Сделай Сам Свою Работу на 5

Риск как экономико-управленческая категория, виды рисков.





 

Риск – сложная экономико – управленческая категория, при определении которой имеет место множество противоре-чивых характеристик.

 

Наиболее распространены опасность возникновения ущерба, потерь ресурсов и особенно велика эта вероятность для горного предприятия. В этом случае риск – это мера ожи-даемой неудачи, наступления неблагоприятных последствий в

 


связи с изменением как внешних условий так и внутренних (в первую очередь, горно – геологических), опасность, от которой следует застраховаться. Риск можно рассматривать и как веро-ятность ошибки или успеха при выборе альтернативных вари-антов, как образ действий в неопределенной обстановке, а так-же как один из критериев предпочтений при формировании плановых решений.

 

Таким образом, риск следует понимать как угрозу, опас-ность возникновения ущерба в любых видах деятельности, свя-занных с производством продукции, ее реализацией, товарно – денежных и финансовых операций, коммерцией, осуществле-нием социально – экономических и научно – технических про-грамм. Наличие риска всегда приводит к появлению ответст-венности за принятые решения.



 

С точки зрения причин риск обусловлен:

 

· возможностью отклонений в процессе реализации от планового решения;

 

· постановкой ошибочной цели, неопределенностью си-туации;

 

· вероятностью достижения планируемого результата;

· отсутствием уверенности в достижении цели;

 

· возможностью наступления неблагоприятных последст-вий;

 

· ожиданием опасности, неудачи;

· неизбежностью выбора;

 

· столкновением интересов участников составления и реализации плана;

 

· ограниченностью ресурсов;

 

· недостаточной квалификацией специалистов;

· противоречивостью процесса планирования;

· противодействием партнеров;

· форс – мажорными обстоятельствами;

· договорной дисциплиной, низким качеством товаров и

услуг.


При планировании риска необходимо различать такие по-нятия, как затраты ресурсов, убытки и потери. Деятельность предприятия всегда связана с затратами ресурсов, тогда как убытки и потери могут быть при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах в планировании и представляют со-бой дополнительные затраты сверх запланированных. Если по-тери можно предвидеть, то их надо предусматривать в плане как неизбежные расходы и включать в затраты (например на повышение безопасности работ). Поэтому планирование риска



 

– это значит оценка (прогноз) возможных потерь ресурсов при неблагоприятных обстоятельствах, а также упущенной выгоды при осуществлении хозяйственной деятельности. При этом ве-личину потерь оценить количественно.

 

Потери, связанные с риском, могут быть:

 

· материальные;

· трудовые;

 

· финансовые;

· потери времени;

· прочие потери.

 

Каждый из них имеет свои причины, оценивается отдель-но, а сумма их составит суммарный риск от всех видов дея-тельности (производственной, финансовой, инвестиционной, коммерческой и т.д.).

 

Материальные потери представляют собой непредусмот-ренные планом дополнительные затраты сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования и прочего имущества. Потери подсчитывают и в натуральном и в денежном выражении.

Трудовые потери проявляются в незапланированных за-тратах рабочего времени и имеют двойную оценку (количест-венную и денежную). Например, могут быть внутрисменные простои из –за несвоевременной доставки материалов, поломок оборудования, аварий и т.п. Тогда требуются дополнительные выплаты за время простоя. Кроме этого могут быть и потери объема, что приводит к отрицательным последствиям. Но надо


иметь ввиду, что не все простои можно планировать, например из-за аварий. Необходимо в этом случае планировать меро-приятия, позволяющие их избежать.



 

Финансовые потери: а) в форме прямого денежного ущер-ба (штрафы, неустойки, пени, невозврат дебиторской задол-женности, снижение цен, недополученные девиденты на акции других предприятий и т.д.);

 

б) в форме обесценения финансовых ресурсов вследствие инфляции (амортизационных и оборотных средств), запазды-вания платежей, замораживания отчетов и т.п.

 

Потери времени связаны с темпами реализации стратегии, когда процесс осуществляется медленнее, чем предусмотрено планом. Такие потери приводят к омертвлению ресурсов, за-медлению поступления финансовых денежных потоков. Оцен-ка производится с помощью дисконтирования.

 

Особая группа потерь, которые сложно оценить, это поте-ри, вызванные нанесением ущерба престижу предприятия, мо-рально – психологического ущерба работникам, окружающей среде и т.п.

 

Снизить угрозы потерь возможно за счет предотвращения их управленческим персоналом принятием соответствующих решений. Оценка, в основном, связана с потерями объемов, а соответственно снижением экономических показателей (произ-водительности труда, повышением себестоимости продукции, снижением эффективности).

 

Прочие потери могут быть вызваны внешними причинами (повышением ставок налогов, снижением цен на свою продук-цию, повышением цен за услуги и т.д.).

Оценка осуществляется расчетом потерь рентабельности деятельности.

 

Важное значение при анализе потерь имеет знание причин их возникновения.

 

При планировании выделяют следующие группы рисков. 1. Внешние:

 


а) непредсказуемые

 

· государственное воздействие в сфере налогообложения, финансово – кредитной политики, охраны окружающей среды;

 

· природные катастрофы (землятресения, наводнения, ураганы и т.д.);

 

· уголовные и экономические преступления (террор, са-ботаж, рэкет);

 

· внешние эффекты – экологические (аварии), социальные (забастовки), экономические (банкротство партнеров, срыв поставок), политическая ситуация.

 

б) предсказуемые

 

· рыночный риск – изменение цен, курсов валют, конъ-юнктуры, инфляции, потери позиции на рынке, требова-ния покупателей;

 

· операционный риск – нарушения правил безопасности и техники безопасности, отступления от проекта, невоз-можность поддержания рабочего состояния машин и оборудования и т.д.

 

2.Внутренние:

 

а) организационные – срыв работ по разным причинам (изменение условий, снабжения, ошибок в управлении, изме-нение требований заказчиков и партнеров), а также перерасход средств за счет срыва работ, низкой квалификации персонала, ошибок в планировании, изменение претензий клиентов и т.д.

 

б) технические – изменение технологии, ошибки в про-ектной документации, поломки техники, низкое качество мате-риалов.

3.Прочие риски:

 

· правовые (приобретение лицензии, прав, торговых ма-рок, защита информации);

 

· транспортные и таможенные инциденты;

· здоровье персонала;

 

· повреждение имущества при монтаже.

 


Показатели риска

 

Риск – случайная категория. Основными показателями риска являются:

 

· наиболее вероятный уровень риска;

· допустимая вероятность;

 

· критическая вероятность;

· катастрофические потери.

· Определение их связано с зонами (областью риска):

1. Безрисковая зона, когда предприятие не имеет потерь.

 

2. Зона допустимого риска – это область, в пределах кото-рой сохраняется экономическая целесообразность в проведе-нии мероприятий и потери не будут высокими, т.е. расчетная прибыль снизится незначительно.

 

3. Опасная зона, когда возможны убытки.

 

4. Зона катастрофического риска – потери превышают критический максимум и возможно банкротство или закрытие предприятия. В данном случае следует отказаться от такого проекта.

 

В процессе принятия плановых решений о допустимости и нецелесообразности риска важно представлять не столько ве-роятность какого – то уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят некоторого уровня. Именно это и явля-ется основным показателем риска и служит показателем на-дежности плана. Ученый Б. Врублевский установил предель-

 

ные значения показателей риска – допустимого 0,1 (10%), кри-тического 0,01 (1%), катастрофического 0,001 (0,1%).

 

Таким образом, не стоит идти на риск, если в 10 случаях из 100 можно потерять всю прибыль, в одном случае из 100 по - терять выручку и в одном случае из 1000 потерять имущество.

 

Следует в этом найти за счет чего можно снизить риск, а это возможно следующими методами:

 

а) техническими – внедрение технических средств кон-троля, сигнализации и т.д.;

 


б) организационно – экономическими – это комплекс мер по снижению или предотвращению потерь.

 

Планирование риска

 

Перед принятием решения о применении той или иной стратегии предприятия важно провести анализ потерь, в ре-зультате которого выявляются количественные и качественные параметры риска, определяется вероятность его наступления и последствия. Анализ включает следующие этапы:

 

1. Выявление возможных рисков при всех направлениях реализации плана и других областях производственно – хозяй-ственной деятельности.

 

2. Определение вероятности наступления данного риска (события) от 0 до 1.

 

3. Определение тяжести неблагоприятного события в бал-

 

лах.

 

4. Расчет опасности данного риска для плана (произведе-ние вероятности на тяжесть).

 

5. Ранжирование рисков по степени опасности.

 

6. Расчет потерь и определение мер снижения риска.

 

При анализе производится формализованное описание возможных условий реализации плана в форме различных сце-нариев развития событий и их влияние на показатели риска. Возможны три подхода к анализу сценариев:

 

1. Наихудшие развития событий (пессимистический). В этом случае принимаются различные решения по оценке всех ситуаций и выбирается лучший из худших.

2. Оптимистический.

 

Решение принимается путем отыскания наилучшей оцен-ки по возможным ситуациям и выбирается лучший из них.

3. Наиболее вероятный сценарий.

 

Ранг решения – средний выигрыш по рассмотрению всех ситуаций. В основу выбора закладывается вероятность наступ-

 


ления планируемой ситуации, а ее определение является доста-точно сложной задачей. Совокупность этих методов и есть суть планирования риска. При планировании надо иметь ввиду, что риск связан с проблемной ситуацией. Выявление причин воз-никновения проблемы – условие принятия правильного реше-ния с минимальным риском.

 

Знание причин позволяет во - время определить неблаго-приятное событие и принять соответствующие меры, скоррек-тировать плановое решение. Отсутствие знаний о причинах возникновения проблемы приводит к внезапности события и риск может быть наибольшим.

 

Прогноз причин возникновения проблем может осуществ-ляться тремя способами:

 

1. Использование формальной модели, при которой можно понять как изменится процесс при изменении одного из пара-метров его функционирования, что сводит риск к минимуму.

 

2. Использование статистических данных за период перед плановым, что позволяет экстраполировать будущее развитие процессов в хозяйственной деятельности и внешней среде. Эти события можно предвидеть и компенсировать риск. От точно-сти изменений внутренней и внешней среды и будет зависеть величина потерь.

 

3. Использование экспертных оценок специалистов, раз-рабатывающих стратегический план.

 

С учетом изложенного предусматриваются следующие операции:

 

· определяются возможные области появления проблем с целью выявить уязвимые места и отделить объективные проблемы от мнимых;

 

· определяется новизна проблемы и причина ее возникно-вения;

 

· выявляются взаимосвязи данной проблемы с другими с целью принятия комплексного решения по снижению риска;

 


· определяется степень разрешимости проблемы. Предотвратить риск на стадии реализации плана можно

двумя способами:

 

1. Предусмотреть в плане соответствующее решение и спланировать возможные, наиболее предпочтительные собы-тия.

 

2. Внести коррективы в план в случае наступления небла-гоприятных событий, т.е. разрешить возникшую проблему.

 

Оба случая предотвращения потерь зависят от качества принимаемых плановых решений.

 

22. Финансовое планирование

 

Рыночная экономика существенно изменила методологию финансового планирования, место и роль финансов в механиз-ме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая роль в повышении эффективности деятельности. Финансовые планы перестали быть директивными. Процесс финансового планирования стал проще, но повысилась ответственность спе-циалистов за качество принимаемых решений, увеличился риск при формировании финансовой стратегии. Финансовый план включает широкий спектр финансовых отношений. Основная цель финансового планирования – сбалансирование расходов с финансовыми возможностями. При планировании решаются следующие задачи:

 

· определяются источники и размеры собственных ресур-сов;

 

· принимаются решения о необходимости привлечения ценных бумаг, кредитов, займов;

 

· определяется потребность в финансовых ресурсах и принимаются оптимальные решения по распределению ресурсов;

 

· уточняется целесообразность и экономическая эффек-тивность плановых инвестиций;

 


· выявляются резервы рационального использования мощностей и материальных ресурсов в целях возможно-го повышения эффективности производства и его рента-бельности;

 

· определяются финансовые взаимоотношения с государ-ственным бюджетом, банками и другими организация-ми.

 

22.1 Порядок разработки финансового плана

 

Исходной информацией для разработки плана является:

 

· данные бухгалтерского баланса предшествующего пла-новому периоду;

 

· показатели плана производства и реализации;

 

· смета затрат на производство и выполнение работ, ока-зание услуг;

 

· сметы затрат на содержание объектов социальной и культурно – бытовой сферы;

 

· объемы инвестиций (капитальных вложений).

 

Методика разработки финансового плана включает сле-

 

дующие этапы:

 

· анализ финансового положения предприятия на момент составления плана;

 

· планирование доходов и поступлений;

· планирование расходов и отчислений;

· балансирование статей финансового плана.

Финансовый план – по сути заключительный раздел пла-

 

нирования на определенный период. При его составлении ис-пользуется балансовый метод планирования.

 

Финансовый план состоит из двух разделов: I Доходы и поступления;

 

II Расходы и отчисления средств.

 

В первый раздел включают следующие источники финан-совых ресурсов:

 


1) прибыль от реализации продукции (работ, услуг);

 

2) прибыль от прочей реализации(основных средств и других активов);

 

3) внереализационные доходы

 

· доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;

 

· доходы, полученные по ценным бумагам;

 

· доходы, полученные от хранения денег на депозитных счетах банков и других финансово – кредитных учреж-дениях;

 

· доходы от сдачи имущества в аренду;

· доходы от других операций.

 

4) амортизационные отчисления на полное восстановле-ние основных фондов и по нематериальным активам;

 

5) поступления средств от других предприятий, в том чис-ле в порядке долевого участия в строительстве; по хозяйствен-ным договорам на научно – исследовательские работы;

6) поступления из внебюджетных фондов;

 

7) прочие доходы.

 

В расходной части рассчитывают:

1. Налоги из прибыли по видам;

 

2. Распределение чистой прибыли, остающейся в распоря-жении предприятия по направлениям использования на накопление, развитие и потребление;

 

3. Капитальные вложения (инвестиции) за счет собствен-ных источников (амортизации) и заемных средств по объектам (укрупненно);

 

4. Прочие расходы, включая отчисления прибыли в ре-зервный фонд и выплаты доходов по акциям и облига-циям.

 

Доходная и расходная части балансируются – если полу-чен недостаток доходов, необходимо показать дополнительные источники покрытия запланированных расходов, либо пере-

 

 


смотреть расходы и снизить их до суммы предусмотренных доходов в первом разделе плана.

 

Планирование оборотных средств и показателей их ис-пользования

 

рыночной экономике оборотные средства формируются самим предприятием за счет собственных, приравненных к ним и привлеченных средств. Собственные оборотные средства на действующем предприятии пополняются за счет полученной прибыли, выпуска ценных бумаг, операций на финансовом рынке, привлекаемых средств.

 

При составлении финансового плана определяется квар-тальная потребность в оборотных средствах предприятия по отдельным элементам на основе норм, утвержденных предпри-ятием самостоятельно.

 

1. Потребность в оборотных средствах по сырью и мате-риалам (Пм) определяется по формуле:

Пм = Qм ´ Н м Qм = Рм , (30)  
 
       

где Qм – однодневный расход материалов, топливно – энергетических ресурсов (ТЭР), тыс. руб.

 

Нм – норма запаса , дней; Рм – квартальный расход сырья, материалов, ТЭР.

 

2. Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству (Пнез) определяется по формуле:

Пнез = Ов ´ Ннез ; Ов = ВПс , (31)  
 
         

где Ов – производственная себестоимость однодневного выпуска, тыс.руб;

 

Ннез – норма незавершенного производства, дней; ВПс – квартальный выпуск продукции по себестоимости.

 

3.Потребность оборотных средств по годовой продукции (Пгот) определяется по формуле:

 


 
где Кмал
Пгот = Ов ´ Нгот , (32)
где Нгот – норма оборотных средств готовой продукции,
дней;  
4. Потребность оборотных средств в запасах товаров (Птов)
определяется по формуле:  
Птов = Отов ´ Нтов ; Отов = ОБтов / 90, (33)

где Отов – однодневный оборот, тыс.руб; Нтов – норма запасов товаров, дней;

 

ОБтов – квартальный оборот товаров по покупным ценам, тыс.руб.

 

5. Потребность в денежных средствах кассы и переводы в пути (Пкас) определяется по формуле:

 

Пкас = Птв ´ Нд , (34)

где Нд – норма запаса денежных средств, дней.

 

6. Потребность оборотных средств по малоценным и бы-строизнашивающимся предметам (Пмал) определяется по фор-муле:

Пмал = Пм ´ Кмал , (35)

– коэффициент, характеризующий соотношение

 

потребности в оборотных средствах по сырью, материалам и малоценке.

 

7. Потребность оборотных средств по прочим элементам мала и может быть принята из расчета 2% от выручки продук-ции по себестоимости (процент можно рассчитать по преды-дущему периоду).

 

Общая потребность оборотных средств равна сумме рас-четов по всем элементам. Данная сумма сравнивается с вели-чиной оборотных средств на начало планового периода и если она выше, прирост оборотных средств необходимо предусмот-реть в финансовом плане из прибыли.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.