Сделай Сам Свою Работу на 5

Логика и порядок разработки комплексных целевых программ. Типовые формы программ.





Комплексная целевая программа (КЦП, программа) представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее важной и насущной проблемы эффективными путями в установленные сроки.

Порядок разработки программ включает следующие этапы (на примере сферы услуг):

1. Оценка существующего состояния сферы услуг и ее развития на перспективу с учетом сложившихся в настоящем и прошлом темпов и пропорций (прогноз показателей на основе экстраполяции).

2. Разработка модели идеального состояния сферы услуг (по отраслям и сферам деятельности) с точки зрения оптимального удовлетворения потребностей в ее продукции и услугах и обеспечения ее конкурентоспособности с учетом внешних угроз (на основе целевых нормативов и показателей, а также прогнозных данных из стратегического плана развития).

3. Сопоставление идеального и возможного развития сферы услуг по ее отраслям (видам экономической деятельности) и определение разрыва между этими показателями. Формирование проблем и выделение наиболее важных с точки зрения достижения запланированных целей. Описание наиболее важных проблем под программную разработку (для обоснования проблем можно использовать данные стратегического плана, а их описание осуществляется в рамках разработки программы).



4. Определение цели, задач и наиболее важных мероприятий, решающих поставленную программную проблему. На этом этапе используются методы построения "дерева целей", теории "графов", которые позволяют разукрупнить цель до комплекса мероприятий, обеспечивая единую целевую направленность всех заданий и мероприятий.

5. Формирование концепции решения проблемы, разработка вариантов развития объекта программно-целевого планирования, обоснование необходимых экономических и структурных преобразований в развитии сферы услуг при условии обеспечения максимального приближения ее развития к общественно-необходимым потребностям (идеальному состоянию).



6. Определение необходимых ресурсов для реализации программы в укрупненном варианте (материальных, финансовых, трудовых) и оценка существующей ресурсной базы на предмет возможности реализации программных мероприятий на базе имеющихся ресурсов.

7. Взаимная увязка потребностей и возможностей ресурсного обеспечения программ и определение оптимального ресурсного потенциала для эффективного и запланированного развития сферы услуг в рамках реализации программы.

8. Разработка макета программы и обоснование конкретных мероприятий, заданий, сроков их осуществления, необходимых ресурсов и их номенклатуры для реализации программных заданий.

9. Сопоставление возможных и необходимых ресурсов по номенклатуре и объему (материальных, финансовых, трудовых), по количеству и качеству; формирование условий по оптимальному и первоочередному обеспечению программы необходимыми ресурсами. Расчет эффективности программы (социальный, экономический, экологический и т. д.).

10. Уточнение программы и приведение ее в соответствие с утвержденным макетом. Согласование программных заданий с исполнителями, уточнение и разукрупнение основных показателей. Составление графика выполнения работ.

11. Утверждение программы как директивного документа и организация доведения заданий программы до исполнителей. Определение системы отчетности.

12. Организация реализации программы (создание координационных советов и т. д.). Контроль за ходом реализации (определение форм контроля и их периодичности, определение ответственности за выполнение показателей программы).



25. Содержание и значение плана себестоимости продукции и услуг и порядок его разработки.

Планирование предполагает определение общих затрат с выделением расходов, включаемых в себестоимость в целях налогообложения, производственную себестоимость, полную себестоимость, в том числе на единицу продукции (услуги); издержек производства и обращения по сумме и по уровню. Определение и оптимизацию затрат (издержек) целесообразно осуществлять по статьям расходов, по номенклатуре в соответствии или с НК РФ, или с положением о бухгалтерском учете, или самостоятельно определяемой номенклатуре по расширенному перечню статей.

В научной и учебной литературе расчеты по планированию охватывают обоснование: себестоимости, издержек, оптимизацию общих затрат и их управление. Вышеперечисленные экономические категории, хотя в определенной мере и отражают траты ресурсов, но имеют и разное содержательное наполнение. Поэтому для адекватного восприятия логики рассмотрения тех или иных категорий и соответственно обоснования показателей плана приведены их отличительные особенности.

Отличие категорий "затраты", "издержки", "себестоимость" заключается в следующем:

- затраты связаны с тратой (расходами) ресурсов независимо от источника их финансирования (собственные или заемные, из прибыли или включены в себестоимость). Они представляют собой стоимостную оценку ресурсов, используемых в процессе производства продукции и услуг;

- издержки производства и обращения связаны, во-первых, не только с фактической, но и с рыночной оценкой расходов ресурсов с позиции наиболее эффективного их использования, во-вторых, касаются только тех ресурсов, которые находятся в собственности (распоряжении) предприятия. Издержки предприятий сферы услуг (торговли, общественного питания, туризма и других) меньше затрат и полной себестоимости на величину стоимости сырья. Издержки производства и обращения предприятий измеряются в сумме и по уровню (по отношению к выручке в %);

- себестоимость продукции и услуг - это денежное выражение затрат на производство и реализацию продукции и услуг. Различают полную себестоимость, включающую все виды затрат в их полном объеме (прямые, косвенные, накладные), производственную (прямые и косвенные) и себестоимость в целях налогообложения (часть затрат не включается в последнюю из-за превышения предельного размера расходов в соответствии с НК РФ, а также если эти расходы выплачиваются из прибыли). Кроме того, рассчитывают себестоимость в целом по предприятию, по отдельным видам и направлениям деятельности и на единицу продукции (услуги). Расчет себестоимости на единицу продукции (услуги) позволяет проводить расчеты рентабельности продаж отдельных видов продукции (услуги) и при необходимости исключать из реализации нерентабельные виды.

Себестоимость и издержки относятся к категории управляемых показателей и напрямую влияют на величину прибыли, которая является расчетным показателем. Абсолютные и относительные показатели затрат, себестоимости, издержек показывают уровень и эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на производство и реализацию продукции и услуг, качество работы всех сотрудников и системы управления. В соответствии с этим очень важно не только определить возможные затраты в плановом периоде, но и предусмотреть меры по их оптимизации. Оптимизация затрат - это не столько их сокращение, а прежде всего формирование условий экономической целесообразности (выгодности) затрат, когда каждый затраченный рубль приносит прибыль не ниже сложившегося уровня рентабельности.

26. Организация процесса разработки планов на предприятии.

Организация планирования на предприятии может быть построена на принципах централизации или децентрализации плановых расчетов и их объединения (интеграции) в единый план. При этом отдельные виды планов (бизнес-план) целесообразно разрабатывать из центра (например, отдела планирования) с подключением соответствующих отделов для детализации разделов. Другие виды планов можно разрабатывать с учетом децентрализации, что определяется задачами, решаемыми предприятием.

В общем виде в каждой компании есть центральный отдел планирования или любой функциональный отдел с функциями планирования, на который возлагаются или задачи консультационного характера (методическое обеспечение процесса планирования по разделам, структурным подразделениям) или директивные полномочия. Этот отдел может выполнять следующие функции:

а) формальные:

- распределение обязанностей между отделами, сотрудниками по планированию и контролю за ходом выполнения планов;

- составление графика разработки планов, их согласование;

- установление формальных требований к планово-контрольной документации;

б) содержательные:

- информационно-аналитическая поддержка процесса разработки планов, их реализации и контроля;

- координация составления разделов планов, разработка сводного плана и система корректировки планов с учетом внутренних и внешних изменений;

в) организационные:

- порядок и последовательность разработки того или иного плана;

- выбор приоритетной методики обоснования плановых показателей, форм представления планов и обеспечение доведения требований по планированию как до разработчиков планов, так и до исполнителей;

- разработка системы сбора и обработки информации (отчетной, прогнозной; внутренней, внешней; оперативной или статистической);

- выделение основных разработчиков планов, обозначение их соподчиненности и документооборота между ними;

- определение последовательности и логики разработки планов и обоснования плановых показателей, доведения их до исполнителей;

- определение форм и порядка отчетности по выполнению плановых заданий, система контроля и ответственности за выполнение планов.

Каждый вид работ по составлению, согласованию и утверждению планов целесообразно зарегламентировать. Этот регламент необходимо утвердить на уровне руководства предприятия, что позволит осуществлять эти работы целенаправленно и эффективно.

План производства продукции и услуг, его обоснование и ресурсное обеспечение.

План производства продукции и услуг который обосновывается по номенклатуре производимой (плановой) продукции и услуг в натуральных показателях (при необходимости определяется и сумма которая отражает полную себестоимость реализации объема товаров и услуг) На основе производственной программы определяется потребность в сырье и материалах для производственных нужд.

Плановый объем реализации и производственная программа служат базой для определения:

- плана выловых доходов т.е. добавленной стоимости, как результат производства и реализации продукции и услуг (этот план затем уточняется с учетом оптимизации структуры цены реализации и цены покупки сырья, а также ассортимента и объема реализации)

- плана по закупке сырья и материалов в целом и по видам, что служит последующим обоснованием для заключения договоров с поставщиками на поставку сырья и материалов. Потребность в закупке сырья рассчитывается на основе продуктовго баланса след вида

П=Р+3к-Зн+Вп где П - необходимый объем закупки сырья по номенклатуре

Р - количество расходуемого сырья для производственных нужд

Зк - запасы (норматив) сырья на конец периода

Зн - фактические запасы сырья на начало периода

Вп - прочее выбытие сырья

28. Методика планирования затрат на предприятиях сферы услуг.

При обосновании затрат необходимо учитывать основные принципы:

- всякие траты должны быть экономически оправданны, т. е. приносить доход, превосходящий эти траты;

- оптимизация затрат предполагает поиск такого их минимально допустимого объема, который бы приносил максимально возможный доход;

- условно-постоянные затраты планируются и оптимизируются по сумме, и они обеспечивают базисные условия функционирования предприятия, поэтому их размер зависит от типа и класса предприятия, вида предпринимательской деятельности, регионального месторасположения предприятия, нормативных требований к условиям деятельности;

- условно-переменные затраты планируются и оптимизируются по уровню (отношение суммы условно-переменных затрат к выручке или объему производства), что предполагает обоснование наиболее эффективной доли затрат в выручке (объеме производства);

- соотношение условно-постоянных и условно-переменных затрат влияет на "производственный рычаг", который характеризует изменение прибыли предприятия при изменении выручки на 1% (чем выше доля постоянных затрат в общих затратах, тем больше "производственный рычаг"). Таким образом, производственный рычаг - это, с одной стороны, характеристика возможных темпов роста прибыли, с другой - характеристика рисков потери этой прибыли.

Для предприятий сферы услуг оптимальное соотношение условно-постоянных и условно-переменных затрат (без учета стоимости сырья для переработки) - 2 : 1, т. е. доля условно-постоянных затрат должна составлять 65-68%, а условно-переменных - 32-35%.

план по затратам разрабатывается в основном на год с разбивкой по кварталам и месяцам. При достаточно стабильных условиях осуществления хозяйственных операций период планирования затрат может быть увеличен до трех лет.

Планирование затрат, калькулирование и контроль себестоимости целесообразно организовывать по следующим направлениям:

- согласованность и единообразие отнесения затрат на тот или иной вид продукции или услуги, а также по подразделениям при планировании, учете и контроле;

- отнесение затрат на себестоимость продукции и услуг по мере их производства и реализации;

- определение состава затрат прямым и косвенным методами по единому алгоритму расчетов;

- включение системы управления себестоимостью (затратами) по подразделениям в управленческий цикл бюджетирования по структурам и видам деятельности.

С учетом этих правил, а также опыта проведения плановых расчетов затрат в предприятиях можно выделить несколько этапов их обоснования.

1-й этап - аналитический. На этом этапе в составе фактических затрат за отчетный год выделяются условно-постоянные и условно-переменные затраты (издержки). Вначале выделяются базовые постоянные затраты: амортизационные отчисления, расходы на отопление, арендные платежи, которые не зависят от объема деятельности предприятия. Но в составе затрат основная доля - это смешанные затраты, которые в определенный мере реагируют на объем. Эти смешанные затраты необходимо разделить на постоянную и переменную составляющие.

2-й этап. Собственно планирование и обоснование затрат по статьям и в целом по предприятию. Это важный этап не только в определении затрат, но и в реализации идей и направлений развития предприятия.

Планирование затрат целесообразно начинать с определения условно-постоянных затрат. Они планируются в сумме и в основном на основе технико-экономических расчетов. Эти затраты базисные, обеспечивающие условие функционирования предприятия. Первоначальные расчеты условно-постоянных затрат (например, расходы на аренду) корректируются с учетом коэффициента инфляции (если есть данные об изменении ставки арендной платы на следующий год, в расчет принимается обновленная ставка). Расчеты проводятся по каждой статье условно-постоянных затрат отдельно с расчетами сумм, а затем уровня затрат по отношению к объему выручки или получаемым валовым доходом. Таким образом, планирование условно-постоянных затрат осуществляется на начальном этапе их обоснования с учетом опыта прошлых лет, изменения ставок договорных отношений на услуги сторонних организаций, уровня инфляции, проводимой политики по оптимизации расходов. По этим статьям расходов планирование и оптимизация осуществляются по сумме. К таким статьям относятся: арендная плата, амортизационные отчисления, расходы на содержание помещений, включая отопление и освещение. Обоснование этих затрат завершается аналитической запиской, в которой дается результат расчета и предложение по оптимизации этих затрат, снижению их уровня.

3-й этап. Сравнение расчетных и плановых затрат и издержек с допустимо возможными. Этот этап очень важен, так как помимо сравнения на этом этапе осуществляется поиск путей наиболее эффективного использования ресурсов и относительной экономии затрат.

4-й этап. Разработка мероприятий по управлению затратами с учетом их оптимизации и экономической выгодности, а также формирование плановых затрат на уровне не выше предельно допустимых. Общий объем затрат будет равен

где Зо - общий объем плановых затрат (руб.);

Ип - плановый объем издержек без стоимости сырья (руб.);

Вз - внереализованные расходы (руб.);

Зс - затраты на покупку сырья и материалов для производства продукции и услуг (руб.) (рассчитываются с учетом объема производства на основе производственной программы);

Зп - прочие расходы и затраты, не включаемые в себестоимость продукции и услуг (руб.) (определяются на основе опыта прошлых лет и мероприятий по оптимизации).

5-й этап. Определение относительных показателей затрат и издержек на единицу продукции и услуг, объем реализации. Необходимо обеспечить относительное сокращение издержек (уровня затрат по отношению к объему производства и реализации), но с учетом обеспечения необходимого качества продукции (услуг) и конкурентоспособности предприятия. Для этого разрабатываются мероприятия по оптимизации затрат, включая формирование системы мотивации и стимулирования труда, обеспечивающих сокращение нерациональных затрат, применение современных технологий, организации производства, обслуживания, управления и т. д.

29. Финансовое планирование на предприятиях сферы услуг, принципы, задачи, структура планов.

Финансовое планирование - это система действий по составлению комплекса планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами в перспективе, их формирование и использование.

Финансовые ресурсы предприятий - это совокупность денежных средств, остающихся (находящихся) в распоряжении предприятия в результате распределения и перераспределения доходов и прибыли.

Финансы - это тот ресурс, который является базовым условием развития и функционирования предприятия. Поэтому от уровня его обоснования зависит жизнеспособность предприятия, устойчивость и надежность его развития.

В финансовом планировании обеспечивается взаимоувязка и аккумулирование всех планов предприятия: плана маркетинга, планов коммерческой деятельности, плана по труду и заработной плате, планов по затратам и себестоимости и др.

Финансовое планирование решает следующие задачи:

- обоснование необходимого объема реализации продукции и услуг для обеспечения достижения поставленных целей;

- достижение такого валового дохода (валовой прибыли), который обеспечивает расширенное воспроизводство;

- оптимизацию затрат на производство и реализацию товаров и услуг;

- расчет и оптимизацию прибыли по ее видам и составляющим;

- определение наиболее рационального распределения и использования прибыли: формирование фондов: резервного, накопления, социального развития, а также выплаты дивидендов;

- оптимизацию налоговых выплат.

Подсистемы финансового планирования Виды разрабатываемых финансовых планов
Перспективное (стратегическое) финансовое планирование Прогноз баланса доходов и расходов; Прогноз прибыльности. План по источникам и использованию инвестиций. Прогноз движения денежных средств (если реализуются инвестиционные проекты). Прогноз объема деятельности
Текущее финансовое планирование План объема деятельности. План доходов и расходов по видам операционной деятельности. План поступления и расходования денежных средств (баланс наличности). Плановый баланс. План по источникам и использованию инвестиций. План по источникам и использованию финансовых ресурсов (сводный финансовый план)
Оперативное финансовое планирование Платежный календарь. Кассовый план. План выручки (оборота, доходов). Производственная программа. План по затратам (видам, статьям)

Принципами финансового планирования с точки зрения их оптимизации и обеспечения реальности планов являются:

- принцип финансового соотношения сроков - использование и получение финансовых средств должно совпадать по срокам;

- комплексности - предполагает разработку системы финансовых планов в определенной последовательности, взаимоувязке, согласованности;

- платежеспособности - обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия на любом отрезке времени;

- рентабельности - предполагает привлечение заемных средств только в том случае, если увеличивается рентабельность собственного капитала;

- сбалансированности рисков, предполагающий финансирование наиболее рисковых вложений производить за счет собственных средств;

- приспособления к потребностям рынка - предопределяет учет конъюнктуры рынка, в том числе инвестиционного, при выборе источников ресурсного обеспечения, включая учет зависимости от предоставленных кредитов;

- предельной рентабельности, обеспечивающий оптимизацию объема капитала, в том числе заемного, структуру капитала и т. д.;

- оптимизации налоговых выплат за счет рационального выбора вида деятельности, учетной политики, порядка отнесения затрат на себестоимость.

30. Контроль выполнения плановых заданий, его значение, функции, организация и оценка эффективности.

31. Баланс доходов и расходов предприятий – его место в финансовом планировании.

Баланс доходов и расходов - это план финансовых результатов, в котором на основе сопоставления сумм доходов и расходов определяется сумма прибыли, а в последующем рассчитывается рентабельность.

План доходов и расходов необходим для следующих целей:

- сопоставления изменения доходов и расходов по периодам времени и по структурным подразделениям;

- определения и контроля рентабельности бизнеса;

- установления лимитов условно-постоянных затрат по отдельным структурным подразделениям или видам бизнеса;

- установления нормативов условно-переменных или других расходов (например, материальных) и контроля за их соблюдением по структурным подразделениям и видам бизнеса;

- определения покрытия затрат и выявления узких мест в формировании доходов.

При составлении баланса доходов и расходов учитываются:

- план объема деятельности, включая план реализации и план валовых доходов;

- план затрат и себестоимости, включая прямые затраты (сырье, материалы и другие) и накладные (условно-постоянные);

- план по налоговым выплатам с учетом налогового режима, системы налогообложения;

- мероприятия по оптимизации доходов и затрат.

При планировании доходов и расходов целесообразно брать во внимание не только общий оборот (выручку) по реализации товаров и услуг, но и чистый оборот (нетто-продажи, т. е. выручка минус сырье по ценам покупки), а именно - валовые доходы. Это необходимо, во-первых, для сопоставимости доходов и расходов вне зависимости от затрат и цен на сырье, во-вторых, для определения затратности (издержкоемкости) продукции и услуг по времени или по видам деятельности (оценка экономической целесообразности тех или иных проектов, мероприятий).

При составлении баланса доходов и расходов и обоснования прибыли, рентабельности необходимо предварительно:

- составить план по текущим затратам и издержкам с распределением их на прямые и накладные;

- обосновать план по объему реализации и валовым доходам;

- определить объем резерва по расчетам с бюджетом от объема реализации;

- выделить критические затраты и установить по ним лимиты (целевые показатели).

Форма плана доходов и расходов может быть различной: в виде баланса или другом виде, но при этом необходимо учитывать принятый в налогообложении порядок расчета прибыли.

32. Стратегическое планирование на предприятиях: сущность, методы обоснования, место в системе планов.

Стратегическое планирование формирует план на долгосрочную перспективу (свыше 3-5 лет в зависимости от стабильности и неопределенности внешней среды) и определяет стратегию развития предприятия как базовую основу стабильного и устойчивого долгосрочного функционирования компании. В соответствии с этим в стратегическом планировании выявляются и учитываются экономические закономерности по взаимодействию множества внутренних и внешних экономических процессов, факторов и явлений.

Процесс стратегического планирования на предприятиях включает осуществление следующих взаимосвязанных функций:

1) определение долгосрочной перспективы, основных идеалов, целей и задач развития предприятия;

2) создание условий надежного и стабильного долговременного развития предприятия;

3) формирование предпосылок эффективной деятельности предприятия на основе реализации стратегии через комплекс текущих и среднесрочных планов.

В соответствии с этим в процессе стратегического планирования осуществляется обоснование:

- перспективной цели развития предприятия, ее уточнение с учетом изменения условий его деятельности;

- стратегии развития предприятия, в которой формулируется концепция и основные направления развития;

- плана долгосрочного (стратегического) развития предприятия.

Стратегический план выявляет задачи, которые в соответствии с концепцией необходимо решить для достижения целей на каждом этапе развития предприятия. В нем указывают основные параметры развития, укрупненные количественные и качественные показатели. Стратегический план совмещает два аспекта планирования - целевой и ресурсный, т. е. увязывает цели с возможностями их достижения, что предполагает внутреннюю согласованность его показателей и разделов. Поскольку на каждом этапе развития предприятия ресурсы могут быть ограничены, в стратегическом плане не только предусматривается достижение целей с их помощью, но и разрабатываются методы для расширения видов и увеличения объемов этих ресурсов.

Стратегическое планирование позволяет превратить долговременное, стабильное и конкурентное развитие деятельности любого предприятия в управляемый процесс целенаправленного движения от исходного состояния дел (если оно не удовлетворяет руководство) к намеченной цели. Траектории такого движения могут быть различными, каждой из них соответствует определенный вариант развития, и выбор наиболее эффективного варианта - одна из задач стратегического планирования.

В основе разработки любого плана лежит определение исходного и конечного состояний, на которых и сосредоточено внимание в процессе составления плана.

В стратегическом планировании при определении конечного состояния предприятия в долгосрочной перспективе применяется два подхода: планирование от достигнутого уровня в соответствии со сложившимися закономерностями и тенденциями развития предприятия и планирование от конечных целей. В первом случае предполагается, что сложившиеся темпы роста и механизм управления деятельностью предприятия существенно не изменяются в течение планируемого периода.

При этом учитываются ресурсные возможности, их расширение и качественное совершенствование в пределах сложившихся темпов и пропорций. Важной задачей, решаемой при данном подходе, является достижение соответствующих параметров сбалансированности между ресурсами (материальными, финансовыми и трудовыми) и объемами деятельности предприятия. Методологически этот подход состоит в том, что исходя из ожидаемых ресурсов оптимизируются темпы роста объема реализации и производства товаров и услуг, а также пропорции развития подразделений предприятия. Эти процедуры завершаются разработкой мероприятий по повышению эффективности использования ресурсной базы. Подход, учитывающий ресурсные возможности, необходимо рассматривать в комплексе с целевым подходом.

Планирование от конечных целей предполагает:

- уточнение цели и задач деятельности предприятия с учетом прогнозных показателей, относящихся к внутренней и внешней среде;

- обоснование желаемого (идеального) состояния предприятия в долгосрочной перспективе с учетом внешних условий его функционирования;

- анализ основных условий и особенностей внутренней среды, анализ этапов и закономерностей развития деятельности предприятия в перспективе по достижении желаемого уровня, оценку возникающих при этом проблем, уточнение степени обеспеченности необходимыми материальными и трудовыми ресурсами целевого варианта развития предприятия;

- уточнение и взаимоувязку показателей стратегического плана предприятия с учетом ресурсных ограничений, возможного изменения поведения конкурентов, а также изменения предпочтений потребителей товаров и услуг (по видам деятельности предприятия).

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.