Сделай Сам Свою Работу на 5

Использование метода «директ-костинг» для построения графика безубыточности производства и реализации продукции.





Для учета и исчисления полной фактической себестоимости единицы продукции в мире эффективно используется маржинальный метод бухгалтерского учета – система учета «Директ-костинг», в основе которой лежит исчисление сокращенной себестоимости продукции и определение маржинального дохода.

Система учета «Директ-костинг» требует четкой детальной классификации затрат для контроля за их поведением в процессе функционирования предприятия.

Все затраты, образующие себестоимость продукции (работ, услуг), не одинаковы не только по своему составу, но и по значению в изготовлении продукта, выполнении работ и услуг. Одни затраты — непосредственно связаны с изготовлением и выпуском продукции (затраты сырья, материалов, оплата труда рабочих и др.), другие — с управлением и обслуживанием производства (расходы на содержание аппарата управления, на обеспечение производственного процесса необходимыми ресурсами, на содержание основных средств в рабочем состоянии и т.д.), а третьи, не имея непосредственного отношения к производству, все-таки по действующему законодательству включаются в издержки производства (отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, социальные нужды населения и др.). Кроме того, часть затрат прямо включается в себестоимость конкретных видов готовых изделий, а другая часть, в связи с производством нескольких видов продукции — косвенно.



Важное значение имеет разделение затрат по отношению к объему производства на переменные и постоянные.

К переменным относятся затраты, величина которых изменяется с изменением объема производства продукции. В основном это затраты на сырье, материалы, топливо и электроэнергию на технологические цели, заработная плата производственных рабочих с соответствующими отчислениями во внебюджетные государственные фонды. В среднем переменные расходы изменяются пропорционально изменению объема производства продукции.

К постоянным относятся затраты, величина которых не зависит от динамики объема производства и продажи продукции. К ним относятся административные и управленческие расходы, амортизационные отчисления, арендная плата, коммерческие расходы и другое.



В реальной жизни некоторые затраты носят двойственный характер, т.е. имеют одновременно переменные и постоянные компоненты.

Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами, или условно-переменными (условно-постоянными).

Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от роста производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, при выборе экономической политики организации.

При планировании производственной деятельности часто используют анализ «затраты — объем — прибыль». Это анализ поведения затрат, в основе которого лежит взаимосвязь затрат, объема производства, выручки (дохода), и прибыли. Позволяет отыскать наиболее выгодное соотношение между переменными затратами, постоянными затратами, ценой и объемом производства продукции.



Анализ «затраты — объем — прибыль» часто называют анализом величин в критической точке. Под критической точкой понимается та точка объема продаж, в которой затраты равны выручке от реализации всей продукции.

Цель анализа величин в критической точке состоит в нахождении уровня деятельности (объема производства), когда выручка от реализации становится равной сумме всех переменных и постоянных затрат, причем прибыль организации равна нулю, т. е. это тот объем продаж, при котором предприятие не имеет ни прибыли, ни убытка. Таким образом, критической является точка, с которой организация начинает зарабатывать прибыль. Эту точку называют также «мертвой», или точкой безубыточности, или точкой равновесия.

Расчет точки безубыточности осуществляется двумя методами. Первый метод основан на алгебраическом решении. Второй метод известен под названием графика критического объема производства или график безубыточности.

 

Калькулирование затрат по системе «Директ-костинг».

Таблица 38. Калькуляция себестоимости серной кислоты технической.

Наименование статей Затраты на единицу продукции, руб. Затраты на годовой выпуск (11 335,85 т), руб.
Переменные расходы
Сырье и материалы 480,61 14 340 067,74
ИТОГО переменных расходов 480,61 14 340 067,74
Постоянные расходы
Расходы по содержанию, эксплуатации и обслуживанию оборудования 117,12 2 913 765,4
Цеховые расходы 207,56 5 163 660,98
Общехозяйственные расходы 135,17 3 362 624,12
Прочие общехозяйственные расходы 31,09 773 403,55
Внереализационные расходы 21,35 531 070,44
ИТОГО постоянных расходов 512,29 12 744 524,49
ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 1 088,72 27 084 592,23
       

 

 

Таблица 39. Калькуляция себестоимости серной кислоты аккумуляторной.

Наименование статей Затраты на единицу продукции, руб. Затраты на годовой выпуск (658 т), руб.
Переменные расходы
Сырье и материалы 481,26 374 059,84
Энергозатраты 510,65 336 007,7
ИТОГО переменных расходов 1 079,13 710 067,54
Постоянные расходы
Расходы по содержанию, эксплуатации и обслуживанию оборудования 335,34 220 653,64
Цеховые расходы 610,66 401 814,82
Общехозяйственные расходы 303,77 199 880,40
Прочие общехозяйственные расходы 69,87 45 972,49
Внереализационные расходы 47,98 31 567,78
ИТОГО постоянных расходов 1 367,62 899 889,13
ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 2 446,75 1 609 956,67
       

 

Таблица 40. Калькуляция себестоимости серной кислоты реактивной.

Наименование статей Затраты на единицу продукции, руб. Затраты на годовой выпуск (8 881,5 т), руб.
Переменные расходы
Сырье и материалы 566,76 7 324 866,14
Энергозатраты 490,14 5 602 961,89
ИТОГО переменных расходов 1 130,91 12 927 828,03
Постоянные расходы
Расходы по содержанию, эксплуатации и обслуживанию оборудования 381,8 4 364 404,46
Цеховые расходы 704,67 8 055 365,61
Общехозяйственные расходы 332,61 3 802 139,72
Прочие общехозяйственные расходы 76,50 874 492,13
Внереализационные расходы 52,53 600 484,60
ИТОГО постоянных расходов 1 548,11 13 332 482,06
ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ 2 679,02 26 260 310,09

 

Определение критических объемов производства и построение графиков безубыточности.

При алгебраическом способе расчета критического объема продаж в натуральном измерении используется следующая формула:

Вкр = ПЗ / (Ц – ПР),

где:

ПЗ – постоянные затраты;

Ц – цена единицы реализованной продукции;

ПР – переменные затраты единицы продукции,

или (Ц – ПР) = Мд – маржинальный доход на единицу продукции.

Критический объем производства отчетного периода:

· для технической серной кислоты:

Вкр = 12 744 524,49/ (198 – 576,43) = -33 677,36 т

· для аккумуляторной серной кислоты:

Вкр = 899 889,13/ (210 – 1 079,13) = -1 035,39 т

· для реактивной серной кислоты:

Вкр = 13 332 482,06/ (250 – 1 130,91) = -15 134,9 т

Исходя из выше рассчитанного, следует, что необходимо пересмотреть цены на планируемый год, так как цены за отчетный период являются не целесообразными.

Критический объем производства на планируемый период:

· для технической серной кислоты:

Вкр = 12 744 524,49/ (1541,63 – 576,43) = 13 204,02 т

· для аккумуляторной серной кислоты:

Вкр = 899 889,13/ (3118,13 – 1 079,13) = 441,34 т

· для реактивной серной кислоты:

Вкр = 13 332 482,06/ (3477,35 – 1 130,91) = 5 682,00 т

Рисунок 7.

Рисунок 8.

Рисунок 9.

В связи с изменением плановых цен по сравнению с отчетными всех видов продукции, рассчитаем изменение коэффициента устойчивости продукции к изменениям рыночной конъюнктуры (Y):

Y = Vкр / Vреал,

где:

Vкр – критический объем продаж,

Vреал – планируемый объем продаж.

Для серной кислоты технической:

Y = 13 204,02 / 24 877,5 = 0,53

Для серной кислоты аккумуляторной:

Y = 441,34 / 658 = 0,67

Для серной кислоты реактивной:

Y = 5 682,00 / 11 431,35= 0,5


 

8. Финансовый план.

Цель финансового плана – представить достоверную систему данных, отражающих ожидаемые финансовые результаты деятельности фирмы. Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела инвестор узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец – о способности потенциального заемщика обслужить долг.

Конечно, всякий финансовый анализ будущего характеризуется неопределенностью, поэтому возможны несколько сценариев, свидетельствующих о предложениях в отношении будущего и позволяющих лучше понять перспективы фирмы. Для того

чтобы текущий (годовой) план был действенным инструментом планирования, а также документом, способным привлечь внимание потенциальных инвесторов и кредиторов, его содержание должно соответствовать реально складывающейся обстановке.

Первая заповедь – финансовый план не должен расходиться с данными, представленными в остальной части текущего плана. Несоответствия в финансовом плане свидетельствуют либо о недобросовестности, либо о недостаточной компетенции авторов. В сжатой форме должны быть изложены все предпосылки, которые стали основой разработки плана.

Подготовленный надлежащим образом финансовый план, может быть использован для оценки резервов фирмы, а также для разработки ее детального бюджета. Текущий план является руководящим документом, в котором детально расписано, как, когда и на что будет расходоваться капитал, а также указываются цели, достижение которых необходимо для обеспечения успеха бизнеса.
Наиболее важным элементом здесь является ожидаемый объем продаж. Достоверность данного прогноза очень важна. Остальные разделы финансового плана базируются в основном на этом важном элементе.
Второй важнейший прогноз относится к себестоимости реализованной продукции (затраты на производство продуктов и услуг, выручка от реализации которых получена в течение конкретного периода. Включает в себя прямые затраты труда – заработная плата, сырья, материалов, также некоторые затраты, связанные непосредственно с превращением сырья и материалов в готовую продукция) и валовой прибыли (разница между чистым объемом реализации продукции, услуг и прямыми затратами на их производство). Оба показателя зависят от затрат, связанных с производственной деятельностью или с приобретением активов, а также политики цен.

Финансовый план включает три документа: отчет о прибылях и убытках (отражает операционную деятельность фирмы в намеченный период), план-баланс и отчет о движении денежных средств. С помощью первого документа определяют размер получаемой прибыли за конкретный период времени. Цель составления отчетов о прибыли – в обобщенной форме представить результаты деятельности предприятия с точки зрения прибыльности. Этот материал составляется обычно из следующих разделов: реализация, себестоимость реализованной продукции или услуг, операционные затраты, получение (до уплаты налогов) прибыли (или убытки). Во многих случаях в плане показывают, что получается после вычета налогов. Отчет о прибыли выступает наиболее распространенным показателем финансовых резервов предприятия.

План-баланс демонстрирует финансовое состояние фирмы на конец рассчитываемого периода времени. Из его анализа можно сделать выводы о росте активов и об устойчивости финансового положения фирмы в конкретный период времени. Отчет о движении денежных средств характеризует формирование и отток денежной наличности, а также остатки денежных средств фирмы в динамике. Отчет о денежном потоке отражает фактические поступления денежных средств и их перечисление. Итоговая цифра отчета о потоке денежных средств отражает сальдо оборота денежных средств компании, а не ее прибыль. В отличие от отчета о прибыли, он отражает фактическое поступление всех денег из всех источников, включая выручку от реализации продукции, от продажи акций или полученных в долг, а также средств от продажи или ликвидации некоторых активов. Что касается затрат, то в отчет о денежных потоках включается фактическая оплата всех затрат. Некоторые затраты могут быть покрыты немедленно, в то время как другие – через некоторое время.

В отчет о денежных средствах не включается амортизация. Хотя это и расход, но она не представляет собой денежное обязательство. В то же время погашение основной суммы долга, хотя и не является расходом, включается в отчет о денежных потоках, так как является денежным обязательством. Другие траты денег, направленные на приобретение оборудования или выплату дивидендов, не являются затратами. Поэтому влияют на денежные потоки.

На основе отмеченных трех документов проводится анализ финансовых ресурсов фирмы и выбирается схема финансирования инвестиционных проектов, среди которых могут быть использованы: получение финансовых ресурсов путем акционирования, долговое финансирование (долгосрочные кредиты в коммерческих банках, частное размещение долговых обязательств и др.), лизинговое финансирование.

Каждая из альтернативных схем финансирования тщательно просчитывается и оценивается по последствиям ее использования. В плане учитываются как показатели финансового состояния фирмы, так и показатели эффективности инвестиций. Первая группа показателей характеризует эффективность оперативной деятельности фирмы в ходе реализации намеченного – прибыльность, рентабельность капитала, показатели финансовой деятельности (ликвидности и финансовой устойчивости). Вторая группа свидетельствует об эффективности инвестиций в конкретные проекты – сроки окупаемости, показывающие время возврата вложенных средств и характеризующие риск проекта; чистая величина дохода, отражающая масштабы намеченного и размеры прибыльности нового производства или новой услуги; индекс прибыльности фирмы вообще и норму прибыльности инвестиций. Последний показатель является главным оценочным показателем эффективности инвестиционных проектов.

Соотношение собственных и заемных средств – помогает оценить финансовую устойчивость фирмы или уровень ее долговой зависимости, позволяет судить о стабильности компании и ее способности привлечения дополнительного капитала.

В завершающей части финансового плана обычно присутствует анализ безубыточности, демонстрирующий, каким должен быть объем продаж для того, чтобы компания была в состоянии без посторонней помощи выполнять своевременные свои денежные обязательства. Такой анализ позволяет получить оценку суммы продаж, которая необходима, чтобы компания не имела убытков.
Итак, финансовый план является ключевым разделом текущего (годового) плана и просчитывается по результатам прогноза производства и сбыта продукции или услуг. При его разработке учитываются характеристики среды, в которой предполагается реализация намеченного – налоговые условия; изменения курса валют, по которым ведутся расчеты; дифференцированная инфляционная характеристика среды; дата начала и время реализации проекта.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.