы или должно было быть. И самый этот идеал должен быть достигнут лишь разумом и прийти к нему можно лишь с помощью рационального анализа». Античность становится международным языком искусства.

Для своего времени эта система была полна глубокого и благородного пафоса. Но когда основы философии просвещения заколебались в ходе исторических событий, то и ее отражению в искусстве пришлось испытать сокрушительный натиск со стороны новых веяний.

Предпосылки возникновения романтизма

Вся история Франции последних лет ХVIII и начала ХIХ вв. была непрерывным опровержением рационального взгляда на мир. Все началось с Великой Французской революции 1789 - 1794 гг. В этот период Франция стала центром политической жизни Европы. В ходе революционных событий Людовик ХVI был казнен, Франция провозглашена республикой во главе с Национальным Конвентом. Революционная Франция повела успешную войну против коалиции других европейских государств (Англии, Германии, Голландии, Испании). Внутри страны установилась якобинская диктатура, сопровождавшаяся невиданным до того времени явлением — ежедневными массовыми казнями. Революцию осуществляли люди, верившие в силу разума и надеявшиеся переделать мир по его законам. Глава якобинцев Робеспьер даже разрабатывал проект введения вместо упраздненной католической церкви культа Разума. Но он погиб от собственного порождения — гильотины — в ходе термидорского переворота. Конвент передал власть Директории (пять директоров). Термидорская реакция на якобинскую диктатуру стала продолжением репрессий. Экономика была в упадническом состоянии, страна жаждала порядка.

В ходе революции в качестве талантливого полководца выдвинулся Наполеон Бонапарт. После похода в Египет при поддержке Директории он становится первым консулом. В 1804 г. Наполеон провозглашает себя императором, и ведет активную завоевательную политику, захватив почти всю Европу (за исключением Северной Европы, Англии и России). Однако вторжение Наполеона в Россию приводит к гибели его армии. Франция из мирового диктатора превращается в побежденную страну. Из-за границы возвращается и насаждается династия Бурбонов.

Никто из современников не мог найти в происходивших событиях ни логики, ни следа каких-либо закономерностей. Прежнее мировоззрение окончательно изживало себя, уступая место другому, создающемуся под непрерывным воздействием происходящего. Поколение, пережившее все это в дни своей юности, вышедшее из этих испытаний с глубоко потрясенным духовным миром, не могло удовлетвориться идеями прошлого, чего бы они ни касались (морали, искусства, литературы, политики). Основными сентенциями этого мироощущения стали следующие высказывания:

«Философия прошлого столетия оставила нам в наследство пустоту».

«ХVIII век спустил с цепи бури. Отныне человечество идет по бесконечным развалинам».

Стала остро ощущаться необходимость заново осмыслить окружающий мир, так как все известные формулы (философские, эстетические и др.) нельзя было отнести к новой эпохе. Проблема отцов и детей встает во Франции в это время с драматической остротой. Александр Дюма так скажет об этом: «В течение 19 лет вражеская артиллерия била по поколению людей от 18 до 36 лет; поэтому, когда поэты конца ХVIII и начала ХIХ вв. встали лицом друг к другу, они оказались по разные стороны огромного рва, вырытого пушками пяти коалиций. На дне этого рва лежал миллион человек...».

Как только оказались разрушенными все философские и моральные ос новы, определявшие стилистический язык классицизма, этот язык начал казаться устаревшим и непригодным к решению тех задач, которые выдвигал сегодняшний день.

Однако осознание происходивших процессов было постепенным и мед ленным. Внешне все выглядело по-прежнему. К примеру, непререкаемый авторитет в живописи Давида и его школы, безраздельное господство классицизма. Но если не увидеть за внешней стороной событий внутреннюю подготовку перелома, то станут необъяснимы быстрые успехи нового направления в культуре — романтизма и его стремительное распространение всего за какие-то 10 лет по всей Европе. Между тем зерно падало на уже подготовленную почву.

Можно выделить следующие три основные предпосылки появления романтизма:

1. Рост интереса в каждой европейской стране к своей истории и национальным традициям, вызванный в начале развитием гражданского самосознания в эпоху Просвещения, а затем захватническими Наполеоновскими война ми. Наиболее ярко это проявилось в собирании и издании фольклора. В Англии Шотландский поэт Джеймс Макферсон издал гениальную подделку древнекельтского эпоса — «Песни Оссиана». Они пользовались огромным успехом. Наполеон даже заказал расписать свой личный кабинет сценами из этого произведения. Этот успех стимулировал работу по собиранию и изданию древних сказаний. Молодой Вальтер Скотт записал и издал «Песни шотландской границы». В библиотеках и монастырях — повсюду находили старинные рукописи, никем не прочитанные ранее. Еще в середине XVIII в. была найдена рукопись «Песни о нибелунгах», ставшей в ХIХ в. неиссякаемым источником сюжетов для драматургов и поэтов-романтиков. В начале ХIХ в. в Вене был найден и затем издан средневековый мифологический эпос «Кудруна». Через 20 лет в Париже впервые была опубликована «Песнь о Роланде», послужившая источником многочисленных литературных баллад в разных странах, что подготовило расцвет балладного жанра в эпоху романтизма. Роберт Бернс и братья Гримм собирали, обрабатывали и издавали народные пени и сказки, так же пользовавшиеся большой популярностью.

2. Революционные события сделали современную жизнь более интересной и важной, чем античные сюжеты. Герои перестали быть достоянием античности, героями стали современники. Людвиг Ван Бетховен пишет «Героическую симфонию», посвященную Наполеону. Людям становится интересна современность, а если история, то не греческая и римская, а национальная. Вальтер Скотт в Англии и Александр Дюма во Франции стали основателями исторического романа как высокого литературного искусства (до этого их писали в основном женщины и этот жанр считался чем-то подобным современным «женским романам»). Даже если действие происходит в современности (к примеру «Граф Монте-Кристо»), то оно окружено ореолом героизма и экзотики. На читателя вываливается масса времен и событий. Сюжетные линии множатся и переплетаются между собой. Именно в это время происходит своеобразное «возвращение» Вильяма Шекспира, который не вписывался в классические законы драматургического триединства.

З. Судьба Наполеона так же стала символом романтической эпохи. В смутные времена политических и военных потрясений перед человеком тем не менее раскрывались огромные перспективы, надо было лишь смело идти на встречу судьбе. Конечно, можно было погибнуть, но слишком заманчив был пример корсиканца из небогатой семьи, ставшего французским императором. Маршал Лан, у которого была поговорка «Гусар, доживший до 25 лет не гусар, а дерьмо», погиб в 30 лет в бою, по преданию он умер на руках у Наполеона, который тогда единственный раз в жизни заплакал.

Именно в этой атмосфере и формировалась идеология романтизма, которая стала господствующей в Европе первой половины ХIХ в.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.