Риск как экономико-управленческая категория, виды рисков.
Риск – сложная экономико – управленческая категория, при определении которой имеет место множество противоре-чивых характеристик.
Наиболее распространены опасность возникновения ущерба, потерь ресурсов и особенно велика эта вероятность для горного предприятия. В этом случае риск – это мера ожи-даемой неудачи, наступления неблагоприятных последствий в
связи с изменением как внешних условий так и внутренних (в первую очередь, горно – геологических), опасность, от которой следует застраховаться. Риск можно рассматривать и как веро-ятность ошибки или успеха при выборе альтернативных вари-антов, как образ действий в неопределенной обстановке, а так-же как один из критериев предпочтений при формировании плановых решений.
Таким образом, риск следует понимать как угрозу, опас-ность возникновения ущерба в любых видах деятельности, свя-занных с производством продукции, ее реализацией, товарно – денежных и финансовых операций, коммерцией, осуществле-нием социально – экономических и научно – технических про-грамм. Наличие риска всегда приводит к появлению ответст-венности за принятые решения.
С точки зрения причин риск обусловлен:
· возможностью отклонений в процессе реализации от планового решения;
· постановкой ошибочной цели, неопределенностью си-туации;
· вероятностью достижения планируемого результата;
· отсутствием уверенности в достижении цели;
· возможностью наступления неблагоприятных последст-вий;
· ожиданием опасности, неудачи;
· неизбежностью выбора;
· столкновением интересов участников составления и реализации плана;
· ограниченностью ресурсов;
· недостаточной квалификацией специалистов;
· противоречивостью процесса планирования;
· противодействием партнеров;
· форс – мажорными обстоятельствами;
· договорной дисциплиной, низким качеством товаров и
услуг.
При планировании риска необходимо различать такие по-нятия, как затраты ресурсов, убытки и потери. Деятельность предприятия всегда связана с затратами ресурсов, тогда как убытки и потери могут быть при неблагоприятном стечении обстоятельств, просчетах в планировании и представляют со-бой дополнительные затраты сверх запланированных. Если по-тери можно предвидеть, то их надо предусматривать в плане как неизбежные расходы и включать в затраты (например на повышение безопасности работ). Поэтому планирование риска
– это значит оценка (прогноз) возможных потерь ресурсов при неблагоприятных обстоятельствах, а также упущенной выгоды при осуществлении хозяйственной деятельности. При этом ве-личину потерь оценить количественно.
Потери, связанные с риском, могут быть:
· материальные;
· трудовые;
· финансовые;
· потери времени;
· прочие потери.
Каждый из них имеет свои причины, оценивается отдель-но, а сумма их составит суммарный риск от всех видов дея-тельности (производственной, финансовой, инвестиционной, коммерческой и т.д.).
Материальные потери представляют собой непредусмот-ренные планом дополнительные затраты сырья, материалов, топлива, энергии, оборудования и прочего имущества. Потери подсчитывают и в натуральном и в денежном выражении.
Трудовые потери проявляются в незапланированных за-тратах рабочего времени и имеют двойную оценку (количест-венную и денежную). Например, могут быть внутрисменные простои из –за несвоевременной доставки материалов, поломок оборудования, аварий и т.п. Тогда требуются дополнительные выплаты за время простоя. Кроме этого могут быть и потери объема, что приводит к отрицательным последствиям. Но надо
иметь ввиду, что не все простои можно планировать, например из-за аварий. Необходимо в этом случае планировать меро-приятия, позволяющие их избежать.
Финансовые потери: а) в форме прямого денежного ущер-ба (штрафы, неустойки, пени, невозврат дебиторской задол-женности, снижение цен, недополученные девиденты на акции других предприятий и т.д.);
б) в форме обесценения финансовых ресурсов вследствие инфляции (амортизационных и оборотных средств), запазды-вания платежей, замораживания отчетов и т.п.
Потери времени связаны с темпами реализации стратегии, когда процесс осуществляется медленнее, чем предусмотрено планом. Такие потери приводят к омертвлению ресурсов, за-медлению поступления финансовых денежных потоков. Оцен-ка производится с помощью дисконтирования.
Особая группа потерь, которые сложно оценить, это поте-ри, вызванные нанесением ущерба престижу предприятия, мо-рально – психологического ущерба работникам, окружающей среде и т.п.
Снизить угрозы потерь возможно за счет предотвращения их управленческим персоналом принятием соответствующих решений. Оценка, в основном, связана с потерями объемов, а соответственно снижением экономических показателей (произ-водительности труда, повышением себестоимости продукции, снижением эффективности).
Прочие потери могут быть вызваны внешними причинами (повышением ставок налогов, снижением цен на свою продук-цию, повышением цен за услуги и т.д.).
Оценка осуществляется расчетом потерь рентабельности деятельности.
Важное значение при анализе потерь имеет знание причин их возникновения.
При планировании выделяют следующие группы рисков. 1. Внешние:
а) непредсказуемые
· государственное воздействие в сфере налогообложения, финансово – кредитной политики, охраны окружающей среды;
· природные катастрофы (землятресения, наводнения, ураганы и т.д.);
· уголовные и экономические преступления (террор, са-ботаж, рэкет);
· внешние эффекты – экологические (аварии), социальные (забастовки), экономические (банкротство партнеров, срыв поставок), политическая ситуация.
б) предсказуемые
· рыночный риск – изменение цен, курсов валют, конъ-юнктуры, инфляции, потери позиции на рынке, требова-ния покупателей;
· операционный риск – нарушения правил безопасности и техники безопасности, отступления от проекта, невоз-можность поддержания рабочего состояния машин и оборудования и т.д.
2.Внутренние:
а) организационные – срыв работ по разным причинам (изменение условий, снабжения, ошибок в управлении, изме-нение требований заказчиков и партнеров), а также перерасход средств за счет срыва работ, низкой квалификации персонала, ошибок в планировании, изменение претензий клиентов и т.д.
б) технические – изменение технологии, ошибки в про-ектной документации, поломки техники, низкое качество мате-риалов.
3.Прочие риски:
· правовые (приобретение лицензии, прав, торговых ма-рок, защита информации);
· транспортные и таможенные инциденты;
· здоровье персонала;
· повреждение имущества при монтаже.
Показатели риска
Риск – случайная категория. Основными показателями риска являются:
· наиболее вероятный уровень риска;
· допустимая вероятность;
· критическая вероятность;
· катастрофические потери.
· Определение их связано с зонами (областью риска):
1. Безрисковая зона, когда предприятие не имеет потерь.
2. Зона допустимого риска – это область, в пределах кото-рой сохраняется экономическая целесообразность в проведе-нии мероприятий и потери не будут высокими, т.е. расчетная прибыль снизится незначительно.
3. Опасная зона, когда возможны убытки.
4. Зона катастрофического риска – потери превышают критический максимум и возможно банкротство или закрытие предприятия. В данном случае следует отказаться от такого проекта.
В процессе принятия плановых решений о допустимости и нецелесообразности риска важно представлять не столько ве-роятность какого – то уровня потерь, сколько вероятность того, что потери не превысят некоторого уровня. Именно это и явля-ется основным показателем риска и служит показателем на-дежности плана. Ученый Б. Врублевский установил предель-
ные значения показателей риска – допустимого 0,1 (10%), кри-тического 0,01 (1%), катастрофического 0,001 (0,1%).
Таким образом, не стоит идти на риск, если в 10 случаях из 100 можно потерять всю прибыль, в одном случае из 100 по - терять выручку и в одном случае из 1000 потерять имущество.
Следует в этом найти за счет чего можно снизить риск, а это возможно следующими методами:
а) техническими – внедрение технических средств кон-троля, сигнализации и т.д.;
б) организационно – экономическими – это комплекс мер по снижению или предотвращению потерь.
Планирование риска
Перед принятием решения о применении той или иной стратегии предприятия важно провести анализ потерь, в ре-зультате которого выявляются количественные и качественные параметры риска, определяется вероятность его наступления и последствия. Анализ включает следующие этапы:
1. Выявление возможных рисков при всех направлениях реализации плана и других областях производственно – хозяй-ственной деятельности.
2. Определение вероятности наступления данного риска (события) от 0 до 1.
3. Определение тяжести неблагоприятного события в бал-
лах.
4. Расчет опасности данного риска для плана (произведе-ние вероятности на тяжесть).
5. Ранжирование рисков по степени опасности.
6. Расчет потерь и определение мер снижения риска.
При анализе производится формализованное описание возможных условий реализации плана в форме различных сце-нариев развития событий и их влияние на показатели риска. Возможны три подхода к анализу сценариев:
1. Наихудшие развития событий (пессимистический). В этом случае принимаются различные решения по оценке всех ситуаций и выбирается лучший из худших.
2. Оптимистический.
Решение принимается путем отыскания наилучшей оцен-ки по возможным ситуациям и выбирается лучший из них.
3. Наиболее вероятный сценарий.
Ранг решения – средний выигрыш по рассмотрению всех ситуаций. В основу выбора закладывается вероятность наступ-
ления планируемой ситуации, а ее определение является доста-точно сложной задачей. Совокупность этих методов и есть суть планирования риска. При планировании надо иметь ввиду, что риск связан с проблемной ситуацией. Выявление причин воз-никновения проблемы – условие принятия правильного реше-ния с минимальным риском.
Знание причин позволяет во - время определить неблаго-приятное событие и принять соответствующие меры, скоррек-тировать плановое решение. Отсутствие знаний о причинах возникновения проблемы приводит к внезапности события и риск может быть наибольшим.
Прогноз причин возникновения проблем может осуществ-ляться тремя способами:
1. Использование формальной модели, при которой можно понять как изменится процесс при изменении одного из пара-метров его функционирования, что сводит риск к минимуму.
2. Использование статистических данных за период перед плановым, что позволяет экстраполировать будущее развитие процессов в хозяйственной деятельности и внешней среде. Эти события можно предвидеть и компенсировать риск. От точно-сти изменений внутренней и внешней среды и будет зависеть величина потерь.
3. Использование экспертных оценок специалистов, раз-рабатывающих стратегический план.
С учетом изложенного предусматриваются следующие операции:
· определяются возможные области появления проблем с целью выявить уязвимые места и отделить объективные проблемы от мнимых;
· определяется новизна проблемы и причина ее возникно-вения;
· выявляются взаимосвязи данной проблемы с другими с целью принятия комплексного решения по снижению риска;
· определяется степень разрешимости проблемы. Предотвратить риск на стадии реализации плана можно
двумя способами:
1. Предусмотреть в плане соответствующее решение и спланировать возможные, наиболее предпочтительные собы-тия.
2. Внести коррективы в план в случае наступления небла-гоприятных событий, т.е. разрешить возникшую проблему.
Оба случая предотвращения потерь зависят от качества принимаемых плановых решений.
22. Финансовое планирование
Рыночная экономика существенно изменила методологию финансового планирования, место и роль финансов в механиз-ме управления предприятием. Усилилась их стимулирующая роль в повышении эффективности деятельности. Финансовые планы перестали быть директивными. Процесс финансового планирования стал проще, но повысилась ответственность спе-циалистов за качество принимаемых решений, увеличился риск при формировании финансовой стратегии. Финансовый план включает широкий спектр финансовых отношений. Основная цель финансового планирования – сбалансирование расходов с финансовыми возможностями. При планировании решаются следующие задачи:
· определяются источники и размеры собственных ресур-сов;
· принимаются решения о необходимости привлечения ценных бумаг, кредитов, займов;
· определяется потребность в финансовых ресурсах и принимаются оптимальные решения по распределению ресурсов;
· уточняется целесообразность и экономическая эффек-тивность плановых инвестиций;
· выявляются резервы рационального использования мощностей и материальных ресурсов в целях возможно-го повышения эффективности производства и его рента-бельности;
· определяются финансовые взаимоотношения с государ-ственным бюджетом, банками и другими организация-ми.
22.1 Порядок разработки финансового плана
Исходной информацией для разработки плана является:
· данные бухгалтерского баланса предшествующего пла-новому периоду;
· показатели плана производства и реализации;
· смета затрат на производство и выполнение работ, ока-зание услуг;
· сметы затрат на содержание объектов социальной и культурно – бытовой сферы;
· объемы инвестиций (капитальных вложений).
Методика разработки финансового плана включает сле-
дующие этапы:
· анализ финансового положения предприятия на момент составления плана;
· планирование доходов и поступлений;
· планирование расходов и отчислений;
· балансирование статей финансового плана.
Финансовый план – по сути заключительный раздел пла-
нирования на определенный период. При его составлении ис-пользуется балансовый метод планирования.
Финансовый план состоит из двух разделов: I Доходы и поступления;
II Расходы и отчисления средств.
В первый раздел включают следующие источники финан-совых ресурсов:
1) прибыль от реализации продукции (работ, услуг);
2) прибыль от прочей реализации(основных средств и других активов);
3) внереализационные доходы
· доходы от долевого участия в уставном капитале других предприятий;
· доходы, полученные по ценным бумагам;
· доходы, полученные от хранения денег на депозитных счетах банков и других финансово – кредитных учреж-дениях;
· доходы от сдачи имущества в аренду;
· доходы от других операций.
4) амортизационные отчисления на полное восстановле-ние основных фондов и по нематериальным активам;
5) поступления средств от других предприятий, в том чис-ле в порядке долевого участия в строительстве; по хозяйствен-ным договорам на научно – исследовательские работы;
6) поступления из внебюджетных фондов;
7) прочие доходы.
В расходной части рассчитывают:
1. Налоги из прибыли по видам;
2. Распределение чистой прибыли, остающейся в распоря-жении предприятия по направлениям использования на накопление, развитие и потребление;
3. Капитальные вложения (инвестиции) за счет собствен-ных источников (амортизации) и заемных средств по объектам (укрупненно);
4. Прочие расходы, включая отчисления прибыли в ре-зервный фонд и выплаты доходов по акциям и облига-циям.
Доходная и расходная части балансируются – если полу-чен недостаток доходов, необходимо показать дополнительные источники покрытия запланированных расходов, либо пере-
смотреть расходы и снизить их до суммы предусмотренных доходов в первом разделе плана.
Планирование оборотных средств и показателей их ис-пользования
рыночной экономике оборотные средства формируются самим предприятием за счет собственных, приравненных к ним и привлеченных средств. Собственные оборотные средства на действующем предприятии пополняются за счет полученной прибыли, выпуска ценных бумаг, операций на финансовом рынке, привлекаемых средств.
При составлении финансового плана определяется квар-тальная потребность в оборотных средствах предприятия по отдельным элементам на основе норм, утвержденных предпри-ятием самостоятельно.
1. Потребность в оборотных средствах по сырью и мате-риалам (Пм) определяется по формуле:
Пм = Qм ´ Н м Qм =
| Рм
| ,
| (30)
|
|
|
|
|
|
|
| где Qм – однодневный расход материалов, топливно – энергетических ресурсов (ТЭР), тыс. руб.
Нм – норма запаса , дней; Рм – квартальный расход сырья, материалов, ТЭР.
2. Потребность в оборотных средствах по незавершенному производству (Пнез) определяется по формуле:
Пнез
| = Ов ´ Ннез ; Ов =
| ВПс
| ,
| (31)
|
|
|
|
|
|
|
|
| где Ов – производственная себестоимость однодневного выпуска, тыс.руб;
Ннез – норма незавершенного производства, дней; ВПс – квартальный выпуск продукции по себестоимости.
3.Потребность оборотных средств по годовой продукции (Пгот) определяется по формуле:
Пгот = Ов ´ Нгот ,
| (32)
| где Нгот – норма оборотных средств готовой продукции,
| дней;
|
| 4. Потребность оборотных средств в запасах товаров (Птов)
| определяется по формуле:
|
| Птов = Отов ´ Нтов ; Отов = ОБтов / 90,
| (33)
| где Отов – однодневный оборот, тыс.руб; Нтов – норма запасов товаров, дней;
ОБтов – квартальный оборот товаров по покупным ценам, тыс.руб.
5. Потребность в денежных средствах кассы и переводы в пути (Пкас) определяется по формуле:
где Нд – норма запаса денежных средств, дней.
6. Потребность оборотных средств по малоценным и бы-строизнашивающимся предметам (Пмал) определяется по фор-муле:
– коэффициент, характеризующий соотношение
потребности в оборотных средствах по сырью, материалам и малоценке.
7. Потребность оборотных средств по прочим элементам мала и может быть принята из расчета 2% от выручки продук-ции по себестоимости (процент можно рассчитать по преды-дущему периоду).
Общая потребность оборотных средств равна сумме рас-четов по всем элементам. Данная сумма сравнивается с вели-чиной оборотных средств на начало планового периода и если она выше, прирост оборотных средств необходимо предусмот-реть в финансовом плане из прибыли.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|