Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие, предмет, метод финансового права.





Финансовое право можно определить как совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе фор­мирования государством денежной системы и обеспечения ее нормального фун­кционирования, а также в процессе формирования, распределения и организации использования государственных денежных фондов. Формой существования финансового права выступает финансовое за­конодательство. Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Преимущественное применение финансовым правом императивного метода объясняется спецификой финансовой деятельности государства. В процессе формирования своих денежных фондов оно чаще всего вынуждено добывать денежные средства, отбирая их у кого-либо, т.е. путём принудительного и безвозвратного изъятия их у владельцев .Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

Обязательным субъектом финансового правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа).Предметом финансового права являются отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства. В процессе такой деятельности государства возникает две группы финансовых отношений: материальные и организационные.



Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов. Отношения, возникающие в процессе организации денежной системы страны в целом и финансовой деятельности государства в частности, системы финансовых учреждений государства, обеспечения их деятельности относятся к разряду организационных финансовых отношений.

Общим признаком материальных и организационных финансовых отношений выступает то, что они обусловлены существованием государства и является продуктом его финансовой деятельности.

Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство. Финансовое законодательство - это совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства .Следует отметить, что общество постоянно борется, за поднятие уровня органов, полномочных принимать акты, относящиеся к актам финансового законодательства. Речь в первую очередь идет об актах бюджетного и налогового законодательства.



 

Система и источники финансового права. Общая характеристика финансовых правоотношений.

Финансовое право, подобно многим другим отраслям права, состоит из общей и особенной частей. Общая часть финансового права представле­на следующими институтами:1) финансовое устройство;2) правовые основы денежной системы;3) управление в области финансов; 4) финансовое планирование;5) финансовый контроль;6) финансово-правовая ответственность. Под денежной системой понимается сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране. Денежная система включает в себя следующие элементы:- официальная денежная единица, виды денежных знаков;- порядок эмиссии денег;- режим валютного обращения;- организация денежного обращения.

Финансовое устройство государства включает в себя: финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, систему финансовых органов государства и финансовое регулирование. В итоге финансовое устройство состоит из таких звеньев как бюджетное устройство, банковское устройство, устройство децентрализованных финансов, устройство целевых внебюджетных фондов.

Финансовое планирование это процесс составления, рассмотрения, утверждения и организации исполнения финансовых планов. Объектом финансового планирования всегда выступает денежный фонд. Любой финансовый план представляет собой смету доходов и расходов соответствующего денежного фонда.



Юридические формы осуществления финансового планирования являются планово-финансовые акты в форме законов, постановлений, решений, приказов и т. д. Юридической особенностью планово-финансовых актов является, то обстоятельство, что они обладают признаками, как нормативных, так и индивидуальных юридических актов.

Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, цели и методы контроля

Целью финансового контроля является:

- выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей;

- выявление виновных и привлечение их к установленной законодательством ответственности;

- устранение нарушений финансовой дисциплины и ликвидация последствий этих нарушений.

Финансовый контроль это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий: 1) сбор информации;2) оценка собранной информации; 3) реагирование на собранную и проанализированную информацию.

Одним из основных и наиболее эффективных методов финансового контроля является ревизия. Ревизия — это проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей. Обычно ревизия проводится в сочетании с другими методами финансового контроля.

Главным источником финансового права является Конституция РК, которая устанавливает основы финансовой деятельности государства, компетенции высших органов государственной власти в области финансов, предусматривает обязанность граждан по уплате законно установленных налогов (ст.35 Конституции РК).

 

Бюджетная система РК.

Бюджет - централизованный денежный фонд государства, предназначенный для финансового обеспечения реализации его задач и функций. В РК утверждаются, исполняются и являются самостоятельными бюджеты следующих уровней:- республиканский бюджет;- областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы;- бюджет района (города областного значения).- чрезвычайный государственный бюджет. Бюджетное право - это раздел особенной части финансового права РК, регу­лирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджет­ного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов.

Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. ор­ганизационные и материальные бюджетные отношения.

В системе бюджетного права выделяются две части: общая и особенная. Общая часть включает институты: 1) бюджетное устройство;2) управ­ление в области финансов;3) правовые основы бюджетного планирова­ния;4) правовые основы бюджетного контроля. Особенная часть включает институты:

1) правовое регулирование до­ходов бюджета;

2) правовое регулирование расходов бюджета;

3) право­вое регулирование государственного кредита.

Нормы общей части бюджетного права в основном регулируют органи­зационные бюджетные отношения, нормы особенной части - материаль­ные бюджетные отношения.

Управление в области бюджета - это институт общей части бюд­жетного права, представляющий собой совокупность правовых норм, определяющих компетенцию общественно-территориальных образований в области бюджета, а также правомочий государствен­ных органов, реализующих эту компетенцию.

В зависимости от осуществляющих органов бюджетный контроль можно подразделить на три вида:

1) бюджетный контроль, осуществляе­мый представительными органами;

2) бюджетный контроль, осуществля­емый исполнительными органами общей компетенции;

3) контроль, осу­ществляемый специализированными органами бюджетного контроля.

В зависимости от времени своего осуществления бюджетный контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

В целях осуществления контроля за исполнением бюджета установлена целая система государственной отчётности. Получатели бюджетных средств представляют отчёты об их использовании в соответствующие финансовые органы, а также в вышестоящие органы управления.

 

Общие положения налогового права РК.

Налоги – это законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер. Основными элементами налога являются субъект налога, объект налога, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, порядок уплаты налога, налоговые льготы. Материальные налоговые правоотношения есть налоговое обязательство. Элементами налогового обязательства являются:

1) субъекты – государство, налогоплательщик и третьи лица;

2) объект обязательства – действия, которые должен совершить обязанный субъект (налогоплательщик);

3) содержание обязательства – право государства требовать передачу ему в собственность предмета налогового платежа и обязанность налогоплательщика осуществить эту передачу.

В зависимости от субъекта налога они подразделяются на налоги с юри­дических лиц (по западной терминологии - корпоративные налоги) и налоги с физических лиц (по западной терминологии - индивидуальные налоги).

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.