Структура фармацевтического рынка
Лекция № 6
Тема: «Фармацевтический рынок, как составляющая общего рынка. Особенности фармацевтического рынка в России»
План лекции
1. Общая характеристика рыночной системы хозяйствования
2. Инфраструктура и классификация рынков
3. Отраслевые особенности фармацевтического рынка
4. Структура фармацевтического рынка
5. Субъекты фармацевтического рынка
I. Основы экономики аптечной организации
Фармацевтическая экономика— это совокупность институтов, предприятий и организаций, занятых производством, распределением и обменом ЛС, ИМН, услуг, необходимых для поддержания индивидуального и общественного здоровья. Областью исследования фармацевтической экономики являются проблемы эффективного управления и использования ограниченных ресурсов ЛС и других товаров аптечного ассортимент с целью достижения максимального удовлетворения потребностей населения и институциональных потребителей.
Общая характеристика рыночной системы хозяйствования
Рынок выступает результатом возникновения и развития товарного производства и обмена. Рынок является многоаспектным понятием, так как воплощает в себе множество связей и отношений, характерных для товарной экономики. Отсюда, вполне возможно объяснить существование целого ряда его определений. Но, прежде всего, рынок - это система отношений между экономическими субъектами по поводу купли-продажи (обмена) товаров и услуг.
Основными характеристиками рынка являются:
• господство частной собственности;
• свобода выбора;
• ограниченная роль государства в экономике;
• обмен с помощью денег (товар - деньги - товар);
• личный интерес рыночных субъектов;
• рыночное ценообразование;
• свобода предпринимательства.
Рынок выполняет определенные функции:
• информационную - передача информации субъектам рынка о количестве и ассортименте благ;
• посредническую — сведение продавцов и покупателей;
• функцию образования цены - формирование цены через взаимодействие спроса и предложения;
• регулирующую — определение того что? как? и сколько? произ водить через соотношение спроса и предложения; данная функ ция на фармацевтическом рынке ограничена регулирующей функцией государства, т.к. существует группы товаров, произ водство которых стимулируется государством, а не спросом по купателей, например группа орфанных препаратов.
• санирующую - очищение общественного производства от неэффективных хозяйствующих субъектов рынка.
Структура, инфраструктура и классификация рынков
Рынок как сложная взаимосвязанная система отношений между его основными субъектами состоит из ряда элементов — конкретных рынков.
В зависимости от критериев, положенных в основу классификации рынков, выделяют их различные виды.
Рынки можно классифицировать с точки зрения их территориальных границ, характера конкуренции, объектов купли-продажи, соотношения спроса и предложения и др. признаков:
1) по территориальному признаку различают рьшок мировой, национальный, региональный, местный рынки;
2) по степени развития рыночных отношении рынки - рьшок развитый и рынок формирующийся;
3) по характеру конкуренции и ценообразования - рынок совершен ной конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополии, рынок чистой монополии;
4) по объектам обмена - рынок товарный и финансовый рынок.
Инфраструктура рынка- это комплекс институтов, которые обеспечивают непрерывное функционирование рынка за счет исполнения роли посредника между его субъектами, а также берут на себя решение вспомогательных задач товарно-денежного обращения между субъектами рынка.
Основными элементами инфраструктуры рынка являются:
1) товарный рынок - это товарные биржи, товарные предприятия, транспорт, рекламные агентства, информация, связь, маркетинговые службы, биржи труда, миграционные службы, система подготовки и переподготовки кадров.
2) финансовый рынок - банки, страховые компании, пенсионные фонды, инвестиционные фонды, фондовые и валютные биржи, налоговая система, аудиторские компании.
Отраслевые особенности фармацевтического рынка Фармацевтический рынок- это совокупность экономических отношений, возникающих между его субъектами по поводу купли-продажи и назначения- потребления ЛС и других товаров аптечного ассортимента.
Основными экономическими законами фармацевтического рынка являются объективные экономические законы:
• закон спроса (повышение рыночной цены при прочих равных условиях уменьшает объем спроса и наоборот);
• закон предложения (повышение рыночной цены при прочих равных условиях увеличивает объем предложения и наоборот);
• закон стоимости.
Но действие объективных экономических законов в условиях фармацевтического рынка ограничивают факторы, связанные с особенностями фармацевтической деятельности, особенностями взаимоотношении в цепочке продавец-покупатель, особенностями лекарственных средств и других товаров аптечного ассортимента как товаров. Поэтому в фармацевтической рынке не всегда полностью проявляются рыночные отношения. Рассмотрим основные причины этого явления.
В сфере лекарственного обеспечения экономическая эффективность должна сочетаться с социальной справедливостью.Назначение необходимых больному лекарственных средств недопустимо ставить в зависимость от уровня его дохода. Социальная ориентация фармацевтического рынка предполагает обязательное включение в механизм его функционирования системы социальной защиты отдельных категорий населения, которые сами не в состоянии оплачивать по полной стоимости необходимую им лекарственную помощь. Одновременно, следует помнить, что социальная справедливость как морально-этическая категория не исключает действия принципов рыночной экономики в этой социально-значимой сфере.
По сравнению с другими отраслями товаром на фармацевтическом рынке является фармацевтическая продукция, большую часть которой составляют ЛС рецептурного отпуска, которые отличаются спецификой потребления, в связи с чем, важное место при их реализации отводится промежуточному потребителю - врачу.В фармацевтической отрасли существеннее сказывается асимметрия информации относительно потребительских свойств ЛС у производителей, фармацевтических работников и потребителей по сравнению с другими отраслями. Для потребителя обширность и научная емкость информации создают дополнительные трудности при выборе.
Значительная часть ЛС относится к перечню жизненно важных лекарственных средств, т.е. является продукцией стратегического назначения, определяющей здоровье нации.В связи с этим государством введен ряд ограничений и льгот при ценообразовании и налогообложении.
Кроме того, фармацевтическая сфера характеризуется повышенными затратами на вхождение в отрасль(лицензирование, специальная подготовка персонала) и соблюдение условий осуществления фармацевтической деятельности. Затраты труда фармацевтических работников при оказании фармацевтической помощи не поддаются точной количественной оценке.
Спрос, предложение и цена остаются основными инструментами фармацевтического рынка.
Структура фармацевтического рынка
Фармацевтический рынок- это часть рынка потребительских товаров и услуг, анализ которого осуществляется с использованием системного, маркетингового и институционального подходов.
Анализ фармацевтического рынка на основе системного подхода базируется на двух основных принципах:
1. Принцип открытой системы.Фармацевтический рынок является открытой системой, представляющей совокупность взаимосвязанных составляющих, среди которых:
• структурные элементы системы (внешняя среда, внутренняя среда, система «вход-выход»);
• связи между элементами;
• окружающая среда фармацевтической отрасли.
2. Принцип синергии.Принцип синергии означает, что функционирующая система вследствие взаимодействия между ее структурными элементами приобретает свойства, отсутствующие при простом суммировании ее элементов. При том изменение свойств любого из элементов повлечет за собой изменение характеристик всей системы в целом.
Внешний контур системы фармацевтического рынка России формируют факторы глобального воздействия (мировая среда-мегаконтур, к факторам мегаконтура относятся научно-технический прогресс, экология, международное сотрудничество, глобальная экономика и культура), федерального воздействия (среда косвенного окружения - макроконтур, макроконтур характеризует степень воздействия федерального уровня на региональный.) и регионального воздействия (среда непосредственного окружения - мезаконтур).
Внутренний контур системы фармацевтического рынка России составляют субъекты и объекты фармацевтического рынка.
Субъекты рынка — это участники рынка, активные по отношению к объектам, на которые они воздействуют.
Субъекты фармацевтического рынкапредставлены подсистемами (организациями):
• управления и регулирования (представленные органами по осуществлению надзора за фармацевтической деятельностью, контроля качества, эффективности и безопасности ЛС на федеральном и региональном уровнях);
• научно исследовательские организации;
• производственные организации и организации распределения, включающая фармацевтические промышленные отечественные предприятия, представительства зарубежных компаний, оптовые и розничные организации;
• потребителей (институциональных, промежуточных и конечных);
• фармацевтической информации, объединяющая специализированные информационно-аналитические издания и агентства, консалтинговые компании и др.;
• подготовки кадров, ориентированная на непрерывное фармацевтическое обучение на этапах профориентации, дипломного (среднего и высшего) и последипломного образования;
• профессиональных общественных организаций.
Контрольные вопросы для закрепления:
1. Переход к рыночным отношениям
2. Рыночная организация хозяйства
3. Преимущество рыночной экономической системы
4. Фармацевтический рынок
5. Субъекты фарм. рынка
6. Типы покупателей (потребителей) фармацевтических товаров и услуг
7. Фармацевтическая деятельность
8. Факторы, влияющие на развитие фармацевтического рынка
9. Роль населения в формировании структуры спроса
Рекомендуемая литература
Обязательная:
1. Учебник «Организация и экономика фармации». Москва 2002 год. Под редакцией И.В. Косовой.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|