Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие корпорации. Цели создания и типы корпораций





Содержание

 

Введение 3

1. Понятие корпорации. Цели создания и типы корпораций 5

2. Роль корпоративных объединений предприятий в

современной экономике 12

3. Особенности корпоративных финансов на примере

ЗАО МКБ «Москомприватбанка» 19

Заключение 29

Список использованной литературы 31

Приложения

 

Введение

 

В условиях кризисной экономики России многие предприятия не в состоянии самостоятельно справиться с колоссальным износом собственных производственных фондов, наладить бесперебойную поставку материалов и реализацию продукции, строить жилье и дороги и т.п. Все трудности, возникающие в процессе функционирования предприятий, возможно преодолеть только общими усилиями, объединившись в группу. Одной из форм объединения в соответствии с законодательством РФ является корпорация.

Корпорации времен переходной экономики получили в России название финансово-промышленных групп. И действительно, если обратиться к Федеральному Закону «О финансово-промышленных группах», то в нем можно найти следующее определение ФПГ: «Финансово-промышленная группа – совокупность юридических лиц, действующих как основное и дочерние общества, либо полностью или частично объединивших свои материальные и нематериальные активы (система участия) на основе договора о создании финансово-промышленной группы в целях технологической или экономической интеграции для реализации инвестиционных и иных проектов и программ, направленных на повышение конкурентоспособности и расширение рынков сбыта товаров и услуг, повышение эффективности производства, создание новых рабочих мест.»



Но на западе финансово-промышленные группы традиционно называются корпорациями (corporation). Управление корпорацией получило название корпоративного управления (corporate management), а финансы финансово-промышленных объединений – корпоративных финансов.

Корпоративные финансы – это денежные отношения, связанные с формированием и распределением денежных ресурсов у предприятий-участников, входящих в корпорацию, и их использованием на выполнение обязательств перед предприятиями-участниками корпорации, финансово-кредитной системой и государством, а также на обеспечение функционирования как отдельных предприятий, так и корпораций в целом.



Объединение капиталов структурных подразделений корпорации - производственного, банковского, торгового и страхового – позволяет аккумулировать временно свободные денежные средства, с помощью которых предприятиям предоставляется возможность финансировать собственные и совместные первоочередные потребности. Все это делает необходимым изучение особенностей корпоративных финансов и определяет актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Управление финансами корпораций является достаточно новой для российской науки и практики проблемой. В настоящее время получили известность работы в области корпоративного финансового менеджмента таких западных авторов как Р.Брейли, С.Майерса, Ю.Бригхема, Л.Гапенски, Дж.К. Ван Хорна, которые исследовали вопросы принятия финансовых решений в области управления капиталом, слияний и поглощений, оценки акционерного капитала.

Целью данной курсовой работы является выявить особенности корпоративных финансов на примере ЗАО МКБ «Москомприватбанк».

Для достижения цели исследования были поставлены и решены следующие задачи:

1) Рассмотреть понятие корпорации, цели ее создания и типы корпораций;

2) Выявить роль корпоративных объединений предприятий в современной экономике;

3) Изучить характеристику ЗАО МКБ «Москомприватбанк»;

4) Оценить финансовое состояние предприятия;

5) Разработать рекомендации по совершенствованию управления финансов корпорации.



Объектом является ЗАО МКБ «Москомприватбанк».

Предмет: изучение особенностей корпоративных финансов на ЗАО МКБ «Москомприватбанк».

Понятие корпорации. Цели создания и типы корпораций

 

Cтержневой проблемой современного общества является увеличивающийся разрыв между миром богатых и миром бедных, усиливающийся процессами глобализации и транснационализации. Для выявления основных причин данной тенденции необходимо подробнее рассмотреть действие механизмов процессов корпоратизации, законы, оказывающие влияние на развитие естественных монополий, и их взаимодействие с общественным сектором экономики.

В экономической теории по-разному оценивается роль корпоративных структур. Одни ученые считают, что корпорация является основой построения экономики страны, установления пропорций и основных направлений эффективного развития, а другие утверждают, что негативные тенденции деятельности «мегаобъединений» наносят значительный ущерб развитию цивилизации.

В неоклассической экономической теории длительное время субъект экономической деятельности в виде предприятия рассматривался как изолированная юридическая и экономическая организация, преобразующая в процессе производства исходные ресурсы в готовую продукцию. Модель предприятия определялась производственной функцией, выражающей зависимость результатов производства от количества затраченных факторов. Основным критерием успешности на рынке в этом случае является достижение эффективности производства за счёт комбинации ресурсов производства, минимизации издержек и максимизации прибыли.

Неоклассическая школа рассматривает экономическую модель совершенной конкуренции и модель свободного рынка, состоящую из бесконечного количества экономических субъектов, действующих независимо друг от друга с полной информацией о структуре спроса и предложения, а также с полной свободой обращения на рынке. Важнейшими институтами рыночной экономики являются предприятия, фирмы и система контрактных отношений, включающих нормы и правила взаимодействия хозяйствующих субъектов, оформленные договорами между участниками рынка. Вместе с тем институциональное развитие в любой экономической системе предопределяет процесс принятия решений, а функционирование институтов осуществляется под контролем государства за рыночными отношениями.

Современные экономисты рассматривают управление корпоративными структурами, применяя институциональную теорию, на основе общих и частных универсальных положений управления; на основе теории соучастников, определяющей обязательность подконтрольности отчётности собственников компаний всем заинтересованным внешним и внутренним контрагентам; на основе агентской теории, базирующейся на применении механизмов и инструментов корпоративных отношений с учётом агентских расходов.

Кроме того, современные теории управления корпоративными структурами рассматривают основное звено экономической системы (субъект деятельности в виде предприятия) как своеобразный экономический интегрирующий объект социально-экономических процессов взаимоотношений во времени и пространстве, используя системные мультипликативные эффекты, определяющие зарождение и становление современных корпораций.

Понятие «корпорация» [от лат. corporatio] трактуется как «объединение, сообщество лиц, объединяемых общностью профессиональных или сословных интересов, или наиболее распространённая форма управления крупным производством». Масштабы деятельности и захват рынков однотипной продукции связывают понятие корпорации с монополизмом. В словаре С.И. Ожегова корпорация — это «одна из форм монополистических объединений» [21; с.129].

И. Ансофф определяет корпорацию как «широко распространённую в странах с развитой рыночной экономикой форму организации предпринимательской деятельности, предусматривающей долевую собственность, юридический статус и сосредоточение функций управления в руках верхнего эшелона профессиональных управляющих, работающих по найму». Особенностями корпоративного институционального управления являются концентрация, рост и расширение масштабов производства с применением стратегий слияния и поглощений. Применение данных стратегических направлений развития и управления корпоративными структурами ведёт к расширению сфер влияния на конкурируемом рынке, развитию интеграционных процессов, появлению новых конкурентных преимуществ. Рост и расширение масштабов корпоративного производства основаны на процессах оптимизации производства, привлечения инвестиционного капитала за счёт увеличения и концентрации акционерного капитала, капитализации прибыли, эмиссии акций и других ценных бумаг, а также привлечении заёмных средств [5; с.218].

На содержательном уровне эта общественно-правовая форма является воплощением инкорпорирования, то есть любые лица могут «вливать», вносить, инвестировать свой капитал в это образование, желая либо просто его приумножить, либо активно участвовать в жизни данного сообщества. Контрактная теория фирмы, предложенная нобелевским лауреатом Р. Коузом, основана на предположении, что последняя формируется участниками корпоративных отношений на добровольной основе, то есть система связей между ними такова, что выгоднее делать бизнес объединившись, чем порознь. Хотя так называемые транзакционные издержки на контрактные отношения в корпорации возрастают, в целом они ниже, чем без образования данного юридического лица. Эта форма предпринимательства базируется на контрактах, заключенных между ее участниками, положениях действующих статутов, обусловленных природой рынка, ограничениях и на соблюдении участниками существующих правил поведения. Корпорация служит правовым инструментом, организующим весь комплекс указанных отношений.

Другое существенное свойство корпорации – ограниченная ответственность – привлекает как обладателей крупного капитала, так и мелких инвесторов, поставляющих в своей массе значительные средства для финансирования бизнеса; те и другие рискуют лишь своим вкладом. В этом заключается отличие данной формы предпринимательства от товариществ (партнерств) и единоличной собственности, где может быть полная имущественная ответственность. Установлено, что корпорация – это форма крупного бизнеса, хотя юридически ее может создать даже один человек.

Третье свойство корпорации, не являясь всеобщим, проявляется в крупных компаниях (акции которых обращаются на биржах, околобиржевых площадках или иных рынках капитала) с неизбежностью экономического закона. Это — разделение собственности и управления.

Многопрофильность, наряду с крупным форматом и сложной структурой, также является отличительной особенностью корпорации по сравнению с предприятием (компанией) [8; с.153].

В. Иноземцев, директор Центра исследований постиндустриального общества, разработал типологию корпораций, действующих в современных условиях:

1. Классическая корпоративная структура характеризуется четким разграничением собственности и управления, противопоставлением владельцев компании наемным работникам. В процессе развития совершенствовались формы ее организации. Это предприятие индустриального типа, со значительными основными фондами, большой численностью персонала, действующее в сфере производства материальной продукции (Shevron, British Petroleum).

2. Этатистская структура: главный собственник и организатор – государство. Цель такой корпорации – не достижение максимальной эффективности производства, а реализация поставленных задач. Она существовала при тоталитарных режимах или создавалась для решения задач в масштабе национальной экономики.

3. Креативная структура: ее деятельность направлена на реализацию внутренних устремлений и идеалов создателей и может быть экономически нецелесообразна; создается одной или несколькими творческими личностями и действует в сфере производства интеллектуальноемкой продукции или услуг, связанных с информационными технологиями (Microsoft, Dell).

В общем виде целью создания и существования корпораций является благосостояние их владельцев. Это благосостояние можно сравнить с таким главным в экономической теории и трудно формализуемым показателем эффективности национальной экономики, как ЧЭБ (чистое экономическое благосостояние). Стоимость корпорации (сводящаяся к рыночной стоимости акции) – одно из формализации благосостояния владельцев, но этот показатель вбирает в себя только факты предыстории компании. В современной динамичной среде эффект последействия (влияние прошлых событий на будущие) снижается, а главным становятся прогнозы и интуиция компетентных специалистов. Поэтому возрастает популярность такой концепции стратегического управления, как Balanced Scorecard – BSC (Сбалансированная система показателей – ССП), которая совмещает финансовые показатели (как отражение достигнутого) и нефинансовые, способствующие, по мнению менеджмента компании, достижению целей в будущем.

Не может быть установлена одна или даже группа всегда оптимальных целей. Они вариативны и зависят от многих факторов. Существует три вида целей: абсолютные, относительные и динамические; их выбирают в конкретной ситуации топ-менеджеры и собственники.

Стоимость корпорации является самым важным ее показателем по причине деперсонализации владельца и отделения собственников от управления. Как считает компания McKinsey & Company, составляющими процесса извлечения стоимости являются финансовые, стратегические и организационные аспекты. Утверждается, что важнейшими для «стоимостного мышления» являются шесть компонентов: формирование целевых установок и индикаторов, управление бизнес-портфелем, разработка организационной структуры, определение факторов создания стоимости, управление эффективностью функционирования бизнеса и управление работой персонала. Добившись порядка в этих областях, компании смогут успешно организовать процесс управления, нацеленного на создание стоимости [10; с.147].

Типы корпораций. В целом можно выделить нескольких основных признаков классификации корпораций:

1. В зависимости от участия в корпорации государства они подразделяются на государственные, квазигосударственные и негосударственные.

2. В зависимости от широты географического распространения - отраслевые, региональные, межгосударственные и транснациональные.

3. В зависимости от формы объединения капитала - наиболее распространенный тип классификации выделяют: ассоциации, консорциумы, концерны, синдикаты, ФПГ, холдинги. Все эти формы имеют свои особенности, преимущества и недостатки.

Рассмотрим наиболее распространенные формы корпоративных объединений.

Ассоциация. Добровольное объединение физических и (или) юридических лиц с целью взаимного сотрудничества при сохранении самостоятельности и независимости входящих в объединение членов.

Консорциум. Временное объединение компаний, банков и других организаций на основе общего соглашения для осуществления капиталоемкого проекта или совместного размещения займа (несет солидарную ответственность перед заказчиками).

Концерн. Крупное объединение предприятий, связанных общностью интересов, договорами, капиталом, участием в совместной деятельности (часто такая группа объединяется вокруг холдинга, держащего акции этих компаний).

Синдикат. Объединение предприятий, выпускающих однородную продукцию, в целях организации ее коллективного сбыта через единую торговую сеть.

ФПГ. Зарегистрированная в установленном порядке в соответствующих ведомствах группа юридически независимых предприятий, финансовых и инвестиционных институтов, объединивших свои материальные ресурсы и капиталы для достижения общей экономической цели. Центральной (головной) компанией в ФПГ может быть как специализированная организация - "управляющая компания", так и входящее в группу производственное предприятие или объединение, банк, финансовая или страховая компания.

Холдинг. Акционерная компания, владеющая контрольными пакетами акций, управляющая или контролирующая деятельность других компаний, предприятий с целью осуществления контроля над их операциями. Холдинговая компания может не владеть собственным производственным потенциалом и не заниматься производственной деятельностью.

В рамках перечисленных корпораций (форм корпоративных объединений) возникает необходимость управления их корпоративными активами. В частности, как показывает анализ, одной из наиболее важных статей активов, которая нуждается в управлении, является дебиторская задолженность.

В экономике России на современном этапе преобладают холдинги - это корпорации, образованные в форме юридического лица, владеющего контрольными пакетами акций других компаний и выполняющее функции централизованного руководства связанных между собой по капиталу компаний. Отличие холдинга от концерна заключается в отсутствии контрактов и соглашений между участниками.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.