Сделай Сам Свою Работу на 5

Существует два вида ключа – скрипичный и басовый





По предмету «обучение музыкальному инструменту»

( фортепиано)

для студентов по специальности

050146 преподавание в начальных классах

050144 дошкольное образование

 

Автор:

Помыткина Н.Ю.,

преподаватель музыкальных дисциплин

 

Вольск 2012г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Данное пособие предназначено для преподавателей и студентов, начинающих обучение игре на фортепиано и представляет собой электронное пособие, в котором предлагается интенсивный практико – ориентированный курс обучения игры на музыкальном инструменте, в котором даются теоретические основы музыкальной грамоты и практические рекомендации по обучению на музыкальном инструменте.

Увлекательная форма подачи материала позволит разделить сложную задачу восприятия нотного текста на ряд простых, и точно выполнимых задач. Каждое задание сопровождается графой для оценки, которую может поставить себе студент сам или оценен преподавателем. Оценка служит не столько формой контроля, сколько дополнительным способом поощрить за правильно выполненное задание.

Задания в пособии усложняются постепенно, активизируя внимание и закладывая основы целостного восприятия и правильного прочтения нотного текста. Для этого от задания к заданию перед учащимся ставятся разные задачи. Текст пособия в основном обращен к учащемуся. Он состоит из заданий, где максимально формулируется определенная задача, которую учащемуся предстоит решить и помещенных в рамку правил. В качестве дополнительной формы работы предлагается прием «слепой игры» на фортепиано.



Необходимым условием успешного применения материала пособия является его систематическое использование на каждом уроке (5-7 минут необходимо для выполнения одного задания).

Пособие может быть использовано на занятиях обучения музыкальному инструменту и на уроках специализации «Музыка».

Данная методика успешно апробирована авторами Татьяной Юрьевной Камаевой и Арсеном Фаритовичем Камаевым в Центре развития творческих способностей «Доминанта» (г. Москва).

Содержание

 

1. Фортепиано………………………………………………………….

2. Музыкальная речь ……………………………………………….



3. Знание нот…………………………………………………………..

4. Знание трех видов знаков ………………………………………….

5. Длительности. Размер такта…………………………………….....

6. Мелодия – душа музыки …………………………………………..

7. Строение мелодии…………………………………………………….

8. Советы учащимся……………………………………………………...

9. Литература…………………………………………………………….

10. Интернет – ресурсы……………………………………………………

 

ФОРТЕПИАНО

Фортепиано – инструмент, обладающий самым широким диапазоном: от рокочущих басов до звонких, ярких звуков верхнего регистра.

Звучание инструмента может быть очень громким или настолько тихим и прозрачным, как родник.

Вы должны научиться играть, чтобы исполнение было выразительным, поэтичным и обязательно художественно оправданным. Для этого необходимо проникнуть во все секреты и тайны музыкального искусства.

Приступая к непосредственным занятиям на фортепиано, надо приучить себя к правильной посадке за инструментом.

Ø Стул следует ставить против середины клавиатуры.

Ø Сидеть на стуле надо непринужденно, сохраняя стройную осанку. Опираться на спинку стула ни в коем случае не следует.

Ø Ноги (на первоначальной стадии обучения) должны плотно стоять на полу около педалей.

Ø Как показывает рисунок, плечи пианиста сохраняют естественное положение; необходимо следить, чтобы они не поднимались во время

игры.

} Кисть пианиста всегда должна быть гибкой и живой. У начинающих иногда кисть «зажимается» и напрягается. За этим надо внимательно следить, устраняя излишние напряжения.




 

Положение пальцев на клавиатуре может быть самым разнообразным;

однако оно должно отвечать следующим основным требованиям:

1) форма пальцев должна быть несколько закругленная;

2) прикасаться к клавишам следует мягкой частью - «подушечкой» пальца, глубоко и мягко погружаясь «кончиком» пальца до дна клавиши, внимательно вслушиваясь в звучание.


МУЗЫКАЛЬНАЯ РЕЧЬ

Умеете ли вы читать?

- Да, удивленно ответите вы.

Когда вы читаете, вам не надо разбирать каждую букву. Вы сразу видите целое слово, и не одно…, вы понимаете и слышите выразительные интонации фраз.

Слова записываются буквами, а музыка - нотами.

Начинающему музыканту необходимо изучить особенности музыкальной речи, такой сходной с разговорной, и начинать эту работу необходимо с освоения музыкальной грамоты.

Все необходимые для игры знания о нотной грамоте включают в себя три этапа:

1. Знание нот. Высота звука.

2. Знание трех видов знаков.

3. Знание длительностей нотиопределение размера произведения.

Все это необходимо знать начинающему пианисту для возможности расшифровки нотного текста.

 

ЗНАНИЕ НОТ

 

Музыкальных звуков очень много, а их названий, как известно, всего семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Для определения высоты звука ноты размещают на нотном стане (нотоносце), состоящем из пяти параллельных линий (счёт линий ведётся снизу):

Ноты располагаются на линейках и между ними, под и над нотным станом

Рис 1. Рис 2.

 

Существует два вида ключа – скрипичный и басовый

} Рис 3.

Скрипичный

Басовый

Рис 4.

} Рис 5.

Ноты в скрипичном ключе играются, как правило, правой рукой. Началом скрипичного ключа является нота до первой октавы, и далее все ноты располагаются вверх по нотоносцу (вправо по клавиатуре).

} Рис 6.

Задание 1.

Используя клавиатуру и пользуясь подсказкой Рис 4., Рис 5., Рис 6.:

1. Определите ноты в скрипичном ключе. Найдите на клавиатуре Рис 7., где они находятся.

Рис 7

Задание 2.

} Предлагаю проверить, хорошо ли освоены ноты:

} Задание 2а. Определите ноты.

Отметьте свой результат в верхней строке таблицы, обведите цифру, соответствующую вашему результату - в нижней увидите свою оценку.

5 - 4-

 

Как только получите «5», можно двигаться дальше.

Задание 2б. Переверните нотный стан и прочитайте ноты в басовом ключе.

5 - 4-

Отметьте свой результат в верхней строке таблицы, обведите цифру.

 

ЗНАНИЕ ТРЕХ ВИДОВ ЗНАКОВ

 

Знаки альтерации (изменения высоты тона):

1.Диез (#) - это нотный знак, проставляемый в начале такта, который

показывает, что все ноты, тоже стоящие на одной линии (между линиями)

с ним, сдвигаются по высоте на полтона вверх.

2.Бемоль (b) - это нотный знак, аналогичный диезу, но указывающий на смещение на полтона вниз.

3.Бекар ( ) - это нотный знак, отменяющий действие диезов и бемолей. Когда возле скрипичного и басового ключа стоит знак # или b, он ставится возле нот, которые нужно играть так, как они написаны (не надо сдвигать их по высоте) или ставится в начале такта.

Ключевые знаки альтерации - диезы, бемоли и бекары, расположенные сразу за скрипичным или басовым ключом, действуют на эту ноту во всех октавах до конца музыкального произведения или до новых ключевых знаков.

 

Случайные знаки альтерации - диезы, бемоли и бекары, расположенные непосредственно возле ноты. Действуют на эту ноту и на все такие же ноты (той же октавы) до конца текущего такта.

Например:

 

Задание 3.

Исполните мелодию на клавиатуре, пользуясь подсказкой:

Задание 4.

Потренируемся на простых примерах. Сыграйте эту мелодию, но сначала внимательно посмотрите и найдите в них «опасные» такты со случайными знаками. Исполнение отрывка оцените.

Прочтите ноты и определите свою оценку по количеству ошибок.

Задание 5а.

Прочитайте ноты (вы их уже легко определяете) со знаками альтерации, постарайтесь не допускать ошибок.

Проверьте свой результат:

5 - 4-

Задание 5б.А теперь прочтите ноты со знаками альтерации в басовом ключе.

Проверьте свой результат:

5 - 4-

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.