Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы гражданского права





Принципы гражданского права - основные идеи этой отрасли права. Они представлены в Гражданском кодексе РФ (ст. 1) в виде следующих основных начал:

  • равенство правового режима субъектов гражданского права;
  • неприкосновенность собственности;
  • свобода договора;
  • недопустимость произвольного вмешательства в частные дела;
  • принцип самостоятельности и инициативы в приобретении и осуществлении гражданских прав;
  • принцип запрета злоупотребления правом и иного ненадлежащего осуществления гражданских прав;
  • беспрепятственное осуществление гражданских прав и их защита.

Принцип равенства правового режима субъектов гражданского права характеризуется равными возможностями всех участников гражданских правоотношений по отношению друг к другу, одинаковым их правовым положением (статусом). На их действия, по общему правилу, распространяются одни и те же гражданско-правовые нормы.

Принцип неприкосновенности собственности означает обеспечение собственникам возможности использовать принадлежащее им имущество в своих интересах, не опасаясь его изъятия или запрета (ограничений) в использовании. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ч. 3 ст. 35 Конституции РФ). Изъятие имущества в публичных интересах также допускается лишь в прямо установленных законом случаях и с обязательной предварительной равноценной компенсацией.



Принцип свободы договора является одним из основополагающих принципов, влияющих на развитие гражданского имущественного оборота. Субъекты гражданского права свободны в заключении договора, т.е. в выборе контрагента и в определении условий своего соглашения. Понуждение к заключению договора, в том числе со стороны государственных органов, по общему правилу исключается.

Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела характеризует гражданское право как частное право. Прежде всего принцип обращен к публичной власти, непосредственное вмешательство которой в частные дела допустимо лишь в случаях, прямо предусмотренных законом. Неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны граждан (ст. 23 и 24 Конституции РФ) также можно отнести к действию этого принципа.



Принцип диспозитивности означает возможность участников отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения (вступать или не вступать в гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.д.).

Принцип запрета злоупотреблении правом можно считать исключением (изъятием) из общих частноправовых подходов гражданского права. Согласно ему право всегда имеет определенные границы, как по содержанию, так и по способам осуществления вариантов поведения. То есть фактически исключается безграничная свобода в использовании участниками гражданских правоотношений имеющихся у них прав (нельзя осуществлять свои права, нарушая права других лиц). Такие запреты ставят в цивилизованные рамки правовые отношения и ограничивают возможные недобросовестные действия участников. Например, собственник земли или иных природных ресурсов осуществляет свои права свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц (ч. 2 ст. 36 Конституции РФ, п. 3 ст. 209 ГК РФ).

Принцип беспрепятственного осуществления гражданских правпредполагает невозможность необоснованных помех в гражданских правоотношениях. Он проявляется, например, в свободе предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (сг. 34 Конституции РФ), в свободе перемещения по российской территории товаров, услуг и финансовых средств (п. 3 ст. 1 ГК РФ) и т.д. При этом законом могут устанавливаться некоторые необходимые в общественных (публичных) интересах ограничения (запрет монополизации рынка, недобросовестной конкуренции и т.п.).



Любая отрасль права является составной частью (элементом) единой правовой системы и обладает присущими ей особыми функциями (задачами), которые характеризуют ее место в системе права.

Функции гражданского права как отрасли права - задачи, которые оно выполняет в обществе. К ним относятся:

  • регулятивная:
  • охранительная.

Особенностью гражданско-правового регулирования является преобладание в нем регулятивных задач (в сравнении, например, с функциями, выполняемыми уголовным правом).

Это связано с тем, что роль гражданского права состоит, прежде всего, в налаживании экономических отношений в обществе и их регулировании. Именно поэтому количество правовых запретов минимально наряду с максимальным количеством возможных дозволений. Участникам правоотношений предоставлена самая широкая возможность их самоорганизации и саморегулирования возникающих отношений.

Охранительная функция гражданского права имеет своей целью защиту имущественных и неимущественных интересов участников гражданского оборота. Она направлена на поддержание имущественного и неимущественного состояния (статуса) добросовестных субъектов существовавшего до нарушения их прав и охраняемых законом интересов. Как правило, она реализуется путем восстановления нарушенных прав либо компенсации причиненных потерпевшим убытков.

Охранительная функция имеет также предупредительно-воспитательную (превентивную) задачу, которая состоит в стимулировании такого поведения участников, которое исключало бы необоснованное нарушение чужих интересов.

Трудовое право. Предмет — общественные отношения, складывающиеся в процессе трудовой деятельности. Нормы дайной отрасли регулируют отношения рабочих и служащих в процессе трудовой деятельности (вопросы организации труда и его оплаты; рабочее время и время отдыха; прием на работу и увольнение; заключение трудовых соглашений; заключение коллективных договоров и др.).

 
Трудовое право - это отрасль права , которая регулирует порядок возникновения, действия и прекращения трудовых отношений, определяет режим совместного труда работников, устанавливает меру охраны труда и порядок рассмотрения трудовых споров. Нормы трудового права регулируют не технологические процессы, а социальные связи субъектов трудовых правоотношений, то есть общественные формы труда. С этой точки зрения труд ученого, изобретателя, писателя и другие индивидуальные формы труда не подлежат регуляции нормами трудового права, так как совершаются вне общественных отношений. Трудовое право регулирует общественные отношения, которые возникают по поводу применения и реализации способности к труду. Предметом трудового права являются трудовые отношения, возникающие при применении работником своей способности к труду в процессе трудовой деятельности, а также другие общественные отношения, связанные с трудовыми. К ним относятся: · отношения между работником и работодателем; · организационно-управленческие отношения профсоюзного органа, представляющего интересы трудового коллектива, с администрацией предприятия по поводу улучшения условий труда, быта и отдыха работников; · отношения по перераспределению рабочей силы; · отношения по поводу занятости и трудоустройства; · отношения, связанные с возмещением материального ущерба; · процессуальные отношения, возникающие при разрешении трудовых споров. Метод трудового права имеет комплексный характер, так как сочетает в себе элементы диспозитивного и императивного воздействия на субъектов трудовых отношений. Основные черты этого метода могут быть представлены в следующем виде: · Вовлечение граждан в общественное производство идет не с помощью директивного предписания, а на основе свободной заинтересованности, то есть путем предоставления участникам трудовых отношений договорной свободы. Добровольный и договорной характер трудовых отношений закреплен в статье 37 Конституции РФ. · Трудовым отношениям, как и гражданско-правовым, присуще юридическое равенство сторон. Однако трудовые отношения помимо этого связаны с властно-распорядительными отношениями между работником и руководящими органами предприятия, что создает ситуацию неравенства сторон и сближает трудовые отношения с административными. В то же время трудовые отношения в гораздо большей степени строятся на гражданско-правовой основе, а юридическое неравенство сторон трудовых отношений проявляется не столько в зависимости работника от администрации предприятия, сколько в государственных гарантиях защиты интересов работников перед работодателем. · Трудовое право характеризуется сочетанием централизованного и локального регулирования. В локальных актах, принимаемых по соглашению сторон, определяются распорядок рабочего дня, устанавливается время отдыха (перерыва), согласуются графики отпусков и другие вопросы, детально регламентирующие условия труда работников. Важно, чтобы нормы локальных актов не противоречили федеральному законодательству. · Специфика методов трудового права проявляется также в характере санкций, применяемых как средство исполнения обязанностей сторон трудовых отношений. Применение санкций и защита прав работников осуществляются во внесудебном порядке, за исключением вопросов, связанных с восстановлением на работе работников. Меры ответственности по трудовому праву имеют имущественно дисциплинарный характер. К ним относятся замечание, выговор, лишение премиальной оплаты и другие неблагоприятные последствия вплоть до увольнения или освобождения от должности. Источники трудового правапредставляют собой акты, содержащие правовые нормы, посредством которых регулируются трудовые отношения. Источники трудового права подразделяются на федеральные и локальные. К федеральным источникам относятся: · Конституция Российской Федерации, которая является юридической базой трудового законодательства; · Федеральные законы, содержащие нормы трудового права; · Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года (ФЗ РФ °197-ФЗ); · Нормативные Указы Президента РФ, направленные на регуляцию трудовых отношений. · Постановления Правительства РФ, регулирующие отношения, составляющие предмет трудового права; · Нормативные акты министерств, ведомств и комитетов Российской Федерации; · Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по спорным вопросам трудовых отношений. Следует отметить, что акты Пленума Верховного Суда Российской Федерации сами по себе являются источниками права. Они не могут вводить новые нормы или изменять старые. Но в результате обобщения судебной практики Верховный Суд РФ может прийти к выводу о необходимости внесения изменений в действующее законодательство. К локальным источникам трудового права относятся: · нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации; · правотворчество органов местного самоуправления; · правила внутреннего трудового распорядка, установленные на предприятии; · коллективные договоры и соглашения; · трудовые договоры; · приказы и распоряжения руководителей предприятий и учреждений. Особое место среди источников трудового права занимают акты Международной организации труда(МОТ). Российская Федерация признала действие на своей территории пятидесяти двух конвенций МОТ. Принципы трудового права.К принципам трудового права относятся: · принцип свободного распоряжения гражданами своими способностями к труду; · принцип равного вознаграждения за равный труд без какой бы то ни было дискриминации; · принцип недопустимости ухудшения положения работников ниже уровня, предусмотренного действующим законодательством о труде. Функции трудового праваопределяются задачами, стоящими перед трудовым законодательством. Эти задачи изложены в статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации. Обратившись к содержанию вышеуказанной статьи, нельзя не заметить, что поставленные задачи в большей степени носят декларативный характер. Исходя из задач, поставленных ТК РФ, можно выделить две функции трудового права: регулятивную и содействующую Регулятивная функцияраспространяет свое действие на трудовые и связанные с ними отношения. Содействующая функциясостоит в том, что трудовое право не непосредственно выполняет ее, а совместно с другими социальными институтами (правовыми и неправовыми). Трудовое право призвано содействовать: росту производительности труда; улучшению качества работы; повышению эффективности материального производства; подъему материального и культурного уровня жизни населения; укреплению трудовой дисциплины. К этому можно добавить, что трудовое право содействует созданию рынка рабочей силы для обеспечения нужд производства.

 

Основнойметод - диспозитивный. Основными источниками трудового права являются Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, другие законы и подзаконные акты.

Финансовое право. Предмет данной отрасли составляют общественные отношения в сфере денежного обращения, банковских операций, формирования бюджета, взимания налогов и т. д. Субъектами указанных отношений выступают все юридические и физические лица. Нормы финансового права тесно связаны с конституционным и административным правом. Основнойметод - императивный. Основные источники — Бюджетный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ. законы о государственном бюджете, законы о банковской деятельности и др.

Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов) государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации их задач.

Таким образом, предмет финансового права- это общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства по планомерному образованию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных денежных фондов в целях реализации его задач.

Основной метод финансово-правового регулирования- государственно-властные предписания одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от имени государства и наделенных соответствующими полномочиями. По своему содержанию эти предписания касаются порядка и размеров платежей в государственную бюджетную систему или внебюджетные фонды.

Финансово-правовому регулированию свойственны и другие методы: рекомендации, согласование.

Финансовое право охватывает своим воздействием определенный, специфический круг общественных отношений. Эти отношения обусловлены тем, что государство для выполнения своих задач применяет такой экономический рычаг, как финансы и осуществляет в связи с этим финансовую деятельность.

В систему финансового права входят бюджетное и налоговое право.

Финансы по своей сути представляют одну из экономических категорий, используемых в современных государствах с различными общественно-политическим строем. К таким категориям относятся также - деньги, прибыль, себестоимость.

Для того, чтобы детально рассмотреть понятие и сущность финансового права рассмотрим ряд понятий и механизмов финансового права.

Существование финансов связано с товарно-денежными отношениями.

Финансы Российской Федерации- это экономические отношения по созданию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, а также предприятий и организаций, необходимых для обеспечения расширенного воспроизводства и социальных нужд, в процессе которых происходит распределение и перераспределение совокупного общественного продукта и контроль за удовлетворением общественных потребностей.

По своему материальному содержанию финансы представляют денежные фонды, а их совокупность - финансовые ресурсы страны, которые отражаются в свободном финансовом балансе по территории РФ.

Однако сущность финансов раскрывается через содержание тех общественных отношений, которые возникают в связи с их функционированием.

Финансам свойственны - распорядительная и контрольная функции.

Распорядительная функция призвана способствовать организации сбалансированного и эффективного общественного воспроизводства, развитию всех отраслей соответственно потребностям общества в целях наиболее полного удовлетворения потребностей людей.

Однако эффективной реализации функций и регулирующей роли финансов препятствуют кризисные явления в экономике страны. Они выражаются в бюджетном дефиците, падении покупательной способности рубля, угрозе гиперинфляции, необоснованном росте денежной массы, низком уровне финансовых вложений в развитие производства, науки и социальной сферы, неэффективности налогового и кредитного механизмов как стимуляторов производственной деятельности и др.

Финансовая система- это совокупность входящих в состав финансов РФ звеньев (институтов) в их взаимосвязи.

Эту систему составляют:

· бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральными, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами;

· внебюджетные целевые фонды;

· финансы предприятий, объединений, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства;

· имущественное и личное страхование;

· кредит (государственный и банковский).

Эти звенья существуют как на федеральном, так и на уровне субъектов РФ, а также местного самоуправления.

Функционирование финансовой системы обеспечивается движением наличных денежных знаков и в большей части -безналичными денежными платежами и расчетами.

Создаются разнообразные внебюджетные целевые фонды подобно тем, что имеют широкое распространение в других странах. Уже не существует государственной монополии на имущественное и личное страхование, банковский кредит.

Эти центры могут быть централизованными и децентрализованными.

Централизованные денежные фонды в определенных территориальных пределах (федеральный, республиканский, областной) - используются для удовлетворения общих нужд соответствующей территории.

Децентрализованные- фонды предприятий, организаций, используются для производственных и социальных нужд в масштабах данного предприятия (организации, ассоциации).

Внебюджетные целевые фонды- пенсионный, фонд занятости, медицинский и др. Их средства образуются за счет обязательных платежей и отчислений юридических и физических лиц.

Финансы предприятий- исходное звено, основа всей финансовой системы. Связаны со всеми стадиями производства и реализации произведенной продукции, создании национального дохода и распределения его при посредстве финансовой системы.

Кредит выражается в привлечении и аккумуляции в кредитные ресурсы свободных средств государства, юридических и физических лиц, предоставляемых на принципе возвратности.

Государственный кредит- отношения по временному использованию денежных средств (юридических и физических лиц) государством, выступающим в данном случае в качестве заемщика. В результате образуется внутренний долг. Заимствование осуществляется в форме государственного займа, получения Правительством кредитов в банке и др. При этом широко используются вклады граждан в сберегательные банки в качестве источника кредитных ресурсов.

Банковский кредит- отношения по образованию в распоряжении банков денежных фондов (кредитных ресурсов) в результате использования хранящихся на их счетах временно свободных средств и предоставлению этих ресурсов на началах возмездности и возвратности юридическим и физическим лицам на производственные, социальные нужды.

Финансовая деятельность государства- это осуществление им функций по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов (финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны.

Главной целью этой деятельности является - создание условий обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободного развития (ст. 7 Конституции).

Содержание этой деятельности выражается в многочисленных и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования государственных денежных фондов. Неотъемлемым элементом каждой из них являются функции контроля.

Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности финансируемых мероприятий.

Воздействие государства на социально-экономические процессы так же осуществляется путем - предоставления налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании, предоставлении отсрочек по налоговым платежам.

При распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование - безвозвратный и безвозмездный их отпуск, и кредитование - выделение средств на началах возмездности и возвратности.

Земельное право. Предмет - общественные отношения в сфере землепользования и землеустройства, сохранения и распределения земельного фонда, определения правового режима различных видов земли в соответствии с их административно-хозяйственным назначением. Основнойметод - диспозитивный. Источники — Конституция РФ, Земельный кодекс РФ и другие нормативные акты.

Уголовное право. Предмет - общественные отношения, охраняемые уголовным законом, складывающиеся в связи с совершением гражданами преступления. Уголовное право объединяет юридические нормы, обеспечивающие охрану общественного и государственного строя, различных форм собственности, личности и прав граждан, поддержание правопорядка в стране. Данные нормы формируют понятие преступления, цели наказания и порядок его применения, освобождения от уголовной ответственности и наказания. Система норм уголовного права образуется из двух частей: Обшей и Особенной.Метод- императивный. Основной нормативный акт — УК РФ.

 
Уголовное право - отрасль правовой системы России, определяющая основания, принципы и условия уголовной ответственности, цели наказания, виды преступлений и наказания, назначаемые за их совершение. Термин "уголовное право" сложился исторически от употреблявшегося в древности понятия "отвечать головой", т. е. жизнью, за совершение наиболее опасных деяний. Такой термин является специфически русским, так как большинство стран мира определяет данную отрасль права как право о преступлениях или как право о наказаниях. Например, в Болгарии уголовное право называется наказательным правом. В самом общем виде предмет уголовного права можно определить как преступление и наказание. Преступление и наказание являются центральными понятиями уголовного права. Поскольку каждое преступление совершается конкретным человеком, определение юридически значимых признаков лица, совершившего преступление, - субъекта также входит в предмет уголовного права. Термин "преступление"происходит от понятия "преступить какие-то границы, пределы", т. е. нарушить общепринятые правила поведения в обществе. Уголовное право как раз и определяет границы допустимого поведения, нарушение которых будет считаться преступлением. Несмотря на то, что уголовное право в первую очередь осуществляет охранительную функцию, защищая определенные ценности и общественные отношения, в том числе и регулируемые другими отраслями права, оно имеет и иные функции. Охранительная функция является главной и заключается в определении ответственности за нарушение установленных в государстве правил поведения людей, за причинение вреда личности, а также материальным, политическим, социальным, экономическим и моральным ценностям общества. Уголовное право охраняет только наиболее значимые для личности, государства и общества ценности и отношения. Нарушение других, менее важных правил поведения, нанесение вреда общественным отношениям и ценностям может повлечь административную, гражданско-правовую, дисциплинарную, общественную, моральную ответственность. Уголовная же ответственность- наиболее строгая из всех видов юридической ответственности. Осуществление охранительной функции уголовного права происходит путем установления уголовно-правовых запретов: запрещается совершать действия, признаваемые опасными и вредными для общества и государства. В определенных случаях, когда на лицо возложена обязанность совершать активные действия, уголовную ответственность может повлечь невыполнение определенной обязанности, т. е. бездействие. Наиболее часто уголовная ответственность за бездействие устанавливается при осуществлении служебных полномочий. В этих случаях вместо запрета уголовно-правовая норма содержит предписание действовать. Наряду с охранительной уголовное право осуществляет и другие функции. Так, уголовный закон запрещает под страхом наказания нарушать определенные общественные отношения. Это способствует их закреплению и развитию. Эта функция является регулятивной. Хотя основное регулирование общественных, политических и экономических процессов в стране осуществляется другими отраслями российского права (государственным, административным, гражданским, хозяйственным и т. д.), уголовное право содействует развитию общественных отношений в определенном направлении, соответствующем политике государства, и препятствует появлению и существованию нежелательных отношений и явлений. Поэтому следует признать, что уголовное право регулирует не только общественные отношения, связанные с привлечением к уголовной ответственности лиц, нарушивших уголовно-правовой запрет или предписание, но и в определенной степени регулирует все отношения, входящие в сферу действия уголовного права. Эти отношения можно разделить на две группы. В первую группу можно включить отношения, регулируемые другими отраслями права, когда уголовно-правовой запрет закрепляет, обеспечивает реализацию правил поведения и взаимоотношения людей в общественной жизни, установленных другими отраслями права. Уголовное право также осуществляет воспитательную функцию, содействуя развитию правосознания населения. Сам факт издания уголовных законов позволяет гражданам нашей страны понять, какие деяния законодатель считает вредными и опасными для общества. Применение уголовного закона также воздействует на сознание не только правонарушителя, но и других лиц, воспитывая такое свойство, как правопослушание, т. е. осознанное соблюдение запретов государства. Большинство граждан не совершают преступлений в силу воспитанной в них нравственной позиции. Однако часть людей, не отличающихся стойкими нравственными убеждениями, допускающих так называемое отклоняющееся поведение (т. е. систематическое пьянство, совершение аморальных поступков, нарушение правил общественного поведения и т. д.), воздерживаются от совершения преступлений из-за страха перед уголовной ответственностью и наказанием. Поэтому предупредительная роль уголовного права заключается как в воспитании у граждан сознания необходимости соблюдать установленные в государстве общественные отношения и не причинять вреда охраняемым ценностям, так и в удержании неустойчивых в моральном отношении лиц от совершения преступлений под страхом наказания. Предметом уголовного права являются деяния, признаваемые преступными, а также наказание, предусмотренное за совершение таких деяний. Поэтому уголовное право определяет, какие деяния являются преступными, устанавливает общие принципы и порядок уголовной ответственности, определяет условия, при которых наступает уголовная ответственность, устанавливает виды наказаний и порядок их применения, а также условия и порядок освобождения от уголовной ответственности и от наказания. Уголовное право определяет также конкретные виды преступлений и устанавливает за них определенное наказание. Таким образом, правовое регулирование уголовным правом осуществляется путем установления уголовно-правовых запретов и предписаний и наказаний за их нарушение, оснований привлечения к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, определения характера и степени их ответственности судом и назначения им справедливого наказания. Задачи уголовного права неразрывно связаны с задачами уголовной политики в стране и определяются ими. Уголовная политикаявляется частью социально-правовой политики государства и заключается в системе руководящих идей, методов их реализации, деятельности государственных органов, направленных на борьбу с преступностью и устранение причин и условий, способствующих существованию преступности. Формами реализации уголовной политики являются законодательная, правоприменительная деятельность государства, а также деятельность государственных органов, общественных, научных, учебных организаций и заведений по правовому воспитанию граждан. Задачами российского уголовного права являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, всех видов собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, кнституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, предупреждение преступлений, что способствует сокращению преступности, а также обеспечению мира и безопасности человечества. Решающее значение в предотвращении преступлений, снижении их уровня имеют политические, экономические и социальные реформы и мероприятия, повышающие жизненный уровень населения, уровень образования и медицинского обслуживания, содействующие развитию культуры в стране, повышающие уровень общественной нравственности. Уголовный закон - это принимаемый и издаваемый высшим органом законодательной власти нормативный акт, содержащий в себе предписания, определяющие преступления и наказания за их совершение, основания и порядок освобождения от уголовной ответственности и наказания, а равно общие положения уголовного права. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из Уголовного кодекса России (ст.1 УК России). Любые новые законы ("О борьбе с коррупцией", "О борьбе с организованной преступностью" и т.д.), содержащие нормы, предусматривающие уголовную ответственность за те или иные деяния, подлежат включению в УК России. Непосредственно (в указанной части) такие законы не применяются. Уголовный закон обладает высшей юридической силой. Он имеет обязательную силу для всех без исключения должностных лиц и граждан.

 

Уголовно-процессуальное право. Предмет - отношения, возникающие по поводу осуществления уголовного судопроизводства (расследование преступления, отправление правосудия). Уголовно- процессуальное право регулирует деятельность органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда и их взаимоотношений с гражданами при расследовании, судебном разбирательстве и разрешении уголовных дел. Нормы уголовно-процессуального права устанавливают цели и задачи уголовного судопроизводства, права и обязанности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, определяют круг и правовое положение участников уголовного процесса.

Метод - императивный. Основным нормативным актом в этой отрасли является Уголовно-процессуальный кодекс.

Гражданское процессуальное право. Предмет - общественные отношения, складывающиеся при рассмотрении дел судами в сфере гражданского судопроизводства. В гражданском судопроизводстве разрешаются дела по спорам, возникающих из гражданских, семейных, и трудовых правоотношений.

Нормы гражданского процессуального права формируют цели, задачи, права и обязанности суда при отправлении правосудия по гражданским делам; определяют подведомственность и подсудность рассматриваемых споров, правовое положение участников гражданского процесса; регламентируют ход судебного разбирательства.Метод - императивно-диспозитивный. Главный нормативный акт — Гражданский процессуальный кодекс РФ.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.