Сделай Сам Свою Работу на 5

ТЕМА 3: ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ЯПОНИЯ





1. Структура финансовой системы Японии.

2. Бюджетный процесс и финансовый контроль.

3. Налоговая система.

4. Государственный бюджет и его основные характеристики.

5. Специальные правительственные фонды.

6. Финансы местных органов власти.

7. Финансы государственных предприятий.

 

1. Структура финансовой системы Японии

Население Японии составляет 125,9 млн. человек.

Япония – конституционная монархия. Глава государства – император. Законодательный орган – парламент, который состоит из двух палат: палаты представителей (512) и палаты советников (252 депутата). Срок полномочий депутатов палаты представителей – 4 года и палаты советников – 6 лет. Исполнительная власть представлена кабинетом министров во главе с премьер – министром.

Основные звенья финансовой системы Японии:

- Бюджет центрального правительства (генеральный счет);

- Бюджетов местных органов власти;

- Специальные счета, находящихся в ведении центральных и местных органов власти;

- Финансы субъектов хозяйствования;

- Государственный кредит.

Главным звеном выступает государственный бюджет, именуемый генеральным счётом. Он связан со всеми звеньями финансовой системы и обеспечивает финансирование расходов государства на текущие нужды. Специальные счета устанавливаются законодательством и предусмотрены для выполнения специальных проектов. Начиная с 2000 года насчитывается 38 специальных счетов.



В Японии также существует государственная инвестиционная программа, которая используется для развития приоритетных, с точки зрения государства, производств и объёктов. Эта программа отличается от государственного бюджетного финансирования тем, что её средства выделяются на условиях платности, срочности и возвратности. Эта программа располагает средствами, которые достигают примерно 10% ВВП.

Программа разрабатывается правительством одновременно с подготовкой «текущего «бюджета», но отдельно от него и подлежит ежегодному утверждению в парламенте.

Финансовыми источниками Программы государственных ссуд и инвестиций выступают:

- система почтовых сбережений населения

- система почтового страхования жизни



- пенсионные фонды

- специальный счёт промышленного инвестирования

- гарантированные правительством обязательства и ссуды.

 

2. Бюджетный процесс и финансовый контроль.

Бюджетный год в Японии длится с 1 апреля по 31 марта.

Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа.

Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов.

С сентября по декабрь бюджетный департамент Министерства финансов рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров.

После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона.

Согласно Конституции Японии, парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами.

Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами.

Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции.



Общее управление государственными финансами осуществляет Министерство финансов. Оно состоит из секретариата и ряда департаментов, (бюджетного, налогового, таможенных сборов, государственного имущества и др.).

Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам.

Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение Ревизионного бюро. После того, как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент.

 

3. Налоговая система.

Анализ налоговой системы Японии имеет особое значение, поскольку ее налоговая система как и экономика в целом, обладает исключительной гибкостью и высокой адаптивностью, чутко реагируя на все заметные изменения как в экономической так и в социальной сферах. Уникальность налоговой политики Японии обеспечивается сочетанием таких факторов, как высокие темпы экономического роста и умеренный по сравнению с другими странами уровень государственных расходов (чему в немалой степени способствовало почти полное отсутствие военного бюджета).

Формирование и распределение финансовых средств на основе стабильного и централизованного сбора налогов, как известно, – основной государственно-правовой инструмент регулирования рыночной экономики, имеющий не столько административный характер, сколько играющий роль экономического регулятора, балансирующего процессы распределения и воспроизводства. Регулятивная функция государственной фискальной политики реализуется через систему льгот и преференций: изменение объектов налогообложения, расширения налоговой базы, изменение ставок налоговых платежей. Успех этой политики в Японии явился основополагающим условием стимулирования экономической активности, известной в мире как “японское экономическое чудо”.

Единственное назначение налогов в классической системе “японского образца” виделось в содействии росту японской экономики. Проводимые с начала 90-х гг. изменения направлены на повышения сбалансированности налоговой системы Японии, на выравнивания жизненного уровня различных групп населения за счет пополнения бюджета. В современной Японии появляется осознание того, что достоинства социально-экономической системы определяются не только воспроизводящими возможностями, но и тем насколько велик заложенный в ней потенциал прогрессивного развития, какова степень комфортности граждан, могут ли они свободно раскрывать свои возможности и получать необходимые им блага.

Японское правительство создало уникальную систему налоговых изменений – особо эластичную по отношению к росту национального дохода.

Уже в 60-е гг. было признано целесообразным, чтобы налоговое бремя составляло не более 20% национального дохода, а в случае его увеличения из-за непредвиденного экономического роста предусматривалось снижение налогов. В результате чего доля налоговых поступлений в национальном доходе увеличивалась не более 1,5% за каждые 10 лет. Однако уже в 70-80 гг. налоговая политика периода высоких темпов экономического роста подошла к своему логическому завершению. Налоговая реформа стала неизбежной. Структурные изменения 80-90 гг. в японском обществе потребовали проведения и налоговых реформ, заключающихся в снижении ставки налогов на прибыль корпораций, уменьшения индивидуального подоходного налога (около 1/3 доходов центрального правительства) посредством повышения базисной скидки (необлагаемого минимума), скидки на иждивенцев и на доходы от работы по найму, повышение доли косвенных налогов.

Ежегодный анализ динамики налоговых поступлений проводит специальное Налоговое управление министерства финансов Японии, представляющее правительству прогнозы эффективности налоговой политики. Оценочные данные налоговых платежей текущего года сравниваются с реальными показателями предыдущего (т.е. без учета ежегодного снижения налогов, а также при допущении того, что налоговые ставки, система освобождения от налогов и льготы неизменны).

Анализ современной налоговой системы Японии позволяет выделить следующие ее особенности:

- высокая доля прямых и низкая косвенных налогов;

- высокий удельный вес подоходных налогов - около 50%;

- стабильно высокий уровень налогов на прибыль корпораций,

- заметная роль налоговых льгот в повышении эффективности экономики и достижения целей экономической политики,

- низкий уровень налога с продаж – 5%, который был введен лишь в 1989 г.:

- большое количество налогов;

- централизованный сбор налогов.

Итак, Япония занимает среди развитых стран первое место по уровню налогообложения доходов и последнее – по уровню налогообложения потребления. Поскольку повышение жизненного уровня населения в Японии привело к увеличению продолжительности жизни, приводящему к прогрессирующему старению нации, то можно прогнозировать, что доля косвенных налогов будет расти. Иначе, повышение прямых налогов будет означать непомерное увеличение бремени для трудоспособного населения. Кроме того, в результате реформ 90-х гг. сократилась доля законодательных налоговых преференций, что привело к расширению налогооблагаемой базы. Все это позволило собирать то же количество налоговых поступлений при более низких ставках подоходных налогов, и одновременно повысило справедливость налогообложения.

В Японии функционируют государственные и местные налоги. При этом более 64 % всех налоговых поступлений образуется за счет государственных налогов, а остальные – за счет местных. Затем значительная часть налоговых средств перераспределяется через государственный бюджет Японии путем отчислений от государственных налогов в местные бюджеты.

Доходная часть бюджета страны строится не только на налогах. В Японии по сравнению с рядом других стран довольно высока доля неналоговых поступлений. Так, в государственном бюджете налоги составляют 84% и неналоговые – 16%.

Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Всего существует 25 государственных и 30 местных налогов. Все виды налогов зафиксированы в соответствующих законодательных актах. В частности закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, все остальное устанавливают местные органы власти.

Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги.

Рассмотрим основные виды налогов:

Налог на прибыль юридических лиц.. Предприятия и организации уплачивают с прибыли: государственный подоходный налог в размере 33,48% (в государственный бюджет), префектурный подоходный налог в размере 5% от государственного в бюджет префектуры, что дает ставку – 1,67% от прибыли и городской (поселковый, районный) подоходный налог в размере 12,3% государственного в бюджет муниципалитета, что составляет 4,12% от прибыли. Отдельные виды предпринимателей – общественные организации, медицинские учреждения – платят налог в размере 27%. Прибыль до 8 млн. иен облагается по ставке 28%. Кроме того, прибыль служит источником выплаты налога на предпринимательскую деятельность, поступающего в распоряжение префектур; его ставка 10,71%. В суммарном итоге в доход бюджета изымается около 40% прибыли юридического лица.

Подоходный налог с физических лиц уплачивается по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок: 10,20,30,40,50% в государственный бюджет. Кроме этого, в бюджет префектуры уплачивается подоходный налог по трем ставкам:5, 10, 15%, а также существуют местные подоходные налоги. Также существует обязательный налог с физических лиц в размере 3,2 тысячи иен в год, который уплачивается независимо от величины полученного дохода. Казалось бы, прямые подоходные налоги очень высоки, однако они существенно не влияют на уровень жизни японцев, потому что средняя заработная плата довольно высока. Кроме этого, при определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика, а также от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение.

Таким образом, у среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов.

Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги.

Налог с продаж – это основной косвенный налог в Японии, который взимается по ставке 5% (до 1997 года налог на потребление взимался по ставке 3 % ).

К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины. Иногда налог взимается при превышении определенной суммы, на которую оказывается услуга.

Налогообложение и взыскание национальных налогов и сборов осуществляет Национальное налоговое управление, которое есть внешней организацией Министерства финансов.

Относительно налогообложения вся Япония разделена на 11 районов, а районы – на округа. Поэтому Национальное налоговое управление имеет в своем распоряжении 11 налоговых районных управлений, 518 окружных налоговых служб.

В деятельности налоговых органов Японии четко выделяются четыре основных направления:

1.Руководство налогообложением

2.Проверка счетов налогоплательщиков

3.Налоговые консультации

4. Связи с общественностью.

К работникам налоговых служб предъявляются высокие моральные требования. Для контроля за налоговыми декларациями корпораций налоговые органы практикуют использование «порядка качественной проверки», в соответствии с которой корпорации распределяются по уровню их порядочности. Если декларации правильно заполнены, то корпорации освобождаются от проверок на длительное время. Корпорации с капиталом свыше 100 млн. иен и иностранными инвестициями проверяются районными налоговыми управлениями, а все другие – окружными налоговыми службами.

Физические лица уплачивают налоги в конце года в установленный срок. Налоговые платежи разрешено получать отделениям банка Японии и других банков, которые действуют по его поручению (23,3 тысяч), а также почтовым отделениям и окружным налоговым службам.

Если плательщик налога не внес налог в установленный период времени, налоговый орган присылает ему сообщение с просьбой уплатить налог на протяжении 50 дней. Если еще на протяжении 10 дней после окончания этого срока средства не поступают, налоговый орган приступает к процедуре взыскания налога (наложение ареста на активы).

В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени. В ходе реформы структуры финансов, которая началась в Японии с 1997 года, должен пройти пересмотр налогообложения, чтобы “снизить бремя работающего поколения и разделить его со всеми членами общества. Правительство обещает при этом принять необходимые меры, чтобы не допустить негативного воздействия налоговой реформы на лиц с низкими доходами в возрасте старше 65 лет”.

Итак, как показывает японский опыт, правовая политика в области налогообложения должна быть направлена на создание налоговой системы, отвечающей следующим требованиям: гармонировать с основными экономическими и социальными задачами, быть гибкой и динамичной, способной к быстрой адаптации, способствовать развитию наиболее перспективных и важных отраслей производства и услуг, сглаживать социальное и имущественное неравенство, создавать льготные условия для не очень прибыльных, но общественно важных производств и услуг.

Сквозь призму налоговой политики особенно четко прослеживается специфика развития юридической системы страны: максимальная рациональность, эффективность, нацеленность на решения общенациональных задач. Исполнение налогового законодательства находится под жестким административно-правовым контролем и обеспечивается, в том числе, и мерами уголовно-репрессивного характера. Умышленное уклонение от уплаты налоговых платежей, как и любые “махинации в налоговой сфере” строго караются.

 

4. Государственный бюджет и его основные характеристики.

 

Государственный бюджет – основное звено финансовой системы Японии, его ещё называют генеральным счетом. Доходы и расходы бюджета имеют определённую группировку: разделы, статьи и параграфы

Бюджет как финансовый документ состоит из таких разделов:

- Общие условия

- Доходы и расходы

- Долгосрочные расходы

- Перенесенные расходы

- Финансирование специальных проектов.

Доходная часть государственного бюджета Японии состоит из:

1. Налоговых поступлений;

2. Неналоговых поступлений;

3. Излишков (неиспользованных средств) прошлых лет.

Налоговые поступления составляют больше половины (60% в 2000году) всех поступлений. Среди налоговых поступлений 40% составляет подоходный налог с физических лиц, 30% - налог на прибыль корпораций, 30% - непрямые налоги (с продажи алкогольных напитков, сигарет, предметов роскоши).

В Японии достаточно высокий удельный вес неналоговых поступлений (доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени, штрафы, доходы от лотерей).

Значительную часть поступлений в государственный бюджет обеспечивает выпуск ценных бумаг (примерно 30% в 2000 году).

Расходы государственного бюджета осуществляются по трём основным направлениям:

- прямые выплаты (на содержание административного аппарата)

- расходование средств по специальным счетам (пенсионное обеспечение, социальное страхование, общественные работы, оборона);

- финансовая помощь местным администрациям.

При рассмотрении расходов государственного бюджета следует отметить, что значительную часть составляют социальные расходы. А среди них - пенсии по старости и инвалидности.

За счет бюджета финансируется в Японии так называемое общественное вспомоществование (социальная помощь). Оно охватывает тех, кто сам не может обеспечить минимальный уровень жизни. Такая помощь предоставляется на основе Закона о гарантиях прожиточного минимума и выплачивается по семи номинациям: на повседневные нужды, образование, жилье, медицинское обслуживание, материнство, по безработице, на похороны. К 2025 году планируется поднять расходы на социальное обеспечение, и в частности, повысить уровень социальной защищенности всех нуждающихся. 75% выплат по общественному вспомоществованию предоставляется из центрального бюджета, 25% - из бюджетов местных органов власти.

Реализуя программу научно-технического прогресса, правительство Японии увеличивает государственные ассигнования на НИОКР.

Особое внимание, уделяемое науке и образованию, объясняется тем, что они превратились в главный структурный фактор экономического роста: если в 1960-1970 годах прирост ВВП обеспечивался за их счет на 57%, то в 1985-1995 годах этот показатель повысился до 75-80%. Последние достижения в науке и технике вынудили государство ввести закон о бесплатном 9 летнем образовании. Помимо общеобразовательной школы государство финансирует государственные и муниципальные университеты, государственные НИИ.

За счет государственного бюджета финансируются дорожное строительство, работы по развитию авиационного и железнодорожного транспорта, системы связи, расходы по ликвидации последствий стихийных бедствий и т.п.

Ежегодно растут расходы на обслуживание государственного долга ( в 1998 году они составляли 21,7%).

Что касается военных расходов, то их уровень в Японии, по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами, достаточно низкий. Военные расходы в Японии не выходят за пределы 1% ВВП.

Таблица 4.1

Направления расходов государственного бюджета Японии

 

  1971-1975 1976-1980 1981-1985 2000-2003
Капиталовложения 21,2 20,1 18,1 14,0
Текущие расходы 78,8 79,9 81,9 86,0
в т.ч.: Военные   2,5   2,9   3,2   3,5
Госаппарат и полиция 7,1 9,2 10,0 10,8
Обслуживание госдолга 6,8 8,1 8,6 9,1
Социальные расходы: 48,4 50,9 51,1 52,6
из них: образование 14,0 12,8 11,7 11,6
здравоохранение 1,7 1,3 1,2 1,2
прочие соц. услуги 4,3 4,6 4,7 4,8
денежные выплаты населению: 28,4 32,2 33,5 35,0
в т.ч. пенсии по старости и инвалидности   21,5   24,9   27,5   29,0
другие текущие расходы 14,0 8,8 9,0 10,0
ИТОГО: 100,0 100,0 100,0 100,0

 

5. Специальные правительственные фонды.

 

В Японии специальные фонды являются составной частью специальных счетов. К ним относятся страховые, пенсионные, сберегательные, кредитно – инвестиционные, перераспределительные, фонды строительства и некоторые другие фонды. Наиболее значимые – фонды социального страхования.

Система социального страхования была создана в Японии в 1945-1946 гг. Доходы фондов социального страхования формируются за счет застрахованных, т.е. рабочих и служащих, а также работодателей и используются для выплаты пенсий, пособий. Ежегодные суммы расходов из фондов ниже сумм, поступающих по взносам. Неиспользованные остатки являются кредитным ресурсом государства.

Гарантирование доходов населения предусматривает возмещение материальных потерь, понесенных индивидами вследствие безработицы, бытовой травмы или болезни, преклонного возраста, инвалидности, потери кормильца, несчастного случая на производстве и т.д. Возмещение это осуществляется прежде всего через различные виды социального страхования, включая страхование занятости, страхование здоровья, пенсионное обеспечение, и с помощью прочих форм компенсаций.

Главная роль в сфере гарантирования доходов принадлежит страхованию занятости и пенсионному обеспечению по старости.

Страхование занятости осуществляется на основе закона, принятого в 1975 г. Он обеспечивает безработным минимально необходимый доход из общественных фондов путем выплаты им соответствующих пособий. Закон обязателен для всех отраслей экономики вне зависимости от типа и размера предприятия. Он охватывает практически всех работников (за исключением вновь нанятых). Общий фонд страхования занятости создается за счет ежемесячных страховых взносов работников, предпринимателей, а также средств, выделяемых из государственного бюджета. При этом застрахованные и предприниматели вносят в этот фонд равные доли.

Размер основного пособия по безработице в зависимости от производственного стажа и периода уплаты страховых взносов колеблется от 60 до 80% зарплаты, которую индивид получал до момента потери работы. Для получения такого пособия необходимо соблюдение лишь одного условия: «претендент» должен быть застрахован по крайней мере шесть месяцев в течение года, предшествовавшего безработице. Наряду с основным пособием в ряде случаев могут выплачиваться также дополнительные пособия для нахождения новой работы, для изменения вида занятости и для продолжения работы на прежнем
месте.

Что касается периода выплаты пособия по безработице, то он зависит как от возраста безработного, так и от количества лет, в течение которых он уплачивал страховые взносы, и может колебаться от 90 до 300 дней. За это время безработный, как правило, находит себе место.

Система страхования занятости, несомненно, оказывает «угнетающее» воздействие на норму безработицы в стране. Например, в 1996 г. она составляла 3,3%, тогда как в США соответствующий показатель равнялся 5,4%, в Германии — 10,3, в Англии — 7,6, в Канаде — 9,6, во Франции — 12,4, в Италии — 12,2%. Хотя в последние годы уровень безработицы в Японии достиг 4,3%, он все еще выделяется в международном плане своей незначительностью.

Пенсионное обеспечение как разновидность социальной защищенности приобретает все большую значимость в связи с быстрым постарением японской нации, о чем свидетельствуют следующие данные. С 1950 по 1995 г. население Японии выросло с 84,1 млн. до 125,6 млн. человек, т.е. примерно в 1,5 раза. За те же годы число лиц в возрасте 65 лет и старше увеличилось с 4,2 млн. до 18,3 млн. человек, т.е. почти в 4,4 раза. Особенно заметно — с 1,1 млн. до 7,2 млн. человек, т.е. в 6,7 раза, — повысилось число лиц, миновавших семидесятипятилетний рубеж.

Старение населения стимулирует постоянное совершенствование всех существующих в стране систем социального обеспечения по старости.

Все эти пенсионные системы включают в себя три вида пенсий: по старости, по инвалидности и по случаю смерти кормильца.

С середины 80-х годов в Японии осуществляется постепенное реформирование пенсионной системы. Задача реформы - сделать ее состоящей из национальной пенсионной системы (базовая пенсия), которая охватывает все население, и пенсий, выплачиваемых наемным работникам.

Базовая пенсия выплачивается по старости, инвалидности. Первым шагом в этом направлении явилось введение для всех пенсионных систем единой «базовой пенсии». Она назначается при достижении 65 лет и 25-летнем стаже страхования. Помимо «базовой», выплачивается и «местная» пенсия, размер которой в зависимости от той или иной пенсионной системы превышает «базовую». 2/3 финансирования обеспечивается средствами различных страховых пенсионных фондов. Имеются, например, фонд базовой пенсии по старости, фонд потерявших кормильца. На создание пенсионных фондов работает практически все население Японии в возрасте от 20 до 65 лет. В 1994 году каждый работающий японец вносил в тот или иной фонд около 100 долларов в месяц.

Для получения базовой пенсии по старости необходим 25-летний трудовой стаж и 65-летний возраст. Размер такой пенсии может быть сокращен до 58% установленного уровня в случае ухода на пенсию в 60 лет и увеличен до 188% при уходе на пенсию в 70 и более лет. В середине 90-х годов базовая пенсия составляла 65 тысяч иен (примерно 600 долларов). Таким образом, доход семейной пары пенсионеров складывается из базовых пенсий мужа и жены плюс пенсия по страхованию наемного работника. В 1994 году в совокупности это составляло в среднем свыше 2200 долларов. Пенсии по старости подлежат ежегодной автоматической индексации, если рост розничных цен в предыдущем году превысил 5%. Индексация пенсий осуществляется и через каждые пять лет для того, чтобы учесть изменения, которые за эти годы произошли в экономике страны и жизненных стандартах.

Наряду с государством в постоянном совершенствовании пенсионного обеспечения активно участвуют и частные, в первую очередь крупные, компании, подавляющее большинство которых имеют собственные социальные программы укрепления социальной защищенности работников.

Среди всех этих программ первостепенное значение для уходящих на пенсию по старости имеет программа выходных пособий, реализуемая практически всеми компаниями с числом занятых от тридцати человек. Эти пособия выплачиваются без каких-либо предварительных страховых взносов со стороны работников, т.е. предоставляются на безвозмездной основе за счет прибылей предприятия. Единственное условие, дающее право на получение таких пособий, сводится к тому, что работник должен беспрерывно проработать на данном предприятии не менее двадцати лет. Размер выходного пособия зависит от стажа работы и уровня образования работника. Средний размер выходных пособий в подавляющем большинстве случаев выражается десятками миллионов иен. Столь внушительные суммы являются важным подспорьем к ежемесячным пенсиям по старости ушедших на отдых работников.

 

6. Финансы местных органов власти.

Местные финансы Японии включают местные бюджеты 47 префектур, 3400 бюджетов муниципалитетов, многочисленные бюджеты поселков, деревень.

Доходная часть местных бюджетов состоит из налоговых и неналоговых поступлений. Закон о местных налогах определяет их виды и предельные ставки, в остальном управление ведется местными органами власти. Всего в стране 30 местных налогов.

Доходы местных бюджетов состоят из:

- собственных (налоговые и неналоговые);

- привлечённых.

Местные налоги отнюдь не доминируют в местных бюджетах, составляя меньше половины их доходной части. Достаточно интересна структура местных налогов. Из общей суммы местных налогов более половины приходится на подоходные налоги. На втором месте имущественные налоги, а на третьем – потребительские (налог с продаж).

Расходы местных властей состоят из: административных расходов, процентных платежей по долгу, расходов на образование, на экономическое развитие, на содержание местных органов власти, в том числе полиции, органов суда и прокуратуры. За счет средств местных органов власти в Японии финансируется развитие производственной инфраструктуры, мероприятия, связанные с ликвидацией последствий стихийных бедствий.

Кроме того, через местные бюджеты проводятся расходы на подготовку рабочей силы, выплату различных пособий, пенсий

 

 

7. Финансы государственных предприятий

В силу ряда причин в Японии сложилось четкое разграничение сфер приложения капитала: частного - в производственную сферу, государственного - в инфраструктуру. Поэтому в Японии государственный сектор не выступает серьезным конкурентом ни в одной из областей производства, и его функционирование по существу полностью подчинено интересам частных корпораций.

Государственный сектор в Японии невелик. Американский исследователь Р. Самюэльс называет Японию страной “государственной политики без государственной собственности”.

По данным на март 1993 года в государственном секторе экономики Японии на уровне центрального правительства насчитывалось 5 казенных и 94 акционерных компании и паевых товариществ, в том числе 7 строительных фирм, 13 банков и других финансовых учреждений и 68 организаций с участием государственного капитала. Среди акционерных компаний и паевых товариществ много некоммерческих учреждений: институты и лаборатории, занятые фундаментальными исследованиями и гуманитарными науками; японский фонд экономического сотрудничества, фонд поддержки искусств, центр научно-технической информации, японский фонд культурного обмена.

Во многих акционерных компаниях и паевых товариществах государство (в лице главы соответствующего министерства) - единственный или главный акционер, но в среднем доля участия правительства в их капитале составляет 38,3%.

В государственном секторе экономики Японии на местном уровне действует около 8300 предприятий, из них 3650 - казенные: водопровод, газо- и теплоснабжение, канализация, городской транспорт, больницы. Остальные - акционерные и паевые, занятые строительством и эксплуатацией муниципального жилья, платных автомобильных дорог, портовых сооружений, крытых рынков.

По данным на 2002 год все государственное имущество составило 15,8% национального богатства Японии.

Среди главных функций государственных предприятий отсутствует функция участия в материальном производстве, занимающая важное место в деятельности государственного сектора ведущих стран Западной Европы.

В ряде отраслей существуют государственные и полугосударственные предприятия. Однако основное направление их функционирования - не производственная деятельность, а проведение научных исследований и разработок, оказание финансовой и технической помощи в целях рационализации и ускорения технического прогресса, а также разработка различных организационных вопросов.

Главная особенность регулирования государственных предприятий в Японии состоит в том, что за их работу отвечает не какая-то одна регулирующая инстанция, а целая иерархия хозяев.

У казенных предприятий есть общий верховный хозяин - парламент. Он принимает решения по планам и исполнению специальных счетов центрального бюджета, в которые оформлены балансы этих предприятий. Парламент утверждает цены, планы развития, объемы и источники финансирования и программы использования прибыли. Помимо этого есть непосредственные хозяева: у монетного двора, издательства и спиртовой монополии - министерство финансов; у почты и почтовых сберкасс - министерство связи и т.д. Кроме того, министерство финансов отвечает за выдачу бюджетных кредитов.

При изменении отпускных цен (тарифов) требуется обязательное согласие Управления экономического планирования, которое отвечает за то, чтобы эти тарифы не стали причиной общей дестабилизации цен. Правительственная финансовая инспекция проверяет периодически состояние дел на предприятиях.

На местном уровне действует подобная модель управления финансами государственных предприятий.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1. Дайте характеристику отдельных структурных элементов финансовой системы Японии.

2.Бюджетный процесс и финансовый контроль: его стадии и участники.

3. Особенности системы налогообложения в Японии.

4. Проанализируйте доходы и основные направления расходов государственного и местных бюджетов Японии.

5. Охарактеризуйте деятельность внебюджетных фондов Японии.

6. Особенности функционирования государственных предприятий в Японии.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.