Сделай Сам Свою Работу на 5

Перспективы использования опыта Германии в России





Рыночная реформа.

Эрхард выступал за создание социального рыночного хозяйства, основанного на стремлении каждого человека к собственному благополучию или благополучию своей семьи. Он исходил из того, что человек старается принимать решения, которые повысят уровень его жизни. Чем выше жизненный уровень населения, - заключал Эрхард, - тем лучше условия для развития экономики. И все это должно регулироваться исключительно рыночными рычагами.

Рыночная экономика функционирует только при условии свободы - свободы потребления, выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательской деятельности и распоряжения частным имуществом, свободы заключения договоров. Но экономическая свобода невозможна в условиях политической несвободы. Эрхард предполагал поднять страну, опираясь на свободную частную инициативу и конкуренцию в сочетании с активной деятельностью государства в жизни страны.

На основе подготовленного Эрхардом закона от 21.06.48 была практически отменена регламентация в области экономики и финансов, существовавшая, в частности, в сфере ценообразования. То, что Эрхард связал введение немецкой марки с экономической реформой, явилось его исторической заслугой и принесло ему признание и славу.



Сегодняконцепция социальной рыночной экономики устанавливает рамки для экономических свобод (прежде всего свободы предпринимательства), руководствуясь не только требованиями охраны общенациональных интересов и гарантирования всем участникам экономического процесса равных условий конкуренции. Она ограничивает экономические свободы также рамками соблюдения принципа социальной справедливости.

Таким образом, мы можем утверждать, что в условиях современной развитой рыночной экономики социальный элемент пронизывает все стороны процесса производства и распределения: это и направленность всего процесса производства непосредственно на потребности, выражающиеся в платежеспособном спросе, это и гуманизация самого процесса труда, это и развитие отношений социального партнерства, выражающееся в создании на производстве благоприятного социального климата, это и внедрение системы распределения, обеспечивающей, с одной стороны, высокую заинтересованность в результатах труда, а с другой стороны, - социальное равенство и социальную обеспеченность.



Денежная реформа 1948 г.

Экономическая трансформации в Германии началась с денежной реформы. Денежная реформа была направлена на избавление от обесценившихся денег и создание твердой валюты. Помимо денежной реформы была проведена реформа цен. Цены были отпущены на свободу, отменялось административное распределение и многие нормативные документы, регулирующие в "старой" Германии экономические отношения.

В связи с дефицитом товаров реформа 1948 г. привела к ряду негативных последствий, в частности, к повышению цен, снижению покупательной способности населения и избыточному производству продуктов потребления. Дело дошло до всеобщей забастовки. И только с наметившимся переходом к стабильному, обусловленному внутренними императивами экономическому росту, курс Эрхарда получил общее признание.

Денежная реформа пер­воначально окажет серьезное шоковое воздействие, предсказывал Эрхард. Но лучше уж один раз пере­терпеть боль и получить реальный шанс на выздо­ровление, чем продолжительное время подвергаться мучительным процедурам с неопределенными пер­спективами на конечный результат.

Социальная реформа

Она тесно связана с двумя другими. Именно она сыграла роль того «обезболива­ющего средства», которое помогло проглотить «горькую пилюлю» де­нежной реформы и операцию введения рынка. Во-первых, это относи­тельно равные стартовые условия. Элементы социальной реформы, которая как и экономическая развива­лась на протяжении всего периода строительства рыночного хозяйства следующие:



· восстановление свободного рынка рабочей силы и социальной структуры путем введения свободы ассоциаций и тарифной автономии. самоуправления в системе социального страхования;

· введение зашиты работников, в особенности от увольнений (1951 г.), защиты материнства (1952 г.) и инвалидов (1953 г.);

· определение законных прав участия рабочих в управлении сна­чала на горных предприятиях (1951 г.), а затем на других—в Законе о предприятиях (1952 г.);

· возмещение военных потерь на основе Федерального закона с попечении 1950 г. и Закона о возмещении ущерба, нанесенного войной (1952 г.);

· программа строительства жилья, которая с самого начала име­ла целью поддержку частной собственности в жилищной сфере;

· восстановление дееспособности пенсионного страхования и вве­дение динамической пенсии 1957 г. путем пересчета ее в зависимости от зарплаты;

· введение пособий на детей (начиная с троих детей) в 1954 г.

Социальная составляющая реформы

Ярким примером защиты прав рабочих стало решение проблемы иностранной рабочей силы в Германии. Во время бурного экономического роста из-за нехватки рабочих рук был разрешен въезд в страну эмигрантов (11% рабочей силы), но после нефтяных шоков государству оказалось накладно обеспечивать социальные расходы. После жарких дебатов было решено не проводить силовые акции, но только ограничить иммиграцию. Обратной стороной медали оказалось повышение налогов, приведшее к росту издержек на заработную плату. Для защиты от экономической нестабильности были приняты законы о защите от увольнений и тарифной автономии. С одной стороны, это привело к тому, что на рынке осталось только три крупных игрока: государство, профсоюзы и работодатели. С другой стороны, в профсоюзы входит не более трети активного населения, в основном старшего возраста, что определяет их относительно однобокую позицию. Третьей особенностью этого периода можно назвать стремление государства осуществлять перераспределение не по вертикали (уменьшать дифференциацию общества), а по горизонтали (внутри среднего класса).

Социальное рыночное хозяйство ориентируется на социальное равноправие.

 

Германское чудо»

К концу 50-х — началу 60-х годов Западная Германия изменилась до неузнаваемости. Сухие цифры статистики могут дать лишь очень примерное представление о том качественном скачке, который прошел в жизни людей и всем облике страны за 10 лет после начала реформ.

Почти 8 млн. семей переселились в новые дома и квартиры. Стоимость жизни по сравнению с 1950 г. выросла в 60 г. на 20,5 %, но реальная зарплата рабочего, занятого промышленности, — на 73,5 %. В каждой третьей семье появился телевизор, в каждой порой — холодильник, в каждой четвертой — стиральная шина, а убирать квартиру при помощи пылесоса стали в 65 % семей.

Заслуга Эрхарда состоит, прежде всего, в том, что он в сложнейший период трансформации экономи­ческой системы ФРГ сумел не только достаточно полно и системно реализовать основные принципы “хозяйственного порядка” в практической политике, но и убедительно доказал на деле, что концентра­ция усилий государства на формировании и поддер­жании рыночной и конкурентной среды более эф­фективно воздействует на экономическое развитие, чем прямое государственное вмешательство в хозяй­ственные процессы. Тем самым получил свое под­тверждение, казалось бы, банальный тезис о том, что критерием эффективности государства являются не сами по себе масштабы его активности, а ее ко­нечные результаты.

Результаты реформ заложили хороший фундамент для развития экономики Германии, и к 60-м годам она вошла в десятку наиболее экономически развитых стран мира. Ста­бильность немецкой марки вызывала зависть соседей, каждый седьмой немец обзавелся машиной, система социальной защиты не плодила ижди­венцев, но позволяла каждому достойно встретить и старость, и болезни.

Перспективы использования опыта Германии в России

Опыт западноевропейских стран по становлению и функционированию социальной рыночной экономики не может не быть привлекательным для России, ставшей на путь рыночных преобразований. Нынешняя ситуация в России гораздо более напоминает то состояние, в котором находи­лась послевоенная Германия, чем многие думают. Опыт Германии в переходе к социальной экономике весьма актуален в нашей стране.

Опыт западногерманской реформы показывает, что экономический успех и социальную стабильность обеспечивает не тот вариант, который устраивает пришедших к власти реформаторов и навязывается населению, а тот, который воспринимается большинством социальных слоев, потому что гарантирует им реальную перспективу экономической безопасности, соответствует традициям экономической жизни, уровню образованности и профессионализма населения, отраслевой специфике экономики страны, возможностям производственной и технологической базы.

Проблема построения социального рыночного хозяйства особенно актуальна в нашей стране, т.к. в процессе реформирования экономики России не был учтен социальный аспект, результатом чего стало обнищание населения. В Германии же при проведении реформ приоритет отдавался социальной пользе, пользе населения.

Для построения социальной экономики в России необходимо поддерживать честную и свободную конкуренцию, проводить продуманную социальную политику, сменить импортную ориентацию экономики на экспортную (как это было в Германии), необходим порядок в законодательстве. Решение этих проблем позволит России на шаг приблизиться к социальному рыночному хозяйству.

Что касается различий между политиками стран (России, Германии и США), то стоит отметить, что социальные классы и их политические предпочтения в немецком и американском обществах выражены ярче, нежели в российском. Это означает, что США и Германия являются идеологически более разнообразными, нежели общество России. Как в Германии, так и в США мы можем наблюдать некие значимые политические разногласия внутри общества, которые в свою очередь связаны с принадлежностью к определенному социальному классу. В России же социально-профессиональная стратификация общества практически не объясняет политические предпочтения населения. Причины такой консолидации политических предпочтений могут быть разными: возможно, с одной стороны, дело в сформировавшихся политических институтах, которые сковывают развитие плюрализма политических предпочтений, с другой, – дело может быть в социалистическом наследии, и следующее поколение окажется более разнообразным в своих предпочтениях. В любом случае, развитие в плюралистическом направлении будет весьма затруднительным в отсутствии условия ценностного плюрализма.

Различия в сфере социальной защиты. Это такие сферы как страхование несчастных случаев на производстве, пособие по болезни, пенсионное обеспечение, страхование по безработице, семейные пособия, медицинское страхование. Опираясь на год введения общегосударственных социальных программ в 3 странах: Германии, Франции и США, видно, что в сфере организации социальной защиты населения лидирует Германия, а среди сравнительных новичков в этой области из указанных стран замыкают США. В Западной Европе сейчас идут серьезные дебаты по вопросам реформирования системы социальной защиты.

Программы Германия Франции США
Страхование от несчастных случаев на Производстве
Пособие по болезни -
Пенсионное обеспе­чение
Страхование по безработице
Семейные пособия  
Медицинское страхование или предоставление бесплатной медицинской помощи Частично 1935 и 1960

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.