Пояснительная записка в 8 классе.
Рабочая программа по географии России 8 класс составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (2004г.).
Программа составлена на основе примерной программы основного общего образования по географии МО РФ 2004г. и авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008
Курс «География России» занимает центральное место в системе школьной географии. Особая его роль определяется тем, что помимо научно-ознакомительных функций он сильнейшим образом влияет на становление мировоззрения и личностных качеств учащихся. Курс «География России» изучается после страноведческого курса «Материки, океаны и страны» и завершает цикл географического образования в основной школе.
Главная цель данного курса — формирование целостного представления об особенностях природы, населения, хозяйства нашей Родины, о месте России в современном мире, воспитание гражданственности и патриотизма учащихся, уважения к истории и культуре своей страны и населяющих ее народов, выработка умений и навыков адаптации и социально-ответственного поведения в российском пространстве; развитие географического мышления.
Основные задачи курса:
1. сформировать географический образ своей страны в ее многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия основных компонентов: природы, населения, хозяйства:
2. сформировать представление о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления;
3. показать большое практическое значение географического изучения взаимосвязей природных, экономических, социальных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений и процессов в нашей стране, а также географических аспектов важнейших современных социально-экономических проблем России, и ее регионов;
4. вооружить школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации как классическими (картами, статистическими материалами и др.) так и современными (компьютерными), а также умениями прогностическими, природоохранными и поведенческими;
5. развивать представление о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические процессы и явления;
6. создать образ своего родного края, научить сравнивать его с другими регионами России и с различными регионами мира.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения курса «География. Россия» в 8 классе ученик должен:
1) знать / понимать:
- географическое положение России на карте мира, границы, пограничные государства, моря, омывающие страну, крайние точки России;
- положение России на карте часовых поясов;
- административно-территориальное деление России;
- историю формирования и заселения территории России; вклад исследователей, путешественников, землепроходцев в освоение территории России;
- численность, плотность и воспроизводство населения России; особенности естественного движения населения; основные направления миграций; состав трудовых ресурсов; национальный и религиозный состав населения России; особенности размещения населения; типы поселений;
- связь рельефа с тектоническим строением; закономерности размещения полезных ископаемых на территории России и их главные месторождения;
- факторы, определяющие особенности климата России; основные климатические пояса и типы климата России; влияние климатических условий на жизнь и хозяйственную деятельность населения России; меры по борьбе с загрязнением атмосферы;
- особенности морей, омывающих берега России; ресурсы морей и их использование человеком; крупнейшие речные системы и озера страны; границу распространения многолетней мерзлоты; меры по охране и восстановлению водных ресурсов;
- основные типы почв, их размещение по территории страны; особенности земельных ресурсов и их рациональное использование;
- состав и структуру хозяйства России; основные факторы размещения отраслей хозяйства; важнейшие отрасли промышленности, межотраслевые комплексы и их географию; главные промышленные и сельскохозяйственные районы России; главные отрасли хозяйства своей области (республики, края); изменения в экономике России и своей области;
- природные зоны России; особенности природно-хозяйственных зон; влияние природных условий на жизнь, быт и хозяйственную деятельность населения; пути рационального природопользования в природно-хозяйственных зонах;
- что такое территориальная организация общества;
- что такое Всемирное наследие; объекты Всемирного природного и культурного наследия России; что такое устойчивое развитие общества, идеи устойчивого развития общества.
2) Уметь: - характеризовать географическое положение страны и своей области (республики, края);
- определять поясное время;
- определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении населения, современную демографическую ситуацию; использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации по населению России;
- устанавливать зависимость между рельефом, тектоническим строением территории, размещением полезных ископаемых, по физической и тектонической картам;
- пользоваться климатической картой, климатической диаграммой для определения типов климата и формирования представлений об условиях жизни населения на отдельных территориях;
- анализировать почвенную карту и карту растительности с целью формирования представления о взаимосвязях компонентов природы;
- устанавливать по картам связи между размещением населения, хозяйства и природными условиями территории России;
- анализировать статистические показатели развития хозяйства России; анализировать таблицы, тематические карты, схемы с целью формирования представления о связях между отраслями промышленности;
- составлять географическую характеристику отрасли хозяйства по плану; объяснять структуру экспорта и импорта в России;
- устанавливать причины, сущность и пути решения экологических проблем в России; отстаивать свою позицию при решении экологических проблем;
3) оценивать:
географическое положение России, своей области (республики, края); природно-ресурсный потенциал страны; климатические ресурсы России; водные ресурсы России и своей местности; влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения; тенденции развития отдельных отраслей хозяйства России; современные проблемы России.
2. Тематическое планирование.
Содержание курса 68 часов – 2 часа в неделю.
Тема
| Количество часов
| Тема 1. Россия в мире.
| (4) 4
| Тема 2. Россияне.
| (10) 10
| Тема 3. Природа.
| (17) 23
| Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. 5 часов
|
| Климат. 8 часов
|
| Моря, внутренние воды и водные ресурсы. 6 часов
|
| Почвы и почвенные ресурсы. 2 часа
|
| Повторение темы «Природа» 2 час
|
| Тема 4. Хозяйство.
| (15) 17
| Тема 5. Природно-хозяйственные зоны.
| (6) 7
| Тема 6. Наше наследие.
| (4) 4
| Обобщающее повторение курса (резерв)
|
| Итого:
|
| Изменения в программе: программа курса предусматривает 68 часов, 12 резервное время, из которых 9 часов были взяты на расширение тем (4 часа на тему «природа»; 2 часа на тему «хозяйство»; 1 час на тему «природно-хозяйственные зоны»), 3 часа резерва использованы на обобщающее повторение.
Контрольных работ - 1 Проверочных работ – 3
Тестов - 3 Практических (оценочных) работ - 12
3. Календарно-тематическое планирование 8 класс.
№
| Тема урока
| Тип урока
| Практические работы
| ЭОР для урока
| Домашнее задание
| Дата проведения
|
| план
| факт
|
1.
(1)
| Тема 1. Россия в мире.
Россия на карте мира. Уникальность географического положения.
|
изучение нового материала
|
Пр.р. №1 «Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран».
|
Территория и акватория России
http://fcior.edu.ru/card/22423/territoriya-i-akvatoriya-rossii.html
| &(параграф).1.
стр.9.?? 1-8(у); ? 10(п)
|
|
| 2.
(2)
| Россия на карте часовых поясов.
| практикум
| Пр.р. №2. «Определение поясного времени для разных пунктов России».
| Россия на карте часовых поясов
http://fcior.edu.ru/card/22766/rossiya-na-karte-chasovyh-poyasov.html
| &.2. стр.13. ?? 2-4; 8(у)
|
|
| 3.
(3)
| Ориентирование по карте России. Административно -территориальное деление России.
| практикум
| Ориентирование по физической карте. Сравнение способов районирования (природного и экономического)
|
| &.3.
стр. 18. ?? 1-4(у); 10(п)
|
|
| 4.
(4)
| Формирование территории России.
| актуализация знаний и умений
| Подготовка докладов о русских первопроходцах.
| История освоения и изучения территории России. И1
http://fcior.edu.ru/card/3628/istoriya-osvoeniya-i-izucheniya-territorii-rossii-i1.htm
| &.4.
стр.23.?? 5-6(п)
|
|
|
5.
(1)
| Тема 2. Россияне.
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост.
|
изучение нового материала
|
Анализ графиков рождаемости и смертности
|
| &.5.
Стр.30.??1-9(у)
|
|
| 6.
(2)
| Численность населения. Миграции населения.
| актуализация знаний и умений
|
|
| & &.6-7
стр.34.??1-8(у),?9(п
стр.37.??1-6(у)
|
|
| 7.
(3)
| Возрастной состав населения России.
| актуализация знаний и умений
| Анализ половозрастных пирамид России и отдельных ее регионов
|
| &.8
стр.42.?? 1-7,12
|
|
| 8.
(4)
| Рынок труда. Трудовые Ресурсы.
| актуализация знаний и умений
| Рейтинг профессий своего региона и соотношение его на рынке труда
| Население России. Люди и труд. П1
http://fcior.edu.ru/card/13790/naselenie-rossii-lyudi-i-trud-p1.html
| &.9.
стр.46.??1-6,10
|
|
| 9.
(5)
| Этнос. Россия – многонациональное государство.
| практикум
| Пр.р. №3. «Определение крупных народов России и особенностей их размещения».
|
| &.10
Стр.51.??1-6(у), 7(п)
|
|
| 10.
(6)
| Размещение населения. Плотность населения России.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &.11.
Стр.55.??1-4 (у)
К 12 уроку Мини-исследование по своему краю - ?8 (п)
|
|
| 11.
(7)
| Расселение и урбанизация. Типы поселений.
| актуализация знаний и умений
| Пр.р. №4. «Определение по статистическим материалам тенденций изменения дои занятых в отдельных сферах хозяйства».
|
| &.12.
Стр.58 ??1-6(у), ?8(п).
|
|
| 12.
(8)
| Города и сельские поселения. Типы городов.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &.13
Повторить &&1-13
|
|
| 13.
(9)
| Население Кировской области.
| актуализация знаний и умений
|
|
| рефераты по теме
|
|
| 14.
(10)
| Проверочная работа по темам: «ГП России» и «Население России».
| контроль
|
|
| «Своя родословная» проект - стр.64 ?2
|
|
|
15.
(1)
| Тема 3. Природа.
Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые.
История развития земной коры.
| Изучение нового материала
|
|
| &.14.
Учить: геохронологическая таблица;
стр.70.??1-6; ? 11(проект –«Геологическая история моего края».
|
|
| 16.
(2)
| Особенности рельефа России.
| практикум
| Описание рельефа России по плану
|
| &.15.
номенклатура: формы рельефа России
стр.75. ??1-8(у),9(п)
|
|
| 17.
(3)
| Скульптура поверхности.
| исследование
|
|
| &.16.
Стр.79.??1-6(у)
|
|
| 18.
(4)
| Полезные ископаемые России.
| практикум
| Пр.р. №5. «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий».
|
| &.17.
Стр.84.??1-7(у)
Повторить к тесту &14-17
|
|
| 19.
(5)
| Рельеф Кировской области. Обобщение темы геология и рельеф России. Тест.
| актуализация знаний и умений
|
|
| Доклады: формы рельефа и полезные ископаемые своей местности.
|
|
| 20.
(6)
| Климат и погода.
Климат России. Солнечная радиация.
| изучение нового материала
|
|
| &.18.
стр.89 ??1-7(у)
|
|
| 21.
(7)
| Атмосферная циркуляция.
| изучение нового материала
|
|
| &.19.
Стр.94. ??1-6(у), ?7(п)
|
|
| 22.
(8)
| Влияние на климат России его географического положения.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &.20.
Стр.100.??1-6(у)
|
|
| 23.
(9)
| Климат России. Пр.р.№6.
| практикум
| Пр.р. №6. «Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, средних температур января и июля, ГКО по территории страны».
|
| &.20.
|
|
| 24.
(10)
| Климатические пояса и типы климата России.
| практикум
| Урок –практикум: Анализ карт, оценка климатических особенностей, выполнение заданий учебника
| Климат и климатические ресурсы России. Типы климатов России. П1
http://fcior.edu.ru/card/10654/klimat-i-klimaticheskie-resursy-rossii-tipy-klimatov-rossii-p1.html
| &.21.
учить: типы климатов
|
|
| 25.
(11)
| Синоптическая карта. Климат своего региона.
| практикум
| Пр.р. №7. « Определение по синоптической карте особенностей погоды для разных пунктов. Составление прогноза погоды».
|
| &.20, стр.100. ?9
|
|
| 26.
(12)
| Климат и хозяйственная деятельность людей.
| практикум
| Пр.р. №8. «Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения».
|
| &.22.
Стр.109. ??1-7(у)
Повторить &.19-25
|
|
| 27.
(13)
| Обобщение темы: «Климат и климатические ресурсы». Тест.
| повторение и контроль
|
|
| Стр.109.?11
|
|
| 28.
(14)
| Моря. Внутренние воды и водные ресурсы.
Россия – морская держава.
| изучение нового материала
| Описание моря по типовому плану.
|
| &.23.
Номенклатура: береговая линия
Стр.114??2-7 (у)
|
|
| 29.
(15)
| Реки России.
| актуализация знаний и умений
| Обозначение на к/к крупных рек страны.
Определение уклона и падения рек.
|
| &.24.
Номенклатура: реки
Стр.120 ??2-8(у)
|
|
| 30.
(16)
| Реки России. Пр.Р.№9.
| практикум
| Пр.р. №9. «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт, определение возможностей её хозяйственного использования».
|
| &.24.
|
|
| 31.
(17)
| Озера России.
| изучение нового материала
|
| Внутренние воды и водные ресурсы России. Озёра, болота, подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота.
http://fcior.edu.ru/card/3810/vnutrennie-vody-i-vodnye-resursy-rossii-ozera-bolota-podzemnye-vody-ledniki-mnogoletnyaya-merzlota-i.html
| &25.
Номенклатура: озера
Стр.125.??1-7(у), ?8(п)
|
|
| 32.
(18)
| Значение рек в жизни общества.
| практикум
| Разработка маршрута «кругосветки» по водным путям России.
|
| &26-27
Стр.130.??1-9(у), ??10-11(п)
|
|
| 33.
(19)
| Обобщение темы: « Моря, внутренние воды и водные ресурсы России». Тест.
| Повторение и контроль
|
|
| Проект: «Питьевая вода- моё здоровье»стр.125 ?11
|
|
| 34.
(20)
| Почвы и почвенные ресурсы.
Почва – особое природное тело.
| изучение нового материала
|
|
| &.28.
Стр.136??1-6(у)
|
|
| 35.
(21)
| Почвообразующие факторы. Типы почв.
| практикум
| Ознакомление с образцами почв местности
| Почва и почвенные ресурсы. Образование почв и их разнообразие. П1
http://fcior.edu.ru/card/3970/pochva-i-pochvennye-resursy-obrazovanie-pochv-i-ih-raznoobrazie-p1.html
| &.29.
Стр.140??1-4(у)
|
|
| 36.
(22)
| Обобщение темы: «Природа России».
| повторение и обобщение
|
|
| &&.14-29
|
|
| 37.
(23)
| Контрольная работа по теме: «Природа России».
| контроль
|
|
| --------
|
|
|
38.
(1)
| Тема 4. Хозяйство.
Понятия «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства страны.
| изучение нового материала
|
| Общая характеристика хозяйства. Уровень развития хозяйства страны, его отраслевая, функциональная и территориальная структура. И1
http://fcior.edu.ru/card/10762/obshaya-harakteristika-hozyaystva-uroven-razvitiya-hozyaystva-strany-ego-otraslevaya-funkcionalnaya.htm
| &30.
??1-7(у)
|
|
| 39.
(2)
| Цикличность развития хозяйства.
| изучение нового материала
| Выделение циклов развития экономики своего региона
|
| &31.
??1-6(у)
|
|
| 40.
(3)
| Топливно-энергетический комплекс. Угольная промышленность.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &32.
??2-7(у)
|
|
| 41.
(4)
| Нефтяная и газовая промышленность.
| практикум
| Пр.р.№10. « Составление характеристики одного из нефтяных или угольных бассейнов».
| Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Газовая промышленность. И1
http://fcior.edu.ru/card/11904/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-gazovaya-promyshlennost-i1.html
| &33.
??1-9(у); ?10(п)
|
|
| 42.
(5)
| Электроэнергетика.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &34.
??1-7(у)
|
|
| 43.
(6)
| Металлургия.
| изучение нового материала
|
| Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Цветная металлургия. И1
http://fcior.edu.ru/card/12557/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-cvetnaya-metallurgiya-i1.html
| &35.
??2-8(у)
|
|
| 44.
(7)
| Машиностроение – ключевая отрасль экономики.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &36.
??2-8(у); ?9(п)
|
|
| 45.
(8)
| Машиностроение.
| практикум
| Пр.р. №11. «Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения».
| Вторичный сектор экономики - отрасли, перерабатывающие сырьё. Машиностроение. И1
http://fcior.edu.ru/card/5085/vtorichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-pererabatyvayushie-syre-mashinostroenie-i1.html
| &36.
|
|
| 46.
(9)
| Химическая промышленность.
| изучение нового материала
|
|
| &37.
??1-4(у)
|
|
| 47.
(10)
| Лесопромышленный комплекс.
| изучение нового материала
|
|
| &37.
?76-7(у);
?10(п)
|
|
| 48.
(11)
| Сельское хозяйство – важнейшая отрасль экономики. Растениеводство.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &38.
?? 1-7(у)
|
|
| 49.
(12)
| Особенности животноводства России.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &39.
??1-6(у)
|
|
| 50.
(13)
| АПК. Пищевая и легкая промышленность.
| изучение нового материала
|
|
| &40.
АПК своего района- стр. 192
|
|
| 51.
(14)
| Транспорт – «кровеносная система страны».
| актуализация знаний и умений
|
| Третичный сектор экономики - отрасли, производящие разнообразные услуги. География сухопутного транспорта. И1
http://fcior.edu.ru/card/11994/tretichnyy-sektor-ekonomiki-otrasli-proizvodyashie-raznoobraznye-uslugi-geografiya-suhoputnogo-trans.html
| &41-42.
?11 стр. 201 (проект)
|
|
| 52.
(15)
| Состав и значение сферы услуг.
| изучение нового материала
|
|
| &43.
&44(п)
|
|
| 53.
(16)
| Обобщение темы: «Хозяйство».
| повторение и обобщение
|
|
| &30-44
|
|
| 54.
(17)
| Проверочная работа по теме: «Хозяйство».
| контроль
|
|
| Стр.208. ?1
|
|
|
55.
(1)
| Тема 5. Природно-хозяйственные зоны.
Зональность в природе и жизни людей.
|
изучение нового материала
|
|
| &45.
??2-6(у)
|
|
| 56.
(2)
| Северные безлесные зоны.
| изучение нового материала
|
|
| &46.
??2-6(у)
|
|
| 57.
(3)
| Лесные зоны.
| практикум
| описание особенностей жизни и хозяйственной деятельности человека в лесной зоне
|
| &47.
?8(п)
|
|
| 58.
(4)
| Степи и лесостепи.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &48.
??2-9(у)
|
|
| 59.
(5)
| Южные безлесные зоны.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &49.
|
|
| 60.
(6)
| Субтропики.
| практикум
| Пр.р. №12. «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа карт».
|
| &50.
?9(п)
|
|
| 61.
(7)
| Проверочная работа по теме: «Природно-хозяйственные зоны».
| контроль
|
|
|
|
|
|
62.
(1)
| Тема 6. Наше наследие.
Территориальная организация общества.
| изучение нового материала
|
|
| &51.
??1-7(у)
|
|
| 63.
(2)
| Природно-территориальные и социально-экономические комплексы.
| актуализация знаний и умений
|
|
| &52
|
|
| 64.
(3)
| Природное и культурное наследие России.
| практикум
| Разработка проекта «Сохранение природного и культурного наследия России – наш нравственный долг».
|
| &53.
?10(п)
|
|
| 65.
(4)
| Стратегия развития России и своего региона в 21 веке.
| актуализация знаний и умений
|
|
|
|
|
| 66.
(1)
| Тема 7. Обобщающее повторение. Повторение темы: «Россия в мире».
| повторение и обобщение
|
|
|
|
|
| 67.
(2)
| Повторение тем: «Население России» и «Природа России».
| повторение и обобщение
|
|
|
|
|
| 68.
(3)
| Повторение тем: «Особенности хозяйства России» и «Природно-хозяйственные зоны».
| повторение и обобщение
|
|
|
|
|
|
4. Ресурсное обеспечение:
- Учебно-методическое:
1. А.И. Алексеев, В.В. Николина, С.И. Болысов и др. География. Россия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений; 3-е издание, М.: Просвещение, 2011.
2. География. Мой тренажер. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В. Николина; М.: Просвещение, 2011.
3. Географический атлас 8 класс. – М.: Дрофа, 2010
Рабочая программа составлена на основе:
1) авторской программы А.И. Алексеева и др. География 6-9 классы. Программы общеобразовательных учреждений. 6-9 классы, 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2008.
2) Сборник нормативных документов. География / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2008.
3) Рабочие программы по географии. 6-9 классы (линии учебников издательств «Просвещение», «Дрофа», «Русское слово», «Вентана-Граф») (Авт.-сост. Н.В. Болотникова. – 2-е изд.. испр., доп. – М.: Издательство «Глобус», 2009. 312с. (образовательный стандарт)
- Информационное обеспечение:
- Библиотека наглядных электронных пособий. География 6-11 кл. Электронный диск
- Интернет –ресурсы: http://fcior.edu.ru
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|