Сделай Сам Свою Работу на 5

Конституция в системе нормативно-правовых актов, ее юридическое свойство и правообразующая роль





Конституцияосновной закон страны, нормативно-правовой акт обладающий высшей юридической силой, определяющий конституционный строй, формирующий органы власти и управления, предоставляющий и защищающий права и свободы граждан.

Правообразование – процесс формирования и оформления нормативных актов, включающий в себя ряд этапов: анализ и оценка сло­жившейся действительности, выработка концепции бу­дущего правового регулирования, разработка и применение нормативных предписаний (правотворчество).

Принципы правотворчества:

1. Демократизм правотворчества. Осуществление свободного и подлинно демократическо­го порядка подготовки и утверждения нормативных актов. Привлечение граждан, трудовых коллективов к правотворческой деятельности.

2. Профессионализм правотворчества. Привлечение компетентных специалистов, которые обладают профессиональными знаниями и опытом в моделировании законопроектов.

3. Законность правотворчества. Вся правотворческая работа по подготовке, принятию и опубликованию нормативно-правовых актов должна осуществляться в рамках закона, и прежде всего Конституции РФ.



4. Научный характер правотворчества и его связь с правоприменительной практикой. Законопроект готовится при тщательном анализе социально-экономической ситуации в стране, политической обстановки, потребностей правового регулирования тех или иных сторон общественной жизни, целесообразности подобного регламентирования и т.д.

5. Гуманизм. Направленность право­творческого акта на обеспечение и защиту прав и свобод личности, на максимально полное удовлетворение духовных и материальных потребностей индивида. В соответствии с принципом гуманизма человек и его интересы должны быть в центре законодательной деятельности.

6. Гласность. Открытость правотворче­ского процесса для широкой общественности и обсуждение в средствах массовой информации проектов нормативных актов.

7. Тщательность подготовки проекта. Использование не только отечественного, но и зарубежного опыта, а также результатов социологических, политоло­гических, психологических и иных исследований, позволя­ющих избежать принятия скороспелых и непродуманных решений.



8. Техничность. Тех­ническое совершенство принимаемых актов, которое достигается благодаря широкому использованию выработанных юридической наукой и проверенных правотворческой практикой способов и приемов подготовки и оформления нормативных текстов и пра­вил законодательной техники.

Вопрос 47.
Нормы права: основные признаки, свойства, структура.

НОРМЫ ПРАВА - общеобязательные, формально-определенные правила поведения, которые устанавливаются, обеспечиваются, охраняются от нарушений государством, закрепляются в его официальных актах, а также регулируют общественные отношения и устанавливают права и обязанности их участников.
НОРМЫ ПРАВА НЕ ИМЕЮТ ПЕРСОНИФИЦИРОВАННОГО ХАРАКТЕРА, т.е. их требования обращены не к конкретным лицам, а ко всем, кто окажется в тех обстоятельствах, на которые рассчитано действие нормы. Например, если суд принимает решение взыскать с конкретного гражданина штраф, то это индивидуальное предписание, обязательное только для одного гражданина.
ЭЛЕМЕНТЫ НОРМЫ ПРАВА:
1)ГИПОТЕЗА - указание, когда и при каких фактических жизненных обстоятельствах данная норма действует и на кого она распространяется. ВИДЫ: простые (содержат одно условие, необходимое для вступления нормы в действие), и сложные (содержат несколько условий)
2)ДИСПОЗИЦИЯ - описание поведения лиц, оказавшихся в условиях, указанных в гипотезе, т.е. ею устанавливаются их права и обязанности. По способу изложения диспозиция может быть прямой, бланкетной, альтернативной.
3)САНКЦИЯ - мера государственного воздействия, которая будет применена к нарушителям этого правила, т.е. вид и мера юридической ответственности.
ВИДЫ: абсолютно определенная( конкретный размер или вид ответственности), относительно определенная (устанавливаются нижний и верхний предел ответственности), альтернативная.
Вопрос 48.
Нормативные предписания: понятие, разновидности.

Под нормативно-правовым предписанием понимается цельное, логически завершенное и формально закрепленное в тексте нормативно-правового акта властное веление правотворческого органа. По своему словесно-логическому построению нормативное предписание представляет собой отдельное предложение или даже отдельную фразу. При этом необязательно, чтобы оно было оформлено в виде отдельной статьи, пункта или иной структурной единицы нормативно-правового акта. Вполне возможны ситуации, когда отдельные части или абзацы могут содержать несколько нормативных предписаний.
В числе основных нормативных предписаний можно выделить следующие: 1) предписания-принципы, 2) предписания-дефиниции,
3) предписания-гипотезы, 4) предписания-диспозиции, 5) предписания-санкции, 6) оперативные предписания, 7) отсылочные предписания, 8) бланкетные предписания, 9) диспозитивные предписания, 10) императивные предписания.



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.