Сделай Сам Свою Работу на 5

Показатели, на которые влияет ставка рефинансирования





Историческая взаимосвязь государственного вмешательства в экономику и рыночных отношений

Период и его характеристика Ключевые понятия Противоречия Степень вмешательства
1. 19 век – либеральная экономика Спрос и предложение, равновесная цена, конкурентный рынок. Цены растут – расширяется производство, появляются новые производители и инвестиции. Цены падают – производство закрывается, возможно банкротство. При наличии конкуренции производитель должен снижать цены, однако, он не может снижать их ниже с/с. Возникают монополии, по существу сговор, мешающие возникновению равновесной цены, формируется монопольная цена. Экономическая свобода возможна только путем принесения в жертву свободы объединений. Государство принимает антимонопольное законодательство. Первое антимонопольное законодательство: 1791 г. Ле Шапелье, Франция. 1890 г. Шерман, США.
2. 30-60 гг. 20 века – кейнсианство Расширение рыночных отношений, на рынок решающее влияние оказывает объем производства, а не цены, кризис платежеспособного спроса. Невозможность предпринимателей самостоятельно управлять кризисными ситуациями, стимулировать деловую активность и формировать платежеспособный спрос. Усиление государственного влияния через координацию предпринимательской деятельности, размещение ресурса, кредитно-денежные мероприятия. Государство косвенно влияет на цены, появляются индикативные планы и прямые и косвенные меры воздействия на экономику.
3. 60е годы – до сих пор – неолиберализм, монетаризм Основа рыночной экономики – свободные цены, установлена связь темпов инфляции с объемом денежной массы, усиливается влияние монополий. Управление платежеспособным спросом через эмиссию денег и государственное планирование не приводит к улучшению рыночных отношений в долгосрочном периоде. Переход от приоритета прямого государственного регулирования к косвенному, ужесточение кредитно-денежной политики с тем, чтобы объем денежной эмиссии не увеличивал инфляцию, но и не снижал деловую активность.
4. Глобализация Интеграция, интернационализация, усиление конкуренции, развитие коммуникаций, усиление борьбы с монополиями, расширение мировых рынков (связей). Зависимость национальных экономик от конъюнктуры мирового хозяйства. Государства будут усиливать антимонопольное законодательство, управление финансово-информационным пространством.

 





Инновационная активность России в последние годы

Новая инновационная волна. Наше будущее определяет 4 прорывных научно-технических направления:

1. Телекоммуникации. На базе новых интернет технологий возникнет и будет поддерживаться бурный рост виртуальной коммерции и обеспечиваться дальнейшее резкое снижение транзакционных издержек (с/с).

2. Биотехнологии. Понимание механизмов старения, генная инженерия при лечении, ранняя диагностика, точечная доставка лекарств в организм специальными нано частицами, создание искусственных имплантатов, различных органов и частей человеческого тела.

3. Нано технологии

4. Искусственный интеллект

 

Характеристика систем и методов государственного регулирования в разных странах

План:

1. Общие методы государственного регулирования экономики

2. Монетаризм или неолиберализм

3. Индикативное планирование:

a. Сущность

b. Разновидности

c. Специфика индикативного планирования в разных странах

Методы государственного регулирования экономики:

1. Прямое регулирование:

a. Экстренные мероприятия, имеющие дискретный характер – контроль над ценами, контроль над з/п

b. Мероприятия, практикуемые постоянно: закупка товаром и услуг, госзаказ, финансирование НИОКР

c. Субсидирование отдельных отраслей и социальных мероприятий



d. Антимонопольная политика

2. Косвенные меры:

a. Бюджетно-налоговые мероприятия: освобождение от налогов, налоговые скидки и налоговые каникулы, уровень налогов, оплата части процентов за кредит из бюджета. Есть прямые налоги (подоходный, налог на имущество, налог на прибыль) и косвенные (НДС, акцизы, пошлины и т.д.).

b. Кредитно-денежные мероприятия: льготное кредитование, государственные гарантии частных займов, регулирование ставки процента межбанковских кредитов (ставка рефинансирования), регулирование величины нормы обязательных резервов банка, предложение облигации государственного займа, воздействие на денежную эмиссию.

c. Амортизационная политика: ускоренная амортизация позволяет государству влиять на прибыль в том или ином производстве. Это дает предприятию: более быстрое возвращение стоимости нового оборудования и, как следствие, реинвестирование средств; снижение налога на прибыль, т.к. возникает меньше налогооблагаемой прибыли, а значит и платы; приток в отрасль частных капиталов, т.к. снижается срок окупаемости инвестиций.

Монетаризм или неолиберализм

Монетаризм – это косвенные методы.

Монетаристская ортодоксальная программа:

1. Сокращение бюджетного дефицита путем урезания государственных инвестиций, субсидий и социальных расходов, повышения цен на продукцию и услуги предприятий госсектора, увеличение налогов

2. Ограничительная кредитно-денежная политика, включая установление твердых лимитов на денежную эмиссию и госзаймы в ЦБ, ограничения на кредитную эмиссию частных банков, увеличение ставки банковского процента

3. Девальвация местной денежной единицы для оздоровления платежного баланса

4. Либерализация государственного регулирования рыночной деятельности, в частности, ослабление контроля над ценами и экспортно-импортными операциями. Эти меры нацелены на более эффективное распределение местных ресурсов, в том числе их перелив в экспортный сектор экономики

5. Ограничение роста или сокращения з/п в целях сжатия потребительского спроса, с одной стороны, и уменьшения издержек производства, с другой

Эти меры называются дефляционным шоком, они имеют свою цену, в частности, спад производства в течение 2-3 лет, сокращение инвестиционного спроса, рост б/р, снижение жизненного уровня в течение 5-7 лет, т.е. ВВП на душу населения.

Эта программа имела успех в Чили в 80е годы. В других странах Латинской Америки, которые также характеризуются высоким уровнем инфляции, эта программа не прошла.

Существует 3 вида основных процентных ставок:

1. Основная учетная или дисконтная ставка – процентная ставка, под которую ЦБ кредитует коммерческие банки

2. Ставка репо – применяется ЦБ в операциях с коммерческими банками и другими кредитными институтами при покупке или учете государственных казначейских обязательств

3. Ломбардная ставка – процентная ставка ЦБ под залог недвижимости

Федеральная резервная система США (ФРС)

Система функционирует как независимый орган США. Будучи органом конгресса США, ФРС лишь ему и подотчетна.

ФРС выполняет следующие функции:

1. Проведение национальной кредитно-денежной политики посредством воздействия на денежные спрос и предложение с целью обеспечения ценовой стабильности и занятости населения

2. Надзор за банковским сообществом и его регуляция, защита интересов потребителей финансовых услуг

3. Обеспечение стабильности финансовой системы

4. Финансовое обслуживание правительства США, общественных и финансовых институтов и зарубежных официальных институтов

В ФРС входят 3 комитета, существование которых определено законодательно:

1. Федеральный комитет открытого рынка

2. Федеральный консультационный совет

3. Потребительский консультативный совет

Решение об изменении основных процентных ставок в США принимает комитет открытого рынка ФРС США во время своих заседаний.

Европейский Центробанк

Европейская система центральных банков (СЦБ или ESCB) – это международная банковская система, состоящая из наднационального европейского ЦБ и национальных ЦБ государств-членов ЕС и членов европейского валютного союза.

В ЕСЦБ входит европейский Центробанк и ЦБ 15 членов ЕС.

Основные функции, цели и задачи ЕСЦБ.

Главной целью создания ЕСЦБ является поддержание стабильности курса евро и цен в зоне евро.

Совет управляющих периодически устанавливает инфляционные цели, которые должны выдерживаться.

Для достижения основной цели ЕСЦБ решает следующие задачи:

1. Определение и проведение единой денежно-кредитной политики. Совет управляющих определяет эту политику, которые национальные ЦБ внедряют децентрализованным образом. Рамки единой денежно-кредитной политики должны удовлетворять следующим принципам:

a. Соответствие рыночным условиям

b. Равноправный режим для всех

c. Простота

d. Поиск наилучшего соотношения эффективности и стоимости

e. Децентрализация

f. Непрерывность

g. Согласование

h. Соответствие управленческим решениям ЕСЦБ

ЕСЦБ осуществляет хранение и управление официальными золотовалютными резервами стран-участниц золотовалютного союза.

Банк Японии

Предназначение – обеспечение ценовой стабильности и стабильности финансовой системы, создание основ для устойчивого экономического развития.

Виды деятельности:

1. Выпуск и управление денежными знаками национальной валюты

2. Руководство монетарной политикой. Миссия банка Японии заключается в обеспечении ценовой стабильности или создании экономических условий, при которых не было бы ни инфляции, ни дефляции. Контролирует общий объем денег в экономике и уровень ставок на ежедневной базе через операции на денежном рынке, т.е. операции по продаже и покупке инструментов денежного рынка (например, японские денежные облигации). Политика банка Японии направлена на стабилизацию цен, тем самым содействие стабильному экономическому развитию, в чем и состоит понятие монетарной политики

3. Предоставление расчетных услуг и гарантирование стабильности финансовой системы. Сюда входит: предоставление и обеспечение расчетов между банками страны, мониторинг и проверка финансового состояния финансовых институтов

4. Операции с казначейскими и правительственными бумагами

5. Международные операции

Банк Англии

Банк Англии управляется советом директоров, состоит из управляющего, двух его заместителей и 16 членов совета, все они назначаются королевским указом.

Основные функции, цели и задачи банка Англии:

1. Поддержание стабильности курса и покупательной способности национальной валюты, в основном эта цель обеспечивается проведением соответствующей политики процентных ставок, т.е. регулирование цены денег

2. Поддержание стабильности финансовой системы, как отечественной, так и мировой. На банк Англии возложена функция наблюдения за процессами во внутренней и мировой финансовых системах, чтобы понимать перспективы их развития

3. Обеспечение эффективности финансового сектора Великобритании

Общие функции ЦБ разных стран:

1. Эмиссия денег

2. Банк банков

3. Поддержание монетарной политики (кредитно-денежная политика)

 

Индикативное планирование

Индикативное планирование – это рекомендательное, т.е. не обязательное, обладает элементами как прямого, так и косвенного государственного вмешательства в экономику.

Индикативное планирование – это механизм координации интересов и деятельности государственных и негосударственных субъектов управления экономикой, который сочетает ее государственное регулирование с рыночным и нерыночным саморегулированием и основывается на разработке системы показателей (индикаторов социально-экономического развития).

Индикативное планирование – это широкое понятие, охватывающее различные по странам и этапам развития формы и метода разработки государственного плана. Для реализации этих планов приводится в действие экономический, правовой и административный инструментарий.

Оно предполагает определение общенациональных приоритетов, целеполагание, прогнозирование, бюджетирование и другие процедуры на всех уровнях управления национальной экономикой.

Индикативное планирование может реализовываться на разных уровнях управления:

1. На макроэкономическом уровне в виде разрабатываемых государственными органами хозяйственного управления прогнозов, бюджетных планов и программ

2. На региональном или территориальном уровне в виде разрабатываемых властными структурами субъектов федерации региональных прогнозов, программ и бюджетных планов

3. На мезоэкономическом уровне в виде разрабатываемых мета корпорациями (межотраслевыми, межрегиональными и международными финансово-промышленными группами) планов, прогнозов и программ развития отраслей и подотраслей, территориально-производственных комплексов и промышленных узлов

4. На микроэкономическом уровне в виде стратегических планов развития предприятий как юридических лиц

Французская модель индикативного планирования

Правительство воздействует на экономическое развитие скорее посредством координации и обеспечения информацией, чем путем принятия решений и выдачи указаний.

Преобладающей является координирующая функция индикативного планирования.

Согласно принятой концепции план разрабатывается в результате многоступенчатых итераций и в его осуществлении должны быть задействованы все участники. Однако показатели плана не являются обязательными, а выступают в качестве индикаторов, т.е. носителей информации об ожидаемой экономической конъюнктуре.

Формы индикативного планирования:

1. Конъюнктурная форма. Подразумевается совокупность условий и факторов, определяющих социально-экономическую ситуацию. Для реализации на практике этой упрощенной формы индикативного планирования первоочередным требованием является сбалансированное развитие экономики. В настоящее время эта форма является высшей для таких интеграционных союзов, как, например, ЕС, где на наднациональном уровне составляются и согласовываются среднесрочные программы хозяйственного регулирования государств, объединенных единым экономическим пространством. Преобладала во Франции до 70х годов

2. Структурная. Предусматривает распространение плановой деятельности на мезо и микроуровне национальной экономике. Суть этой формы связана с обеспечением реализации государственной структурной политики в отношении отдельных регионов, отраслей и секторов экономики путем тщательного согласования действий и интересов предприятий, с одной стороны, и государства, с другой. Получила широкое развитие в Японии. В 70е годы во Франции перешли к этой форме.

3. Стратегическая. Возникает на определенном этапе развития экономических сил, когда масштаб и сложность экономики достигают определенной величины и наблюдается глобализация рынков. Во Франции есть также планы и такой формы. Эта форма предполагает согласование интересов субъектов всех уровней наицональной экономики, особенностью является значительное расширение временного горизонта и разработка и реализация долгосрочной общенациональной экономической политики

Принципиальная схема процесса формирования индикативного плана:

1. Прогнозно-аналитические обоснования и расчеты. Определяются основные тенденции экономического развития на длительный период и выявляются тенденции будущих поворотов, разрывы в этих тенденциях

2. Формирование концепции социально-экономического развития страны. Рассматривается подробно использование и развитие ресурсов и общий рост экономики

3. Разработка государственного индикативного плана стратегического характера

4. Разработка программ мероприятий государственного индикативного плана и формирование государственных целевых программ

5. Определение стратегии реализации мероприятий государственного индикативного плана

6. Контроль за реализацией мероприятий государственного индикативного плана

 

Разновидности индикативных планов

1. Предусматривает преобладание государственного сектора экономики с допущением частного. Наблюдается господство государственного планирования над процессами мезо и микроуровня (Китай). Индикативное планирование – это процесс формирования параметров, характеризующих состояние и развитие экономики страны и соответствующей государственной социально-экономической политики, а также установление мер государственного воздействия на протекание социальных и экономических процессов

2. Предполагает, что общегосударственное планирование осуществляется в форме государственных программ, которые формально не являются законом для хозяйствующих субъектов других форм собственности. Здесь используется в основном информационно ориентирующая или мотивационная функция (Япония)

3. Имеет 2 отличительные особенности:

a. Наличие обязательных заданий для государственного сектора

b. Установление желаемых параметров, с помощью которых предприятия частного сектора ориентируются на государство, даже если это не является для них обязательным (Скандинавские страны)

4. Предполагает, что оно может являются не только механизмом информационного обеспечения, но и механизмом координации действий и интересов государства и других субъектов экономики (Франция)

 

Показатели, на которые влияет ставка рефинансирования

ROE – рентабельность собственного капитала

ROA – рентабельность активов

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.