Сделай Сам Свою Работу на 5

Система нормативных правовых актов в РФ





В самом общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом: 1) Конституция (Основной закон); 2) федеральные законы; 3) указы Президента; 4) постановления Правительства; 5) нормативные акты министерств и ведомств.

20.Порядок принятия федеральных законов

Согласно российской Конституции, право законодательной инициативы принадлежит только

Президенту Российской Федерации,

Совету Федерации,

членам Совета Федерации,

депутатам Государственной Думы,

Правительству Российской Федерации,

законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации .

Важно отметить, что перечисленные властные институты могут вносить законопроекты по всем вопросам, отнесенным Конституцией к ведению Федерации, а также к совместному ведению Федерации и ее субъектов

Порядок внесения законопроектов определен Регламентом Государственной Думы в мельчайших деталях. К каждому документу прикладывается несколько сопутствующих бумаг: он должен сопровождаться обоснованием необходимости его принятия, включающим характеристику целей и основных положений законопроекта, а также определением места будущего закона в системе действующего законодательства. Кроме того, его сопровождает перечень законов и иных нормативных актов, которые в случае принятия закона нужно отменять или изменять, а также финансово-экономическое обоснование. При внесении так называемых финансовых законопроектов - налоговых, законопроектов, связанных с финансовыми обязательствами государства, а также иных, предусматривающих расходы из федерального бюджета, необходимо заключение Правительства.



Законы принимаются в трёх чтениях простым большинством. Предусмотрены случаи принятия в четырёх чтениях и квалифицированным большинством.

21.Система права.

Система права — совокупность норм, институтов и отраслей права в их взаимосвязи.

Система права включает в себя четыре компонента: нормы права, правовые институты, суботрасли (подотрасли) и отрасли.

Характеристика норм права будет дана в отдельном разделе. Что касается правового института, то он представляет собой группу норм права, регулирующих типичные общественные отношения и в силу этого приобретающих относительную самостоятельность и устойчивость функционирования. Правовой институт чаще всего регулирует определенный вид общественных отношений, причем это регулирование имеет достаточно законченный характер. Выделяют отраслевые и межотраслевые правовые институты. Отраслевой институт объединяет нормы внутри конкретной отрасли, например, институты дарения, наследования в гражданском праве, институт президентства в конституционном праве и др. К межотраслевым принадлежат институты, которые регулируют общественные отношения, относящиеся к двум или более отраслям права, например, институт собственности, юридической ответственности, институт договора и пр.



Несколько близких по характеру регулирования правовых институтов образуют подотрасль права. Например, в составе гражданского права выделяют авторское, жилищное, патентное право, в составе финансового права выделяется подотрасль налогового права.

Самым крупным элементом в системе права является отрасль права. Ее образует совокупность норм права, регулирующих качественно однородную группу общественных отношений, она характеризуется своеобразием предмета и метода правового регулирования. Если правовой институт регулирует вид общественных отношений, то отрасль - род общественных отношений.

Таким образом, для деления права на отрасли используются главным образом два критерия - предмет и метод правового регулирования. По этим критериям и отличают одну отрасль права от другой.



Предметом принято считать общественные отношения, регулируемые данной совокупностью норм права. Каждой отрасли соответствует свой предмет регулирования, иначе говоря, каждая отрасль отличается предметным своеобразием, спецификой регулируемых общественных отношений. Предмет регулирования складывается объективно и не зависит от усмотрения законодателя. Не любые общественные отношения могут выступать предметом правового регулирования. Необходимо, чтобы эти отношения отличались, во-первых, устойчивостью и повторяемостью; во-вторых, заинтересованностью общества и государства в том, чтобы эти отношения существовали именно в правовой форме и подлежали правовой защите со стороны государства; в-третьих, способностью к внешнему контролю, например, со стороны судебных, административных органов. Так, внутренние семейные отношения, как правило, не поддаются внешнему контролю, поэтому их трудно урегулировать нормами права.

Метод правового регулирования, - это обусловленный предметом способ воздействия права на общественные отношения.

Методы правового регулирования характеризуются тремя обстоятельствами: а) порядком установления субъективных прав и обязанностей субъектов общественных отношений; б) средствами их обеспечения (санкциями); в) степенью самостоятельности (усмотрения) действий субъектов. В соответствии с этими критериями в юридической науке выделяют два главных метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.


Императивный метод (его еще называют авторитарным, властным) основан на подчиненности, субординации участников общественных отношений. Этим методом жестко регулируется поведение (действия) субъектов, они, как правило, ставятся в неравное положение, например, - гражданин и административный орган. Этот метод характерен для уголовного, административного, налогового права.

Диспозитивный метод (автономный), устанавливая права и обязанности субъектов, одновременно предоставляет им возможность выбрать вариант поведения или дополнительно своим соглашением урегулировать свои взаимоотношения. Этот метод присущ гражданскому, семейному, трудовому праву.

Среди отраслей права выделяют и комплексные отрасли, которые для регулирования общественных отношений используют комбинирование различных методов и имеют сложный, многоаспектный предмет регулирования. Например, к комплексным отраслям относят в настоящее время аграрное право. В его предмет включаются земельные, имущественные, трудовые, а также организационно-управленческие отношения в сфере сельскохозяйственной деятельности. А поскольку предмет включает разнородные общественные отношения, то в этой отрасли применяется как императивный, так и диспозитивный методы, а также дополнительный метод - координации в организационно-управленческих отношениях.

В системе права выделяют также отрасли материального и процессуального права. Отрасли материального права оказывают непосредственное воздействие на общественные отношения. Большинство отраслей относится к категории материального права (уголовное, государственное, предпринимательское, семейное и др.). Процессуальное право регулирует порядок, процедуру осуществления прав и обязанностей сторон. В настоящее время выделяют уголовно-процессуальное, гражданское процессуальное право, арбитражный процесс. Процессуальные нормы существуют практически в любой отрасли, но не все из них выделяются в самостоятельную отрасль. Ближе всего к выделению - нормы административного процесса. Обе системы отраслей тесно связаны, хотя процессуальное обслуживает материальное право.

Система права включает в себя отрасли публичного и частного права. Со времени действия римского права было принято относить к отраслям публичного права те из них, где присутствуют интересы государства, а к частному - отрасли, где господствуют интересы частных лиц, граждан, отдельной личности, объединений людей. К отраслям публичного права относят государственное, административное, финансовое, уголовное и др., а к частному праву - гражданское, семейное, торговое, трудовое. Частное право призвано обслуживать потребности людей, вытекающие из имущественных и личных неимущественных отношений.

Наконец, выделяют внутригосударственное (или национальное) право и международное право.

К национальному праву принято относить совокупный массив отраслей, которые регулируют отношения внутри данного государства и отличаются своеобразием национальных, исторических, культурных особенностей конкретного народа. Международное же право концентрирует совокупный опыт человеческой цивилизации и является результатом согласования воль субъектов международного общения главным образом - государств.

В Конституции РФ провозглашено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Это означает, что международное право служит ориентиром внутригосударственного законодательства и правоприменительной практики. Кроме того, нормы международного права непосредственно применяются во внутригосударственных отношениях.

Конституция РФ устанавливает также приоритет норм международного права перед внутригосударственным правом: если нормы российского законодательства противоречат установлениям международно-правового характера, то должны применяться нормы международного права. Однако конституция любого государства имеет приоритет перед нормами международного права.

22.Конституционно-правовые основы системы государственной власти и местного самоуправления в РФ

Государство осуществляет свою деятельность посредством государственных органов. Государственный орган - часть государственного аппарата (гражданин или коллектив граждан), наделённая государственно-властными полномочиями, уполномоченная государством на осуществление его задач и функций и действующая в установленном государством порядке. Каждый государственный орган наделён государственно-властными полномочиями, правом издавать акты, обязательные для исполнения. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, которая представляет собой совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены. Компетенция государственных органов определяется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов РФ, а также другими нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, в частности, положениями об этих органах. Каждый государственный орган образуется и действует в порядке, установленном государством (правовыми нормами). Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции, и при этом он является составной частью единой системы органов государственной власти (или государственного аппарата) Российской Федерации. Наибольшее значение имеет разделение государственных органов по принципу разделения властей:

К органам законодательной власти относятся Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) и законодательные (представительные) органы субъектов РФ.

К органам исполнительной власти относятся Правительство РФ, министерства, государственные комитеты, федеральные службы и другие федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы, высшие и иные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Органами судебной власти являются Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, другие федеральные суды и суды субъектов РФ, входящие в судебную систему РФ

Местное самоуправление в РФ - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление наряду с непосредственной демократией и государственной властью является выражением власти народа и составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации

23..Правовые нормы, их элементы и логическая структура

Норма права — установленные или санкционированные государством правила поведения, общеобязательные в пределах сферы своего действия, обеспеченные его принудительной силой и отражённые в источнике права.

Классическая, идеальная норма права состоит из трёх структурных элементов — гипотезы, диспозиции и санкции (структура «Если — то следует — иначе»).

гипотеза — указывает на адресата нормы (субъектов регулируемых отношений) и условия, при которых норма подлежит применению. В зависимости от количества условий гипотезы подразделяются на простые и сложные:

диспозиция — содержит само правило поведения и указывает на устанавливаемые права и обязанности.

санкция — указывает на правовые последствия несоблюдения установленных требований, как правило неблагоприятные.

Однако реальные правовые нормы редко содержат в себе все три элемента. Многие нормы не имеют идеальной трёхэлементной структуры. Нормы Конституции (например, нормы, определяющие компетенцию органов государственной власти) содержат только один или два элемента: гипотезу и диспозицию (такая структура характерна для многих регулятивных норм) или одну диспозицию (нормы-принципы), нормы Особенной части Уголовного кодекса содержат только диспозиции и санкции (такая структура характерна для охранительных норм).

24.Объекты гражданского права

Объектом, или предметом гражданского права, является направление его воздействия. По закону (ст. 128 ч. 1 ГК РФ) объекты гражданского права подразделяются на следующие пять видов: 1) имущество; 2) работа и услуги; 3) информация; 4) результаты интеллектуальной деятельности; 5) нематериальные блага.

Объекты гражданских прав по-разному участвуют в гражданских правоотношениях, в гражданском обороте.

Большинство объектов могут свободно отчуждаться (продажа, мена и т.п.) либо переходить к другим лицам в порядке универсального правопреемства (т.е. при наследовании или реорганизации юридического лица). Такие объекты называют оборотоспособными.

Некоторые объекты гражданских прав ограничены в гражданском обороте: они могут либо принадлежать только государственным организациям, либо только российским гражданам и юридическим лицам, либо находиться в гражданском обороте только по специальным разрешениям (оружие, право на пользование природными ресурсами и т.п.).

К числу объектов, ограниченных в гражданском обороте, относятся земля и другие природные ресурсы: они могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому только в той мере, в какой это допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Наконец, некоторые объекты гражданских прав вовсе исключены из гражданского оборота. Сюда относятся, в частности, особо важные культурные объекты.

 

25.Характеристика нормативного правового акта как источника права.Классификация и действие нормативных правовых актов в пространстве,во времени и по кругу лиц.

Нормативные и индивидуальные правовые акты являются источниками права, то есть формируют права и обязанности субъекта права - правоспособного лица. Не следует сравнивать степень обязательности индивидуальных и нормативных правовых актов для исполнения конкретным лицом - они одинаково обязательны. Но только при условии соблюдения установленной процедуры принятия правовых актов и отсутствию противоречия правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Подзаконные нормативные акты - это нормативные правовые акты, издаваемые на основе и во исполнение законов органом государственной власти в пределах своей компетенции. Они могут конкретизировать нормы законов или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать законам и не противоречить им. Подзаконные акты являются средством реализации законодательных норм. Они, в свою очередь, также выстраиваются в иерархическую систему в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт. Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ.

Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Акты Правительства РФ принимаются в форме постановлений и распоряжений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) могут издаваться на основе и во исполнение Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ. К таким актам, например, относятся приказы Министерства финансов РФ, инструкции Министерства по налогам и сборам РФ и т.д.

Подзаконные акты субъектов РФ также имеют свою иерархическую структуру и распространяют свое действие на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ

26.Экологическое право,поняти и источники.субъекты экологических правоотношений

Экологическое право - в РФ - комплексная отрасль права; совокупность юридических норм, регулирующих отношения в области охраны и рационального использования природных ресурсов.

Экологическое право представляет собой совокупность правовых принципов и норм, регулирующих общественные отношения: по охране окружающей среды от вредных воздействий в процессе хозяйственной и иной деятельности; по рациональному использованию природных ресурсов; по охране экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц; по обеспечению экологической безопасности. При этом под охраной окружающей среды принято понимать деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий. Рациональное использование природных ресурсов - это комплексное, экономически эффективное использование природных ресурсов в сочетании с требованиями охраны окружающей природной среды. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства, а также окружающей природной среды от угроз, возникающих в результате антропогенных и природных воздействий на нее; положение при котором отсутствует угроза нанесения ущерба природной среде и здоровью населения.

27.формы и способы реализации права.Акты применения права

В литературе классификация норм реализации права проводится по различным основаниям.

По субъектному составу реализируют индивидуальную и коллективную формы реализации. Некоторые правовые требования нельзя провести в жизнь иначе, как объединяясь друг с другом, выступая коллективным субъектом права. По характеру действий субъектов, степени их активности и направленности выделяют соблюдение, исполнение, использование и применение.

Соблюдение норм права имеет место тогда, когда субъекты воздерживаются от совершения действий, запрещаемых правом. Это пассивная форма поведения субъектов в сфере правового регулирования. В большинстве случаев, соблюдение права происходит незаметно, обычно не фиксируется. Именно поэтому его юридический характер ярко не проявляется. В этой форме реализуются запрещающие нормы.

Исполнение норм права происходит, когда субъекты исполняют возложенные на них юридические обязанности. В этих случаях они действуют активно. В данной форме реализуются обязывающие нормы права.

Эти три формы реализации, в ходе которых юридические нормы претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений, принято называть формами непосредственной реализации права. В таких формах реализуется многие нормы права, но не все.

Есть немало случаев, когда соблюдение, исполнение и использование оказывается недостаточными для обеспечения полной реализации юридических норм и требуются вмешательства в этот процесс компетентных органов. Например, начисление пенсии, зачисление на работу, выполнение обязанности военной службы и др.

28.Способы обеспечения исполнения обязательств

Исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором.

Недействительность соглашения об обеспечении исполнения обязательства не влечет недействительности этого обязательства (основного обязательства).

Недействительность основного обязательства влечет недействительность обеспечивающего его обязательства, если иное не установлено законом

29.Правоотношение и его состав

Правовые отношения — лишь одна из сторон общественной жизни или отношений между людьми.

Индивидуальные волевые экономические (трудовые, производственные, а также отношения обмена), политические, социальные, культурные, семейные и иные отношения приобретают с помощью права новое качество в виде юридических прав и обязанностей сторон, с которыми они могут, и в надлежащих случаях должны, сообразовать свое поведение в отношении своих партнеров. Эти права охраняются государством, а исполнение обязанностей обеспечивается принуждением государства. Простейшая структура правоотношения выглядит как связь, взаимодействие прав и обязанностей двух его участников. В двусторонних правоотношениях участвует две стороны, каждая из которых несет права и обязанности в отношении другой. Односторонней считается сделка, для совершения которой необходимо и достаточно выражение воли одной стороны. Возможны и существуют правоотношения, в которых участвуют не две, а три и гораздо более сторон.

Но есть и принципиально иная структура правоотношения, в которой определена только одна управомоченная сторона (напр., право собственности состоит из правомочий владения, пользования и распоряжения вещью, но закон не определяет каких-либо обязательств перед собственником лиц). Такие отношения носят название абсолютных правоотношений, т.е. налагающих обязанности на всех и каждого. В гражданском праве это право авторства, в административном -- право органа государства (должностного лица) пресекать нарушения общественного порядка, обязанность соблюдать который лежит на каждом лице в организации. Аналогичны права органов охраны природы и некоторых контрольных органов. От таких правоотношений следует отличать правосубъектность физических и юридических лиц, правовой статус органов государства, общественных объединений и т.п.

30.Обязательство, его состав. Виды обязательств. Основания их возникновения и прекращения

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.

Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в Гражданском кодексе

Как договорные, так и внедоговорные обязательства подразделяются на типы обязательств. Так, в рамках договорных обязательств, в зависимости от характера опосредуемого ими перемещения материальных благ, выделяются следующие типы обязательств:

обязательства по реализации имущества;

обязательства по предоставлению имущества в пользование;

обязательства по выполнению работ;

обязательства по перевозкам;

обязательства по оказанию услуг;

обязательства по расчетам и кредитованию;

обязательства по страхованию;

обязательства по совместной деятельности;

смешанные обязательства

Внутри внедоговорных обязательств можно выделить две группы:

обязательства из односторонних сделок;

охранительные обязательства

Прекращение обязательств возможно вместе с прекращением оснований их возникновения или исполнением обязательств.

31.Правонарушение. Виды правонарушений

Правонарушение - виновное, противоправное, наносящее вред обществу деяние праводееспособного лица или лиц, влекущее за собой юридическую ответственность.

В основе правонарушений лежит несовпадение нормальных (общих) форм реализации интересов субъектов социальной жизни со способами, используемые данным субъектом в силу объективных или субъективных причин. Однако объективные причины (например, неустойчивое экономическое состояние общества) сами по себе не определяют неизбежности правонарушения. Основой его является внутреннее отрицательное отношение субъекта к ценности права, к необходимости соблюдать предписания законов и иных нормативных актов.

Важное значение в теории права имеют вопросы классификации правонарушений на виды.

Виды правонарушений - однородные группы правонарушений, различающиеся в зависимости от характера вредных последствий и объектов посягательств.

По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:

- гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.

- трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.

- уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность.

- административные - правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

- процессуальные.

Центральным критерием классификации правонарушений является – общественная опасность.

По общественной опасности правонарушения можно подразделить на:

- преступления

- иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско-правовые.

Деление правонарушений на виды имеет большое значение, так основанием привлечения к юридической ответственности является наличие в действии (бездействии) правонарушителя всех признаков состава конкретного правонарушения, а каждому виду правонарушений соответствует особый вид юридической ответственности. Поэтому важна классификация правонарушений на виды.

.Общие признаки и составы правонарушений

Любое правонарушение характеризуется такими признаками как:

общественная опасность (вредность), выражающаяся в причинении ущерба, вреда нормальным, полезным для общества социальным связям;

противоправность, проявляющаяся в том, что любое правонарушение нарушает предписания юридических норм, посягает на устанавливаемый ими правопорядок;

виновность, состоящая в сознательно волевом отношении лица к противоправному деянию и наступившим вредным последствиям;

наказуемость, выражающаяся в неотвратимости применения мер юридической ответственности за совершение правонарушения.

Для юридической квалификации правонарушения особое значение имеет установление состава правонарушения, его объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны.

.Вина и её формы

Вина - психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию, предусмотренному уголовным законом, и его последствиям. Вина характеризуется интеллектуальным элементом (осознание общественной опасности деяния, предвидение общественно опасных последствий) и волевым элементом (отношение лица к общественно опасным последствиям деяния).

Виновным в преступлении признаётся лицо, совершившее деяние умышленно или по неосторожности. Деяние, совершённое по неосторожности, признаётся преступлением лишь в том случае, когда это предусмотрено соответствующей статьёй Особенной части УК РФ. Преступлением, совершенным умышленно, признается деяние, совершенное с прямым или косвенным умыслом. Преступление признается совершенным с прямым умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий и желало их наступления. Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично.

Преступлением, совершенным по неосторожности, признается деяние, совершенное по легкомыслию или небрежности. Преступление признается совершенным по легкомыслию, если лицо предвидело возможность наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение этих последствий. Преступление признается совершенным по небрежности, если лицо не предвидело возможности наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия), хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть эти последствия.

32.Предмет, метод и источники гражданского права. Принципы гражданского права. Смежные отрасли гражданского права

Общественные отношения, которые регулируются гражданским правом, составляют его предмет. К ним относятся две группы отношений.

Во-первых, это имущественные отношения, которые представляют собой отношения, возникающие по поводу имущества - материальных благ, имеющих экономическую форму товара. Во-вторых, личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, а в некоторых случаях и не связанные с ними.

Экономическая независимость и самостоятельность участников регулируемых гражданским правом отношений закрепляются путем признания их юридического равенства, составляющего основную характеристику метода гражданского права. Речь идет именно о юридическом, а не об экономическом (фактическом) равенстве, которое практически всегда отсутствует. Да и само юридическое равенство означает лишь отсутствие принудительной власти одного участника частноправовых отношений над другим, но вовсе не равенство в содержании конкретных прав сторон (например, в отношениях займа должник, как правило, вообще не обладает никакими правами, поскольку на нем лежит лишь обязанность вернуть долг).

Самостоятельность и независимость участников по общему правилу исключает возникновение между ними каких-либо правоотношений помимо их согласованной, общей воли (по воле одного из них или по указанию какого-либо органа публичной власти). Поэтому наиболее часто встречающимся (хотя, конечно, отнюдь не единственным) основанием возникновения прав и обязанностей участников гражданского оборота является их договор (соглашение).

Смежные отрасли права – финансовое, налоговое, трудовое и др.

33.Юридическая ответственность. Виды и формы (меры) юридической ответственности

Юридическая ответственность - применение санкции правоохранительной нормы компетентными, как правило, государственными органами к правонарушителю.

Юридическая ответственность имеет два аспекта:

применение в установленном законом порядке к правонарушителю мер государственного принуждения личного, имущественного или организационного характера за совершённое правонарушение.

обязанность лица, совершившего правонарушение, быть подверженным мерам государственного принуждения.

Таким образом, в зависимости от подхода, можно по-разному определять, когда возникает правоотношение юридической ответственности: с начала претерпевания лицом мер государственного принуждения или с момента совершения правонарушения.

Выделяют ретроспективную и проспективную стороны юридической ответственности. Ретроспективная есть результат деяния, совершённого в прошлом, проспективная — осознание лицом социальной важности своей деятельности и её возможных неблагоприятных последствий (как в отношении общества, так и в отношении себя). При всей очевидной оторванности проспективной ответственности от практики, она является методологической основой для выделения, в частности, конституционно-правовых мер юридической ответственности.

34.Предмет, метод и источники трудового права

Трудовое право - система правовых норм, регулирующих трудовые отношения и общественные отношения, производные от трудовых. Трудовое право является самостоятельной отраслью российского права.

Трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

К производным от трудовых относятся, в частности, организационно-управленческие общественные отношения (между трудовым коллективом, профсоюзом и администрацией), социально-партнёрские отношения (между представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти), общественные отношения по обеспечению занятости и трудоустройства, перераспределению рабочей силы, по подготовке кадров, профотбору и повышению квалификации, по охране труда и здоровья работников, по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства, по рассмотрению трудовых споров, по возмещению материального ущерба. Источниками трудового права являются нормативно-правовые акты, в которых закреплены нормы трудового права. Трудовое право находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Источником трудового права являются Конституция РФ (она обладает высшей юридической силой и определяет основополагающие принципы правового регулирования труда), международные договоры РФ (в частности, конвенции Международной организации труда, ратифицированные РФ), Трудовой кодекс РФ (важнейший кодифицированный акт трудового права), Законы РФ "О занятости населения в РФ", "О коллективных договорах и соглашениях", Федеральные законы "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", "Об основах охраны труда в РФ", другие федеральные законы, законы субъектов РФ, подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты Минтруда России, подзаконные акты субъектов РФ), а также коллективные соглашения. Трудовое законодательство распространяется на трудовые отношения участников производственных кооперативов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Федеральным законом "О производственных кооперативах", на государственных служащих - в части, не противоречащей законодательству о государственной службе.

 

35.Основные правовые системы современности.особенности правовой системы рф

Правовая система - это совокупность взаимосвязанных, согласо-ванных и взаимодействующих правовых средств, регулирующих общест-венные отношения, а также элементов, характеризующих,уровень пра-вового развития той или иной страны. Правовая система-это вся "правовая действительность" данного государства. В этом широком понятии выделяются активные элементы, тесно связанные между собой. Это:

- собственно право как система обязательных норм, выраженных в законе, иных, признаваемых государством источниках

- правовая идеология-активная сторона правосознания

- судебная(юридическая) практика.

Понятие "правовая система" имеет существенное значение для характеристики права той или иной конкретной страны. Обычно в этом случае говорится о "национальной правовой системе", например, Ве-ликобритании, Германии, и т.д.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.