Сделай Сам Свою Работу на 5

Представления об эксперименте как активном методе исследования.





Понятие об эмпирической проверки научных гипотез.

Необходимо разводить два представления об эмпирической подкрепленности или «доказанности» гипотез.

1. установление выдвигаемого причинного объяснения или его отвержения на основе эмпирических данных.

2. сопоставление разных объяснений с точки зрения наложения их на одну и ту же эмпирическую реальность.

Для экспериментального метода характерно осознать, что факты устанавливаются, а не просто фиксируются исследователем.

Проверка теории с помощью эмпирич опробования истинности выводимых из нее следствий есть норматив, сложившийся в истории применения экспериментального метода в естествознании.

Высказывания, имеющие эмпирич содержание, выводятся, как следствия той или иной теории. Теоретическая гипотеза как бы надстраивается над плоскостью эмпирических, или «базисных», высказываний, а переход между этими двумя этапами регулируется на основе принципа фальсификации гипотез (отвержения).

Теории разной степени общности.

Одним из значимых для экспериментальной  нормативов научного мышления является возможность классификации систем научных знаний, теорий или научных гипотез с точки зрения выделения уровней, свидетельствующих о близости или дальности пути к эмпирич их проверке.



Три типа теорий:

- верхний

- средний

- нижний

1. нижний уровень предполагает использование объяснительных схем, в кот понятия максимально нагружены эмпирически.

2. теория среднего уровня непрямо соотносится с эмпирией, а позволяет выдвигать гипотетически мыслимые следствия, доступные эмпирической проверки. (теория Левина).

3. теории самого верхнего уровня отличаются с точки зрения отношения к их эмпирич подкреплению. Они не имплицируют эмпирически нарушенных гипотез. Используемые в этих теоретических моделях понятия имеют статус категорий, т.е. имеют максимальную степень общности, т.е. приближены к философским категориям. (теория деятельности Леонтьева).

Гипотеза - утверждение, истинность или ложность которого неизвестны, но могут быть проверены опытным путем.

Один из основных нормативов научной деятельности, который является предпосылкой общих принципов Этирования - предположение о возможности выявления в психологическом Эте закономерностей причинно-следственных связей. Организация реальных форм познавательной деятельности при проверке научных гипотез:



1. ориентировка на сложившиеся парадигмы

2. возможность выхода в другие, более просторные рамки, если прежние схемы не годятся.

Нет правил, в соотв с которыми можно выводить новые законы из новых эмпирических результатов. Поэтому надо выдвигать гипотезы на основе теоретических обобщений, которые надо проверить на истинность.

Научные гипотезы могут проверяться.

Этальный метод - средство проверки каузальных гипотез. Эт - только средство ограничить вольное теоретизирование, он не дает ответ о верности теории.

Эмпирическая проверка гипотез, выводимых из дедуктивных конструкций - цель любого Этального исследования. Этальный метод используется для проверки не любых гипотез – не все психологические закономерности допускают с точки зрения понимания их структуры применимость к ним Этальиых нормативов рассуждений.

Наблюдение - как метод сбора данных на предварительном этапе исследования не направлено на проверку гипотез.

Наблюдение эвристическое - вид наблюдения, который направлен на проверку гипотез. Равные возможности для получения данных за и против.

Обобщение вида полученной каузальной зависимости для Эта с научными целями, если имел место чистый лабораторный Эт: этапы:

1. вывод о виде зависимости

2. вывод об обоснованности используемой теоретической гипотезы

3. реализуется путь от теории к реальности - ее объяснение с пом проверенной в лабораторном Эте научной гипотезы.



Принцип фальсификации гипотез: при неотвержении ЭГ мы еще не можем считать доказанной истинность теории, т. к. всегда можно ожидать новых опровергающих фактов и вновь сформулированных объяснений (исходя из других Теорий) - любая гипотеза всегда открыта для дальнейшей проверки.

Парадокс К. Поппера (один из): система оцениваемых в Эте гипотез и поле возможных других интерпретаций устанавливаемых закономерностей не тождественны.

Норматив Этального метода - проверка теории с пом эмпирического опробования истинности выводимых из нее следствий.

 

4. Критерии объективности методов  исследования.

Исторически принято выделять следующие три метода в качестве основных структур организации  исследования.

Методы:

1. интроспекция

2. экстероспекция

3. понимание.

по Теплову термин объективной – противопоставлении термину субъективной – обозначает существующие вне человеческого сознания, не зависящие от сознания и воли человека, т.е. имеется в виду такое содержание наших знаний, кот правильно отражает действительность и не зависят от субъекта, т.е. от сознания и воли человека. Под объективным методом следует разуметь такой метод, кот ведет к познанию объективной истины.

Объективный метод в  есть прежде всего метод, опирающийся на принцип детерминизма и направленный на открытие объективных законов, управляющих поведением человека и явлениями его субъективного мира.

1. интроспекцию принято считать в  субъективным методом. Сущность суб метода, что психолог истолковывает психическую жизнь других людей с точки зрения тех сведений, кот он получил от самого человека. Т.е. психолог приписывает другим людям те чувства и мысли, кот он считает, исходя из собственно опыта, наиболее разумно приписать им в данном случае. Это не объективный метод.

2. метод экстероспекции – это наблюдение за другим человеком и группой людей (или внешнее наблюдение). Критерии объективности наблюдения (как и любого другого метода в ) предполагают оценку истинности не столько самих результатов, сколько гипотезы. Для оценки самих результатов используются такие критерии как: надежность, валидность, воспроизводимость.

В наблюдении надежность связывается со степенью согласия наблюдателей, дающих отчеты об одном и том же «объекте» наблюдения. Критерии воспроизводимости данных связан с оценкой возможности получения подобных данных другими исследования в подобных ситуациях.

3. метод понимания (эмпатии) – общее название для ряда форм познания, предполагающих непосредственное восприятие чужой души. Методики понимания основаны на профессионализме мышления экспериментатора и связаны с попытками рефлексии как в случае результатов в  интерпретаций, так и способов их получения.

Существует и другая классификация методов (современная):

- наблюдение

- измерение

- эксперимент

- диагностические средства.

Общими остаются критерии объективным этих методов.

1. надежность

2. валидность

3. воспроизводимость.

Надежность – устойчивость результатов при повторении эксперимента несколько раз. Если она высокая, то при многократном повторении эксперимента будет воспроизводиться примерно одно и тоже знание зависимой переменной.

Валидность – достоверность вывода, кот обеспечивают результаты реального эксперимента по сравнению с результатами безупречного эксперимента.

Воспроизводимость – возможность повторить эксперимент, руководствуясь описанием применяемых методических процедур.

Эксперимент является одним из самых объективных методов  исследования.

+ критерий соответствия выбираемых показателей гипотезы и цели исследования.

 

Требования к формулировкам причинно-следственных гипотез.

В Эте проверяется каузальная гипотеза Новые гипотезы выдвигает ученый.

Фресс, Пиаже: основные признаки правильной гипотезы:

1. должна быть адекватным ответом на поставленный вопрос.

2. должна учитывать уже приобретенные знания и быть правдоподобной с этой точки зрения.

3. должна быть доступной для проверки

операциональный характер гипотез: они формулируют зависимость между 2 классами фактов.

1. Гипотеза должна быть сформулирована так, чтобы при ее эмпирической проверке были равные возможности для получения результатов за и против.

2. Если нет возможности сформулировать опровержение ЭГ, то это не гипотеза.

3. Фактически ЭГ подразумевает в себе КГ (которая учитывает ту же теоретическую интерпретацию, что и ЭГ - кроме случая критического Эта) - поэтому в любом Эте проверяются как минимум 2 гипотезы.

Этальный метод используется для проверки не любых гипотез - не все психологические закономерности допускают с точки зрения понимания их структуры применимость к ним Этальных нормативов рассуждений.

Представления об эксперименте как активном методе исследования.

с точки зрения структуры, или общих принципов организации исследования, психическое наблюдение как метод противопоставляется экспериментальному методу.

Противопоставление строится на двух постулатах:

1. «пассивность» наблюдателя как регистратора  данных. Здесь наблюдаемая реальность, будь то реальность внешнего мира или  реальность, т.е. субъективности, не изменяется исследователем, это и есть пассивность.

2. «непосредственность» характера представленных  данных.

Критерий непосредственно означает, что принятие решений о наблюдаемом факте не требуются, а эмпирич данные непосредственно даны наблюдателю как непосредственная представленность событий в разных формах их  отражения наблюдателем.

Учет позиции наблюдателя, знание им контекста ситуации, в кот развиваются события, перепроверка данных другим наблюдателем – эти и другие современные приемы совершенствования метода наблюдения так или иначе включает указанные понимания постулата непосредственно.

Отличие наблюдения и эксперимента:

- наблюдение – один из самых старых методов научного исследования (в широком смысле: наблюдение – это любой тип полученных эмпирич данных) – эксперимент планируется исследователем в соответствии с каузальной гипотезой, а не описательной, как и при наблюдении.

- Эксперимент является более поздним способом организации исследования и предполагает «наблюдаемость» фиксируемых переменных, будь то непосредственный отчет наблюдателя или аппаратурные способы фиксации показателей.

- Отличаются по способу исследовательского отношения к предмету иучения – пассивные и активные отношения.

Этатор выдвигает гипотезы, что определяет все остальное: переменные, формы контроля, Этальные планы и др.

В Эте создаются Этальные воздействия в виде управления условиями, которые выступают в качестве НП.

Этатор должен прикладывать методические усилия по измерению психологических показателей (НП и ЗП) - условие Этирования.

Активность Этатора в организации разных уровней НП предполагает и использование методик фиксации тех показателей, которые отражают изменения в психологической реальности - выборочных значений ЗП.

Обеспечение контроля:

3 вида контроля переменных:

1. планирование как построение Этальных схем

2. задание разных типов переменных и соответственно разных типов Этов

3. снятие угроз валидному выводу со стороны других факторов, необходимо

присутствующих при реализации Эта и подлежащих т. н. первичному контролю, т.е. контролю до выбора конкретных схем или безотносительно к Этальным планам.

 

 

7 Наблюдение и измерение переменных как условие планирования эксперимента.

Один из принципов построения Этальных схем - фиксация и измерение переменных осуществляется в классификации шкал, предложенной Стивенсом. Но вид переменной не задает способа ее измерения (на качественном или количественном уровнях).

Наблюдение и измерение могут выступать как самостоятельные методы или как методики наблюдения, измерения, которые позволяют психологу фиксировать качественные или количественные переменные.

Выделение переменных - задача наблюдения и измерения в Эте. Переменные в Эте эмпирически заданы, т. е. фиксируемы посредством тех или' иных методических усилий Этатора.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.