Сделай Сам Свою Работу на 5

Законодательное регулирование прав на результаты интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации в рамках проекта части IV Гражданского кодекса РФ





 

Разработана часть четвертая Гражданского кодекса, принятая Государственной Думой Российской Федерации и вступившая в действие с 1 января 2008 г. «Кодекс состоит из 9 глав:

· Глава 69. Общие положения.

· Глава 70. Авторское право.

· Глава 71. Права, смежные с авторскими.

· Глава 72. Патентное право.

· Глава 73. Право на селекционные достижения.

· Глава 74. Право на топологии интегральных микросистем.

· Глава 75. Право на секреты производства (ноу-хау).

· Глава 76. Права на средства индивидуализации юридического лица, товаров, работ, услуг, предприятий и информационных ресурсов.

· Глава 77. Право использования результатов интеллектуальной деятельности в составе единой технологии.»

 

Концептуальные положения кодекса в необходимой степени обеспечивают решение следующих задач:

- введение в законодательство об интеллектуальной собственности норм, регулирующих обращение (отчуждение, предоставление в пользование, залог) объектов интеллектуальной собственности;

- расширение и усиление защиты авторов и других обладателей исключительных прав (на содержание баз данных информационных систем, на доменные имена и некоторые другие);



- усиление гражданско-правовой ответственности за нарушения прав, в том числе путем введения новых видов такой ответственности;

- отражения в российском законодательстве положений, вытекающих из международных обязательств Российской Федерации в сфере интеллектуальной собственности.

 

 

4. ТЕКУЩЕЕ СОСТОЯНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В передовых странах разработка и внедрение технологических инноваций является решающим фактором социального и экономического развития, залогом экономической и национальной безопасности.

Производственный потенциал многих развивающихся стран сосредоточен на начальных стадиях цикла: в ресурсодобывающей и перерабатывающей промышленности. Если развитые страны имеют избыточные мощности в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции, значительная доля которых экспортируется, то развивающиеся страны экспортируют первичные ресурсы, энергоносители и продукты их переработки, импортируя конечную продукцию перерабатывающей и обрабатывающей промышленности. Такой тип технологической структуры в мировой практике принято называть колониальным.



Вместе с тем некоторые промышленно развитые страны имеют достаточно развитую добывающую промышленность, а ряд развивающихся стран обладает вполне современными технологиями в обрабатывающей промышленности и производстве конечной продукции.

В настоящее время скорость, объём и глубина инновационного процесса во многом определяют экономический и политический вес страны на мировой арене. Так в недавнем выступлении Николя Саркози, президента Франции, он особо отметил, что видит главную роль в наращивании национальной мощи Франции в глубоких социальных и экономических изменениях. Он в частности сказал – «21 век – век изменений. Те, кто не смогут успеть за постоянно растущими темпами глобальных изменений в мире останутся на обочине истории». Не больше, не меньше!

И в нашей стране, благодаря удачной конъюнктуре сырьевых мировых рынков, оказалось возможным включиться в мировой инновационный процесс. В России наблюдаются рост темпа внедрения инноваций в общественной, духовной, экономической и политической сферах. И самое главное с приходом нового поколения людей на руководящие должности, существенно снизился уровень «страха пред нововведениями».

Не смотря на то что, в настоящей исторической перспективе, наблюдаются положительные макроэкономические тенденции, общий уровень экономики страны похож, всё ещё, на колониальную экономику развивающихся стран, имеющих ресурсную ориентацию. Правда в отличие от этих стран Россия располагает весьма значительными мощностями в обрабатывающей промышленности и в сфере обороны.



После изменения государственного строя в 1991 году и ускоренного перехода России к рынку состояние и изменения технологической структуры экономики страны практически не интересовали государственную власть. Неудивительно, что промышленно развитые государства, стали воспринимать нас как развивающуюся страну.

В результате замедлилось обновление производственных мощностей, нарушились кооперационные связи. Если принять во внимание, что переход к рынку сопровождался практически насильственной приватизацией, то становится ясно, почему в России в два раза сократился ВВП, резко снизились объемы промышленного производства. Целесообразно оценить деятельность хозяйствующих субъектов, направленную на выполнение задач, сформулированных президентом России в Послании Федеральному Собранию, с учетом их научно-технического потенциала. Показатели в основном неутешительные: численность специалистов, занятых научно-техническими исследованиями и разработками составляет 895 тысяч человек, по данным на 2003 год. Из них исследователей - 428 300 человек. В сравнении с советскими временами число исследователей сократилось более чем на 400 000 человек, то есть в 1,9 раза. Важно Численность КБ уменьшилась в 2,9 раза, а проектных и проектно-конструкторских организаций - в 6,2 раза.

 

 

Основные виды технологической инновационной деятельности организаций составляют (по данным на 2004 год):

 

 

5. ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

5.1 Банк Развития

Государство создаёт особую структуру, призванную осуществлять целевое финансирование инновационной деятельности в РФ. В подкрепление деятельности банка, будет создана нормативно правовая база. Банк будет создаваться на базе Внешэкономбанка, его дочернего РосЭксимБанка и государственного Российского банка развития (РосБР).

Главные задачи Банка развития - финансирование инфраструктурных проектов, «участие в финансовой поддержке малого и среднего предпринимательства посредством финансирования кредитных организаций и юридических лиц, осуществляющих поддержку малого и среднего предпринимательства» (через рефинансирование кредитующих его банков), высокотехнологичных производств и российского экспорта.

Понятие высокотехнологичного производства - весьма растяжимое. Скорее, проекты с высокой добавленной стоимостью. Это дело хорошее, но весьма рискованное. То есть, по сути - венчурные проекты. Что же касается экспорта, то здесь главная загвоздка - страхование. И банк - не страховое агентство.

«Глава Внешэкономбанка В.Дмитриев полагает разумным закрепить за БР участие в экспертизе инвестиционных проектов, их сопровождение, в том числе посредством вхождения в капитал и руководящие органы реализующих проект компаний.»

«До 2011 года банк вложит в инфраструктуру, энергетику, ЖКХ, сельское хозяйство, ВПК около $35 млрд.»

Эксперты на основании статистического исследования развития среднего бизнеса в период с 2000 по 2005 год (объектом анализа были 5 тысяч компаний с оборотом от 10 до 100 млн. долларов) пришли к таким выводам:

В среднем бизнесе уже присутствует большой сегмент компаний, которые активно модернизировались. Таких компаний примерно треть.

За 2004-2005 годы в суммарном основном капитале среднего бизнеса доля модернизированных компаний выросла до 60%.

Среди этих модернизированных компаний только треть показывает быстрый рост выручки и высокую прибыль одновременно.

Лидеры вкладывают деньги в развитие собственных систем распространения продукции и оставляют прибыли у себя.

Этим объясняется рыночный спрос на инфраструктурный капитал.

Эксперты характеризуют успешную компанию среднего бизнеса как компанию с современным оборудованием и большими производственными возможностями для расширения выпуска. Но с очень высокими затратами на аренду помещения, коммунальные услуги и высокими затратами на системы распространения (логистика, дилеры, склады). С очень небольшим долговым обременением.

5.2 Российская венчурная компания

В 2006 году Правительство РФ учредило «Российскую Венчурную Компанию» (РВК). Это сеть из 10-15 венчурных фондов с совокупным капиталом в 30 млрд. руб. Суммарный объем господдержки - 15 млрд. руб. Разработаны требования к фондам, желающим получить в управление государственные деньги. Фонд должен инвестировать в небольшие компании, с объемом продаж менее 150 млн. рублей. «Установить, что Положение об Инвестиционном фонде Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 2005 г. N 694 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 48, ст. 5043), в части получения положительного заключения инвестиционного консультанта, обязательности прохождения инвестиционным проектом процедуры отбора инвестиционных проектов, ограничения минимальной сметной стоимости инвестиционного проекта, необходимости предоставления коммерческими организациями, участвующими в реализации инвестиционного проекта, средств в размере не менее 25 процентов сметной стоимости проекта»

«Компании-получатели денег должны быть инновационными - то есть действовать в рамках одного из приоритетных направлений развития науки и техники.» Запрещено инвестировать в сырьевые, традиционные компании, в игорный бизнес и т.п.. Средства фонда нужно вложить не менее чем в 8 компаний за 5 лет, а срок существования самого фонда ограничен 10 годами. 1% капитала должны предоставить сами управляющие фондом лица.

Важный аспект - венчурные компании являются спутниками крупных, мощных компаний, которые и потребляют научный продукт вместе с компанией-носителем этого продукта.

5.3 Технопарки.

Технопарк - это организация, управляемая профессионалами, чьей целью является повышение благосостояния общества через продвижение инноваций и конкурентоспособности, связанных с ней бизнесов и образовательных и исследовательских учреждений. «Технопарки в сфере высоких технологий должны предоставлять набор необходимых услуг предприятиям, размещенным на территории технопарка в сфере высоких технологий, что позволит этим предприятиям получить значительную экономию расходов и сконцентрироваться на своей основной деятельности.»

В мире наблюдается настоящий технопарковый бум. Из 343 членов Международной ассоциации технопарков (IASP) 25% были созданы после 2000г. (остальные - в период с 1950 по 2000г.). Около 60% технопарков в IASP расположены так, что в радиусе 50 км от них находится пять или более вузов, а в 88% это бизнес-инкубаторы.

Также удобнее начинать с небольшого технопарка, чтобы расти развиваясь. Почти половина (40%) членов IASP расположены на территории меньше 20 га, только 26% управляют какой-либо жилой недвижимостью. В России же решили все сделать с размахом: все проекты, за исключением технопарка в Татарстане (13,5 га), имеют общую площадь земельного участка не менее 60 га и планируют строительство жилья.

Объем инвестиций из федерального бюджета в развитие технопарков в России в 2007-2010 гг. составит около 10 млрд. руб., по данным заседания расширенной коллегии Министерства информационных технологий и связи РФ. Такую же сумму инвестируют регионы, в которых будут построены технопарки, сообщает РБК.

В 2007 году из федерального бюджета было выделено около 2 млрд. руб., в 2008 году — 2,5 млрд. руб., в 2009 году — 2,7 млрд. руб., в 2010 году — 2,7 . руб.

В Минсвязи рассчитывают, что к 2011 году число сотрудников технопарков достигнет 75 тыс., а стоимость произведенной продукции и услуг составит около 117 млрд. руб. Строительство технопарков ведется в семи регионах России: Московской, Нижегородской, Новосибирской, Тюменской, Калужской областях, Санкт-Петербурге и Республике Татарстан.

Один из таких технопарков создается в Нижнем Новгороде – это IТ-парк "Анкудиновка" (от названия Анкудиновского шоссе, в районе которого проектируется строительство). По словам заместителя губернатора Нижегородской области по строительству, энергетике, жилищно-коммунальному хозяйству и информационным технологиям Валерия Лимаренко, общая стоимость создания IT-технопарка "Анкудиновка" составит 15 млрд. рублей. Количество новых высококвалифицированных рабочих мест, которые планируется создать в IT-технопарке к 2011 году, составляет 13 тысяч. Технопарк будет занимать площадь около 62 га, из которых 90 тыс. кв. м будет занимать общественно-деловой центр и 225 тыс. кв. м – жилые дома.

В создании технопарка примут активное участие компании Intel, "Мера", "Телма" и некоторые другие. Бюджетная часть финансирования строительства IT-технопарка составит 2905 млн. руб., из которых до 2010 года 50% будет выплачено из областных и столько же - из федеральных средств. Строительство запланировано на 2009–2010 годы.
IT-парк "Анкудиновка", работа которого будет сосредоточена, в первую очередь, на производстве программных продуктов на экспорт, - самый крупный из семи аналогичных парков, предусмотренных государственной программой. Второй этап программы предполагает завершение строительства и ввод в действие объектов первой очереди создаваемых технопарков, а также размещение на их территории первых предприятий, привлечение значительных зарубежных инвестиций в фонд совместного инвестирования и увеличение количества финансируемых перспективных проектов.

Общий объем инвестиций в строительство составляет 15 млрд. рублей, в том числе 1,5 млрд. рублей выделяется из бюджета Нижегородской области, 1,6 млрд. – из федерального бюджета. Еще 11,9 млрд. рублей обеспечат частные инвесторы, которым отдается строительство офисных зданий, отеля, торгового и спортивного центров и жилья.

 

5.4 Наукограды.

Термин «наукоград» был введен в научный оборот в августе 1991 года, что дает формальное основание считать эту дату началом формирования государственной политики в отношении наукоградов.

Первым наукоградом Российской Федерации стал город Обнинск Калужской области - в 2000 году. До 2004 года статус наукограда присваивался Указом Президента Российской Федерации сроком на 25 лет с утверждением программы развития города, как наукограда Российской Федерации. Такой статус получили семь наукоградов России (город Обнинск Калужской области, города Дубна, Королев, Реутов, Фрязино Московской области, рабочий поселок Кольцове Новосибирской области, город Мичуринск Тамбовской области).

В 2004 году статус наукограда Российской Федерации не присваивался. Начиная с 2005 года, процедура присвоения статуса заметно упростилась. Он стал присваиваться постановлением Правительства Российской Федерации сроком на 5 лет без утверждения программы развития города как наукограда Российской Федерации. Такой статус к настоящему времени получили три города (г. Петергоф, город Пущино Московской области, город Бийск Алтайского края).

С другой стороны существуют серьёзные барьеры для развития Наукоградов в России. В первую очередь это проблемы связанные с муниципальным устройством и самоуправлением на местах. Зачастую интересы муниципальных образований – наукоградов и Академгородков расходятся с федеральными. В первую очередь по финансовым и политическим соображениям. Поэтому в данной исторической перспективе сложно ожидать увеличения роли наукоградов в общем вкладе в инновационную систему России.

 

6. ПРЕМИИ И ФОРУМЫ В СФЕРЕ ИННОВАТИКИ В 2010 ГОДУ

 

6.1. Rusnanoprize

Международная премия в области нанотехнологий RUSNANOPRIZE учреждена Государственной корпорацией «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО). Начиная с 2009 года, Премия ежегодно присуждается за научно-технологические разработки, изобретения и их внедрение в массовое производство. Премия призвана содействовать широкому признанию разработок в области нанотехнологий и наноиндустрии.

Ежегодно определяется одно из четырех направлений, по которым присуждается Премия: наноэлектроника, наноматериалы, нанобиотехнологии и нанодиагностика. Анонсирование направления конкурса Премии производится до начала номинационного цикла.

В 2010 году Премия присуждалась по направлению «нанодиагностика». Денежная часть Премии составляет 3 миллиона рублей.

Денежной частью Премии, наградными символами Премии, Почетными дипломами Премии и знаками лауреатов награждаются граждане Российской Федерации и иностранных государств – изобретатели, ученые и разработчики (всего не более 3 (трех) человек), являющиеся авторами научно-технологической разработки или разработок по одной теме или направлению, внедренных в массовое производство.

Компания, впервые внедрившая эту разработку (разработки) в массовое производство или добившаяся существенного коммерческого успеха за счет внедрения данной разработки (разработок), награждается Почетным дипломом Премии и наградным символом Премии.

6.2.Иннопром 2011

Уральская международная выставка
и форум промышленности и инноваций «ИННОПРОМ - 2011», проводимая при поддержке Правительства Российской Федерации первая в России специализированная выставка в области промышленности, инноваций и технологий, предлагает уникальные возможности для обмена опытом и конструктивного взаимодействия представителей федеральных и региональных органов власти, крупнейших отечественных и зарубежных компаний, малого и среднего инновационного бизнеса, ученых и экспертов.

«ИННОПРОМ – 2011» прошел в период с 14 по 16 июля 2011 в г. Екатеринбурге в новом выставочном комплексе
«Екатеринбург - Экспо».

 

 

Тематика выставки:

· Промышленность;

· Энергоэффективность;

· Нанотехнологии и Микротехнологии;

· Медицина и Биотехнологии;

· Экология и ресурсосбережение;

· Аварийно-спасательные технологии и приборы;

· Связь и коммуникации;

· IT;

· Образование;

· Транспорт;

· Строительство;

· АПК.

Основной задачей «ИННОПРОМ» является внедрение современных промышленных инноваций (товаров и услуг) в систему государственных и корпоративных закупок, наращивание потенциала российской промышленности как покупателя новых технологий с целью модернизации экономики и роста конкурентоспособности российской промышленности.

Цель выставки:

· Представить передовые технологии, разработанные в России и готовые к внедрению;

· Содействовать распространению лучших практик в области инноваций;

· Содействовать развитию деловых связей между промышленными предприятиями и разработчиками технологий.

Цель форума:

· Формирование перечня открытых запросов на инновационные решения и разработки от холдеров мега-проэктов;

· Выработка пакета конкретных предложений по созданию специальных условий для превращения мегапроэктов в значимого потребителя инноваций в России.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Важнейшей задачей инноваций в каждой сфере деятельности является упрощение жизни человека путем усовершенствований, преобразований и модернизации.

Необходимо отметить, что для стабильного функционирования инновационной системы, необходимо сформировать законодательную базу, ибо любой рядовой исследователь или инноватор, вкладывающий свои деньги и ресурсы в инновационные разработки, должен быть уверен, что его права на изобретение и на получение дохода от использования этого изобретения третьими лицами защищены и соблюдаются.

Многое делается и в направлении переориентации национальной экономики с сырьевой на производственную. Правительство ясно понимает, что добыча и продажа природных богатств играет большую роль в финансовом благополучии, но его роль нельзя переоценивать, так как в скорее конъюнктура рынка нефти измениться и будет необходимо изыскивать новые источники финансирования возросших потребностей. Поэтому уже сейчас из средств внебюджетных фондов начинается создание инфраструктуры будущей инновационной системы, которая послужит базой для переориентации экономики.

В мире скорость научных исследований растёт с каждым годом и получает широкое распространение и привлечение крупного бизнеса к фундаментальным разработкам. В нашей стране этот посыл был принят, и в разработке планов на техническое развитие и перевооружение участвуют определенные направления развития науки. Хотя имеет место нехватка кадров и понимания роли инноваций на местах.

В Федеральной программе "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России 2007-2012» заметна четкая позиция правительства структурировать инновационные усилия в рамках государства, выбрать приоритетные направления и организовать их финансирование. Это очень важный шаг для России, так как он отражает понимание государством требований времени и необходимости принятия этих требований. Хотя есть и негативные моменты:

1. Объемы выделения денежных средств не дотягивают до уровня мировых лидеров. Например на нанотехнологии, в рамках этой программы, планируется израсходовать 4,4 млрд. руб. за 6 лет, то есть около 27 млн. долларов в год, а одна полноценная лаборатория, занимающаяся исследованиями в данной области, требует около 200 млн. долларов. Но все же позитивная динамика есть. Недостаток финансирования возможно частично покрыть за счёт образования целевых фондов, совместных предприятий и концентрации усилий на узких, наиболее эффективных направлениях.

2. В инновационной системе России отсутствуют крупные высокотехнологичные фирмы, способные брать на себя решение финансовых и технологических задач. На Западе, несмотря на развитие малого бизнеса и огромную роль государства, ключевым звеном в создании инноваций является крупное предпринимательство, поскольку именно здесь возможна наиболее полная реализация инновационного потенциала.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Инновационный менеджмент: учебное пособие/ Гершман М.А. – М.:Маркет ДС, 2010.

2. Управление инновациями: Опыт ведущих компаний /Харгадон Э. – М.: ИД «Вильямс», 2007.

3. Инновационная экономика – стратегическое направление развития России в XXI веке/Исмаилов Т.А., Гамидов Г.С./Инновации. 2003. №1

4. Инновационный менеджмент/ Медынский В.Г. – М.: ИНФРА-М, 2007.

5. www.midural.ru

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.