Разговорный стиль и его особенности.
Нормы императивные и диспозитивные.
При ответе на вопрос необходимо осветить проблему формирования нормы (устойчивость и подвижность), развитие нормы в разные исторические периоды, остановиться на характеристике таких процессов, как диахрония и синхрония.
Особенность императивной и диспозитивной нормы можно показать на примере видов ударений.
Морфологические нормы.
План:
1. Определение, отношение к грамматической норме.
2. Правила употребления имен существительных. Склонение иноязычных имен и фамилий.
3. Правила употребления имен прилагательных, ошибки в образовании степеней сравнения.
4. Правила использования имен числительных (разряды, особенности склонения), местоимений.
Синтаксические нормы.
План:
1. Определение, отношение к грамматической норме.
2. Правила согласования главных членов предложений.
3. Синтаксические ошибки.
Виды речевых ошибок.
Понятие о речевой ошибке (речевая избыточность, недостаточность, отношение к лексической норме). Характеристика ошибок:
· полисемия;
· омонимия;
· паронимия и парономазия.
14. Эффективное общение и его составляющие.
План:
1. Общение. Определение понятия. Деловое общение.
2. Какое общение является эффективным?
3. Виды общения: по положению собеседников относительно друг друга; по наличию/отсутствию какого-либо опосредующего аппарата; по форме существования языка; по признаку ролей коммуникантов; по количеству участников; по способу взаимоотношений участников и обстановки общения.
4. Правила общения – определение.
5. Законы эффективного общения.
15. Максимы общения.
Вопросы:
1. Дайте определение принципам общения.
2. Кто из исследователей разработал основные постулаты общения?
3. Охарактеризуйте принципы последовательности, предпочитаемой структуры, согласия, кооперации.
4. Подробно остановитесь на характеристике принципа вежливости, а именно следующие максимы:
· такта;
· великодушия;
· одобрения;
· скромности;
· согласия;
· симпатии.
16. Специфика деловых переговоров.
Задания:
1. Каким жанрам делового общения относятся деловые переговоры?
2. Дайте определение деловым переговорам как жанру делового общения.
3. В чем заключается специфика деловых переговоров?
4. Какие методы убеждения следует использовать при проведении деловых переговоров?
17. Деловой телефонный разговор.
Задания:
1. Каким жанрам делового общения относится деловой телефонный разговор?
2. Дайте ему определение.
3. Сопоставьте действия коммуникантов при деловом телефонном разговоре: что делать следует, а чего делать не следует.
18. Деловое совещание: подготовка и проведение.
Задания:
1. К каким жанрам делового общения относится деловое совещание?
2. Дайте определение деловому совещанию.
3. Охарактеризуйте такие виды деловых совещаний, как: проблемные, инструктивные и оперативные.
Речевой этикет делового человека.
План:
1. Определение понятия.
2. Нормы речевого этикета.
3. Факторы, определяющие поведение людей в соответствии с требованиями речевого этикета.
4. Формулы, используемые в соответствии с русскими национальными традициями в определенно речевой ситуации.
5. Типичные ситуации, закрепившиеся в русском речевом этикете.
6. Принципы делового этикета.
20. Виды и этапы речевой деятельности.
План:
1. Речевая деятельность.
2. Виды речевой деятельности, их определение.
3. Этапы речевой деятельности: ориентировка, планирование, реализация, контроль.
Говорение как вид речевой деятельности: признаки, недостатки, способы их устранения.
План:
- Определение.
- Этапы.
- Недостатки говорения.
- Упражнения для устранения недостатков говорения.
22. Слушание как вид речевой деятельности: виды, недостатки, приемы «активного» слушания.
План:
1. Определение.
2. Виды слушания.
3. Этапы слушания: ориентировка, планирование, реализация и контроль.
4. Недостатки слушания.
5. Способы корректировки слушания.
23. Чтение как вид речевой деятельности: общее представление, виды, приемы чтения учебной и сложной литературы.
План:
1. Определение.
2. Этапы.
3. Виды чтения: просмотровое, сканирование, углубленное (изучающее).
4. Приемы чтения сложной научной литературы.
24. Письмо как вид речевой деятельности.
План:
1. Определение.
2. Этапы.
3. Специфика.
Функциональные стили современного русского литературного языка и их взаимодействие.
План:
- Понятие «стиль» и «функциональный стиль»; основные стили СРЛЯ.
- Соотношение понятий «стили языка» и «стили речи».
3. Особенности описания функциональных стилей.
- Специфические черты стилей СРЛЯ и способы их взаимодействия.
26. Научный стиль речи: функциональные особенности, подстили и жанры, языковые средства выражения.
План:
- Функциональные особенности научного стиля.
- Подстили и жанры научного стиля: анализ моделей основных жанров научной сферы (доклад, слово оппонента).
- Языковые средства выражения особенностей научного стиля.
- Речевые нормы научной и учебной форм деятельности.
Особенности научно-информативных текстов (на примере аннотации, конспекта, реферата).
План:
- Текст и его признаки.
- Классификация текстов.
- Аннотация как вторичный текст: определение, месторасположение в книге, структура, типичные языковые клише.
- Конспект: определение, классификация, виды записей, нормы сокращения слов.
- Реферат: определение, функции, основные операции при реферировании (анализ и синтез).
28. Официально-деловой стиль речи: сфера применения, характерные черты, основные подстили и жанры, языковые особенности.
План:
- История формирования.
- Сфера применения, основные подстили и жанры.
- Особенности языка.
4. Язык и правила оформления документов (распорядительных, рекламных; коммерческой корреспонденции).
29. Реклама в деловой речи.
План:
Рекламный текст. Определение.
Виды рекламы: в зависимости от использования каналов передачи информации; по месту расположения.
Элементы рекламного текста. Характеристика каждого элемента.
Языковые средства рекламы. Примеры.
30. Язык и стиль деловых документов.
План:
1. Деловые документы. Определение.
2. Унификация деловых документов.
3. Типы записей для деловых документов.
4. Язык и стиль распорядительных и инструктивно-методических документов: приказа, распоряжения, решения, указания, должностной инструкции.
31. Жанры письменной деловой корреспонденции
План:
1. Деловые письма. Общая характеристика.
2. Классификация деловых писем: по теме; по функции; по признаку адресата; по композиции; по форме отправления; по структуре; по цели.
3. Специфика таких видов деловой корреспонденции, как: письмо-запрос, письмо предложение (оферта), письмо-рекламация.
32. Жанровые особенности публичного выступления.
План:
1. Публичное выступление. Определение.
2. Этапы подготовки к публичному выступлению: общая характеристика.
3. Композиция публичного выступления (текста).
4. Языковое оформление.
5. Средства диалогизации, установления контакта со слушателем в эффективном выступлении.
33. Этапы подготовки к публичному выступлению.
План:
1. Публичное выступление. Определение.
2. Этапы подготовки к публичному выступлению:
· Подготовка речи: выбор темы, цель речи.
· Основные приемы поиска материала.
· Начало, завершение и развертывание темы.
· Способы выступления.
34. Виды тропов и фигур.
Вопросы:
1. В чем заключается отличие между тропами и фигурами?
2. Какую функцию они выполняют в речи?
3. Охарактеризуйте 10 тропов и фигур, приведите их примеры.
35. Публицистический стиль речи: понятие, основные подстили и жанры.
План:
1. Определение.
2. Функции публицистического стиля.
3. Основные признаки публицистического стиля. Основные подстили и жанры.
4. языковые особенности: лексика, мофрология, синтаксис.
36. Оратор и его аудитория.
План:
1. Оратор и аудитория (слушатель). Определения.
2. Признаки контакта оратора с аудиторией.
3. способы установления контакта.
4. Способы «чтения» выступления.
37. Основные типы устной публичной речи.
План:
1. Публичное выступление. Определение.
2. Характеристика типов устной публичной речи (основные признаки, типичные жанры, сфера использования):
· социально-политическое красноречие,
· академическое,
· судебное,
· социально-бытовое,
· богословско-церковное (гомилетика).
Разговорный стиль и его особенности.
План:
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|