|
Изобразительные возможности лексики
Изобразительные средства языка.
Перечень тропов
| Значение термина
| Пример
| Гипербола
| Средство художественного изображения , основанного на преувеличении
| Глаза громадные, как прожекторы ( В. Маяковский )
| Гротеск
| Предельное преувеличение , придающее образу фантастический характер
| Градоначальник с фаршированной головкой Салтыкова-Щедрина.
| Ирония
| Осмеяние, содержащее в себе оценку того , что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным будет не прямо высказанный, а противоположен ему , подразумеваемый
| Откуда, умная, бредёшь ты, голова? ( И. Крылов )
| Литота
| Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении ( в противоположность гиперболе )
| Талии никак толще бутылочной шейки (Н.Гоголь)
| Метафора, развёрнутая метафора
| Скрытное сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту . Иногда всё стихотворение представляет собой развёрнутый поэтический образ.
| Со снопом волос твоих овсяных / Отоснилась ты мне навсегда. (С.Есенин).
| Метонимия
| Вил тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, названии профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населенного пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.
| Когда же берег ада Навек меня возьмет, Когда навек уснет Перо, моя отрада… (А.С.Пушкин).
| Олицетворение
| Такое изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.
| О чем ты воешь, ветер ночной, / О чем так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев)
| Перифраз (или перефраза)
| Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительностью речи.
| Царь зверей (вместо лев).
| Синекдоха
| Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.
| Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин) Швед, русский колет, рубит, режет.
| Сравнение
| Прием, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.
| Лед окрепший на речке студёной словно как тающий сахар лежит.(Н.Некрасов)
| Эпитет
| Образованное определение; слово, определяющие предмет и подчеркивающие его свойства.
| Отговорила роща золотая / Берёзовым весёлым языком (С.Есенин).
| Антономазия
| Троп, состоящий в употреблении собственного имени в значении нарицательного
| Мы все глядим в Наполеоны… (А.С.Пушкин)
|
Фигуры речи.
Анафора(или единоначатие)
| Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф.
| Люблю тебя, Петра творенье, /Люблю твой строгий, стройный вид…(А.С.Пушкин)
| Антитеза
| Стилистический прием контраста, противопоставления явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.
| Ты и убогая, / Ты и обильная, /Ты и бессильная,/ Матушка Русь! (Н.Некрасов).
| Градация
| (постепенность)-стилистическое средство, позволяющие воссоздать событие или действие, мысли и чувства в процессе, в развитии, по возрастающей или убывающей значимости.
| Не жалею, ни зову, не плачу, / Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин)
| Анадипюзик
| Фигура стыка, заключающаяся в повторении последнего элемента в начале следующей фразы.
| Память о Вас тихим домком. / Тихий домок Вам – под замок. (М.Цветаева).
| Инверсия
| Перестановка; стилистическая фигура, состоящая в нарушении общеграмматической последовательности речи.
| Швейцара мимо он стрелой /Взлетел по мраморным ступеням.(А.С.Пушкин)
| Лексический повтор
| Намеренное повторение в тексте одного и того же слова
| Как пошли наши ребята/ В красной гвардии служить-/ Буйну голову сложить (А.Блок)
| Оксюморон
| Сочетание противоположных по значению слов, не сочетающихся друг с другом.
| Мертвые души, живой труп.
| Риторический вопрос, восклицание, обращение.
| Приёмы, использующиеся для усиления выразительности речи.
Риторический вопрос задается не с целью получить на него ответ, а для эмоционального воздействия на читателя. Восклицания и обращения усиливают эмоциональное восприятие.
| А вы, надменные потомки / Известной подлостью прославленных отцов…(М.Лермонтов)
| Умолчание
| Фигура, предоставляющая слушателю самому догадываться и размышлять, о чем пойдет речь во внезапно прерванном высказывании.
| Пойдешь скоро ты домой: /Смотри ж… Да что? Моей судьбой, Сказать по правде, очень, / Никто не озабочен. (М.Лермонтов)
| Элипсис
| Фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу
| Мы села – пепел, грады – в парах, В мечи – серпы и плуги. (В.Жуковский)
| Симплока
| Соединение в тексте анафоры и эпифоры
| Привычные к степям – глаза , Привычные к слезам – глаза.
| Зевгма
| Приём при котором намеренно нарушается логически з-н: в перечислительный ряд однородных членов включают компоненты логически неоднородных членов
|
|
Изобразительные возможности лексики
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|