Сделай Сам Свою Работу на 5

Оценка конкурентоспособности предприятий: методы, показатели.





Конкурентоспособность предприятия - это комплекс конкурентных преимуществ, обеспечивающих предприятию стабильное получение прибыли не ниже среднеотраслевого уровня независимо от изменений внешних условий деятельности предприятия.

Планирование конкурентоспособности как первый элемент в системе управления предполагает выделение основных этапов обоснования мероприятий по формированию конкурентных преимуществ:

- оценка конкурентоспособности предприятия, его продукции и услуг (с использованием нескольких методов и подходов) с учетом современных тенденций развития отрасли, уровня инновационности применяемых технологий, темпов развития;

- выделение управляемых показателей конкурентоспособности и разработка по ним мероприятий, обеспечивающих формирование конкурентных преимуществ с их дифференциацией по результативности и срокам получения эффекта;

- расчет ресурсов и затрат, необходимых для реализации намеченных мероприятий, их сопоставление с возможностями, выделение приоритетных мероприятий, обеспечивающих наиболее значимые результаты формирования конкурентных преимуществ предприятия;



- разработка плана повышения конкурентоспособности предприятия, его утверждение, ресурсное обеспечение и включение его в план коммерческой деятельности, а затем - в систему показателей сводного плана предприятия.

Оценка конкурентоспособности в системе разработки плана носит аналитический характер. Поэтому оценку необходимо осуществлять несколькими методами для получения наиболее развернутой и полной информации о положении предприятия на рынке.

Наиболее распространенными системами оценки конкурентоспособности предприятия являются следующие: SWOT-анализ (strenghts (сильные стороны) - weaknesses (слабые стороны) - opportunities (возможности) - threats (угрозы)), т. е. оценка на основе ряда показателей (факторов), характеризующих конкурентные позиции предприятия по сравнению с конкурентами. Под SWOT-анализом понимается анализ сильных и слабых сторон деятельности предприятия, поиск новых возможностей улучшения его взаимодействия с деловой средой, прогнозирование угроз.

Вторым способом оценки конкурентоспособности предприятия является балльная оценка конкурентных позиций по наиболее важным факторам (показателям).



Для удобства все показатели, характеризующие конкурентоспособность предприятия, можно разделить на две группы:

I группа - показатели, характеризующие конкурентные позиции внутреннего потенциала предприятия и его деятельности:

1) квалификация управленческого персонала;

2) квалификация производственного и обслуживающего персонала;

3) автоматизация и информатизация предприятия;

4) инновационность технологических и управленческих процессов;

5) функциональность производимой продукции и услуг и их конкурентоспособность.

II группа - показатели, характеризующие привлекательность предприятия для потребителей, партнеров по бизнесу:

1) местоположение предприятия;

2) номенклатура предоставляемых покупателю услуг (основных и дополнительных);

3) торговая марка;

4) ценовая политика предприятия;

5) маркетинговая стратегия, система продвижения товара и условия сбыта;

6) реклама и ее действенность;

7) имидж (репутация) предприятия.

Значимость данных показателей для различных отраслей, предприятий и сфер деятельности различна. Кроме того, это наиболее общие показатели, которые целесообразно дополнять, разукрупнять, уточнять с учетом специфики деятельности предприятия, его продукции и услуг, рынка, на котором действует предприятие.

Эти показатели конкурентных позиций оцениваются по 10- или 5-балльной системе и сравниваются по этим же позициям с конкурентами. Конкурентов выделяют по следующим признакам: один и тот же уровень (классность) производства; обслуживают одну и ту же рыночную нишу и находятся в территориальной близости, позволяющей потенциальному потребителю осуществлять реальный выбор между конкурентами по приобретению того или иного товара или услуги.



Третий способ оценки конкурентоспособности предприятия осуществляется по группе показателей, к которым относятся:

1) финансовое положение предприятия;

2) наличие передовой технологии в производстве, реализации товаров и услуг, а также в управлении предприятием;

3) обеспеченность высококвалифицированными кадрами и их мотивированность к качественному и эффективному труду;

4) способность к продуктовому и ценовому маневру;

5) наличие сбытовой сети;

6) уровень технического обеспечения процессов производства и обслуживания;

7) платежеспособность и ликвидность по основным критериям.

По этим факторам также можно провести оценку по 10-балльной системе. В отличие от предыдущего способа при оценке по этим факторам возможны трудности с получением информации, так как здесь в основном делается упор на внутреннее состояние предприятия и конкурентов, показатели их деятельности.

В основе четвертого способа оценки конкурентоспособности отечественных предприятий по сравнению с иностранными лежит использование методики французских экономистов А. Оливье, А. Дайана и Р. Урсе, которые считают, что предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:

1) концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия;

2) качество, выражающее соответствие продукта высокому уровню рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;

3) цена товара (услуги);

4) обеспеченность финансами, как собственными, так и заемными;

5) организация коммерческой деятельности с точки зрения методов и средств реализации товаров и услуг;

6) комплексность обслуживания, обеспечивающая предприятию постоянную клиентуру;

7) выход на внешний рынок, позволяющий учитывать предприятию мировые тенденции;

8) предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности предприятия видеть запросы будущих потребителей, убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить их потребности.

6. Система планов предприятий, их классификация.

Система планов - это:

· совокупность множества планов, существующих на предприятии;

· взаимосвязь между ними;

· наличие единой цели и ориентация всех планов на достижение этой цели;

· развитие элементов (планов) системы за счет их синхронизации и взаимообусловленности.

Система планов представляет собой совокупность различных видов планов, увязанных между собой по временному горизонту планирования, ресурсам, технологическим, финансовым потокам, направленности на достижение цели функционирования предприятия.

 

Классификационный признак Вид плана
По времени - стратегические (формирующие идеологию развития предприятия на 5 и более лет;) - долгосрочные (обосновывающие вероятностные параметры развития на 3-5 лет (конкретизируют цель развития предприятия, определяют наиболее благоприятные условия, методы и направления развития)) - среднесрочные (описывающие перспективы развития и характеризующиеся укрупненными количественными показателями функционирования предприятия на 1-3года (эти планы дают характеристику условиям устойчивого и поступательного развития предприятия);) - краткосрочные (описывают развитие объекта планирования по широкому кругу количественных и качественных показателей на срок до 1 года (конкретизируют среднесрочные планы и синхронизируют процесс поступления и эффективного использования всех видов ресурсов по количеству и качеству; обеспечивают управленческие действия конкретным наполнением по достижению поставленных целей)) - оперативные (разукрупняют текущие планы по видам деятельности, структурным подразделениям на срок от 10 дней до 1 года (планы-графики выполнения запланированных работ, привязка системы мотивации и стимулирования труда работников к обеспечению выполнения плановых заданий; описание плановых действий подразделений по достижению плановых показателей))
По объектам хозяйствования - государственные - внутрифирменные
По степени определения параметров - детерминированные (с четко определенными параметрами) - вероятностные (когда показатели определяются в интервале "от и до" и описывают условия достижения этих параметров с учетом внешней среды и внутреннего потенциала )
По признаку временной ориентации - реактивные, закрепляющие достижения прошлого - инактивные, инертные по планируемым действиям - преактивные (предусматривающие существенные изменения в деятельности на основе использования современных технологий, техники, организации (инновационный тип развития))
По директивности - директивные, обязательные для выполнения - индикативные, рекомендательные - избирательные (избирательные, предусматривающие директивные плановые задания или только для наиболее проблемных в данный период времени сторон деятельности объекта планирования, или только для наиболее перспективных (наукоемких, инновационных) видов деятельности)
По конкретной установке - целевые (решающие наиболее важную стратегическую задачу, имеющие приоритетность в обеспечении ресурсами, особенно финансовыми) - общехозяйственные - социально-ориентированные
По масштабности - общегосударственные (включающие федеральный бюджет, федеральные целевые программы, федеральные инвестиционные проекты и т. д.) - региональные (включающие региональные бюджеты, целевые региональные программы по наиболее приоритетным направлениям развития региона, региональные инвестиционные проекты и т. д.) - корпоративные - внутрифирменные - индивидуальные (по самосовершенствованию, повышению профессиональных знаний и умений, адаптивности личных интересов к задачам, решаемым коллективом;)
По видам деятельности - по выполняемым функциям внутри предприятия (планы по реализации, по маркетингу, по труду и заработной плате и т. д.) - инновационные и инвестиционные планы

7. Разделы и показатели плана по труду и заработной плате, их характеристика.

Планирование показателей по труду и заработной плате - это процесс выработки мер по оптимальному использованию трудовых ресурсов с учетом их квалификации и рационального воспроизводства. План по труду и заработной плате - это емкий и структурированный по разделам директивный документ, разрабатываемый не менее чем на один год и формирующий условия целенаправленного подбора кадров, их включения в производственный и торговый процесс, организацию трудовых отношений на взаимовыгодных условиях.

Основными задачами плана по труду и заработной плате являются:

- выявление потребности в работниках;

- определение расходов на оплату труда (включая отчисления в социальные фонды), достаточных для стимулирования труда работников;

- выбор эффективных систем мотивации труда, формирующих условия выполнения количественных и качественных показателей плана хозяйственно-финансовой деятельности предприятия;

- обеспечение оптимального соотношения результатов труда и расходов на оплату труда.

К показателям плана по труду и заработной плате относятся:

1) объем выработки на одного работника, исходя из нормо-часов, интенсивности загрузки, трудоемкости производства и реализации продукции (в сфере услуг это производительность труда, измеряемая в стоимостных показателях);

2) количество работников и их квалификационный состав с учетом организационной структуры предприятия, функционального назначения, производительности труда; сменности работы персонала; недельной нормы времени в соответствии с ТК РФ и коллективным договором;

3) почасовая (повременная) заработная плата с учетом тарифа и нормы времени;

4) сдельные расценки оплаты труда, исходя из нормы выработки, трудоемкости за единицу выполненного объема работ;

5) сумма расходов на оплату труда, включая фонд оплаты труда, обязательные отчисления в социальные фонды: пенсионного страхования, обязательного медицинского страхования, социального страхования, а также в фонды добровольного страхования персонала;

6) средняя месячная заработная плата работников, включая все виды выплат и поощрений;

7) коэффициент полезного использования рабочего времени;

8) средства на расходы и выплаты социального характера.

Эти показатели обосновываются во взаимоувязке в следующих разделах плана по труду и заработной плате:

- численность и профессиональный состав работников, их квалификация;

- мотивация и стимулирование труда;

- расходы на оплату труда, включая фонд оплаты труда, соответствующие отчисления;

- развитие персонала, включая переподготовку кадров и повышение их квалификации с расчетом затрат на эти мероприятия;

- социальное развитие (поощрение) коллектива, по социально-культурным мероприятиям, формирующим корпоративную культуру предприятия.

При обосновании планов учитываются следующие регламентирующие использование трудовых ресурсов документы:

· ТКРФ

· НКРФ

· Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТС)

· трудовые соглашения и договоры, заключаемые предприятием с работником

· коллективный договор

8. Система плановых показателей предприятия сферы услуг, их назначение и классификация.

Показатели, используемые в плановых расчетах, целесообразно классифицировать по различным признакам:

1. По роли в управлении:

- директивные - обязательные для исполнения;

- расчетные - служат ориентиром для оценки развития предприятия или формируют факторы и условия развития.

2. По экономическому содержанию:

- натуральные (кг, м, шт. и т. д.);

- стоимостные, выраженные в денежной форме;

- относительные, определяемые в процентах, коэффициентах.

3. По сущностным характеристикам:

- количественные (объемные) - отражают объем деятельности, ресурсный потенциал (сумму, количество и структуру основных средств, количество работников и т. д.);

- качественные - отражают качественный уровень деятельности (производительность труда, прибыль, рентабельность и т. д.).

4. По форме отчетности:

- оперативные, отражающие текущую деятельность экономических субъектов по направлениям деятельности, центрам ответственности и т. д.;

- статистические, включаемые в статистическую отчетность (плановые и статистические по названию и содержанию должны быть идентифицированы);

- бухгалтерские (налоговые), предусмотренные в нормативных документах по ведению бухгалтерской и налоговой отчетности.

5. По функциональному содержанию:

- объемные показатели деятельности - объем производства и реализации продукции и услуг: в целом, по ассортименту, каналам сбыта;

- структурные показатели: структура оборота, затрат, ресурсов и т. д.;

- результирующие показатели: прибыль, рентабельность, эффективность, платежеспособность, коэффициенты ликвидности и капитализации;

- показатели социального развития коллектива (средняя заработная плата, показатели мотивации и стимулирования труда, социальной поддержки персонала и др.).

Показатели планов по их видам в укрупненном разрезе

Виды планов Основные показатели
План по объему реализации продукции и услуг 1. Выручка (руб.) 2. Продажа отдельных видов товаров 3. Структура продаж (%) 4. Темп изменения выручки по периодам (%)
План по объему производства 1. Количество предлагаемых к реализации продукции, услуг (ед.) 2. Структура производства по видам товаров (услуг) (ед., доли) 3. Уровень загрузки производственных мощностей (%)
План по маркетингу 1. Затраты на рекламу по видам рекламных мероприятий и другим видам продвижения товаров и услуг (руб.) 2. Рост объема выручки, доходов от рекламных мероприятий (руб.) 3. Затраты на подготовку конъюнктурных обзоров (руб.) 4. Емкость рынка и доля предприятия на рынке
План по издержкам и себестоимости 1. Сумма затрат в целом и по основным статьям (руб.) 2. Уровень издержек, в том числе условно-переменных (%) 3. Структура затрат (%) 4. Себестоимость единицы продукции (услуг) (руб./ед.) 5. Сумма затрат по основным структурам и подразделениям предприятия (руб.)
План по труду и заработной плате 1. Плановая численность персонала в целом и по основным категориям, профессиям, квалификационному составу (ед.) 2. Производительность труда, в том числе производственного персонала, обслуживающего персонала (руб./чел.) 3. Фондовооруженность труда и темпы ее изменения (руб./чел.) 4. Фонд оплаты труда (руб.) 5. Среднемесячная заработная плата персонала (руб.)
План по прибыли и доходам 1. Совокупный валовой доход (руб.) 2. Прибыль до налогообложения (руб.) 3. Чистая прибыль (руб.) 4. Уровень рентабельности (%)
Инвестиционный план 1. Собственные инвестиции (руб.) 2. Заемные инвестиции (руб.) 3. Капитальные вложения (руб.)
План по налогам и сборам 1. Налогооблагаемые показатели (руб.) 2. Налоги по видам (руб.)

9. Виды плановых бюджетов и порядок обоснования основных бюджетов.

Система бюджетов на предприятии включает:

1. Сводный бюджет (мастер-бюджет)- представляет собой прогнозируемое состояние основных финансовых показателей на момент окончания периода планирования.

2. Основные бюджеты:

· бюджет доходов и расходов по структурным единицам и видам бизнеса (каждый вид бизнеса должен быть рентабельным)

· бюджет движения денежных средств (разрабатывается по видам бизнеса и формирует условия платежеспособности предприятия)

· расчетный баланс (баланс активов и пассивов, разрабатывается по территориально выделенным структурам)

3. Операционные бюджеты. Цель – подготовка исходных данных для обоснования основного бюджета. В них происходит увязка натуральных показателей действий предприятия со стоимостными.

· бюджет продаж в целом и по ассортименту

· бюджет производства или производственная программа

· бюджет запасов сырья и расходных материалов

· бюджет материальных затрат

· бюджет управленческих расходов

· рекламный бюджет

4. Вспомогательные бюджеты. Цель – определение нормативных показателей финансового развития предприятия.

· инвестиционный бюджет – определяется по смете с учетом %

· кредитный план – определяет кредиты, стоимость кредитов и календарь платежей по кредитам

5. Специальные бюджеты – для оптимизации прибыли и ее распределения.

· бюджет балансовой прибыли (о прибыли без налогообложения)

· бюджет чистой прибыли

· налоговый бюджет (определяет налоговые прибыли)

Планирование налоговых выплат по направлениям платежей и видам деятельности.

Налоги подразделяются: на федеральные, региональные и местные в соответствии с НК РФ.

Федеральные:

1. Налог на добавленную стоимость (Реализация товаров, работ, услуг, передача имущественных прав, полученная налогоплательщиком, в денежной или натуральной формах, включая оплату ценными бумагами и т.д.)

2. Акцизы (спирт, алкогольная продукция, табачные изделия, моторное масло и т.д.)

3. Налог на доходы физических лиц (оплату труда, дивиденды, страховые выплаты, оплату за использование личного транспорта, от сдачи в аренду имущества, и т.д.)

4. Налог на прибыль организаций (Прибыль как полученные доходы, уменьшенная на величину произведенных расходов)

5. Сборы за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов (Объекты животного и водного мира, изъятые из сферы их обитания на основе лицензии)

6. Водный налог (Объем забора воды или использование водных объектов (акватории))

7. Государственные пошлины (Сбор, взимаемый при обращении в государственные органы, органы местного самоуправления за совершение юридически значимых действий)

8. Налог на добычу полезных ископаемых (Стоимость или объем полезных ископаемых, добытых из недр на территории РФ)

Региональные:

1. Транспортный налог (Автотранспорт и другие самоходные машины, самолеты, теплоходы, катера и другие средства)

2. Налог на игорный бизнес (Объектами налогообложения являются игорный стол, игровой автомат, касса тотализатора, касса букмекерской конторы)

3. Налог на имущество организаций (движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств (среднегодовая стоимость) по остаточной стоимости)

Местные:

Земельный налог (Земельные участки (их кадастровая стоимость), расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог).

При упрощенной системе налогообложения предприятие освобождается от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций.

Объектом налогообложения могут быть или доходы (от реализации, внереализационные), или доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговым периодом является календарный год, а отчетным - квартал (нарастающим итогом).

Налоговые ставки при налогообложении дохода - 6%, при налогообложении дохода, уменьшенного на расходы, - 15%.

При планировании величины налоговых выплат необходимо, во-первых, провести оценку налоговых выплат с учетом выбора адекватной системы налогообложения и соответствующей учетной политики, во-вторых, обеспечить организацию налогового учета, обеспечивающего правильное и оптимальное формирование налогооблагаемой базы в соответствии с учетной политикой.

Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом способов (методов) определения доходов и расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При планировании налоговых выплат предприятий расчеты ведутся по каждому виду налога, каждому объекту налогообложения и направлениям выплат раздельно. Поэтому в заявленной учетной политике необходимо обоснование системы учета и определения налогооблагаемой базы по каждому виду налога. Завершающим показателем является расчет налоговой нагрузки (отношение планируемых налоговых выплат к валовым доходам), в том числе по видам налога. Это особенно важно при представлении в налоговые службы плановых, а затем фактических налоговых выплат.

В плановых расчетах необходимо определить общую сумму налоговых выплат и страховых взносов, которая соотносится с объемом получаемых плановых доходов. Этот относительный показатель будет характеризовать совокупную налоговую и внебюджетную нагрузку предприятия (в странах с развитой экономикой эта нагрузка не превышает 35%). В России с 2011 г. она составляет 36-37%.

Плановые расчеты налоговых выплат и обоснование учетной политики подкрепляются техническими приемами осуществления учетной политики, включая:

- использование счетов "расходы (доходы) будущих периодов", когда на основе договоров на оказание услуг (продажи товаров) включается механизм увеличения расходов (доходов);

- списание дебиторской задолженности на затраты, срок и платежи по счетам которых уже наступили (задержка с погашением дебиторской задолженности в конце отчетного периода);

- осуществление всех видов списаний на основе актов (непригодность оборудования, готовых изделий и т. д.);

- применение ускоренной амортизации (нелинейный метод начисления) ведет к увеличению себестоимости и уменьшению налогооблагаемой прибыли.

Завершается планирование налоговых выплат разработкой системы налогового учета.

В завершение этих плановых расчетов необходимо определить общую сумму налоговых выплат и выплат страховых взносов, которая соотносится с объемом получаемых плановых доходов, включая доходы от основной деятельности и внереализационные (или с выручкой). Этот относительный показатель будет характеризовать совокупную налоговую и внебюджетную нагрузку предприятия

Планирование налоговых выплат при упрощенной системе налогообложения и условия ее применения для предприятий сферы услуг.

Кроме основной системы налогообложения предприятия могут применять другие режимы налогообложения, обеспечивая минимизацию затрат по налоговым выплатам в рамках правового поля (в частности, применение упрощенной системы налогообложения или использование единого налога на вмененный доход).

При упрощенной системе налогообложения предприятие освобождается от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество организаций (ст. 346.13 НК РФ). Кроме того, оно не признается налогоплательщиком налога на добавленную стоимость (за исключением случаев, указанных в ст. 151 и 174.1 НК РФ). Оплата обязательного пенсионного страхования производится в соответствии с законодательством РФ. Следует отметить, что с 1 января 2011 г. отчисления в Пенсионный фонд для этой категории налогоплательщиков увеличены с 14% до 26%. Кроме того, они уплачивают и другие обязательные страховые взносы в полном объеме: в ФСС - 2,9%, ФФОМС - 3,1% (с 1 января 2012 г. - 5,1%), ТФОМС - 2% (с 1 января 2012 г. 0,0%).

Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от уплаты налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц (если имущество используется для предпринимательской деятельности).

Упрощенная система налогообложения применяется, если по итогам девяти месяцев доходы не превысили 15 млн руб. (с ежегодной индексацией на коэффициент-дефлятор). В соответствии с Федеральным законом от 19.07.2009 г. № 204-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" по 30 сентября 2012 г. для перехода на упрощенную систему налогообложения доход за девять месяцев не должен превышать 45 млн руб.

Планирование численности работников предприятий в зависимости от вида деятельности, объема работ, фондовооруженности труда.

Расчет численности производится в такой последовательности: вначале определяется численность производственного и обслуживающего персонала (основная категория работников), затем вспомогательного, а потом - служащих, с учетом факторов, оказывающих наиболее существенное влияние на планируемые показатели. Для предприятий основными категориями работников являются:

- административно-управленческий персонал (АУП), численность которого зависит от планируемой организационной структуры, численности основной категории работников, цели организации и ее жизненного цикла, объема и вида деятельности и т.д.

- производственный персонал, численность которого зависит от плановой производственной программы, объема выработки на одного человека, уровня механизации и автоматизации производственных процессов (фондовооруженности труда) и т.д.

- обслуживающий персонал, численность которого зависит от класса предприятия, применяемых форм и методов обслуживания, нормы обслуживания, организации труда и мотивации персонала;

- вспомогательный персонал, численность которого определяется исходя из объема вспомогательных работ, нормы выработки, уровня механизации и автоматизации выполняемых работ, организации труда;

- инженерно-технический персонал, численность которого определяется наличием обслуживаемого оборудования, средств механизации и автоматизации и заключенными договорами на внешнее обслуживание.

С учетом времени работы персонала определяются постоянные, временные и сезонные работники, а также количество работников (или человеко-дни) для выполнения разовых работ по трудовым соглашениям.

Каждое предприятие устанавливает состав и численность работников самостоятельно. При этом каждый предприниматель стремится нанять такое количество работников, которое обеспечит ему максимум чистой прибыли. Это может быть достигнуто при оптимальном соотношении объема, состава материальных и трудовых ресурсов, обеспечивающих общую эффективность использования ресурсной базы.

Расчет производственного персонала:

где Чп - численность производственного персонала;

Vп - объем производства (в единицах или в рублях в год);

Нп - норма выработки на одного работника, ч (в единицах продукции или в рублях);

К - плановый явочный фонд рабочего времени одного работника (в часах) с учетом коэффициента выхода на работу.

Для предприятий сферы услуг, в которых сложно определить объем работ в единицах (штуках, килограммах), численность производственных работников можно определить как

где Пп - производительность труда производственных работников в соответствующем плановом периоде (руб./ч);

VП - объем производства и реализация продукции и услуг (руб.) в плановый период (за год, квартал).

После определения общей численности производственных работников их необходимо распределить по должностям, профессиям и квалификации.

Численность обслуживающего персонала в сфере услуг определяется по внутренним нормам обслуживания с учетом организации труда, сменности работы, а также уровня механизации и автоматизации процессов обслуживания, особенностей предприятия (классность или категория предприятия, применяемые методы обслуживания и другие параметры). Этих работников должно быть ровно столько, сколько необходимо для своевременного и качественного обслуживания клиентов. Если этого персонала больше, чем требуется для выполнения работ, увеличивается непроизводительный простой, формируются условия снижения дисциплины и в конечном счете снижается качество обслуживания. Общая численность обслуживающего персонала конкретизируется по разрядам и ставкам с учетом сложности работы, стажа, навыков.

Численность административно-управленческого персонала, специалистов и служащих формируется: исходя из объема и вида деятельности, нормы управляемости (5-10 человек на одного управленческого работника со сложными функциями и до 20 человек при стандартизированных обязанностях); организационной структуры управления (линейной, линейно-функциональной, штабной, дивизионной или матричной); возлагаемых функций и задач на систему управления; жизненного цикла предприятия и т.д. В настоящее время часть административных видов работ поручается внешним специализированным предприятиям (аутсорсинг). Это позволяет повысить качество этих работ, а также снимает часть административной нагрузки с подчиненных структур.

Вспомогательный персонал планируется исходя из объемов работ, а также условий их выполнения, возможности механизации, сменности работы предприятия. Обычно эта категория работников планируется или исходя из опыта прошлых лет, или по аналогии с другими предприятиями. Численность этого персонала обычно не превышает 5-10% общего числа работников предприятия.

Инженерно-технический персонал планируется с учетом необходимости инженерного и технического обслуживания оборудования, техники и других сооружений и механизмов. Обычно предприятия заключают договоры со сторонними специализированными предприятиями на осуществление технического обслуживания и ремонта.

Планирование численности и состава работников завершается осуществлением следующих действий:

- разработкой штатного расписания в разрезе структурных подразделений и в целом по предприятию;

- сравнением запланированных показателей со сложившейся структурой управления и определением потребности в дополнительных работниках по их квалификации и профессиональным требованиям;

- анализом кадрового потенциала и его соответствием предъявляемым требованиям;

- уточнением должностных инструкций для работников, в том числе по новым штатным единицам;

- взаимосвязью с внешними источниками, обеспечивающими кадрами предприятие (передача сведений о вакансиях и условиях их замещения);

- оценкой кандидатов на вакантную должность, подбором и набором персонала;

- текущей периодической аттестацией персонала.

13. Программно-целевое планирование, понятие, принципы, отличие от внутрифирменного планирования.

Основной понятийный аппарат программно-целевого планирования включает следующие элементы: программно-целевой подход, программно-целевое планирование, комплексная целевая программа, программно-целевой метод.

Программно-целевой подход - это наиболее общее понятие, характеризующее применение отдельных элементов программно-целевого планирования в практике принятия плановых решений по экономическому и социальному развитию объекта управления

Программно-целевое планирование - это метод управления экономическим и социальным развитием страны (региона, отрасли, комплекса предприятий) с помощью разработки и осуществления специфических плановых документов - комплексных целевых программ. Программно-целевое планирование построено по логической схеме: "цели - пути их достижения - способы (инструменты) достижения цели - средства, необходимые для достижения цели". При этом цели в отличие от внутрифирменного планирования формируются для решения важной проблемы и носят более конкретный характер.

Комплексная целевая программа (КЦП, программа) представляет собой директивный и адресный документ, увязывающий по ресурсам, исполнителям и срокам осуществления комплекс социально-экономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных и других заданий и мероприятий, направленных на решение наиболее важной и насущной проблемы эффективными путями в установленные сроки.

Программно-целевой метод определяет приемы и способы разработки программ и отражает последовательность принятия программных решений во времени и пространстве.

Особенностью данного метода является не прогнозирование будущих состояний системы, а составление конкретной программы достижения желаемых результатов.

Правила, требования, рамки разработки и организации выполнения программ определяются принципами, которые формируются исходя из методологии программно-целевого планирования. Эти принципы можно условно разделить на две группы:

1) общие, на основе которых разрабатываются все плановые документы, в том числе и целевые комплексные программы:

1. принцип научности – при обосновании планов необходимо использовать современные методы планирования; учитывать законы рынка и их проявление в конкретной конкурентной среде; достижения науки и техники. План должен носить инновационный характер.

2. непрерывности – последовательная разработка новых планов на основе преемственности планов различного временного горизонта.

3. эластичности и гибкости - Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям деятельности предприятия.

4. точности и детализации - плановые задания должны иметь количественную определенность и размерность

5. оптимальности - на всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов развития предприятия (выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей предприятия и минимизации затрат при прогнозируемых ограничениях)

6. выделение ведущего звена - выделение приоритетов в развитии и целевое, полное финансирование выделенных приоритетов;

7. комплексность - система планов должна охватывать все структурные уровни предприятия и все виды хозяйственно-финансовой или иной деятельности.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.