Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 7: ФИНАНСОВЫЕ СИСТЕМЫ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ





1. Социально-экономические процессы в странах Центральной и Восточной Европы.

2. Государственный сектор стран Центральной и Восточной Европы. Особенности и проблемы процесса приватизации.

3. Особенности реформирования бюджетных систем.

4. Государственный бюджет, состав|слог,склад| и структура его доходов и расходов.

5. Государственный кредит; структура и динамика государственного долга.

 

1. Социально-экономические процессы в странах Центральной и Восточной Европы

Постсоциалистическая трансформация стран Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) является многофакторным процессом, который|какой| предусматривает изменение|смену| функций основных субъектов экономической|экономичной| системы, развитие рыночных механизмов и превращения|преобразования,претворения| отношений собственности.

В большинстве стран Центральной и Восточной Европы превращения|преобразования,претворения| в экономике начались с 1991 г., то есть практически|практично| тогда же, что и в Украине. Были приняты законы о приватизации государственной собственности, о свободе предпринимательской деятельности, новой налоговой и банковской системе, были внесены коренные изменения|смены| в принципы ценообразования, внешнеэкономической деятельности.



Реформирование экономики в странах ЦВЕ сначала базировалось в основном на реализации концепции «шоковой терапии», которая|какая| предусматривает быстрое|скорое| обеспечение финансовой стабилизации и либерализацию цен, создания многообразия форм собственности, расширения прав экономических|экономичных| субъектов, открытия внутреннего рынка. Однако практика показала, что переход к|до| рыночным отношениям требует более длительной и постепенной трансформации всего комплекса макро- и микроэкономических|экономичных| превращений|преобразований,претворений|. Потому|оттого| впоследствии названные страны перешли к|до| долгосрочной стратегии экономических|экономичных| изменений|преобразований,претворений|, которые предусматривают структурную перестройку, развитие финансовых рынков, решения проблемы занятости и социальной защиты прав человека.

Удельный вес рассмотренных стран в мировом ВВП в середине|средине| 90-х гг. составлял 2-2,5%. В мировом экспорте региона выделяется 3,4% в мировом импорте — 4,5%. Производство электроэнергии в этих странах составляет 3,9%; добыча каменного угля — 9,1% мирового уровня.



Одним из важнейших показателей успехов экономических|экономичных| превращений|преобразований,претворений| является экономический|экономичный| рост.

Чехия, Венгрия и страны Балтии вышли на позитивные|положительные| темпы прироста с 1994 г., а Польша — с 1992 г. Невзирая на|несмотря на| требования|востребования| МВФ к|до| странам Восточной Европы о жестком контроле за дефицитом и расходами бюджета, в данных странах осуществлялась грамотная макроэкономическая политика.

Например, рассмотрим Польшу. Наибольший спад в 1990 г. — 11,6% реального ВВП. В 1991 г. принимается бюджет, имеющий фактический дефицит — 6,5%, в 1992 г. — 6,6% ВВП. Расходы выросли сравнительно с|в сравнении с| 1990 г. с 39,8% до 48% ВВП в 1991 г. и 50,7% ВВП в 1992 г. В 1993-1995 гг. дефицит снизился до 2,6% — 2,9%. Доходы соответственно увеличились с 1992 г. по 1995 г. до 44-47% ВВП одновременно с увеличением темпов роста ВВП.

В Чехии наибольший спад наблюдался в 1991- 1992 гг. (-14,2% и -6,4% ВВП). В 1993 г. спад в Чехии был прекращен, а с 1994 г. наблюдаются позитивные|положительные| темпы прироста ВВП.

Польша и Чехия наиболее четко демонстрируют известную закономерность и стратегию для европейских стран: увеличение дефицита бюджета и расходов бюджета относительно ВВП при естественном|природном| снижении доходов бюджета в % к|до| ВВП во время спада. (их увеличения — во время подъема). Интересные|любопытные| также показатели Германии после воссоединения в 1990 г. Государственные расходы выросли в первой половине 90-х гг. до 48-49% ВВП по сравнению с 45-46% ВВП до 1990 г.



Следует подчеркнуть, что на динамику показателей бюджета и внебюджетных фондов в этих странах влияет не только ход экономического|экономичного| развития, решений правительства и парламента, но и общественное движение (партии, сильное профсоюзное движение и т.д.).

За темпами экономического|экономичного| роста лидером в 1997 г. была Польша — 5,5% ВВП. За ней идут Словакия — 4,5%; Чехия — 4; Венгрия — 2%.

Одним из факторов высокого прироста ВВП есть внутренний инвестиционный и потребительский спрос. Именно благодаря приросту инвестиций на (21,6%) и потребительского спроса на (7,2%) Польша добилась особенно|в особенности| поражающих успехов. При этом рост потребительского спроса был связан|повязан| с повышением среднего уровня реальной заработной платы на 6,1%. Инвестиции являются основным фактором роста в Польше. Они росли|вырастали| в фиксированных ценах в 1992 г. — на 0,4%; в 1993 г. — на 2,3%, в 1994— на 7,1%; в 1995.— на 10,0%, в 1996. — на 12%.

Фактором, стимулирующим экономический|экономичный| рост Чехии, оказалось|проявилось| увеличение инвестиций в основной капитал частного|приватного| сектора. Увеличение розничного оборота происходило благодаря росту реальных доходов населения за счет предоставления услуг иностранным туристам, а также доходов от торговли.

В Венгрии основными факторами экономического|экономичного| роста были увеличения экспорта и наличие значительного прилива|притока| иностранных инвестиций. За этим показателем страна занимает первое место среди стран ЦВЕ. Объем иностранных инвестиций в Венгрии в 1997 г. составлял 18 млрд. дол.|долл.|

За последние годы в структуре капиталовложений стран ЦВЕ происходил процесс снижения удельного веса централизованных инвестиций при одновременном повышении части|части,доли| инвестиций государственных и кооперативных предприятий.

Значительные изменения|смены| происходят и в условиях финансирования инвестиций. Эти изменения|смены| касались|прикасались| в первую очередь отрасли кредитования и осуществлялись в рамках реформы банковской системы (жесткость условий получения кредитов, отмены льготных кредитов, включая инвестиционные). Рынок ценных бумаг постепенно начал занимать |снискивать| все более важную роль в финансировании инвестиционной деятельности предприятий.

Необходимым условием экономического|экономичного| роста выступают трудовые ресурсы. Анализ прироста населения в странах ЦВЕ показывает, что уровень рождаемости там недостаточный даже для простого воспроизводства|воспроизводства,воспроизведения|. Единственной|единой| страной, где традиционно растет|вырастает| рождаемость, есть Албания. В результате снижения уровня рождаемости в большинстве стран ЦВЕ в последнее десятилетие темпы роста работоспособного|трудоспособного| населения сократились. В результате|вследствие| этого состоялось|произошло,отделалось| уменьшение прилива|притока| в народное хозяйство работоспособной|трудоспособной| молодежи и увеличение части|части,доли| лиц|личностей| пенсионного возраста (17% общей численности населения).

В некоторых|некоих| странах (Польша, Венгрия) сложилась|состояла| так называемая система двойной или повторной занятости населения, которая|какая| предусматривает развитие кооперативного сектора и индивидуальной трудовой деятельности, а также совместительство. Такая система способствует|содействует| решению проблемы привлечения в народное хозяйство дополнительной рабочей силы. В начале 90-х гг. 50-70% населения имело дополнительные источники|родники,истоки| дохода от неформальной занятости. Например, в Болгарии и Румынии существенную стабилизационную роль сыграло личное подсобное сельское хозяйство, в Чехии — ежегодные государственные программы, направленные на поддержку мелких и средних предпринимателей.

Однако в странах ЦВЕ очень остро стоит проблема безработицы, обусловленная в первую очередь сокращением занятости на государственных предприятиях. С целью уменьшения безработицы проводятся попытки прекращения или замедления банкротств предприятий, которые влекут|вызывают| массовое высвобождение рабочей силы. Для этого принимаются специальные программы, связанные|повязанные| с осуществлением помощи предприятиям – банкротам со стороны государства путем освобождения|увольнения| их от возвращения|возврата| кредитов, взятых на развитие производства, скупки долгов предприятия государством, отсрочки погашения разного|различного| рода займов и др.

В странах ЦВЕ был взят курс на ценовую либерализацию, которая|какая| состоит в постоянном расширении групп товаров и услуг, относительно которых|каких| функционировал режим свободных цен. Происходила постепенная взвешенная отмена валютных ограничений. Как показывает практика, страны, в которых|каких| был применен режим централизованного валютного курса (например, в Чехии использовалась его твердая фиксация, в Венгрии и Польше применялась «ползучая привязка»), смогли избежать нарастания инфляции и сумели обеспечить большую|великую| устойчивость и стабильность экономики.

 

2. Государственный сектор стран ЦВЕ. Особенности и проблемы процесса приватизации

Одной из центральных задач|задач| государства при переходе к рыночной экономике выступает либерализация цен и приватизация государственной собственности. Решаются|решаются| эти задачи|задачи| с использованием разных|различных| средств, методов и подходов, которые отображают|отражают| специфику конкретных условий в разных|различных| странах.

Очень важным для развития рыночной экономики является формирование субъектов рынка — свободных товаропроизводителей, которые|какие| могут быть свободными тогда, когда являются владельцами|собственниками| не только продукции, которая ими произведена и продается, но и используемых ими средств производства. Плюрализм рыночных субъектов выражается в разнообразности форм собственности и видов хозяйственных предприятий. Исходя из этого, во всех странах ЦВЕ в центре внимания оказался|проявился| вопрос о трансформации собственности.

Речь шла не только об изменении|смене| характера государственной собственности, а и о законодательном закреплении равных|равных| условий развития других ее форм, в первую очередь государственной, кооперативной (коллективной), частной|приватной| и смешанной. Важным моментом является и то, что государства четко определили границы|черты| приватизации, определив ту часть собственности, которая|какая| остается в руках государства.

На начальном этапе господствовала |господствовала| иллюзия, что иностранный капитал станет главным|головным| средством приватизации. Однако надежды не оправдались. Возможно, исключением стала Венгрия, где каждое 4-ое предприятие является совместным. В 1990-1992 гг. иностранные инвесторы, получив пакет многообразных|разнообразных| финансовых льгот, приобрели в Венгрии государственной собственности на сумму 1,3 млрд. дол.|долл.|, обеспечив таким образом 70-80% поступлений в госбюджет от приватизации. Иностранный капитал на льготных условиях получил |заполучил| контроль над такими отраслями, как бумажная, цементная, полиграфическая, сахарная, табачная, ликеро-водочная, строительство автомобильных дорог|путей|, производство бытовых холодильников и др. Такое состояние|стан| дел никоим образом не приводило к|до| подъему производства, поскольку на место прежних|бывших| государственных монополий приходили монополии иностранного капитала. В странах ЦВЕ процесс приватизации проходил в рамках трех этапов — «малой», «большой|великой|» и «реприватизации».

«Малая» приватизация, что охватила государственную собственность в сфере торговли, обслуживания и мелкой промышленности, осуществлялась за наличные и имела целью изъять определенную часть непокрытых товарами денежных доходов населения, устранив|отстранив| тем самым их инфляционное давление на экономику. Так, в 1992 г. в Чехии и Словакии был принят закон «О поддержке малого и среднего предпринимательства». Закон изменил|сменил| порядок налогообложения, кредитования и субсидирования малого бизнеса, предусмотрел создание институционных структур в поддержку развития частного|приватного| предпринимательства. Основной формой финансовой помощи мелким и средним предпринимателям, которые|какие| включились в специальные государственные программы, с 1992 г. стало льготное кредитование с помощью|посредством| гарантирования кредитов и субсидирования по ним процентных ставок платежей.

Процесс «большой|великой|» приватизации проходил в странах ЦВЕ менее динамично, что было обусловлено отсутствием необходимых средств|стоимостей| у населения, низкой прибыльностью приватизированных предприятий, слабым приливом|притоком| иностранных инвестиций. Официальные данные относительно|касательно| доли |части,доли| частного|приватного| сектора в странах ЦВЕ составляют (от 40 до 60% ВВП), однако многие аналитики считают их излишне|чрезмерно| завышенными.

Проведение «большой|великой|» приватизации осуществлялось на основе передачи значительной части государственной собственности гражданам стран ЦВЕ бесплатно. Содержание «ваучерной|» приватизации в | Чехии, Румынии, Польше, Болгарии заключалось в получении гражданами именных приватизационных купонов (ваучеров). Это, безусловно, снизило возможность проведения финансовых махинаций. Кроме того, ваучеры| их владелец|собственник| мог обменять на акции разных|различных| предприятий. Государство осуществляло|свершало,совершало| жесткий|строгий| контроль над процессом создания и функционирования инвестиционных (приватизационных) фондов.

«Большая|великая|» приватизация в Чехии и Словакии осуществлялась в три этапа (так называемые «волны приватизации»), первый из|с| которых|каких| завершился в 1992 г., второй — в 1994 г., третий — в 1996 г. Тогда же было ликвидировано Министерство приватизации. Доля|часть,доля| частного|приватного| сектора в создании ВВП этих стран составляла 56,5%; в том числе в промышленности достигла 60%, в сельском хозяйстве и строительстве — 90%; в торговле — 87%. Поступления в фонд национального имущества от приватизации составляли 21 млрд. крон. Статус государственной собственности сохранили|сберегли| железные дороги, почта, телеграф и некоторые|некие| другие предприятия, которые имеют общественное значение.

В целом до 1997 г. специалисты оценивали «купонную» приватизацию в Чехии как очень успешную. Однако в дальнейшем ситуация изменилась. В действительности|на самом деле| приватизация была проведена формально, и государство сохранило|сберегло| контрольные пакеты акций в наибольших банках, которые контролировали деятельность наибольших инвестиционных фондов и предприятий, которые|какие| были их акционерами. Выходило так, что государство держало все в своих руках.

Социалистическая Федеральная Республика Югославия (СФРЮ|) с ее более чем|больше чем| сорокалетним опытом самоуправления ориентировалась в первую очередь на передачу общественных предприятий в собственность коллективов, рабочих|рабочий|, с одновременной индивидуализацией права собственности путем продажи акций отдельным работникам. На основе федерального закона в процесс приватизации включилось каждое 3-есть предприятие. Многие из|с| них превратились в акционерные общества|товарищества|. Однако этот процесс вскоре|вскорости| был прекращен в результате|вследствие| распада Югославии и принятия в каждой республике собственных законов о приватизации.

Говорить о единой|единой| экономике Югославии было бы|б| не совсем точно ввиду того, что правительство Черногории придерживается своей политики экономических|экономичных| реформ. Горная республика не признает федеральных законов и независима от центральных институтов. Общие в Черногории с Сербией только армия и контроль воздушного пространства.

По данным отчета Европейской инициативы стабилизации, в госсекторе Черногории занято 60% работоспособного|трудоспособного| населения. Свыше 40 тыс. человек работают|трудятся| на 350 убыточных государственных предприятиях, 60% госбюджета составляют расходы на государственное управление. Естественно, все это вместе с низким сбором|сборкой,собиранием| налогов расшатало госбюджет. Начиная из января 2002 г., Черногория стала участником зоны евро. Экономическая|экономичная| и финансовая система страны дает предпосылки для экономического|экономичного| развития и создания эффективной экономической|экономичной| системы, унифицированной с экономическими|экономичными| системами европейских стран. Черногория прилагает серьезные усилия относительно|касательно| привлечения в страну зарубежных капиталов, в том числе и с помощью|посредством| организации офшорного|оффшорного| сектора экономики.

«Реприватизация» означает|означает| возвращение|возврат| имущества или возмещения ущерба его прежним|бывшим| владельцам|собственникам| или наследникам. В апреле 1991 г. в Венгрии был принят специальный закон о компенсации пострадавшим от национализации в послевоенный период. По этому закону право на компенсацию получают лица|личности|, которые потеряли свою собственность после 8 июля 1949 г. Аналогичные законы были приняты в Польше, Румынии.

 

3. Особенности реформирования бюджетных систем

В Польше и Румынии законы о бюджетной системе были приняты в 1991 г., в Венгрии и Болгарии — в 1992 г., в Чехии в связи с распадом прежней|бывшей| Чехословакии на два самостоятельных государства бюджетный закон был скорректирован в 1993 г. относительно новых условий. Процессы изменения |преобразования,претворения| экономики, форм собственности и управления в Черногории и Сербии длятся |продолжаются|непрерывно, начиная с 1997 г.

Во всех странах сохраняется|хранится| единая|единая| бюджетная система государства. Отдельные звенья бюджетной системы наделены|оделены| относительной самостоятельностью, но связаны между собой системой межбюджетных трансфертов. Донором, как правило, выступает центральный бюджет, из|с| которого|какого| выделяются субвенции для сбалансирования доходов и расходов местных бюджетов, обособленных фондов, а также целевые и специальные дотации для финансирования конкретных целей и заданий|задач|.

В новых законах о бюджетной системе в целом размежеваны между звеньями доходные источники|родники,истоки| и расходы, отнесенные к|до| компетенции каждого звена. Подавляющая часть государственных доходов как и ранее|как и раньше| поступает в центральный бюджет, в результате чего местные бюджеты являются глубоко дотационными. Дотации из|с| центрального бюджета выделяются также бюджету социального страхования и другим социальным внебюджетным фондам.

Если бюджет сведен с дефицитом, то должны быть указаны способы покрытия дефицита государственного бюджета. Решен вопрос о бюджетных резервах и определенных количественных границах|чертах| этих резервов. Средства|стоимости|, мобилизованные в бюджет в результате ссудных операций у национального банка или на свободном финансовом рынке, не могут включаться в состав нормальных доходов государственного бюджета, поскольку это изменило|сменило| бы|б| сумму его дефицита или профицита. Ссудные средства|стоимости| могут привлекаться только|только| для покрытия дефицита государственного бюджета.

В новых законах наряду с|наряду с| бюджетным годом (он совпадает|сбегается| с календарным) введенно понятие «дополнительного периода». Это время, на протяжении которого|какого| можно проводить определенные операции и расчеты по бюджету за прошлый год. Установлен минимальный срок|термин|, что должен проходить между опубликованием и вступлением в силу законов о новых налогах и других платежных обязательствах.

Во всех странах сохраняется|хранится| практически|практично| всесторонний контроль парламентов (непосредственно и через|из-за| специальные органы финансового контроля) за финансовой деятельностью всех звеньев бюджетной системы. Меньше он распространяется|ширится| разве что только на принятие и выполнение бюджетов местного самоуправления.

Первыми шагами по реформированию бюджетных систем в большинстве восточноевропейских стран стало выделение из|с| государственного бюджета местных бюджетов и предоставления им автономного характера, а также создание самостоятельного внебюджетного пенсионного фонда. Когда-то эти структуры входили в единственный|единый| бюджет и составляли с ним единное|единое| целое. Выделение из|с| бюджета пенсионных дел в самостоятельный фонд обеспечивает не только целевое использование|употребление| средств|стоимостей|, которые отчисляются на четко определенные потребности, но и гарантирует также соблюдение интересов пенсионеров.

Автономность местных бюджетов имеет два аспекта: политический|политичный| и экономический|экономичный|. Политический|политичный| аспект выплывает из|с| положения конституции, которое |какое|гласит о том, что каждый орган народного самоуправления должен иметь свой бюджет. Экономический|экономичный| аспект базируется на требовании|востребовании| самофинансирования каждой бюджетной единицы. Правда, принцип самофинансирования территориальных административных единиц в чистом и буквальном значении в ни одной|никакой| стране мира не соблюдается, поскольку географическое положение, экономические|экономичные| условия и возможности регионов не одинаковы. Потому|оттого| отношения центрального бюджета с местными строятся на нормативной основе|основании|, исходя из объективных критериев. В результате|вследствие| этого органы местного самоуправления находятся|перебывают,пребывают| будто бы|вроде| в условиях реального самофинансирования. Они становятся|стают| заинтересованными в максимальной экономии средств|стоимостей| и, с другой стороны, в мобилизации имеющихся резервов. Можно констатировать, что принятые законы о бюджетных системах и бюджетная практика восточноевропейских стран свидетельствуют о том, что в упомянутых государствах пройден определенный этап в формировании бюджетных отношений. Расширена гласность процедуры разработки, обсуждения, принятия и публикации бюджетов, четкие законодательные рамки получил порядок и источники|родники,истоки| покрытия бюджетного дефицита, размежеваны компетенция и ответственность между звеньями бюджетной системы. В результате налоговых реформ в корне изменилась структура доходов государственных бюджетов. В сложных условиях переходного периода главная нагрузка переведена на косвенные налоги при одновременном снижении ставок налога на прибыль предприятий.

 

4. Государственный бюджет, состав|слог,склад| и структура его доходов и расходов

Принцип автономности местных бюджетов, их относительная независимость от центрального бюджета привели к|до| изменению|смене| структуры бюджета, сократился его общий объем и величина касательно|касаемо| ВВП. Из|с| бюджета исчезла большая|великая| статья доходов в виде взносов|вкладов| на социальное страхование (до 30% доходов бюджета) и настолько же весомые расходы на выплату пенсий, уменьшились доходы и расходы бюджета на объем местных бюджетов. Структура доходов радикально изменилась также в результате полной перестройки платежей в бюджет.

В Чехии, в отличии от других стран, пенсионный фонд не выделен из|с| бюджета, потому|оттого| невозможно сравнить данные по этой стране с другими странами, тем более, что отчисления на социальное страхование составляют примерно 40% доходов государственного бюджета. Кроме того, необходимо иметь в виду, что подоходный налог с|с| физических лиц во всех странах является разделенным доходом, то есть одна часть его поступает в центральный бюджет, а другая — в местные бюджеты, однако пропорции деления|распределения| существенно различаются. В Польше и Чехии разделенным является и подоходный налог с |с| юридических лиц, что также определенным образом нарушает|возбуждает| точность сравнения. Однако определенные выводы на основе приведенных|наведенных| данных сделать|совершить| можно.

Во-первых|в первых|, привлекает внимание высокий удельный вес непрямых| налогов в доходах бюджетов рассмотренных стран — налога на добавленную стоимость и акцизов. В совокупности эти два вида налогов дают решающую часть доходов бюджетов во всех странах: в Польше — 60,2%, Болгарии — 55,5%, Венгрии — 44,7%, Чехии — 35,7%. Большие|великие| суммы, которые|какие| мобилизуются в бюджет с помощью|посредством| НДС и акцизов, объясняются относительно высокими ставками этих налогов и малым количеством льгот. В Венгрии, например, основная ставка НДС составляет 25%, льготная — 12%, в Польше соответственно 22% и 7%, в Чехии — 22% и 5%. В Болгарии действует единая|единая| ставка в 20%, которой|какой| облагаются все виды товаров. Ставки акцизов там также высоки, а круг|окружность| подакцизных товаров достаточно широк.

Таблица 7.1

Структура доходов государственных бюджетов (в %)

 

Виды доходов Болгария Венгрия Чехия Польша
Всего доходов
В том числе:        
Налог на прибыль* 8,2 9,5 8,6 12,6
Подоходный налог с физических лиц** 18,7 7,2 17,8
НДС 41,6 30,1 23,3 60,2
Акцизы 13,9 14,6 12,4 -
Пошлины 9,6 3,5 2,2 4,6
Взносы|вклады| на социальное страхование   - - 40,1 -
Другие доходы 13,7 23,6 6,2 4,8

* Включая налог из|с| прибыли финансовых институтов. В Польше 5% этого налога направляется в местные бюджеты, в Чехии — 22%.

** Подоходный налог с|с| физических лиц поступает в центральный бюджет лишь|только| частично|отчасти|: в Болгарии — 50%, Венгрии — 95%, в Польше — 84%, Чехии — 37%. Оставшаяся часть является доходом местных бюджетов.

 

Во-вторых, увеличился удельный вес подоходного налога с физических лиц в доходах бюджета. Восточноевропейские страны постепенно приближают структуру доходов своих бюджетов к|до| уровню западноевропейских государств, где подоходный налог с|с| физических лиц дает в бюджет подавляющую часть прямых налогов. Увеличение поступлений в бюджет подоходного налога с физических |их лиц|личностей| объясняется более высокими ставками налога. В Болгарии и Венгрии минимальная ставка составляет 20%, Польше - 19%, Чехии — 15%, а максимальная ставка во всех странах достигает 40%.

В-третьих, одновременно с этим заметна тенденция к|до| снижению поступлений в бюджет налога на прибыль юридических лиц. Это результат политики постепенного снижения ставок налога на прибыль предприятий. В Польше, например, в 1998 г. ставка налога на прибыль юридических лиц составляла 36%, на 2000 г. установленная в размере 30%, в 2004 г. - 22%. В Чехии действует ставка налога, равная|равная| 35%, в Болгарии — 25%, а для|с| малых фирм — 20%. Правительства стран и в дальнейшем декларируют снижение ставок налога на прибыль юридических лиц.

Заметные изменения|смены| состоялись|произошли,отделались| и в структуре расходов государственных бюджетов (табл. 7.2).

Таблица 7. 2.

Структура расходов государственных бюджетов (в %)

 

Виды расходов Болгария Венгрия Польша Чехия
Всего расходов
В том числе:        
Дотации предприятиям 5,8 1,7 1,8 6,2
Инвестиции 7,5 3,1 1,5 9,9
Оборона и безопасность 19,2 5,0 10,8 11,7
Дотации местным бюджетам 11,4 11,8 15,6
Обслуживание госдолга 23,8 21,2 14,6 4,2
Социальное страхование* 9,2 15,2 27,5 40,0
Другие расходы 23,1 42,0 28,2

 

* Социальное страхование в Чехии всеми доходами и расходами включено в государственный бюджет.

 

Как видно из|с| данных табл. 7.2 дотации производственной сфере незначительны. На это повлияли два фактора: уменьшение числа государственных предприятий в результате приватизации государственной собственности; сокращение бюджетных дотаций на предпринимательскую деятельность, поддержку регулируемых цен и другие расходы хозяйственных организаций, что было первой целью бюджетной реформы и главным|головным| требованием|востребованием| международных финансовых организаций, которые|какие| осуществляли|свершали,совершали| финансовую поддержку этих стран на первом этапе перехода к|до| рынку. В результате этих мер государственная помощь хозяйственным структурам через|из-за| бюджет резко сократилась, ее сохранение|сохранность| в определенных границах|чертах| в данное время диктуется интересами стимулирования экспорта отечественной продукции, а также необходимостью поддержки сельскохозяйственного производства, куда и направляется основная часть государственных бюджетных дотаций.

Уменьшается также объем средств|стоимостей|, которые|какие| выделяются из|с| бюджета на капитальные вложения. Эта тенденция понятна и закономерна, потому что главная|головная| часть производственной и коммерческой деятельности переместилась от государства к|до| частным|приватным| фирмам, которые|какие| и осуществляют|свершают,совершают| инвестиции в этой сфере. Государственные ассигнования на капитальные вложения предназначены в основном для бюджетных организаций, на экологические|экологичные| цели, а также на частичное участие государства при осуществлении определенных инвестиций государственными предприятиями. В конечном итоге|в конечном счете| государственные бюджеты постепенно превращаются в бюджеты государственной администрации.

Расходы все больше ограничиваются традиционной бюджетной сферой: выплатой социальных пособий|, финансированием обороны, безопасности, содержания|иждивения,удержания| государственной администрации, поддержкой образования, здравоохранения|здравоохранительный|, науки.

 

5. Государственный кредит; структура и динамика государственного долга

Новым явлением для бюджетов рассмотренных стран стало появление и стремительный рост расходов на обслуживание государственного долга. Явление это закономерное и понятное, оно вызвано экономическими|экономичными| трудностями переходного периода, структурной перестройкой, спадом производства. Его можно было ожидать, поскольку все страны мирового содружества, которые вступили на путь глубоких реформ в экономике, неминуемо сталкиваются с бюджетным дефицитом и вынуждены обращаться к|до| внешним и внутренним ссудам, что ведет к|до| росту расходов бюджета на обслуживание долга. Однако, никто не ожидал такого стремительного роста государственного долга, в результате|вследствие| чего расходы бюджета на его обслуживание за короткий промежуток времени превратились в основную статью расходов бюджета, намного превышая ассигнование на образование, медицину и другие жизненно важные для страны и народа сферы экономической|экономичного| и духовной жизни|.

Положение восточноевропейских стран по уровню государственного долга и расходами по|с| его обслуживания неодинаковое. В Чехии, например, в результате|вследствие| того, что спад производства не был глубоким, государственный бюджет до 1995 г. включительно не имел дефицита, напротив, ежегодно сводился|сводился| с профицитом. Лишь|только| в 1996 г. и следующие годы бюджет стал дефицитным, причем негативное сальдо не превышало 5% расходов бюджета. На 1 января 1999 г. общий государственный долг центрального правительства составлял 194,7 млрд. крон, или 34,4% доходов центрального бюджета, в том числе внутренний долг — 170,1 млрд. крон, внешний долг — 24,6 млрд. крон.

Относительно спокойная ситуация по этому показателю в Польше. В 1999 г. на обслуживание государственного долга направляется меньше|менее| 15% расходов центрального бюджета. В начале 90-х гг. ситуация с внешним долгом в Польше была катастрофической|катастрофичной|, ей угрожало|грозило| государственное банкротство. Однако правительству удалось|прибегло| договориться с Парижским и Лондонским клубами иностранных кредиторов о списании почти половины долга этим клубам и реструктуризации задолженности.

Более сложное положение с обслуживанием государственного долга в Венгрии и Болгарии. В Венгрии обслуживания государственного долга в 1995 г. забирало 29,1% всех | средств|стоимости,средства| бюджета, в 1998 г. его доля |часть,доля| в расходах составляла 26,2% и в 2000г. - 21,2%. В последующем наблюдается положительная тенденция к его сокращению. По данным министерства финансов и национального банка Венгрии за 1994-1998 гг. объем внешнего долга страны сократился с 27,8 до 20 млрд. дол.|долл.| Этому способствовало|содействовало| решение парламента направлять средства|стоимости|, вырученные от приватизации государственного имущества, на уменьшение государственного долга.

В самом тяжелом положении относительно|в отношении,касательно| обслуживания государственного долга находится|перебывает,пребывает| Болгария. В бюджете на 1997 г. упомянутые расходы составляли 43,1% всех ассигнований бюджета. Одна треть этих огромных расходов приходилась|приникала| на выплаты по внешнему долгу и две трети — по внутреннему. Быстрому|скорому| росту внутреннего долга в этой стране способствовало|содействовало| многоразовое переоформление в государственный долг задолженности государственных хозяйственных организаций перед банками. В бюджете на 1999 г. затраты|расхода| на обслуживание государственного долга были предусмотрены в размере 23,8% расходов бюджета, а в 1997 г 43,1 % расходов бюджета.

В заключение отметим, что нашим близким соседям не удалось|прибегло| избежать «хронической болезни» большинства государств мирового содружества — несбалансированность бюджетов. Невзирая на|несмотря на| экономический|экономичный| рост, который|какой| отмечается в последние годы, и снижения инфляции в странах Центральной и Восточной Европы, их бюджеты как центрального, так и регионального уровня остаются дефицитными, растет|вырастает| государственный долг, и высокие расходы на обслуживание долга стали предметом постоянного беспокойства правительств этих государств.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте общую характеристику экономических|экономичных| систем стран Центральной и Восточной Европы.

2. Отметьте общие и отличительные черты проведения приватизации в этих странах.

3. Прокомментируйте структуру государственного бюджета стран Центральной и Восточной Европы.

4. Как страны Центральной и Восточной Европы решают проблемы сбалансированности бюджетов.

5. Структура финансовых систем стран Центральной и Восточной Европы — общие и отличительные черты становления и развития.

6. Проблемы формирования и развития финансовых систем стран Центральной и Восточной Европы (по странам).

7. Адаптация экономической|экономичной| политики стран Центральной и Восточной Европы к|до| интеграционным требованиям|востребованиям| Европейского Союза.

 


 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.