Сделай Сам Свою Работу на 5

Изобразительные возможности лексики





Изобразительные средства языка.

Перечень тропов Значение термина Пример
Гипербола Средство художественного изображения , основанного на преувеличении Глаза громадные, как прожекторы ( В. Маяковский )
Гротеск Предельное преувеличение , придающее образу фантастический характер Градоначальник с фаршированной головкой Салтыкова-Щедрина.
Ирония Осмеяние, содержащее в себе оценку того , что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположен ему , подразумеваемый Откуда, умная, бредёшь ты, голова? ( И. Крылов )
Литота Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении ( в противоположность гиперболе ) Талии никак толще бутылочной шейки (Н.Гоголь)
Метафора, развёрнутая метафора Скрытное сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту . Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ. Со снопом волос твоих овсяных / Отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин).
Метонимия Вил тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, названии профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населенного пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения. Когда же берег ада Навек меня возьмет, Когда навек уснет Перо, моя отрада… (А.С.Пушкин).
Олицетворение Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О чем ты воешь, ветер ночной, / О чем так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев)
Перифраз (или перефраза) Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительностью речи. Царь зверей (вместо лев).
Синекдоха Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым. Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Швед, русский колет, рубит, режет.
Сравнение Прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением. Лед окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.(Н.Некрасов)
Эпитет Образованное определение; слово, определяющие предмет и подчеркивающие его свойства. Отговорила роща золотая / Берёзовым весёлым языком (С.Есенин).
Антономазия Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного Мы все глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин)

Фигуры речи.





Анафора(или единоначатие) Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. Люблю тебя, Петра творенье, /Люблю твой строгий, стройный вид…(А.С.Пушкин)
Антитеза Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов. Ты и убогая, / Ты и обильная, /Ты и бессильная,/ Матушка Русь! (Н.Некрасов).
Градация (постепенность)-стилистическое средство, позволяющие воссоздать событие или действие, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости. Не жалею, ни зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)
Анадипюзик Фигура стыка, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы. Память о Вас тихим домком. / Тихий домок Вам – под замок. (М.Цветаева).
Инверсия Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи. Швейцара мимо он стрелой /Взлетел по мраморным ступеням.(А.С.Пушкин)
Лексический повтор Намеренное повторение в тексте одного и того же слова Как пошли наши ребята/ В красной гвардии служить-/ Буйну голову сложить (А.Блок)
Оксюморон Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом. Мертвые души, живой труп.
Риторический вопрос, восклицание, обращение. Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи. Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие. А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов…(М.Лермонтов)
Умолчание Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чем пойдет речь во внезапно прерванном высказывании. Пойдешь скоро ты домой: /Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень, / Никто не озабочен. (М.Лермонтов)
Элипсис Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу Мы села – пепел, грады – в парах, В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский)
Симплока Соединение в тексте анафоры и эпифоры Привычные к степям – глаза , Привычные к слезам – глаза.
Зевгма Приём при котором намеренно нарушается логически з-н: в перечислительный ряд однородных членов включают компоненты логически неоднородных членов  

Изобразительные возможности лексики



 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.