Сделай Сам Свою Работу на 5

Пояснительная записка в 8 классе.





Рабочая программа по географии России 8 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.).

Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии МО РФ 2004г. и авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008

Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.

Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.



Основные задачи курса:

1. сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:

2. сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;

3. показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;

4. вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;



5. развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;

6. создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:

1) знать / понимать:

- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;

- положение России на карте часовых поясов;

- административно-территориальное деление России;

- историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;

- численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;

- связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;

- факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы;



- особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;

- основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;

- состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области;

- природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;

- что такое территориальная организация общества;

- что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.

2) Уметь:
- характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);

- определять поясное время;

- определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;

- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых, по физической и тектонической картам;

- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;

- анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;

- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;

- анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;

- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России;

- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;

3) оценивать:

географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.

2. Тематическое планирование.

Содержание курса 68 часов – 2 часа в неделю.

Тема Количество часов
Тема 1. Россия в мире. (4) 4
Тема 2. Россияне. (10) 10
Тема 3. Природа. (17) 23
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 5 часов  
Климат. 8 часов  
Моря, внутренние воды и водные ресурсы. 6 часов  
Почвы и почвенные ресурсы. 2 часа  
Повторение темы «Природа» 2 час  
Тема 4. Хозяйство. (15) 17
Тема 5. Природно-хозяйственные зоны. (6) 7
Тема 6. Наше наследие. (4) 4
Обобщающее повторение курса (резерв)
Итого:

Изменения в программе: программа курса предусматривает 68 часов, 12 резервное время, из которых 9 часов были взяты на расширение тем (4 часа на тему «природа»; 2 часа на тему «хозяйство»; 1 час на тему «природно-хозяйственные зоны»), 3 часа резерва использованы на обобщающее повторение.

Контрольных работ - 1 Проверочных работ – 3

Тестов - 3 Практических (оценочных) работ - 12

 

3. Календарно-тематическое планирование 8 класс.

Тема урока Тип урока Практические работы ЭОР для урока Домашнее задание Дата проведения
 
план факт
  1. (1) Тема 1. Россия в мире. Россия на карте мира. Уникальность географического положения.   изучение нового материала   Пр.р. №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран».   Территория и акватория России http://fcior.edu.ru/card/22423/territoriya-i-akvatoriya-rossii.html   &(параграф).1. стр.9.?? 1-8(у); ? 10(п)    
2. (2) Россия на карте часовых поясов. практикум Пр.р. №2. «Определение поясного времени для разных пунктов России». Россия на карте часовых поясов http://fcior.edu.ru/card/22766/rossiya-na-karte-chasovyh-poyasov.html   &.2. стр.13. ?? 2-4; 8(у)    
3. (3) Ориентирование по карте России. Административно -территориальное деление России. практикум Ориентирование по физической карте. Сравнение способов районирования (природного и экономического)   &.3. стр. 18. ?? 1-4(у); 10(п)    
4. (4) Формирование территории России. актуализация знаний и умений Подготовка докладов о русских первопроходцах. История освоения и изучения территории России. И1 http://fcior.edu.ru/card/3628/istoriya-osvoeniya-i-izucheniya-territorii-rossii-i1.htm   &.4. стр.23.?? 5-6(п)    
  5. (1) Тема 2. Россияне. Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост.   изучение нового материала   Анализ графиков рождаемости и смертности   &.5. Стр.30.??1-9(у)    
6. (2) Численность населения. Миграции населения. актуализация знаний и умений     & &.6-7 стр.34.??1-8(у),?9(п стр.37.??1-6(у)      
7. (3) Возрастной состав населения России. актуализация знаний и умений Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов   &.8 стр.42.?? 1-7,12    
8. (4) Рынок труда. Трудовые Ресурсы. актуализация знаний и умений Рейтинг профессий своего региона и соотношение его на рынке труда Население России. Люди и труд. П1 http://fcior.edu.ru/card/13790/naselenie-rossii-lyudi-i-trud-p1.html   &.9. стр.46.??1-6,10    
9. (5) Этнос. Россия – многонациональное государство. практикум Пр.р. №3. «Определение крупных народов России и особенностей их размещения».   &.10 Стр.51.??1-6(у), 7(п)    
10. (6) Размещение населения. Плотность населения России. актуализация знаний и умений     &.11. Стр.55.??1-4 (у) К 12 уроку Мини-исследование по своему краю - ?8 (п)    
11. (7) Расселение и урбанизация. Типы поселений. актуализация знаний и умений Пр.р. №4. «Определение по статистическим материалам тенденций изменения дои занятых в отдельных сферах хозяйства».   &.12. Стр.58 ??1-6(у), ?8(п).    
12. (8) Города и сельские поселения. Типы городов. актуализация знаний и умений     &.13 Повторить &&1-13    
13. (9) Население Кировской области. актуализация знаний и умений     рефераты по теме    
14. (10) Проверочная работа по темам: «ГП России» и «Население России». контроль     «Своя родословная» проект - стр.64 ?2    
  15. (1) Тема 3. Природа. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. История развития земной коры. Изучение нового материала     &.14. Учить: геохронологическая таблица; стр.70.??1-6; ? 11(проект –«Геологическая история моего края».      
16. (2) Особенности рельефа России. практикум Описание рельефа России по плану   &.15. номенклатура: формы рельефа России стр.75. ??1-8(у),9(п)    
17. (3) Скульптура поверхности. исследование     &.16. Стр.79.??1-6(у)    
18. (4) Полезные ископаемые России. практикум Пр.р. №5. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».   &.17. Стр.84.??1-7(у) Повторить к тесту &14-17    
19. (5) Рельеф Кировской области. Обобщение темы геология и рельеф России. Тест. актуализация знаний и умений     Доклады: формы рельефа и полезные ископаемые своей местности.    
20. (6) Климат и погода. Климат России. Солнечная радиация. изучение нового материала     &.18. стр.89 ??1-7(у)    
21. (7) Атмосферная циркуляция. изучение нового материала     &.19. Стр.94. ??1-6(у), ?7(п)    
22. (8) Влияние на климат России его географического положения. актуализация знаний и умений     &.20. Стр.100.??1-6(у)    
23. (9) Климат России. Пр.р.№6. практикум Пр.р. №6. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, ГКО по территории страны».   &.20.      
24. (10) Климатические пояса и типы климата России. практикум Урок –практикум: Анализ карт, оценка климатических особенностей, выполнение заданий учебника Климат и климатические ресурсы России. Типы климатов России. П1 http://fcior.edu.ru/card/10654/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html   &.21. учить: типы климатов      
25. (11) Синоптическая карта. Климат своего региона. практикум Пр.р. №7. « Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды».   &.20, стр.100. ?9    
26. (12) Климат и хозяйственная деятельность людей. практикум Пр.р. №8. «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».   &.22. Стр.109. ??1-7(у) Повторить &.19-25    
27. (13) Обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Тест. повторение и контроль     Стр.109.?11    
28. (14) Моря. Внутренние воды и водные ресурсы. Россия – морская держава. изучение нового материала Описание моря по типовому плану.   &.23. Номенклатура: береговая линия Стр.114??2-7 (у)      
29. (15) Реки России. актуализация знаний и умений Обозначение на к/к крупных рек страны. Определение уклона и падения рек.   &.24. Номенклатура: реки Стр.120 ??2-8(у)    
30. (16) Реки России. Пр.Р.№9. практикум Пр.р. №9. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования».   &.24.      
31. (17) Озера России. изучение нового материала   Внутренние воды и водные ресурсы России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота. http://fcior.edu.ru/card/3810/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ozera-bolota-podzemnye-vody-ledniki-mnogoletnyaya-merzlota-i.html   &25. Номенклатура: озера Стр.125.??1-7(у), ?8(п)      
32. (18) Значение рек в жизни общества. практикум Разработка маршрута «кругосветки» по водным путям России.   &26-27 Стр.130.??1-9(у), ??10-11(п)    
33. (19) Обобщение темы: « Моря, внутренние воды и водные ресурсы России». Тест. Повторение и контроль     Проект: «Питьевая вода- моё здоровье»стр.125 ?11    
34. (20) Почвы и почвенные ресурсы. Почва – особое природное тело. изучение нового материала     &.28. Стр.136??1-6(у)    
35. (21) Почвообразующие факторы. Типы почв. практикум Ознакомление с образцами почв местности Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие. П1 http://fcior.edu.ru/card/3970/pochva-i-pochvennye-resursy-obrazovanie-pochv-i-ih-raznoobrazie-p1.html   &.29. Стр.140??1-4(у)    
36. (22) Обобщение темы: «Природа России». повторение и обобщение     &&.14-29    
37. (23) Контрольная работа по теме: «Природа России». контроль     --------    
  38. (1) Тема 4. Хозяйство. Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства страны. изучение нового материала   Общая характеристика хозяйства. Уровень развития хозяйства страны, его отраслевая, функциональная и территориальная структура. И1 http://fcior.edu.ru/card/10762/obshaya-harakteristika-hozyaystva-uroven-razvitiya-hozyaystva-strany-ego-otraslevaya-funkcionalnaya.htm     &30. ??1-7(у)    
39. (2) Цикличность развития хозяйства. изучение нового материала Выделение циклов развития экономики своего региона   &31. ??1-6(у)    
40. (3) Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность. актуализация знаний и умений     &32. ??2-7(у)    
41. (4) Нефтяная и газовая промышленность. практикум Пр.р.№10. « Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов». Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. И1 http://fcior.edu.ru/card/11904/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-gazovaya-promyshlennost-i1.html   &33. ??1-9(у); ?10(п)    
42. (5) Электроэнергетика. актуализация знаний и умений     &34. ??1-7(у)    
43. (6) Металлургия. изучение нового материала   Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Цветная металлургия. И1 http://fcior.edu.ru/card/12557/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-cvetnaya-metallurgiya-i1.html   &35. ??2-8(у)    
44. (7) Машиностроение – ключевая отрасль экономики. актуализация знаний и умений     &36. ??2-8(у); ?9(п)    
45. (8) Машиностроение. практикум Пр.р. №11. «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения». Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Машиностроение. И1 http://fcior.edu.ru/card/5085/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-mashinostroenie-i1.html   &36.    
46. (9) Химическая промышленность. изучение нового материала     &37. ??1-4(у)    
47. (10) Лесопромышленный комплекс. изучение нового материала     &37. ?76-7(у); ?10(п)    
48. (11) Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики. Растениеводство. актуализация знаний и умений     &38. ?? 1-7(у)    
49. (12) Особенности животноводства России. актуализация знаний и умений     &39. ??1-6(у)    
50. (13) АПК. Пищевая и легкая промышленность. изучение нового материала     &40. АПК своего района- стр. 192    
51. (14) Транспорт – «кровеносная система страны». актуализация знаний и умений   Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги. География сухопутного транспорта. И1 http://fcior.edu.ru/card/11994/tretichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-proizvodyashie-raznoobraznye-uslugi-geografiya-suhoputnogo-trans.html   &41-42. ?11 стр. 201 (проект)    
52. (15) Состав и значение сферы услуг. изучение нового материала     &43. &44(п)    
53. (16) Обобщение темы: «Хозяйство». повторение и обобщение     &30-44    
54. (17) Проверочная работа по теме: «Хозяйство». контроль     Стр.208. ?1    
    55. (1) Тема 5. Природно-хозяйственные зоны. Зональность в природе и жизни людей.   изучение нового материала     &45. ??2-6(у)    
56. (2) Северные безлесные зоны. изучение нового материала     &46. ??2-6(у)      
57. (3) Лесные зоны. практикум описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности человека в лесной зоне   &47. ?8(п)    
58. (4) Степи и лесостепи. актуализация знаний и умений     &48. ??2-9(у)    
59. (5) Южные безлесные зоны. актуализация знаний и умений     &49.    
60. (6) Субтропики. практикум Пр.р. №12. «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа карт».   &50. ?9(п)    
61. (7) Проверочная работа по теме: «Природно-хозяйственные зоны». контроль          
  62. (1) Тема 6. Наше наследие. Территориальная организация общества. изучение нового материала     &51. ??1-7(у)    
63. (2) Природно-территориальные и социально-экономические комплексы. актуализация знаний и умений     &52    
64. (3) Природное и культурное наследие России. практикум Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России – наш нравственный долг».   &53. ?10(п)    
65. (4) Стратегия развития России и своего региона в 21 веке. актуализация знаний и умений          
66. (1) Тема 7. Обобщающее повторение. Повторение темы: «Россия в мире». повторение и обобщение          
67. (2) Повторение тем: «Население России» и «Природа России». повторение и обобщение          
68. (3) Повторение тем: «Особенности хозяйства России» и «Природно-хозяйственные зоны». повторение и обобщение          

 

4. Ресурсное обеспечение:

- Учебно-методическое:

1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2011.

2. География. Мой тренажер. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Николина; М.: Просвещение, 2011.

3. Географический атлас 8 класс. – М.: Дрофа, 2010

Рабочая программа составлена на основе:

1) авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.

2) Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.

3) Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») (Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд.. испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. 312с. (образовательный стандарт)

 

- Информационное обеспечение:

- Библиотека наглядных электронных пособий. География 6-11 кл. Электронный диск

- Интернет –ресурсы: http://fcior.edu.ru

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.