Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 14. Учение о человеке (собеседование)





Методические рекомендации: обратить внимание на понимание природы, сущности и существования человека в различных научных школах, на концепции происхождения и эволюции человека, его расселения по планете и в Космосе (митохондриальный и мультирегиональный подходы), на идеи становления социума и разума, соотношение ноосферы и биосферы, на проблемы экологии.

1. Человек как предмет естественнонаучного познания.

2. Концепции происхождения человека.

3. Человек как биосоциальное, смысложизненное
существо.

4. Учение о ноосфере.

5. Экология.

6. Учение о сознании.

7. Социобиологические концепции.

8. Естественнонаучные концепции человеческого общества.

9. Человек в свете синергетики, кибернетики и физики. Проблема моделирования человека и его сознания.

Доклады

- Концепция ноосферы и современность.

- Человек и жизнь в Космосе.

- Экология и проблема выживания человека.

- Обозримое и необозримое будущее человечества.

Базовые понятия

Человек. Общество. Цивилизация. Этнос. Этногенез. Пассионарность. Митохондриальный, мультирегиональный подходы. Экология. Ноосфера. Интеллект. Разум. Формация. Информационное общество. Цивилизация.



ЛИТЕРАТУРА

- Барулин В.С. Социальная философская антропология. М., 1994.

- Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993.

- Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2005. Гл. 17 – 23.

- Кокин А.В., Кокин А.А. Мировоззрение. – СПб.: Алкон, 2000. Гл. 26–30.

- Рубинштейн С.Л. Человек и мир. М., 1997.

- Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

- Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Тема 15. Роль науки в реализации
социально-экономического прогресса
современного общества

Методические рекомендации: изучение данной темы позволяет уяснить процессы интеграции науки и производства (исторические и регионально-специфические формы интеграции, временные и стадиальные, масштабные параметры), сущность, основные этапы и закономерности становления научно-технического потенциала страны как основы инновационной экономики и социального государства, организационные формы НТП, взаимоотношение науки и государства в условиях глобализации процессов экономического и социального развития.



1. Наука в инновационном обществе.

2. Понятие научно-технического потенциала (НТП), его структура и способы количественной оценки; влияние на социальное и экономическое развитие современного общества.

3. Принципы финансирования, управления, оптимизации видов научно-технической деятельности в развитых странах.

4. НТП как база воспроизводства и развития человеческого потенциала в современном обществе.

5. Функции государства в управлении НТП.

Доклады

- Общее и особенное в управлении НТП в развитых странах.

- Актуальные проблемы сохранения и развития НТП современной России.

- Российская наука: состояние, место в современном мировом научном пространстве.

Базовые понятия

Национальный научно-технический потенциал (НТП), национальная исследовательская программа, научный парк, инкубатор, наукоемкие технологии, отрасли, изделия, государственная научно-техническая политика, государственный сектор науки, индикаторы науки и техники, технополис, процесс нововведения, прикладная и фундаментальная наука.

ЛИТЕРАТУРА

- Авдулов А.Н. Наука и производство: век интеграции (США, Западная Европа, Япония). М., Наука, 1992.

- Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Власть, наука, общество. Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США. М.: ИНИОН РАН, 1994.

- АвдуловА.Н., Кулькин А.М. Научные и технологические парки, технополисы и регионы науки. М.: ИНИОН РАН, 1992.

- Бернал Дж. Наука в истории общества. М.: Изд-во иностр. лит., 1956.

- Добров Г.М. Наука о науке. Киев: Наук. Думка, 1989.

- Наука России на пороге XXI века: проблемы организации и управления / Под общ. ред. С.А. Лебедева. М.: Университет. гуманит. лицей, 2000.



- Тацуно Ш. Стратегия – технополис / пер. с англ. М.: Прогресс, 1989.

- Философия науки. Под ред. Лебедева С.А. М.: Академический проспект, 2006.

Тема 16. Современное развитие науки;

Проблемы развития современной российской науки

Методические рекомендации: основная задача – осмыслить состояние, новейшие проблемы, парадоксы и перспективы развития современной науки, ее место и роль в современном противоречивом меняющемся мире, обратить внимание на специфичность наступающего нового этапа в понимании мира – постнеклассического, на противоречивость социокультурного аспекта развития современной науки. Кроме того, следует усвоить, что а) естествознание небезлико: его осуществляют личности; б) хотя естествознание непосредственно не затрагивает интересы политики и т.д., но опосредованно связано с ними, поэтому важную роль в науке играют этика ученых, свобода творчества и ответственность.

1. Общие особенности и закономерности развития современного естествознания.

2. Постнеклассический этап современной науки (опорные принципы, специфические формы организации, изменение социальной ориентации науки, наука как производительная и социальная сила).

3. Методы и методология современной науки.

4. Интеграция естественных, гуманитарных и технических наук.

5. Научные революции XX в., наука и научно-техни­ческая революция второй половины XX – начала XXI вв.

6. Трудности и парадоксы развития современной науки.

7. Место российской науки в системе мировой науки и ее современные проблемы.

8. Личность современного ученого и этика науки.

Доклады

- Неклассическая и постнеклассическая наука: специфика и взаимосвязь.

- Наука – социальная сила.

- Информационный взрыв, насыщение.

- Информационные технологии.

- Нанотехнологии.

- Современный ученый и ученый прошлого. Этика и ответственность.

Базовые понятия

Постнеклассическая наука. Научно-техническая революция. Информатика. Биотехнология. Наука как производительная и социальная сила. Интеграция, дифференциация наук. МНТК, НПО, НТО. Невидимые научные колледжи. Науковедение, наукометрия. Технологический переворот. Личность ученого. Типология ученых. Этика науки.

ЛИТЕРАТУРА

- Бабушкин А.Н. Современные концепции естествознания. Курс лекций. СПб – М.–Краснодар, 2004.

- Войтов И.Г. История и философия науки. М., 2004.

- Горелов А.А. Концепции современного естествознания. М., 2005. Гл. 24, 25.

- Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998.

- Дидык М.А., Ерыгин А.Н. Личность и культура в эпоху модернизации. Ростов н/Д, 2003.

- Концепции современного естествознания. Под ред. Самыгина С.И. Ростов н/Д, 2004. Разд. II, гл. 10.

- Кохановский В.П. и др. Философия науки. Ростов н/Д, 2005.

- Краткий миг торжества. М.1989.

- Мир вокруг нас. М., 1983.

- Петров М.К. Социокультурные основания развития современной науки. М., 1992.

- Селье Г. От мечты к открытию. М., 1987.

 

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНАМ

1. Предмет курса «Концепции современного естествознания» и социальные функции естественных наук.

2. Две культуры: естественнонаучная и гуманитарная.

3. Естествознание в системе наук, специфика естественнонаучного познания.

4. Внутренние закономерности развития естествознания.

5. Наука, религия и философия; естественнонаучное, философское и религиозное мировоззрение.

6. Экстенсивные и интенсивные этапы развития науки.

7. Роль естествознания в научно-техническом прогрессе.

8. Классификация естественных наук.

9. Особенности методологии и методов естествознания, естественнонаучная и философская методология.

10. Эмпирический и теоретический уровни естествознания, их специфика, роль в научном познании и взаимосвязь. Эмпиризм и рационализм.

11. Классификация методов естествознания и их роль в познании.

12. Формы естественнонаучного познания: факт, проблема, идея, гипотеза, теория.

13. Закон, категория, парадигма как инструменты естественнонаучного познания.

14. Математизация естествознания, математика – язык науки.

15. Понятие и познавательное значение естественнонаучной картины мира и стиля научного мышления.

16. Объективные общие и специфические предпосылки возникновения и развития представлений о природе в архаическом и раннетрадиционном обществе.

17. Непосредственные предпосылки и процесс формирования стихийно-натуралистического знания.

18. Мифологическая картина мира.

19. Возникновение и значение философии как праматери науки и создание натуралистической картины мира.

20. Основные типы натуралистических концепций.

21. Предпосылки становления классической науки
и научной модели природы.

22. Особенности механистической картины, ее значение для развития науки и историческое место.

23. Предпосылки неклассического естествознания, революция в естествознании конца XIX – начала XX вв.

24. Социокультурные, философско-методологические и естественнонаучные основы неклассической модели мира.

25. Основные принципы и содержание неклассической картины мира.

26. Постмодерн в науке и формы его проявления.

27. Взаимосвязь неклассической и классической картин природы в современных условиях.

28. Структурные уровни и виды материи.

29. Движение – способ существования материи. Основные формы движения материи и их взаимосвязь. Механицизм, редукционизм, энергетизм.

30. Пространство и время, пространственно-временной континуум.

31. Корпускулярная и континуальная концепции описания природы.

32. Понятие космогонической и космологической концепций.

33. Концепции и взгляды на структуру Метагалактики.

34. Звездная стадия эволюции галактик, синтез элементов в звездах.

35. Эволюция звезд (карлики, нейтронные звезды, черные дыры).

36. Планетарные системы.

37. Концепции происхождения и эволюции Солнечной системы, Земли.

38. Взаимосвязь и взаимообусловленность явлений природы, типы взаимодействий.

39. Порядок и хаос в материальном мире, роль синергетики в осмыслении этих явлений.

40. Самоорганизация и эволюция материального мира.

41. Понятие и специфика законов природы, закон
и принцип, законы объективные и законы науки.

42. Динамические и статистические закономерности
в природе.

43. Законы соответствия и превращения.

44. Законы дальнодействия и близкодействия, состояние.

45. Принципы относительности, дополнительности, соответствия.

46. Принципы универсального эволюционизма.

47. Химические системы, энергетика химических процессов, реакционная способность веществ.

48. Понятие преджизни и жизни.

49. Концепции возникновения и развития жизни на Земле.

50. Глобальная проблема выживания всего живого на Земле.

51. Генетика и воспроизводство жизни.

52. Синтетическая теория эволюции и коэволюции.

53. Человек как объект и предмет естественнонаучного познания.

54. Концепции происхождения человека.

55. Человек как биосоциальное, смысложизненное существо.

56. Учение о ноосфере.

57. Экология и экологические проблемы.

58. Социобиологические концепции.

59. Естественнонаучные концепции человеческого общества.

60. Человек в свете синергетики, кибернетики и физики. Проблема моделирования человека и его сознания.

61. Общие особенности, проблемы и парадоксы развития современного естествознания.

62. Постнеклассический этап современной науки.

63. Интеграция естественных, гуманитарных и технических наук.

64. Научные революции XX в., наука и научно-техни­ческая революция второй половины XX – начала XXI вв.

65. Место российской науки в системе мировой науки и ее современные проблемы.

66. Личность ученого, проблемы свободы творчества и ответственности естествоиспытателей.

67. Научная этика, биоэтика.

68. Роль ценностей в науке, объективность в научном творчестве.


 

ТЕСТЫ (для самостоятельной проработки)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.