Сделай Сам Свою Работу на 5

Особенности мирового кредитного и финансового рынка:





- глобальность;

- ограниченность и дифференцированность доступа заемщиков на рынок;

- использование в качестве валют кредитных и финансовых сделок конвертируемых валют ведущих стран;

- универсальность рынка;

- упрощенная стандартизованная процедура совершения сделок с использованием новейших компьютерных технологий.

Мировой кредитный рынок включает мировой рынок долговых ценных бумаг и мировой рынок банковских кредитов.

Мировой рынок долговых ценных бумаг представлен:

Долговые ценные бумаги - все виды ценных бумаг, дающие право их владельцу на возврат к определенному сроку суммы, переданной им в долг, и фиксированного дохода. Долговыми ценными бумагами являются: облигации, казначейские обязательства, сберегательные сертификаты, векселя, коммерческие бумаги, банковские депозитные сертификаты и другие долговые расписки. На этом рынке обращаются прежде всего векселя и облигации (частные и государственные).

Также заметное место занимают государственные ценные бумаги. В отличие от развивающихся стран и стран с переходной экономикой, рынки государственных ценных бумаг в развитых странах устойчивы в силу большей стабильности экономик этих стран, их бюджетов и величины золотовалютных резервов.



Мировой рынок банковских кредитов специализируется на различных финансовых ссудах, займах и кредитах. Заемщики: компании, банки, а также правительства разных стран. Кредиторы: кредитные организации (банки, трасты, фонды).

В рынке банковских кредитов нередко выделяют межбанковский рынок, на котором кредитные организации разных стран размещают друг у друга временно свободные ресурсы.

 

31.

Международные товарные аукционы — специально организованные, периодически действующие в определенных местах рынки, на которых путем публичных торгов в заранее обусловленное время и в специально назначенном месте производится продажа предварительно осмотренных покупателем товаров, переходящих в собственность покупателя, предложившего наиболее высокую цену.

Аукционы организуются предприятиями (фирмами), специализирующимися на их проведении. Аукционы могут проводиться предприятиями, для которых торги не являются основным видом деятельности, однако уставом предусмотрено право на их проведение. Аукционы как форма организации продажи товарных и иных ценностей бывают товарными и валютными.



Аукционы являются коммерческими организациями, располагающими соответствующими помещениями, оборудованием и квалифицированными специалистами.

Управление проведением аукциона осуществляется аукционным комитетом, в состав которого входит председатель (директор аукциона), представители местных органов муниципальных властей. Директору аукциона непосредственно подчинены исполнительные службы, в том числе: финансовая, правовая, экспертная, транспортная и др. Аукционный комитет разрабатывает и утверждает правила аукционных торгов с графиком их проведения и назначением ведущего торгов — аукциониста.

Международные торги— способ закупки товаров, размещения заказов и выдачи подрядов, который предполагает привлечение к определенному, заранее установленному сроку предложений от нескольких поставщиков или подрядчиков разных стран и заключение контракта с тем из них, предложение которого наиболее выгодно организаторам торгов (по цене или другим коммерческим условиям).

Организаторами торгов выступают преимущественно государственные организации.

В зависимости от способа проведения различают два вида торгов:

- открытые (публичные), к участию в которых привлекаются все желающие фирмы и организации. На них обычно размещаются заказы на стандартное и универсальное оборудование;

- закрытые (ограниченные, негласные), к участию в которых приглашаются лишь определенные фирмы, которым высылаются специальные приглашения. На таких торгах обычно размещаются заказы на уникальное, сложное и специальное оборудование.



Торги проводятся, как правило, по местонахождению объявивших их организаций, но могут проводиться и в других странах. В проведении торгов можно выделить несколько этапов: подготовка торгов, представление предложений участниками торгов, выбор поставщика, подписание контракта. Имеются и некоторые особенности в проведении торгов в разных странах, вытекающие из законоположений о торгах или связанные с определенными традициями и обычаями.

 

33.

Организация государственных финансов определяется типом государственного устройства.

Типы организации государственных финансов:

1. Унитарный тип предполагает построение двухзвенной системы в составе централизованного и местного уровней. Отличается жесткой централизацией принимаемых решений, наличием сильных центральных и слабых местных органов власти, а также значительным уровнем перераспределительных процессов, преобладанием в совокупном общественном продукте государственных средств. Характерен для унитарных государств. Классический пример – финансовая система СССР.

Преимущества:

в случае тяжелого экономического положения страны при значительном дефиците финансовых ресурсов позволяет использовать их на наиболее значимых направлениях в интересах всей страны;

позволяет управлять страной при незначительном количестве центральных органов.

Недостатки:

отсутствие оперативного руководства;

чрезмерное перераспределение и централизация замедляют оборачиваемость средств.

2. Конфедеративный тип основан на сильных местных органах и слабом центре, характерны значительные центробежные явления при распределении средств и низкий уровень перераспределительных процессов.

3. Федеративный тип основан на сочетании черт унитарного и конфедеративного типов. Существует в союзных государствах. Предполагает наличие трехзвенной системы организации государственных финансов в составе центрального правительственного, регионального и местного уровней.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы.

Бюджетная система – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Бюджетный федерализм – распределение прав, компетенций, источников доходов между уровнями власти.

Модели бюджетного федерализма:

кооперативная (европейская) – в странах с жесткой вертикалью власти. Существует единый перечень налогов, определяемый федеральным правительством, полномочия нижестоящих бюджетов существенно ограничены, ведется активная политика территориального выравнивания за счет дотаций. Оптимальна для стран с неравномерным развитием территорий, но порождает иждивенчество на местах, так как большая часть доходов носит регулирующий характер;

децентрализованная (американская). Каждый уровень системы самостоятельно определяет ставки и размеры налогов, в законодательном и финансовом плане нижестоящие уровни независимы от вышестоящих. Действует четкое разграничение доходов и расходов между уровнями системы и отсутствуют предметы совместного ведения.

 

34.

Основным элементом государственных финансов является государственный бюджет.

Государственный бюджет - это смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования средств. Государственный бюджет - центральное звено финансовой системы страны, основной финансовый план, основной централизованный денежный фонд страны.

В Республике Беларусь утверждение государственного бюджета состоит из трех этапов: принятие Палатой представителей, одобрение Советом Республики, подписание Президентом. Принятый Закон о государственном бюджете публикуется и направляется для исполнения в Министерство финансов. Отчет об его исполнении проходит такую же процедуру утверждения.

Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская (казначейство принимает доходы, производит расходы и сдает остатки на специальные счета в банках, выступая кассиром и банкиром), банковская (исполнение передается центральному банку) и смешанная. В основе казначейской системы лежит принцип единства кассы (все доходы поступают на единый счет, с которого производятся все ассигнования в соответствии с утвержденными расходами), что позволяет Минфину осуществлять контроль за поступлением средств и их движением.

Целевые фонды (бюджетные и внебюджетные) - фонды, создаваемые для реализации конституционных прав граждан в удовлетворении конкретных потребностей социального и экономического характера. Правом образовывать целевые фонды обладают как центральные, так и местные органы власти. Обычно уже в названии фонда указана его цель.

Внебюджетные фонды действуют на основе положений о фондах, утвержденных либо органами законодательной, либо исполнительной власти (в соответствии с законами). Контроль за расходованием средств государственных внебюджетных фондов осуществляет Министерство финансов. Основные методы мобилизации средств внебюджетных фондов - специальные налоги и сборы, средства из бюджета и займы. Имеющееся у внебюджетных фондов положительное сальдо может быть использовано для приобретения ценных бумаг и получения прибыли в форме дивидендов и процентов. Внебюджетные фонды могут быть инвесторами и участниками рынков.

Целевые фонды классифицируются по срокам действия (постоянные, временные), целям (социальные, экономические и др.), правовому положению (полностью или частично самостоятельные), принадлежности (например, бюджетные или внебюджетные; негосударственные, международные и др.).

 

39.

Государственный долг - это не только сумма непогашенных дефицитов бюджета, накопленная за все время существования государства, за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета, а это сумма выпущенных и непогашенных займов с невыплаченными процентами по ним. Различают краткосрочные (до года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (от 5 до 30 лет) займы.

Государственный долг подразделяется на: внутренний (своему населению и организациям) и внешний (международным финансовым организациям, частным банкам, правительственным институтам, иностранным гражданам); капитальный (все долги государства на определенную дату) и текущий (часть долга, срок платежа по которой наступает в ближайшее время).

Для количественной характеристики государственного долга используются показатели общей задолженности, соотношения различных ее видов, разности полученных и выданных кредитов, сравнение величины ГД с объемом ВНП и ВВП, расчет задолженности на душу населения.

Управление государственным долгом - совокупность мер государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг.

Основные методы управления государственным долгом:

- Рефинансирование (выпуск новых займов для расчета с держателями облигаций старого займа).

- Конверсия (изменение условий доходности).

2. Консолидация (превращение краткосрочных облигаций в средне- и долгосрочные).

3. Унификация (объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа).

4. Отсрочка погашения займа,

Аннулирование - государство отказывается от обязательств по выпущенным займам (внутренним, внешним или по всему государственному долгу в целом). Это обычно происходит при финансовой несостоятельности государства или политической революции (переворота).

Превышение государственного долга над ВВП более чем в 2,5 раза считается опасным для устойчивого денежного обращения.

 

 

37.

Республика Беларусь - унитарное демократическое социальное правовое государство. Согласно Конституции собственность может быть государственной и частной. Государство создает условия для полной занятости населения.

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм — финансовая система общества. Под финансовой системой Республики Беларусь надо понимать совокупность финансовых институтов, с помощью которых государство осуществляет мобилизацию и распределение денежных средств, и совокупность специальных государственных органов и учреждений, которые в пределах своей компетенции осуществляют финансовую деятельность.

На вершине иерархии законодательных норм, регламентирующих финансовую деятельность, находятся конституционные положения.

Конституция Республики Беларусь регламентирует основные Положения финансового права Республики Беларусь. Она определяет финансово-кредитную систему и финансовые средства субъектов финансовой деятельности.

Конституционные основы финансового права носят общеобязательный характер, поскольку многие из них либо прямо закреплены в нормах Конституции, регламентирующих финансовую деятельность, либо логически вытекают из их смысла.

От эффективности проведения финансовой политики зависят реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны, регулирование экономических процессов, обеспечивающих рост объемов производства, развитие здоровой конкурентной среды во всех секторах экономики, социальную защиту населения.

Конституция как основной закон государства регламентирует все сферы общественных отношений, в том числе и общественные отношения, складывающиеся по поводу создания, распределения и использования фонда денежных средств. Финансовая система строится изначально на основных принципах, которые заложены Конституцией и в дальнейшем свое развитие получают в соответствующих законах.

40.

Финансово-кредитная система Республики Беларусь включает бюджетную систему, а также финансовые средства внебюджетных фондов, предприятий, учреждений, организаций и граждан. На территории РБ проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. Бюджетная система включает республиканский и местный бюджеты.

Доходы бюджета формируются за счет налогов, определяемых законом, других обязательных платежей, а также иных поступлений. Общегосударственные расходы осуществляются за счет республиканского бюджета в соответствии с его расходной частью.

В соответствии с законом в Республике Беларусь могут создаваться внебюджетные фонды (Статья 133). Порядок составления, утверждения и исполнения бюджетов и государственных внебюджетных фондов определяется законом (Статья 134).

Финансовая система Республики Беларусь как правовая категория представляет собой совокупность финансовых институтов, с помощью которых осуществляется финансовая деятельность государства и финансовых органов, которые осуществляют финансовую деятельность.

Таким образом, финансовая система состоит из двух взаимосвязанных подсистем: 1) финансовых институтов и 2) финансовых органов.

Бюджет Республики Беларусь, включающий республиканский и местные бюджеты, является основным денежным фондом государства и служит для финансирования органов государственной власти, социально-экономических потребностей общества в целом и административно-территориальных единиц Республики Беларусь.

Бюджет состоит из доходной и расходной частей.

Основным источником формирования доходной части бюджета Республики Беларусь служат налоги, сборы и иные обязательные платежи, уплачиваемые организациями и физическими лицами. Основная часть доходов бюджета не носит целевого характера.

В расходной части бюджета определяются основные направления финансирования и их объемы. Денежные средства из бюджета расходуются на финансирование многочисленных задач, взятых на себя государством: здравоохранение, образование, науку, спорт, культуру, социальную сферу и т.д.

 

36.

Государственный бюджет проходит в своем развитии, как правило, те же этапы, что и государство, претерпевая количественные и качественные изменения. Выделяют четыре этапа развития государственного бюджета Беларуси, соответствующие периодам развития белорусского государства:

Первый этап (конец IX - конец XII ст.) характеризуется зарождением бюджета в волостях-княжествах Полоцкой Руси и его развитие в составе Древнерусского государства. На этом этапе «каждая волость княжество как государственное образование имела свою казну - своеобразный бюджетный фонд. Княжеская казна пополнялась в основном за счет дани, доходов от продажи рабов и имущества, захваченного в результате войн». Прослеживается территориальный принцип сбора доходов, самостоятельность княжеств (бюджетные права), многоуровневая система формирования доходов».

Второй этап (с XIII до конца XVIII столетия) соответствует развитию Беларуси в составе Великого княжества литовского, русского и жамойцкого (ВКЛ) и Речи Посполитой. Казна формировалась их натуральных и денежных податей и платежей; существовало разграничение между доходами, поступающими в великокняжескую (государственную) казну, и остающимися в распоряжении отдельных землевладельцев и территорий. На этом этапе уже прослеживается деление платежей на налоговые и неналоговые, а налогов - на прямые и косвенные. Все большее их количество взималось в денежной форме. Великокняжеская казна становится денежным бюджетным фондом, а бюджет - финансовой категорией.

Третий этап (период с конца XVIII ст. по 1990 год) соответствует развитию Беларуси в составе России и СССР. Беларусь вовлекается в общероссийский более развитый рынок на основе общественного разделения труда. На территории Беларуси в это время существовало 5 губерний: Могилевская, Витебская, Гродненская, Виленская и Минская.

Четвертый этап начался в июле 1990 г. с момента принятия Верховным Советом БССР декларации «О государственном суверенитете Республики Беларусь». Государственные финансы республики стали самостоятельными. Формирование бюджетной системы осуществляется в условиях рыночных преобразований.

Экономика Беларуси является открытой - больше половины продукции идет на экспорт. В экспорте преобладает промышленная продукция (90% тракторов и автомобилей, 75% станков, 60-80% химических волокон и нитей, почти все шины). 30% мирового рынка - БелАЗы, 10% - калийные удобрения, 8 %- тракторы).

 

41.

Субъект хозяйствования - индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, потребительский кооператив, осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Предпринимательская деятельность - самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг другим лицам;

Юридическое лицо - это организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, самостоятельно несет ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс или смету.

Юридические лица классифицируются как коммерческие и некоммерческие организации:

Коммерческие организации. Главная цель - извлечение прибыли и ее распределение между участниками.

Некоммерческие организации. Главная цель - удовлетворение социальных, духовных, материальных потребностей своих членов - участников. К ним относятся: потребительские кооперативы, фонды, общественные и религиозные организации (объединения), учреждения, союзы и ассоциации и др.

Коммерческие и некоммерческие организации Республики Беларусь имеют еще одну классификацию, основанную на признании юридических лиц субъектами хозяйствования.

Субъекты хозяйствованияРеспублики Беларусь: хозяйственные товарищества (полное и коммандитное), хозяйственные общества (ОАО - открытое акционерное общество, ЗАО - закрытое акционерное общество, ООО - общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью), производственные кооперативы, унитарные предприятия, финансируемые собственниками учреждения, потребительские кооперативы, объединения коммерческих организаций, а также объединения коммерческих и некоммерческих. Под классификацию подпадают казенные предприятия - унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления имуществом, находящимся в собственности Республики Беларусь, и создающиеся по решению Правительства (банки, небанковские финансовые организации и т.д.).

 

42.

Сфера материального производства - все виды деятельности, создающие материальные блага, то есть блага в вещественной форме или в форме физического поля (например, электромагнитного) или, как обычно неточно выражаются, энергии, а также перемещение, хранение, сортировку, упаковку и тому подобные действия (производительный труд), являющиеся продолжением производства в сфере обращения. Сфера материального производства - главная сфера человеческой деятельности.

Финансы субъектов хозяйствования сферы материального производства включают финансовые отношения:

- с другими предприятиями-организациями (получение выручки от реализации, поступлений от внереализационных доходов, уплаты и получения штрафов и т.д.).

- с коллективом работников данного предприятия (создание фонда оплаты труда, премий, распределение прибыли и выплата пособий из фонда потребления др.

- с государством (уплата налогов в бюджет, отчисления во внебюджетные фонды и т.д.).

- хозрасчетными подразделениями внутри предприятий.

- с банками (получение банковских ссуд и кредитов, их возврат и т.д.).

- с вышестоящими организациями (внутриотраслевое перераспределение).

- с учредителями (формирование уставного фонда, распределение прибыли, выплата дивидендов.

Финансы сферы материального производства базируются на принципах финансовой самостоятельности, экономической ответственности, участия в кругообороте фондов предприятия не только собственных, но заемных денежных ресурсов. Предприятия несут ответственность по своим обязательствам собственным имуществом. Их деятельность основана на использовании основных и оборотных средств, входящих в уставный фонд.

Государство не может перераспределять финансовые ресурсы предприятия без законных оснований. Регулирование финансовых отношений государством осуществляется установлением системы и порядка взимания налогов, распределения валютной выручки и т.д.

Основные принципы организации финансов современных предприятий всех отраслей сферы материального производства являются едиными, что обусловлено общими законами товарного производства, сущностью денег и денежных отношений. Финансы промышленности занимают ведущее место в общей системе финансов народного хозяйства. Практически все организации сферы материального производства - коммерческие организации.

Основной финансовый документ организаций сферы материального производства (коммерческих организаций) - бухгалтерский баланс (форма финансовой отчетности № 1) состоит из двух частей: пассива (собственный капитал и обязательства - источники средств) и актива (то, куда эти средства вложены). В основе функционирования организаций сферы материального производства лежит возобновляющийся производственный цикл. Но классификация финансовых активов привязана не к нему, а к финансовому году. Финансовые средства (капитал) с оборачиваемостью свыше года относят к необоротным средствам (недвижимость), а в пределах года - к оборотным.

 

46.

Сфера нематериального производства - совокупность отраслей и видов деятельности, не участвующих в создании материальных благ, то есть деятельность, которая направлена непосредственно на человека или на преобразование социальных условий, в которых он существует, и выражается экономическими отношениями по поводу оказания различных услуг по удовлетворению общественных (государственных) и личных потребностей, а также по обслуживанию движения материального продукта.

Входящие в состав этой сферы отрасли и организации можно разделить на три группы:

Первая группа - отрасли и организации, которые очень близки к материальному производству. Они осуществляют свою деятельность на коммерческих принципах, включая самофинансирование. Услуги этих отраслей платные.

Вторая группа - отрасли и организации, находящиеся на неполном хозрасчете, то есть имеющие некоторые доходы и получающие средства из бюджета в виде прямого финансирования или дотаций (смешанное финансирование). Их услуги частично платные.

Третья группа - отрасли и организации, содержащиеся за счет средств бюджета. Оказываемые ими услуги - бесплатные, источником их финансирования является государственный бюджет.

Финансы сферы нематериального производства охватывают в основном сферу вторичного распределения национального продукта, определяют объем вторичных доходов, их распределение и использование.

Особенности финансов сферы нематериального производства:

- источником покрытия основных затрат является национальный доход, созданный работниками сферы материального производства.

- основным источником финансирования является государственный бюджет

- в структуре затрат высокий удельный вес занимает заработная плата (по ряду отраслей 60-80%).

- основным объектом финансовых отношений является фонд заработной платы, его формирование, распределение и использование.

К сфере нематериального производства, которую раньше называли непроизводственной сферой, относятся: управление, наука, страхование, торговля, финансы, здравоохранение, образование, социальная сфера, различного рода бюджетные учреждения, некоммерческие организации (потребительские кооперативы, профессиональные союзы, благотворительные фонды, партии, конфессии и др.

В частности к сфере нематериального производства можно отнести потребительские кооперативы (оказание услуг).

Потребительский кооператив - добровольное объединение граждан или юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных или иных потребностей участников, осуществление путем объединения его членами имущественных паевых взносов.

 

49.

Финансовая службапредприятия - самостоятельное структурное подразделение, выполняющее функции в системе управления предприятием.

Самостоятельные финансовые отделы создаются на крупных предприятиях. Они обычно состоят из бюро (плановое, контрольно- аналитическое, банковских и кассовых операций, расчетное). На крупных негосударственных предприятиях могут существовать финансовые дирекции, объединяющие финансовый отдел, планово-экономический отдел (ПЭО), бухгалтерию, отдел маркетинга и др. На средних по размеру предприятиях финансовая работа представлена финансовой группой, входящей в состав бухгалтерии или ПЭО. На малых предприятиях обязанности финансовой службы, как правило, выполняются бухгалтером.

Основные задачи финансовых служб предприятия:

1.Финансирование затрат на производство продукции, капитальных вложений и др. расходов.

2.Выполнение финансовых обязательств перед госбюджетом, поставщиками, вышестоящими организациями, банками, работниками.

3.Изыскание путей увеличения денежных доходов, прибыли и повышения рентабельности.

4.Обеспечение сохранности оборотных средств и ускорение их оборачиваемости.

5.Контроль за эффективным использованием финансовых активов и инвестиций.

6.Организация и совершенствование форм денежных расчетов.

Функции финансовых служб предприятий:

- финансово-кредитное планирование, включающее разработку финансовых прогнозов, годового баланса доходов и расходов с поквартальной разбивкой, доведение финансовых заданий до непосредственных исполнителей и контроль за их исполнением, составление оперативных финансовых планов;

- расчеты с покупателями с целью обеспечения в установленные сроки и в полном объеме денежных перечислений и выплат, причитающихся рабочим и служащим, бюджету, банку, вышестоящей организации, поставщикам и подрядчикам;

- работа, направленная на повышение эффективности производства; контроль за выполнением финансовых планов и прогнозов, рациональным использованием ресурсов, соблюдением финансовой дисциплины;

- анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия для выявления причин отклонений в выполнении финансового и кредитного планов, нарушений финансовой дисциплины, выявление и мобилизации резервов и дополнительных источников финансирования, организация работы по анализу производственной деятельности в отделах, службах, цехах и др. подразделениях предприятия и др.

 

 

43.

Основные принципы организации финансов современных предприятий всех отраслей СМП едины, что обусловлено общими законами товарного производства, сущностью денег и денежных отношений. Финансы промышленности занимают ведущее место в общей системе финансов народного хозяйства, так как, во-первых, промышленность производит средства труда - основу производства жизненных благ человеком, во- вторых, в промышленности создается большая часть ВВП и национального дохода. Промышленность является основной частью сферы материального производства. Принципы и методы организации финансов промышленности лежат в основе организации и планирования финансов в других отраслях.

Все затраты, связанные с производством и реализацией продукции, промышленные предприятия производят раньше их возмещения из выручки за реализованную продукцию. Поэтому у предприятий возникает потребность в средствах на закупку необходимого сырья, топлива, основных и вспомогательных материалов, на оплату труда работников и т.д.

Наибольший удельный вес в расходах предприятий занимают затраты на производство продукции. Они складываются из затрат, связанных с использованием основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, труда, отчислений на социальное и медицинское страхование, в пенсионный фонд, фонд занятости населения и т.д.

 

44.

Финансы предприятий агропромышленного комплекса (АПК) - составная часть финансов сферы материального производства. К предприятиям, функционирующим в рамках АПК, относятся: СПК, фермерские хозяйства, экспериментальные базы, опытные поля, сортоиспытательные станции, перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию заводы, ремонтно-технические предприятия, предприятия материально-технического снабжения, строительные предприятия и др.

АПК - совокупность отраслей, участвующих в производстве продукции сельского хозяйства и доведении ее до потребителя, включает отрасли, производящие средства производства, сельское хозяйство, отрасли заготовки, переработки и доведения сельхозпродукции до потребителя.

Особенности организации финансов предприятий АПК обусловлены тремя факторами: особенностями сельскохозяйственного производства, межотраслевым характером отношений в АПК и использованием в АПК различных форм собственности.

Особенности организации финансов АПК, связанные с особенностями сельскохозяйственного производства:

1.Основным средством труда является земля, которая не амортизируется (не участвует формировании себестоимости продукции).

2.В качестве предметов труда используются биологические объекты (растения и животные).

3.Результат деятельности сильно зависит от природных, климатических условий (климатической зоны, времени года, погоды, стихийных бедствий и т.д.).

4.В качестве средства труда используются животные (рабочий скот), воспроизводство которого (выращивание молодняка) чаще всего осуществляется непосредственно в самом сельскохозяйственном предприятии.

5.Значительная часть производимой продукции используется на собственные нужды предприятия (во внутрихозяйственном обороте), то есть она не реализуется на сторону (молодняк скота, семена, корма для скота, навоз для удобрения полей и т.д.) и не принимает денежной формы.

6.Цены на продукты питания, как предметы первой необходимости, являются неэластичными.

7.Стратегическая значимость сельскохозяйственной продукции для безопасности страны.

Уровень цен на продукты питания (хлеб, мясо, молоко и др.) не может определяться только спросом и предложением, как для других товаров.

Государство регулирует цены на сельскохозяйственную продукцию. При их чрезмерном росте оно ограничивает цены, а при резком падении (например, вследствие большого урожая) поддерживает сельскохозяйственных производителей, закупая их продукцию.

 

45.

В отличие от других организаций сферы материального производства строительство конкретного объекта (здания, сооружения, жилого дома и т.д.) осуществляется строительной организацией (подрядчиком) по заказу и за счет средств другой организации (заказчика, инвестора) на договорных условиях. При этом используются оборотные средства подрядчика (для финансирования незавершенного производства). Сущность и основные принципы организации финансов в строительстве те же, что и в промышленности.

Специфика строительства связана с наличием большого незавершенного производства в составе оборотных средств подрядной организации, существенных различий в материалоемкости и трудоемкости работ на отдельных этапах строительства объекта, постоянной сменой мест производства работ и неравномерного поступления выручки, обусловленного сдачей выполненных работ заказчику.

Основное хозяйственное звено управления строительством - строительно-монтажный трест (или организация, приравненная к нему), находящийся на полном хозрасчете и самофинансировании. Затраты на строительно-монтажные работы состоят из прямых и накладных расходов.

Вместе с прямыми и накладными расходами полная сметная стоимость включает плановую прибыль.

Наряду со сметной стоимостью в строительстве различают три вида себестоимости: сметная, плановая, фактическая.

Основные виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный, трубопроводный. Основная задача грузового транспорта - доставка на предприятия всех сфер производства материальных элементов и доставка произведенных ими материальных товаров в сферу потребления. Он соединяет предприятия, отрасли и территории в единый народнохозяйственны комплекс.

Наиболее мобильным является автомобильный транспорт. Именно на него в Республике Беларусь приходится наибольшая часть грузо- и пассажиропотоков.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.