Сделай Сам Свою Работу на 5

Учебно-методические рекомендации





Для студентов по изучению дисциплины (модуля)

Общие положения

Организация самостоятельной работы студентов имеет цель:

– систематизировать и расширить их теоретические знания;

– научить работать с учебной и научной литературой, проводить ее анализ и делать выводы;

– стимулировать профессиональный рост студентов, воспитывать творческую активность и инициативу.

Домашняя самостоятельная работа студентов организуется преподавателем в соответствии с календарным планом изучения дисциплины и предполагает:

– изучение лекционного материала, чтение рекомендуемых литературных источников, ответы на контрольные вопросы или тесты и т.д.;

– самостоятельное изучение материала по заданным преподавателем темам;

– подготовку к «круглому столу» и к деловой игре.

Самостоятельная работа студентов занимает по существу центральное место в системе подготовки бакалавров, будучи обусловленной практико-ориентированными составляющими процесса обучения.

Образование во всех его формах должно опираться на целеустремленную, последовательную самостоятельную работу по изучению предмета, ибо иным путем достигнуть нужного результата невозможно. Как всякий труд, процесс овладения научными знаниями должен осуществляться систематически и в определенном порядке.



Курс «История государства и права зарубежных стран »предназначен для студентов 1 курса, обучающихся по направлению «Юриспруденция».

Следует иметь в виду, что студенты, приступающие к изучению указанной дисциплины, далеко не всегда владеют навыком самостоятельной работы, как того требует высшее профессиональное образование.

В связи с изложенным следует рекомендовать преподавателям использовать методики, позволяющие раскрыть содержание категорий наиболее наглядным, понятным способом, с использованием примеров, ассоциаций, аналогий и пр. Также желательно использовать схемы, таблицы, которые, пусть и в упрощенном виде, но помогают усваивать материал, лучше запоминаются.

Студентам, изучающим дисциплину «История государства и права зарубежных стран», рекомендуем использовать все доступные возможности для усвоения материала. Так, необходимо, во-первых, приобретать навык творческой записи материала во время лекционных занятий. Студент должен учиться не просто фиксировать диктовку преподавателя, а стараться своими словами излагать материал, особенно в том случае, когда даются примеры, ассоциативные ряды, сравнения по аналогии. Это помогает в дальнейшем задержать в памяти суть познаваемых явлений. Во-вторых, необходимо максимально использовать рекомендации преподавателя на лекционных занятиях по поводу изучения отдельных аспектов, проблем темы. В-третьих, при подготовке к семинарским занятиям необходимо, базируясь на содержании лекций как методологической базе, изучать рекомендуемую литературу, подготовить конспекты выступлений по вопросам, выносимым на обсуждение. В-четвертых, важной стороной при изучении материала является выполнение заданий для самостоятельной работы. Последние призваны дать возможность студентам закреплять теоретические знания, сопоставлять содержание категорий, оперировать ими, выполняя одну из главных задач – приобретение навыков работы с абстрактными понятиями, категориями, выявлению их взаимозависимостей, причинно-следственных связей между ними. Выполнение заданий для самостоятельной работы должно происходить под контролем преподавателя, в подавляющем большинстве случаев – в письменном виде. В-пятых, особое внимание необходимо уделять усвоению базовых категорий правоведения, теории государства и права, истории государства и права, список которых должен быть утвержден на заседании кафедры. В-шестых, необходимо прививать студентам навык к работе на опережение, дабы изучению тех или иных тем на занятиях предшествовала элементарная проработка учебного материала.





При изучении курса особое внимание необходимо уделить, с одной стороны, связи с общественными дисциплинами, которые изучались в рамках среднеобразовательной программы: историей, литературой, обществознанием. При этом необходимо иметь в виду определенный крен школьной программы в сторону изучения естественно-научных дисциплин. Кроме того, нужно ориентировать студентов на связь теории государства и права с другими гуманитарными науками, изучение которых входит в учебный план по направлению «Юриспруденция» – философией, экономикой, политологией, социологией, а также с другими юридическими науками – теорией государства и права, конституционным правом, отраслевыми юридическими дисциплинами.

Самостоятельная работа студентов предусматривает несколько разновидностей деятельности: освоение теоретического материала по дополнительной литературе и источникам, подготовку к семинарским и индивидуальным занятиям, изучение необходимой нормативно-правовой базы. Студенты должны осуществлять изучение рекомендованной учебной и научной литературы, готовить конспекты лекций, обращаться за консультацией к преподавателям по мере необходимости, готовить развернутые письменные ответы на вопросы, предлагаемые к семинарскому занятию, а также по иным вопросам, которые выносятся на промежуточные и итоговые аттестации.

Самостоятельная работа студентов осуществляется в системе с традиционными формами обучения, в частности, проведением семинарских занятий. В рамках самостоятельной работы используется методика подготовки письменных аналитических работ, выполнения расчетных работ, проектной деятельности в составе малых групп, составления различных видов планов, таблиц, схем, обзоров, написание рефератов, выполнения творческих заданий.

Таким образом, в целом при изучении истории государства и права, независимо от соотношения с традиционными формами обучения, используются следующие виды самостоятельной работы:

– Предварительное ознакомление с программой курса перед лекцией;

– Изучение вопросов практического занятия в соответствии с его темой;

– Работа с дополнительной учебной, научной и справочной литературой по отдельным темам учебной дисциплины;

– Ознакомление с текстами научных работ, правовых документов, содержащихся в Хрестоматии по истории государства и права зарубежных стран, как при подготовке к практическому занятию, так и при уяснении студентами интересующих их вопросов;

– Решение правовых казусов, предложенных преподавателем, а также содержащихся в соответствующих учебных пособиях, как при подготовке к практическому занятию, так и при усвоении интересующих студентов тем;

– Подготовка рефератов, сообщений для выступлений на практических занятиях;

– Подготовка докладов на студенческих научных кружках и конференциях.

Образовательные технологии. Учебный план предполагает проведение как лекционных, так и семинарских занятий. В лекционных занятиях раскрываются основы теоретических знаний по дисциплине, освещаются наиболее сложные и актуальные вопросы курса. Семинарские занятия имеют целью формирование у студентов умения юридического анализа конкретных жизненных ситуаций и правильного применения к ним соответствующего нормативно-правового акта.

В связи с тем, что бакалаврская подготовка предполагает практико-ориентированное обучение, основной формой изучения курса является проведение семинаров. На семинарских занятиях рассматриваются важнейшие проблемы и вопросы, анализируются юридические документы, отдельные научные работы, оставившие наиболее заметный вклад в истории юридической науки. Прежде всего на семинарских занятиях студенты получают навыки публичного обсуждения материала, его всестороннего анализа, решения юридических казусов по соответствующим темам, которые позволяют использовать указанную форму обучения.

Составной частью процесса обучения является проведение практических занятий с активным использование инновационных образовательных методик, основанных на индивидуально-деятельностном подходе. Практические занятия проводятся в форме деловых игр, ролевых игр, решения ситуативных задач и казусов и их последующим обсуждением. На занятиях отдельные вопросы обсуждаются с применением таких методик активного обучения, как «мозговой штурм», «займи и обоснуй позицию», работа в малых группах. По отдельным темам студенты дают правовую оценку ситуации, возможные варианты ее решения с применением правовых норм, квалифицируют юридически значимые деяния. Также студенты составляют схемы, сравнительно-правовые таблицы, систематизируют действующее законодательство и практику его применения.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки «Юриспруденция» реализация компетентного подхода предусматривает преимущественное использование интерактивных методов проведения занятий по большинству дисциплин, в том числе и по истории государства и права, в частности:

Мозговой штурм

Преподаватель формулирует учебную проблему, определяет правила и условия коллективной работы. Образует группы по 3 – 5 человек и экспертную группу (хорошо подготовленные студенты, которые умеют аргументировать свое мнение). Затем преподаватель ставит вопросы, подводящие обучающихся к проблеме, которую надо быстро решить. Штурм поставленной проблемы во всех группах одновременно – 10-15 минут. Эксперты фиксируют идеи, оценивают работу каждого обучающегося, соблюдение правил. Затем эксперты обсуждают, отбирают и оценивают лучшие идеи, сообщают о результатах работы, публично защищают свою точку зрения.

Технология проекта при обучении истории.

Проект – это модель будущего, то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности. Проектный метод в образовании – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности обучающихся, развития креативности (творчества) и одновременно формирования определенных личностных качеств. Три кита, на которых держится данная технология: самостоятельность, деятельность, результативность. Виды проектов информационные, игровые, исследовательские, творческие. По содержанию: межпредметные (история государства и права, теория государства и права). По способу выполнения: индивидуальные и групповые. Последовательность действий студентов в работе над проектом:

1) определение темы и цели проекта, формирование рабочих групп;2)планирование работы над проектом, постановка задач перед каждой группой;

3) обсуждение задач, поиск решений («мозговой штурм»);4)выполнение проекта;

5) описание проекта;

6) защита проекта;

7)оценка результатов.

Результативность работы над проектом определяется по формированию практических учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением. Учебно-познавательный проект – это поиск решения проблемы обучающимися.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.