Сделай Сам Свою Работу на 5

Состав и структура доходов государственного федерального бюджета. Налоговые системы России.





________________________________________________________________________________________________________

1.

Центральным звеном систем государственных финансов является государственный бюджет. Это понятие составляет совокупность бюджетных отношений по формированию и использованию бюджетного фонда страны. Величина этого фонда зависит от ряда факторов:

1. Уровень развития экономики

2. Методов хозяйствования на предприятиях

3. Решаемых обществом экономических и социальных задач и т.д.

 

В составе бюджетного фонда создаются резервы, функционирующие в специфических формах. По экономической сущности государственный бюджет это денежные отношения, возникающие у государства с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода, а частично и национального богатства в связи с образованием и использованием бюджетного фонда предназначенного на финансирование экономики, социально-культурных мероприятий, нужд обороны, и государственного управления.

Государственный бюджет объединяет главные доходы и расходы государства. Он представляет единство таких финансовых категорий как: налог, государственный кредит, государственные расходы, их действие. Т.е. через бюджет осуществляется постоянная мобилизация ресурсов и их расходование.



Централизация средств в бюджете имеет важное экономическое и политическое значение, т.к. мобилизуемые доходы служат главным орудием для реализации намеченных государством мероприятий. Это даёт возможность маневрировать ресурсами, сосредоточить их на решающих участках экономического и социального развития, осуществлять единую экономическую и финансовую политику на территории страны.

Формально бюджет представляет собой роспись доходов и расходов. Он способствует формированию рациональной структуры общественного воспроизводства, улучшению пропорций и более эффективному использованию государственных средств. Через бюджет перераспределяется значительная доля дохода, создаваемого на предприятиях различных форм собственности.

К особенностям бюджета можно отнести:

1. Он является особой экономической формой перераспределительных отношений, обусловленной обособлением части национального дохода в рука государства с целью использования её на удовлетворение потребностей всего общества и отдельных его территориальных образований.



2. С помощью государственного бюджета происходит перераспределение НД между видами экономической деятельности, между субъектами страны, между сферами общественной деятельности.

3. Пропорции бюджетного перераспределения в большей мере чем у других звеньев системы определяются потребностями расширенного воспроизводства и задачами ,стоящими перед обществом, на конкретном этапе его экономического развития

4. Область государственного бюджетного распределения занимает центральное место в составе государственных финансов, что обусловлено ключевым положением государственного бюджета по отношению к другим финансовым звеньям.

 

Функции выполнения бюджета.

С точки зрения экономической категории государственный бюджет выполняет две функции:

1. Перераспределительная

2. Контрольная

 

Благодаря первой функции происходит концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

С помощью второй функции становиться возможным определить насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств и эффективно ли они используются.

 

Основными функциями государственного бюджета как основного финансового плана государства утверждаемого законодательным органом власти с экономико-законодательной точки зрения являются:



1. Перераспределение НД и ВВП – через государственный бюджет перераспределяется до 40 % доходов. Он широко используется доля межотраслевого и территориального распределения финансовых ресурсов с учётом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъёма экономики, культуры на всей территории России. Т.е. в процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и децентрализованными фондами денежных средств, определяется размер финансовых ресурсов, концентрируемых в финансовых планах предприятий, а так же степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

2. Государственно регулирование и стимулирование экономики – через расходы и налоги бюджет выступает главным инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиций и повышения эффективности производства.

3. Финансовое обеспечение социальной политики – важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств, т.е. в социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищённых слоёв населения, а так же на функционирование учреждений здравоохранения, образования, культуры, на решение жилищных проблем.

 

4. Контроль за образование и использованием централизованного фонда денежных средств – контроль за финансовым хозяйственным состоянием в экономике осуществляется в процессе бюджетного планирования и исполнения бюджета.

 

Т.о функции государственного бюджета проявляются в процессе человеческой деятельности и осуществляются на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач. На основе бюджетного механизма можно практически использовать бюджет в качестве инструмента государственного регулирования экономики и стимулирования производственных и социальных процессов.

Роль бюджета в социально-экономическом развитии бюджета определяется посредством воздействия через бюджет на развитие экономики и социальной сферы. С его помощью государство перераспределяет национальный доход, изменяет структуру общественного воспроизводства, влияет на результаты хозяйствования и осуществляет социальные преобразования, при этом государство применяет различные способы прямого и косвенного воздействия на экономику: субсидирование организаций предприятий, государственные инвестиции, бюджетное финансирование и т.д., что в конечном итоге влияет на изменение народно-хозяйственных пропорций.

Через бюджетный механизм государство целенаправленно влияет на темпы и пропорции развития общественного производства через маневрирование поступающими в распоряжение государства денежными средствами.

 

Бюджетное состояние:

1. Дефицит- это превышение расходов над доходами

2. Профицит – превышение доходов над расходами

3. Нулевой дефицит – равенство доходов и расходов

4. Первоначальный профицит бюджета – превышение доходов над расходами, но без учёта расхода на обслуживание гос. долга.

2.

Расходы федерального бюджета классифицируются п следующим признакам(критериям):

1. По своей роли в процессе воспроизводства:

- Расходы связанные с финансированием материального производства;

- Связанные с содержанием непроизводственной сферы.

 

2. По функциональному назначению:

- Расходы на финансирование народного хозяйства

- Социально культурных мероприятий

- На оборону страны

- На содержание аппарата управления

- На правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности

- На фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу

- Расходы по обслуживанию гос. долга

 

Каждая из этих групп делиться по ведомственному признаку

 

3. По временному критерию

- Капитальные расходы

- Текущие расходы

 

В условиях перехода к рынку структура расходов федерального бюджета претерпевает существенные изменения, как правило резко сокращаются расходы на народное хозяйство, но в то же время финансирование отдельных видов экономической деятельности или государственных программ продолжат иметь большое значение.

 

Расходы гос. бюджета это экономические отношения возникающие в связи с распределение фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначениям. Расходы удовлетворяют общегосударственные потребности.

 

Осуществление расходов бюджета производиться путём бюджетного финансирования.

Принципы бюджетного финансирования:

1. Достижение максимального эффекта при минимуме затрат

2. Целевой характер использования бюджетных ассигнований

3. Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных показателей и с учётом использования ранее отпущенных ассигнований

4. Безвозвратность бюджетных ассигнований

 

Наряду с бюджетным финансированием применяется бюджетное кредитование. Как правило кредитуются те субъекты хозяйствования, которые задействованы в реализации государственных программ.

Данные кредиты представляются по специальным распоряжениям правительства на выполнение целевых программ развития общества. % по таким кредитам существенно ниже или вообще не взимаются и условия более выгоднее для получателя кредита.

До сих пор при бюджетном финансировании ещё сохранились недостатки:

1. Бюджетные средства используются недостаточно эффективно

2. Нередко допускается нецелевое расходование бюджетных средств

3. Не решаются многие проблемы социальной политики

4. Не организованна на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищённых слоёв населения.

5. Продолжается списание долгов в разных секторах экономики.

 

Основные задачи в области гос. расходов:

1. Повысить эффективность использования ассигнований на национальную оборону и оборонный комплекс.

2. Обеспечить приоритетное финансирование расходов на науку, культуру мед. Обслуживание и образование.

3. Усилить контроль за использованием бюджетных средств.

 

 

3.

Доходы бюджета служат финансовой базой государства, а расходы удовлетворению общественны потребностей. Доходы бюджеты выражают экономические отношения, возникающие у государства с предприятиям, организациями и гражданами в процессе образования бюджетного фонда страны.

Доходы бюджета формируются на налоговой и неналоговой основах, а также за счёт безвозмездных перечислений.

Налоговые доходы составляют значительную долю федерального бюджета, они представляют собой часть национального дохода мобилизуемая во все звенья бюджетной системы.

Налог – обязательный индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с юридических и физических лиц в пользу государства для выполнения им его функций. Все условия уплата налога заранее установлены законом и чётко прописаны.

 

К налоговым платежам относят установленные федеральным законодательством налги и сборы ( налог на добелённую стоимость, акцизы, налог на прибыль организаций, НДС, госпошлина и т.д.)

 

Элементы налога:

- Субъект или налогоплательщик – это организации и физические лица на которых возложена обязанность уплачивать налоги и\или сборы.

- Объекты налогообложения: имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров, работ услуг.

- Налоговая база - стоимостная или физическая характеристика объектов обложения.

- Налоговая ставка – это величина налоговых начислений н единицу измерения налоговой базы.

- Налоговый период – период, по истечению которого налог полностью рассчитывается и перечисляется в бюджет.

- Порядок исчисления уплаты

- Налоговые льготы – предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков возможность не уплачивать налог, или уплачивать его в неполном (меньшем) размере. (полное или частичное освобождение от налога)

 

Налоговая система – совокупность налогов действующих на территории станы, а также методы и принципы построения налогов.

 

Основные функции налога:

1. Фискальная функция – состоит в возможно большей мобилизации средств в бюджетную систему.

2. Регулирующая – означает, что благодаря налогам государство может вмешиваться в процесс воспроизводства и влиять на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации на платёжеспособный спрос населения, на сглаживание экономического цикла и т.д.

 

Классификация налогов по уровням управления ( в учебниках , в налоговом кодексе)

-федеральные –региональные – местные

 

Бюджетное устройство.

~ предполагает наличие разных уровней в бюджетной системе. Бюджетная систем РФ состоит из 3ёх уровней:

1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

2. Бюджеты субъектов РФ

3. Местные бюджеты

 

Бюджеты нижестоящих органов самоуправления не входят своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих уровней.

Бюджетное устройств представляет собой организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Бюджетная система - это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В унитарных государствах бюджетная система включает 2 уровня:

1. Государственный бюджет

2. Местные бюджеты, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.

 

В федеративных государствах это 3 уровня (см выше)

 

 

Бюджетное устройство РФ основывается на следующих принципах:

- Принцип единства –обеспечивается единой правовой базой формирования бюджета и использования и использованием единой бюджетной классификации, форм бюджетной документации, принципами бюджетного процесса и единой социально-экономической и налоговой политикой

- Полноты – означает что в каждом звене бюджетной системы доходы и расходы должны отражаться в полном объёме.

- Достоверности – означает реалистичность бюджетных показателей.

- Прозрачности (открытости) – требует обязательной публикации утверждённых бюджетов, а также отчётов об их исполнении, предполагается открытость для СМИ и для общества.

- Самостоятельности бюджетов входящих в бюджетную систему - обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом самостоятельно определять направление и эффективность их использования.

И др. принципы

 

Наиболее серьёзного внимания при изучении бюджетного устройства требует такое понятие как бюджетный федерализм , т.е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

В соответствии с российским законодательством доходная часть бюджетов субъектов РФ должна состоять из собственных доходов межбюджетных трансфертов, и бюджетных кредитов.

 

В федеральном законодательстве для взаимодействия бюджетов разных уровней предполагается использование и применение различных регуляторов.

Дотации – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе без установления направлений и\или условий их использования.

Межбюджетный трансферты – предоставляются в форме дотаций, субсидий, субвенций и иных безвозмездных, безвозвратных перечислений из одних бюджетов другим бюджетам бюджетной системы РФ, а так же в форме бюджетных кредитов.

Субсидии – межбюджетные трансферты, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Субвенция – межбюджетные трансферты, предоставляемые на безвозмездной, безвозвратной основе на осуществление определённых целевых расходов.

Бюджетные кредиты предоставляется как правило на платной и возвратной основе. Кредиты из федерального бюджета бюджетом субъектам федерации и местным бюджетам предоставляются как правило на срок до 1ого года в объёмах и порядке предусмотренных условиями выделения бюджетных ассигнований, которые утверждаются федеральным законом, законами субъектов РФ в бюджетах на очередной финансовый год и плановый период, и в соответствии с нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.