Сделай Сам Свою Работу на 5

Судебная система и органы контроля Ватикана





Правовая системы Ватикана

Правовая система Ватикана основана на каноническом праве (jus canoni-cum), законодательстве самого Ватикана и Италии.

Главными источниками действующего в государстве-городе Ватикане права являются: а) Кодекс канонического права (Codex Juris Canonic) и апостолические постановления; б) законы, промульгированные для города Ватикана Верховным главой церкви или делегированной им властью, а также постановления, издаваемые компетентными властями.

Согласно закону Ватикана об источниках законодательства от 1929 г. в Ватикане с рядом оговорок применяются Уголовный, Гражданский и соответствующие процессуальные кодексы Италии, а также ряд иных итальянских законов. Регулирование ряда гражданских отношений было оставлено за каноническим правом. К таким отношениям отнесены: дееспособность для совершения юридических действий по приобретению имущества и распоряжению им по договорам как между светскими и духовными лицами, являющимися ватиканскими гражданами, так и на случай их смерти; браки; действие давности в отношении церковного имущества; дарения и отказы на случай смерти в пользу религиозных учреждений.



Основу канонического права католической церкви составляют решения церковных соборов и постановления римских пап. Согласно доктрине Ватикана конечным материальным источником канонического права является «божественное право». Исторически каноническое право складывалось в значительной мере на основе римского права и служило его «проводником» во многих странах мира, где действовали христианские церкви. В этом качестве оно сыграло важную роль в развитии многих правовых систем. Первые сборники канонов появились еще в IV в. А в XII в. была проведена первая кодификация канонического права болонским монахом Грацианом в Трактате «Согласование разноречивых канонов», который получил значение источника права под названием «Декрет Грациана».

В период правления Папы Григория XIII в 1582 г. трактат Грациана был переработан и издан под названием «Свод канонического права» (Corpus Iuris Сапо-nici). В этот период к сфере канонического права и церковной юрисдикции относились и внецерковные правоотношения – брачно-семейные, имущественные и др. С ослаблением светской власти пап церковная юрисдикция ограничивалась, а каноническое право все больше сближалось с собственно церковным правом.



Современное каноническое право представляет собой совокупность канонов как религиозно-правовых предписаний, регулирующих преимущественно отношения внутри церковной организации и вопросы брака. Оно лишь формулирует некоторые принципы общественных отношений, которым для соблюдения христианской морали светское право должно придать силу и которыми должны руководствоваться верующие. Как и любое конфессиональное право, каноническое право католической церкви является не территориальным, а персональным. Оно выступает ныне в качестве одной из мировых правовых систем, влияние которой распространяется на десятки стран.

Его нормы были систематизированы в Кодексе канонического права, изданном Папой Бенедиктом XV в 1917 г. Кодекс состоял из 2414 канонов, объединенных в 5 книг. Последние охватывали систему источников канонического права, так называемое конституционное право церкви, таинство, учительство, церковное право наследования и канонические процедуры судопроизводства. Однако, заменить множественность источников канонического права единым все же не получилось. Так Кодекс не отменял договоров Святого Престола с различными нациями, допускал отдельные обычаи и законы, противоречащие его указаниям, почти не касался восточных католических церквей.

Кроме того, после 1917 г. были изданы многочисленные церковные законы, исправляющие или дополняющие Кодекс Бенедикта. Кодификация канонического права восточных католических церквей была завершена в 1945 г. с публикацией проекта Восточного кодекса канонического права (Codex Iuris Canonici Orientalis). Он был обнародован Папой поэтапно, в 1949–1957 гг., и не полностью.



Очередная правовая реформа была начата в 1983 г. когда Папа Иоанн Павел II утвердил новый Кодекс канонического права для латинской католической церкви. Кодекс 1983 г. и содержит 1752 канона, распределенных на 7 книг.

В первой книге кодифицированы общие нормы, в принципе применимые ко всем областям канонического права. Вторая книга, озаглавленная «О Народе Божьем», объединяет совокупность канонических норм относительно конституциональной структуры католической церкви латинского обряда. Третья книга «Об учительском служении Церкви» и четвертая книга «О святительском служении Церкви» содержат юридическую регламентацию двух основных функций церкви: провозвестия Слова Божьего и совершения таинств. Пятая книга регулирует управление церковным имуществом, а шестая – наложение канонических санкций. Последняя, седьмая книга «О процессах» посвящена каноническим процедурам. В Кодексе широко применяются отсылки к обычаям и частным законам.

Новый Кодекс канонов восточных церквей (Codex Canonum Ecclesiarum Orientalium) Папа Иоанн Павел II обнародовал в 1990 г. Однако, он содержит лишь положения, общие для 21 восточной католической церкви. В остальных случаях Кодекс отсылает к партикулярному праву каждой из них.

Последние кодексы включают значительное количество канонических норм, относящихся к сфере брачно-семейных отношений. В настоящее время матримониальное каноническое право Ватикана находит весьма широкое применение во всех странах, где есть католические общины и признается (в той или иной мере) церковный брак. Эти канонические нормы устанавливают, в частности, препятствия к браку, форму его заключения, условия для смешанных браков, права и обязанности супругов, принцип абсолютной нерасторжимости брака. При отсутствии института развода признаются все же две формы расторжения брака: провозглашение несостоятельности (констатация факта, что эти узы никогда не были действительным образом установлены) и расторжение брачных уз (разрыв действительным образом установленных брачных уз в исключительных случаях: признания супруга умершим, крещения полигамного супруга и т. п.). Католическое каноническое право строго запрещает аборты и планирование рождаемости.

Изучить каноническое право можно на курсах в самом Ватикане, что и делают студенты из многих стран мира.

 

Судебная система и органы контроля Ватикана

В Ватикане согласно Основному закону судебная власть осуществляется от имени Папы, органами, строящимися в соответствии с судебной системой государства.

Судебная власть по гражданским делам, неподсудным единоличному судье, и по уголовным делам осуществляется в обычном порядке судами первой инстанции и Высшим церковным апелляционным судом – Священной римской ротой; в чрезвычайных случаях допускается обжалование в Верховный суд сигнатуры. Священная римская рота является также апелляционной инстанцией по отношению к церковным судам вне пределов Ватикана (в основном по брачно-семейным делам). Назначение и отзыв судейского персонала сохраняется за Папой. Дисциплинарная власть осуществляется Верховным судом сигнатуры.

Папа имеет право по любому гражданскому или уголовному делу и во всех стадиях его производства передать дело комиссии с предоставлением ей права вынести решение согласно справедливости и без права какого-либо дальнейшего обжалования.

Право помилования, амнистии, освобождения от наказания и смягчения наказания во всех случаях сохраняется за Верховным главой церкви.

На практике все уголовные дела, подпадающие под юрисдикцию Ватикана, разрешаются судами Италии.

По количеству преступлений на душу населения (1,5) Ватикан можно назвать самым криминальным государством мира. Преступность здесь в 20 раз превышает аналогичные показатели в соседней Италии, хотя на каждых четырех человек приходится швейцарский гвардеец, не говоря уже об агентах безопасности и полицейских, охраняющих музеи. На 492 человека, проживающих в Ватикане, приходится 341 гражданское дело и 486 уголовных

Большинство правонарушений составляют карманные кражи, причем совершают их иностранцы. 90 % преступлений остаются безнаказанными. Это происходит не из-за христианского милосердия, а потому что ворам легко пересечь границу и оказаться "за рубежом", в Италии. Но даже если бы всех правонарушителей сажали в тюрьму, в Ватикане все равно не нашлось бы места, так как в этом государстве нет тюремной системы.

В то же время в апреле 2005 года, когда умирал Папа Римский Иоанн Павел II, на площади святого Петра собрались шесть миллионов паломников. В те дни не было зафиксировано ни единого случая воровства.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.