Сделай Сам Свою Работу на 5

Правозащитные организации и судебная система Республики Беларусь в отношении





Защиты прав человека.

Судебная власть в Республике Беларусь принадлежит только судам, образованным в установленном порядке, и осуществляется независимо от законодательной и исполнительной власти.

 

Суды защищают гарантированные Конституцией Республики Беларусь и актами законодательства Республики Беларусь:

 

личные права и свободы;

социально-экономические и политические права граждан;

конституционный строй Республики Беларусь;

государственные и общественные интересы;

права юридических лиц независимо от форм собственности, ведомственного подчинения и условий хозяйствования.

Право на обращение за судебной защитой гарантируется статьей 60 Конституции Республики Беларусь.

 

Система судов

 

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Она состоит из:

 

Конституционного Суда;

системы общих судов;

системы хозяйственных судов.

Образование чрезвычайных судов запрещается.

 

Судоустройство в Республике Беларусь определяется:

 

законом Республики Беларусь от 30 марта 1994 года «О Конституционном Суде Республики Беларусь»;



«Кодексом Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей».

Общие суды

 

К общим судам относятся:

 

Верховный Суд Республики Беларусь;

областные суды;

Минский городской суд;

районные (городские) суды;

Белорусский военный суд;

межгарнизонные военные суды.

Верховный Суд Республики Беларусь осуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов.

 

Он состоит из:

 

Председателя суда;

первого заместителя Председателя;

заместителей Председателя;

судей Верховного Суда Республики Беларусь

и действует в составе:

 

судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь;

судебной коллегии по патентным делам Верховного Суда Республики Беларусь;

Президиума Верховного Суда Республики Беларусь;

Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Верховный Суд Республики Беларусь:

 

Рассматривает дела в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам и в качестве суда первой инстанции в случаях, предусмотренных законами Республики Беларусь.



Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и дает разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел; осуществляет контроль за исполнением судами Республики Беларусь разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь.

Вносит предложения в Конституционный Суд Республики Беларусь о проверке конституционности нормативных актов.

Оказывает помощь судьям по применению законодательства; решает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Республики Беларусь.

Осуществляет иные полномочия.

Пленум Верховного Суда Республики Беларусь:

 

Рассматривает материалы обобщения судебной практики и судебной статистики и дает судам разъяснения по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел.

Рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь, представления Председателя Верховного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Верховного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь и законам Республики Беларусь.

Рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства.

Осуществляет иные полномочия.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь образуется в составе:

 

Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;



первого заместителя Председателя;

заместителей Председателя Верховного Суда Республики Беларусь;

судей Верховного Суда Республики Беларусь.

Президиум Верховного Суда Республики Беларусь:

 

Рассматривает:

судебные дела в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

материалы изучения и обобщения судебной практики и судебной статистики;

вопросы организации работы судебных коллегий и аппарата Верховного Суда Республики Беларусь.

Оказывает помощь судам в правильном применении законодательных актов.

Заслушивает о судебной практике по применению законодательства председателей:

областных судов;

Минского городского суда;

Белорусского военного суда Республики Беларусь;

районных (городских) судов;

межгарнизонных военных судов.

Осуществляет иные полномочия.

Судебные коллегии Верховного Суда Республики Беларусь комплектуются из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и утверждаются Пленумом Верховного Суда Республики Беларусь. Судьи судебной коллегии единолично рассматривают в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции и коллегиально – в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, изучают и обобщают судебную практику, анализируют судебную статистику и осуществляют иные полномочия.

 

Общим судам подведомственны уголовные дела и гражданские дела.

 

К числу гражданских дел относятся:

 

дела по спорам, возникающим из отношений:

гражданских;

семейных;

трудовых;

жилищных;

земельных;

отношений по использованию природных ресурсов и окружающей среды,

если хотя бы одной из сторон в споре выступает гражданин;

дела, возникающие из административно-правовых отношений;

дела особого производства;

иные дела, отнесенные к подведомственности общих судов Гражданским процессуальным кодексом Республики Беларусь и иными законодательными актами.

Межгарнизонные военные суды, Белорусский военный суд рассматривают гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы, уголовные дела о всех преступлениях, совершенных лицами, на которых распространяется статус военнослужащего.

 

Хозяйственные суды

 

К хозяйственным судам относятся:

 

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь;

хозяйственные суды областей;

хозяйственный суд города Минска.

Хозяйственные суды осуществляют правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений.

 

К подведомственности хозяйственных судов относятся:

 

дела по спорам между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями;

между Республикой Беларусь и административно-территориальными единицами Республики Беларусь;

между административно-территориальными единицами Республики Беларусь.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономических) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

 

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь:

 

рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь к его подсудности;

рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов;

пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

обращается в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложением о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

изучает и обобщает практику применения хозяйственными судами законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;

разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отношения в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет проверку деятельности хозяйственных судов, заслушивает отчеты их председателей и судей, изучает и распространяет положительный опыт работы;

ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах;

осуществляет меры по созданию условий для эффективной деятельности хозяйственных судов, в том числе по их кадровому, организационному и другим видам обеспечения, если иное не предусмотрено законодательными актами;

решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и исполнению международных договоров Республики Беларусь, а также вопросы сотрудничества с судами иностранных государств;

осуществляет иные полномочия, предоставленные ему Конституцией Республики Беларусь и законодательными актами.

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь состоит из:

 

судей Высшего Хозяйственного Суда, в том числе Председателя Высшего Хозяйственного Суда;

первого заместителя Председателя Высшего Хозяйственного Суда;

заместителей Председателя Высшего Хозяйственного Суда

и действует в составе:

 

Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов;

судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров.

Важнейшие вопросы деятельности хозяйственных судов решает Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь:

 

рассматривает вопросы координации деятельности хозяйственных судов;

рассматривает материалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйственных (экономических) споров, судебной статистики и дает в порядке судебного толкования хозяйственным судам разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности на территории Республики Беларусь;

рассматривает в порядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, по вновь открывшимся обстоятельствам;

решает вопросы об обращении в Конституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с частью второй статьи 112 и частью четвертой статьи 116 Конституции Республики Беларусь;

рассматривает заключения Конституционного Суда Республики Беларусь о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Конституции Республики Беларусь, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим законодательным актам;

рассматривает вопросы о внесении предложений по совершенствованию законодательства и правового регулирования в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

осуществляет иные полномочия.

Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются соответственно из числа судей Верховного Суда Республики Беларусь и из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

 

Судьи Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь назначаются Президентом Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по представлению Председателя Верховного Суда Республики Беларусь и Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь соответственно и исполняют свои обязанности бессрочно.

 

Председатели районных (городских), областных, Минского городского судов назначаются Президентом Республики Беларусь по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и Председателя Верховного Суда Республики Беларусь сроком на семь лет.

 

Судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей, хозяйственного суда города Минска назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности также бессрочно, кроме назначенных на должность судьи впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

 

Судьи по административным делам и исполнительным производствам назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

 

Судьи независимы и подчиняются только закону. Какое-либо вмешательство в деятельность судей по осуществлению правосудия не допускается и влечет ответственность по закону.

 

Судьи не могут:

 

быть членами политических партий, других общественных объединений, преследующих политические цели;

осуществлять предпринимательскую деятельность;

выполнять иную оплачиваемую работу, кроме преподавательской и научно-исследовательской.

Деятельность судов основывается на принципах:

 

законности;

состязательности и равенства сторон в процессе;

открытости и гласности судебного разбирательства;

свободного доступа к правосудию;

обязательности судебных актов для всех организаций и граждан.

Дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями.

21 Обязанности граждан Республики Беларусь

Обязанности – это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, которые предъявляют человеку и гражданину и связаны с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства, других граждан.Важнейшая обязанность гражданина – соблюдение Конституции и законов .

Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц.

В Конституции закрепляется обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам .

Конституция закрепила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы .

Каждый обязан беречь историко-культурное, духовное наследие и другие национальные ценности .

Конституции закреплено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РБ. Гражданин РБ несет военную службу в соответствии с законом « О воинской обязанности и военной службе», который определяет условия прохождения военной службы в рядах Вооруженных сил РБ, порядок призыва, льготы по призыву, сроки службы, условия ее прохождения и др.

Каждому гарантируется защита его прав и свобод компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки

Юридические(материальные гарантии– конституционные нормы, в которых закреплено непосредственные права и свободы процессуальные гарантии — правовые нормы, закрепляющие порядок реализации материальных прав и свобод) и Институциональные (суды. Конрольно надзорные органы. защитник в юридическом процессе)

государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Республики Беларусь гарантируется

 

право на жалобу,

право на судебный иск,

право обвиняемого на защиту и другие.

 

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.