|
Конституция в системе нормативно-правовых актов, ее юридическое свойство и правообразующая роль
Конституция–основной закон страны, нормативно-правовой акт обладающий высшей юридической силой, определяющий конституционный строй, формирующий органы власти и управления, предоставляющий и защищающий права и свободы граждан.
Правообразование – процесс формирования и оформления нормативных актов, включающий в себя ряд этапов: анализ и оценка сложившейся действительности, выработка концепции будущего правового регулирования, разработка и применение нормативных предписаний (правотворчество).
Принципы правотворчества:
1. Демократизм правотворчества. Осуществление свободного и подлинно демократического порядка подготовки и утверждения нормативных актов. Привлечение граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности.
2. Профессионализм правотворчества. Привлечение компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.
3. Законность правотворчества. Вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ.
4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Законопроект готовится при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.
5. Гуманизм. Направленность правотворческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение духовных и материальных потребностей индивида. В соответствии с принципом гуманизма человек и его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.
6. Гласность. Открытость правотворческого процесса для широкой общественности и обсуждение в средствах массовой информации проектов нормативных актов.
7. Тщательность подготовки проекта. Использование не только отечественного, но и зарубежного опыта, а также результатов социологических, политологических, психологических и иных исследований, позволяющих избежать принятия скороспелых и непродуманных решений.
8. Техничность. Техническое совершенство принимаемых актов, которое достигается благодаря широкому использованию выработанных юридической наукой и проверенных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов и правил законодательной техники.
Вопрос 47. Нормы права: основные признаки, свойства, структура. НОРМЫ ПРАВА - общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые устанавливаются, обеспечиваются, охраняются от нарушений государством, закрепляются в его официальных актах, а также регулируют общественные отношения и устанавливают права и обязанности их участников. НОРМЫ ПРАВА НЕ ИМЕЮТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА, т.е. их требования обращены не к конкретным лицам, а ко всем, кто окажется в тех обстоятельствах, на которые рассчитано действие нормы. Например, если суд принимает решение взыскать с конкретного гражданина штраф, то это индивидуальное предписание, обязательное только для одного гражданина. ЭЛЕМЕНТЫ НОРМЫ ПРАВА: 1)ГИПОТЕЗА - указание, когда и при каких фактических жизненных обстоятельствах данная норма действует и на кого она распространяется. ВИДЫ: простые (содержат одно условие, необходимое для вступления нормы в действие), и сложные (содержат несколько условий) 2)ДИСПОЗИЦИЯ - описание поведения лиц, оказавшихся в условиях, указанных в гипотезе, т.е. ею устанавливаются их права и обязанности. По способу изложения диспозиция может быть прямой, бланкетной, альтернативной. 3)САНКЦИЯ - мера государственного воздействия, которая будет применена к нарушителям этого правила, т.е. вид и мера юридической ответственности. ВИДЫ: абсолютно определенная( конкретный размер или вид ответственности), относительно определенная (устанавливаются нижний и верхний предел ответственности), альтернативная. Вопрос 48. Нормативные предписания: понятие, разновидности. Под нормативно-правовым предписанием понимается цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативно-правового акта властное веление правотворческого органа. По своему словесно-логическому построению нормативное предписание представляет собой отдельное предложение или даже отдельную фразу. При этом необязательно, чтобы оно было оформлено в виде отдельной статьи, пункта или иной структурной единицы нормативно-правового акта. Вполне возможны ситуации, когда отдельные части или абзацы могут содержать несколько нормативных предписаний. В числе основных нормативных предписаний можно выделить следующие: 1) предписания-принципы, 2) предписания-дефиниции, 3) предписания-гипотезы, 4) предписания-диспозиции, 5) предписания-санкции, 6) оперативные предписания, 7) отсылочные предписания, 8) бланкетные предписания, 9) диспозитивные предписания, 10) императивные предписания.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|