Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовая политика государства





Финансовая политика – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, оптимизацию их использования для выполнения государством своих функций

Финансовая политика подразумевает:

· Разработку ее общих концепций, целей, главных задач.

· Создание адекватного финансового механизма

· Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Финансовая политика включает финансовую стратегию (должна определять действия государства в области развития системы и финансов) и финансовую тактику (это методы и приемы достижения поставленных целей). Задача финансовой тактики заключается в выборе наиболее оптимального решения в данной хозяйственной ситуации.

Финансово-кредитный механизм – совокупность взаимосвязанных финансово-кредитных отношений, институтов и инструментов их регулирования, используемых органами государственной власти и управления для воздействия на воспроизводственные процессы в целях обеспечения роста национальной экономики

Задачи финансово-кредитного механизма

5. Обеспечение сбалансированности экономики



6. Обеспечение финансовой защиты населения

7. Создание инфраструктуры для обслуживания финансово-кредитных отношений и осуществление надзора за деятельностью финансовых рынков

 

К финансовым методам относятся:

1. Планирование

2. Прогнозирование

3. Инвестирование

4. Кредитование

5. Страхование

6. Фондообразование

7. И т.д.

К финансовым рычагам относится:

1. Прибыль или доход

2. Ценадивидентная политика

3. Процентные ставки

4. Арендная политика

5. Финансовые санкции

6. Формы расчетов

7. И т.т

К законодательным:

1. Конституция

2. Кодексы

3. Законы

4. Постановления правительства

5. Указы президента

6. Устав предприятия

Нормативное обеспечение

1. Нормы и нормативы

2. Отраслевые инструкции

3. Методические указания

Информационное обеспечение

1. Информация любого вида и рода

 

Финансовый механизм бывает директивный и регулирующий

Директивный разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует государство. При этом, система организации финансовых отношений обязательна для всех участников (налоги, основы бюджетного финансирования, государственный кредит, финансирование расходов бюджета, организация бюджетного процесса и бюджетного устройства)



Регулирующий определяет основные правила игры в конкретном сегменте финансов, не затрагивающих прямо интересы государства (внутрихозяйственные финансовые отношения, при которых государство устанавливает общий порядок использования финансовых ресурсов, остающихся на предприятии после уплаты налогов)

 

 

Типы финансовой политики:

1. Классическая финансовая политика, которая характеризуется невмешательством государство в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Финансовая политика при этом типе строилась на основе уменьшения расходов бюджета (военные расходы и выплаты по госдолгу). Система доходов бюджета строится на косвенных и имущественных налогах. Государство стремилось к бездефицитному бюджету

2. Регулирующая финансовая политика, которая исходила из вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики. При этом финансовая политика стала преследовать цель использовать финансовый механизм для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения. Это политика увеличения расходов бюджета, за счет которых формируется дополнительный спрос, который обеспечивает рост предпринимательской активности, способствует ликвидации безработицы путем создания новых рабочих мест. При данной политике стал использоваться подоходный налог с прогрессивной ставкой налогообложения.



3. Планово-директивная финансовая политика применялась в странах, использующий административно-командную систему управления экономикой. Она основана на государственной собственности, на средствах производства. Прямое директивное руководство государством всех сфер экономики. Цель – максимальная концентрация всех финансовых ресурсов в руках государства

Состав финансовой политики:

1. Бюджетная политика

2. Налоговая политика

3. Валютная политика

a. Дисконтная политика

b. Девизная политика

c. Политика валютного субсидирования

d. Политика диверсификацию валютных резервов (управление золотовалютными резервами)

4. Кредитная (денежно-кредитная) политика

5. Учетная/дисконтная

6. Политика управления финансами

 

ВТОРОЙ СЕМЕСТР

15.02.11

«Бюджетные системы РФ»

Бюджетные системы и бюджетное устройство РФ

БС и ее построение зависит от государственного и административного устройство страны, которое закрепляется в Конституции.

Федеративное государство, т.е. объединенное государство – форма государственного устройства, при которой государственные или административно-территориальные образования имеют собственную государственность и обладают определенной политической самостоятельностью в пределах отведенных полномочий.

БС такого государства трехуровневая, и состоит из:

1. Федерального бюджета

2. Бюджетов членов федерации (для России - субъекты РФ, для США – штаты, для ФРГ – земли)

3. Бюджеты местные

Существуют унитарные государства. Это форма государственного устройства, при которой административно-территориальные образования не имеют собственной государственности или автономии. В таких странах действует единая Конституция, общая для всех система права и …. Централизованное управление экономикой, социальными и политическими системами. Политическая система этих государств 2-уровневая

1. Государственный бюджет

2. Местный бюджет

Конфедеративное государство (союзное). Это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения политических или военных целей.

Бюджет конфедерации формируется из взносов входящих в конфедерацию государств. У этих государств свои бюджетные и налоговые системы.

Основы БС РФ закреплены в бюджетном кодексе РФ.

В соответствии с БС – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, местных субъектов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Состав БС РФ:

1. Федеральный бюджет + бюджет государственных внебюджетных фондов. (государственного бюджета в РФ НЕТ)

2. Бюджеты субъектов РФ + территориальные внебюджетные фонды

3. Местные бюджеты

a. Бюджеты муниципальных районов

i. Бюджеты поселений

· Бюджеты городских поселений

a. Бюджеты городов

b. Бюджеты поселков

· Бюджеты сельских поселений

a. Бюджет сел

b. Бюджет аулов

c. Бюджет станиц (краснодарский край)

d. Бюджет кишлаков

b. Бюджеты городских округов

c. Бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург

В соответствии с Конституцией, второй уровень БС включает:

1. Бюджеты 83-х субъектов РФ:

a. 21 бюджет республик

b. 9 краевых бюджетов

c. 46 бюджетов областей

d. 1 бюджет автономной области

e. 4 бюджета автономных кругов

f. 2 бюджета городов федерального значения Москва и Санкт-Петербург

Третий уровень БС по разным статистическим данным содержит от 29 до 43-х тысяч местных бюджетов.

Бюджеты, входящие в состав БС РФ самостоятельны и не включаются своими доходами и расходами в бюджеты вышестоящих административно-территориальных образований.

В бюджетном законодательстве есть понятие консолидированного бюджета. Это свод бюджетов бюджетной системы на соответствующей территории за исключение бюджетов государственных внебюджетных фондов и без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Межбюджетные трансферты – это средства, представляемые одним бюджетом БС другому бюджету БС РФ.

Консолидированные бюджеты субъекта РФ включают в себя бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами.

Консолидированный бюджет муниципального района включает в себя бюджет муниципального района и свод бюджетов городских и сельских поселений и иных административно-территориальных образований в составе муниципального района, также без учета межбюджетных трансфертов этих бюджетов.

Консолидированный бюджет РФ:

1. Федеральный бюджет

2. Консолидированные бюджеты 83-х субъектов РФ

a. Бюджет каждого субъекта федерации

b. Консолидированные бюджеты муниципальных образований каждого субъекта федерации

i. Консолидированный бюджет муниципальных районов

ii. Бюджет муниципального района

Консолидированные бюджеты не рассматриваются и не утверждаются законодательными органами власти, и в первую очередь они являются статистическим сводом бюджетных показателей данных по доходам и расходам, источником выступления средств и направлением их использования в целом по РФ и в целом по субъектам РФ.

Показатели консолидированных бюджетов используются в бюджетном планировании:

1. для определения размеров дотаций, при анализе формирования и использования бюджета страны (определяется уровень централизации финансовых ресурсов)

2. при сводном финансовом планировании, т.к. многие показатели сводного баланса финансовых ресурсов государства и территориальных сводных финансовых балансов берутся из консолидированного бюджета

3. при перспективном финансовом планировании для разработки сценариев экономического и социального развития государства и регионов.

 

«Принципы бюджетного устройства РФ (БС РФ)»:

1. Принцип единства БС РФ:

a. единство бюджетного законодательства,

b. единство организации и функционирования БС,

c. единство бюджетной документации,

d. единство бюджетной классификации, санкций,

e. единый порядок установления и исполнения расходных обязательств,

f. единое формирование доходов и осуществление расходов

2. Принцип разграничения доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета

a. закрепление соответствующим законодательством доходов полностью или частично и расходов за бюджетами БС,

b. определение полномочий органов государственной власти и местного самоуправления по формированию доходов, установлению и исполнению расходных обязательств.

3. Принцип самостоятельности бюджета – право и обязанность государственной власти и органов муниципальных образований:

a. Самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов

b. На соответствующем уровне самостоятельно осуществлять бюджетный процесс и устанавливать самостоятельно в соответствии с налоговым кодексом налоги и сборы, подлежащие зачислению в соответствующие бюджеты

4. Принцип прозрачности (открытости) бюджета:

a. открытость всех бюджетных показателей, кроме секретных,

b. обязательная публикация на всех стадиях бюджетного процесса информации о бюджете,

5. Принцип равенства бюджетных прав субъектов РФ и муниципальных образований – перед лицом федерального бюджета бюджеты субъектов равны.

6. Принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов федерации.

7. Принцип сбалансированности бюджета – объем предусмотренных расходов бюджета должен соответствовать суммарному объему доходов + поступления от источников финансирования его дефицита.

8. Эффективности и результативности использования средств.

9. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджета – все предусмотренные расходы должны быть покрыты доходами + источниками финансирования дефицита бюджета.

10. Принцип достоверности бюджета.

11. Принцип адресности и целевого характера – средства, выделенные на тот или иной раздел или подраздел не могут быть перераспределены, и должны быть выделены на соответствующую цель или по соответствующему адресу.

12. Принцип единства кассы – все налоговые и неналоговые поступления поступают на единый счет бюджета, с которого также осуществляется выделение бюджетных средств.

13. Принцип подведомственности расходов – бюджетные средства выделяются главному распределителю бюджетных средств, который перераспределяет их между получателями бюджетных средств и бюджетными учреждениями

Бюджет всегда принимается сбалансированным.

 

«Бюджет, его сущность и функции»

Бюджет – это форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Первые сведения о доходах бюджета появились в 1645 году. С 1802 года бюджет оформился как документ. 1862 год – произошла централизация денежных средств. С 1862 года и по сей день все данные о бюджете являются государственной тайной.

Бюджет как экономическая категория имеет следующие характеристики:

1. Это центральное звено системы финансов, отражающее основные качественные признаки финансов.

2. Это система денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд.

3. Это бюджетный план, в котором бюджет как система денежных отношений, выражен количественно (суммарно). Название бюджета «документом» неверно, т.к. в бюджетном планировании документом является роспись доходов и расходов в соответствии со сметой бюджетных учреждений.

По экономической сущности бюджет – это денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (а частично и национального богатства) в связи с необходимостью удовлетворения социальных и политических интересов общества и его граждан.

По плановой форме бюджет – это документ, составляющийся в виде баланса доходов и расходов, который отражает результаты планового образования и расходования фонда денежных средств.

Функции бюджета:

1. Распределительная (перераспределительная). Необходимость этой функции обусловлена перераспределением денежных средств:

a. между сферами общественного производства.

b. между различными сферами деятельности.

c. между территориями.

d. между различными слоями общества.

e. между уровнями государственного управления.

2. Контрольная. Это постоянный финансовый контроль за формированием, использованием и распределением централизованного фонда денежных средств (бюджета). Она позволяет:

a. Выявить истинное финансовое положение конкретных экономических субъектов, отраслей, территориальных образований.

b. Анализировать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

c. Анализировать, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, и соответствует ли их реальная величина объему предусмотренных бюджетных полномочий и к каким экономическим и социальным последствиям это приводит.

3. Часто в экономической литературе выделяется функция (дополнительная функция) – государственное регулирование и стимулирование экономики.

 

«Роль бюджета в экономике»

В зависимости от проводимой государством бюджетно-налоговой политики бюджет может оказаться:

1. Ускорителем или тормозом социально-экономического развития общества

2. Может существенно менять сложившиеся народно-хозяйственные пропорции, и, как положительно, так и отрицательно, влиять на отраслевую и территориальную структуру общественного производства.

3. Через налоговую систему, представляя определенные налоговые льготы, может влиять на деятельность конкретных хозяйствующих субъектов, направляя денежные средства на ускоренное обновление производственного потенциала.

Признаки бюджета, которые выделяют его из общей системы экономических отношений:

1. Это всегда денежная форма отношений.

2. Ограничение сферы действия рамками бюджетного процесса, который регламентируется бюджетным кодексом.

3. Участником этих денежных отношений с одной стороны всегда является государство (субъект федерации, муниципальное образование), а с другой стороны – юридические или физические лица или иные субъекты права.

4. Безвозмездность движения стоимости в виде взимания налогов и сборов с одной стороны, а бюджетного финансирования с другой стороны (за исключением бюджетных ссуд и кредитов).

5. Исторический характер - возникновения совместно с государством - и объективная форма функционирования в связи с наличием и развитием товарно-денежных отношений.

 

«Доходы бюджета»

Доходы бюджетов различных уровней формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством. Бюджетным кодексом закреплено, что доходы бюджетов различных уровней состоят из 3-х групп поступлений:

1. Налоговые поступления

2. Неналоговые поступления

3. Безвозмездные поступления

Доходы бюджета – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся, в соответствии с бюджетным кодексом, источниками финансирования дефицита бюджета.

К третьей группе (безвозмездные поступления) относятся:

1. Дотации из других бюджетов БС

2. Субсидии из других бюджетов БС

3. Субвенции

4. Иные межбюджетные трансферты

5. Безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций, правительств иностранных государств и добровольные пожертвования.

Первая часть (налоговые поступления) состоит из налогов и сборов.

В соответствии с законодательством РФ под налогом понимается обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения, принадлежащих им на праве собственности хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Сбор – это обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными организациями и должностными лицами юридически значимых действий, включая представление определенных прав, или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с налоговым кодексом, налоги для формирования доходной части бюджета делятся на:

1.Федеральные – установленные бюджетным кодексом, обязательны для взимания на всей территории РФ, и которые могут формировать бюджеты различных уровней. Их 8.

2. Региональные – это налоги, которые могут устанавливаться на территории определенного субъекта РФ из перечня региональных налогов налогового кодекса. Их 3.

3. Местные –

 

Безвозмездные перечисления – смотри начало лекции

 

Закрепление налоговых поступлений за бюджетами различных уровней

 

 


Налоговые поступления  
Федеральные Налоги    
Федеральный бюджет Региональные бюджеты Муниципальные образования
 
НДС 100%    
Налог на прибыль 2% 18%  
Акцизы на товары ввозимые, табак, автомобили 100%    
Акцизы на спиртосодержащую продукцию 30% 70%  
Акцизы на автомобильный бензин – 40% 60%  
Водный налог 100% Сбор за пользование объектами животного мира 100%  
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) Ппрроо  
НДПИ углеводородное сырье 95% 5%  
Государственная пошлина В зависимости от уровня подчиненности решаемого вопроса  
Сбор за пользование объектами водных биологических ресурсов – 100% внешние воды, 70% внутренние воды 30% внутренние воды  
  Налог на доходы физических лиц 70% 30%
  Акцизы на вино-водочные изделия, пиво оооо
  Единый налог на вмененный доход оооо
  Единый сельскохозяйственный налог оооо
  Налог с предприятий, перешедших на упрощенную систему налогообложения оооо
 
Региональные налоги    
  Налог на имущество юридических лиц  
  Транспортный налог  
  Налог на игорный бизнес  
  Налог на недвижимость  
 
Местные налоги   Налог на имущество физических лиц
  50% Земельный налог – 50% (обязат-й)

Пунктиром выделено потому, что этот налог действует в тестовом режиме. Объединяет 3 налога (налог на имущество юридических лиц, налог на имущество физических лиц, земельный налог). Если поступления от этого налога будут в 2 раза больше затрат на его сбор, тогда налог считается выгодным для сбора. Тогда он заменит собой эти 3 налога.


  Неналоговые поступления  
 
Федеральный бюджет Региональные бюджеты Муниципальные бюджеты
 
Доходы от использования имущества
Находящегося в государственной собственности Находящегося в собственности субъекта Находящегося в собственности муниципального образования
 
Доходы от продажи имущества
Находящегося в государственной собственности Находящегося в собственности субъекта Находящегося в собственности муниципального образования
 
Часть прибыли унитарных предприятий
Федерального подчинения (ГУП) Регионального подчинения (ГУП) Муниципального подчинения (МУП)
 
Плата за негативное воздействие на окружающую среду
20% 40% 40%
 
Таможенная пошлина – 100%    
Консульские сборы – 100%    
Патентные пошлины – 100%    
Федеральные лицензионные сборы – 100%    
Единовременные платы – 100%    
Прибыль ЦБ – 80%    
Доходы от внешнеэкономической деятельности – 100%    

 

Для экзамена самостоятельно выписать из 2-х частей таблицы отдельно налоговые доходы каждого бюджета

Для экзамена самостоятельно выписать из 2-х частей таблицы отдельно неналоговые доходы каждого бюджета


«Расходы бюджета»

Расходы бюджета – это выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджета осуществляются в соответствии с законодательным разграничением расходных полномочий, которые определяются

1. для Федерации – законом о федеральном бюджете

2. для субъектов РФ – ФЗ №184Ф «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органах государственной власти субъектов РФ

3. для муниципальных образований – ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления»

В бюджетном кодексе вводятся новые понятия:

Публичное обязательство государства – это обусловленное законом расходное обязательство публично-правового образования перед юридическими и физическими лицами или иными публично-правовыми образованиями, подлежащее исполнению в установленном соответствующим законом размере, или установленном этим законом порядке его определения (индексация или расчет).

Расходное обязательство – это обусловленное законом или иным актом обязанность публично-правового образования, или действующего от его имени бюджетного учреждения представить физическому или юридическому лицу, либо иному публично-правовому образованию, средств соответствующего бюджета.

Например, в бюджете 2011-2013 года заложены следующие расходные обязательства в сфере социального обеспечения:

1. материнский капитал – 365698,4 рублей

2. размер индексации пособий гражданам, имеющим детей – 1065 рублей

3. прожиточный минимум – 4938 рублей.

Выплаты гражданам по вкладу в Сбербанке и Росгострахе в объеме 50 млрд.

 

 

Состав расходов бюджета регламентируется бюджетным кодексом РФ (глава 4) и строится на основании бюджетной классификации РФ.

Бюджетная классификация является группировкой доходов и расходов и источников финансирования дефицита бюджета бюджетной системы РФ, и используемой для составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджета бюджетной системы РФ.

В бюджетную классификацию в РФ включается:

1. классификация доходов бюджета

2. классификация расходов бюджета

3. классификация источников финансирования дефицитов бюджетов

4. классификация операций публично-правовых образований (государство, субъекты РФ, муниципальные образования)

Классификация расходов бюджета по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов является одинаковой для бюджетов различных уровней.

Разделы расходов бюджета:

1. Общегосударственные вопросы.

2. Национальная оборона.

3. Национальная безопасность и правоохранительная деятельность.

4. Национальная экономика.

5. ЖКХ.

6. Охрана окружающей среды.

7. Образование.

8. Культура.

9. Здравоохранение.

10. Социальная политика.

11. Физкультура и спорт.

12. Средства массовой информации.

13. Обслуживание государственного (муниципального) долга.

14. Межбюджетные трансферты общего характера.

На примере общегосударственных вопросов (управленческие расходы) представим состав подразделов:

1. Функционирование президента РФ (высшего должностного лица субъекта РФ).

2. Функционирование законодательных органов власти.

3. Функционирование правительства РФ (субъекта РФ).

4. Судебная система.

5. Обеспечение деятельности финансовых, налоговых, таможенных органов и органов финансового надзора.

6. Обеспечение проведения выборов и референдумов.

7. Международные отношения и международное сотрудничество.

8. Государственный материальный резерв.

9. Фундаментальные исследования.

10. Резервные фонды.

В государстве формируется 2 резервных фонда.

1. Резервный фонд президента РФ. Он составляет 1% всех расходов бюджета. Средства его выделяются в соответствии с указом президента на финансирование любых мероприятий, не связанных с предвыборной деятельностью президента или освещением его деятельности в СМИ. Главы субъектов могут создавать аналогичные фонды и высшие лица муницип образований в соответствие с законодательством

2. Резервный фонд правительства РФ. Он не должен превышать 3% расходов бюджета. Средства этого фонда направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-спасательных работ, работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, имеющих место текущем финансовом году.

Субъекты РФ при формировании и утверждении своих бюджетов формируют аналогичные резервные фонды в сумме, утвержденной их законодательством. Законодательством запрещено формирование резервных фондов законодательных органов власти.

Средства из этого фонда выделяются на основании постановления правительства об использовании средств резервного фонда, и отчет об использовании этих средств прилагается к ежеквартальному и годовому отчету об исполнении соответствующего бюджета.

 

На следующем этапе бюджетные средства распределяются внутри подраздела в соответствии с ведомственной структурой, которая является разной для различных бюджетов и включает в себя:

1. Главных получателей (распорядителей) бюджетных средств. Это органы государственной власти, имеющие право распределять средства бюджета по подведомственным распорядителям бюджетных средств, а также наиболее значимые бюджетные учреждения науки, образования, культуры, здравоохранения и СМИ.

2. Распорядители бюджетных средств. Это органы государственной власти (органы местного самоуправления), имеющие право распределять бюджетные средства по бюджетным учреждениям.

3. Бюджетные учреждения (получатель бюджетных средств) . Это организация, созданная органами государственной власти РФ, субъекта РФ или местного самоуправления для осуществления управленческих, социальных, культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета на основе сметы доходов и расходов.

В соответствие с законодательством бюджетные учреждения делятся на :

· Казенные

· Автономные бюджетные организации

· Федеральное государственное учреждение

 

«Межбюджетные отношения»

 

Межбюджетные отношения – это отношения между публично-правовыми образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса. Они основываются на принципах:

1. Распределения и закрепления расходов бюджета по определенным уровням бюджетной системы.

2. Разграничение доходов по уровням бюджетной системы.

3. Равенство бюджетных прав субъектов РФ и равенство всех субъектов во взаимоотношении с федеральным бюджетом

4. Выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ.

Для межбюджетного выравнивания (перераспределения финансовых средств) в РФ применятся 2 формы:

1. Вертикальное перераспределение денежных средств. Она происходит в следующих вариантах:

a. Предоставление бюджетных ссуд и кредитов.

b. Представление трансфертов (субсидии, дотации, субвенции).

c. Представление отчислений от федеральных, региональных, местных налогов для формирования бюджетов различных уровней.

d. Перераспределение части федеральных ресурсов в конфедеративный бюджет.

e. Взаимные финансовые отчисления бюджетов и внебюджетных фондов.

2. Горизонтальное перераспределение средств. Субъект-субъект.

a. Перераспределение путем смены места регистрации юридического лица по инициативе налогоплательщика (свободные экономические зоны и закрытые административно-территориальные образования - Сколково).

b. Кредитование или датирование одним органом власти бюджетных расходов или бюджетных учреждений другого субъекта или своего субъекта.

c. Подзаконное заключение договоров между органами власти различных уровней о перераспределении налогов с конкретных мероприятий, как правило, монополистов.

d. Многосторонние взаимодействия региональных органов власти в объединениях (межрегиональных организациях) для решения вопросов инвестиций, помощи предприятиям, размещения ценных бумаг.

 

Формы перечисления денежных средств из бюджетов различных уровней.

Межбюджетные трансферты – это бюджетные средства, представляемые одним бюджетом бюджетной системы другому бюджету бюджетной системы в форме:

1. Дотаций. Это межбюджетные трансферты, предоставленные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ на безвозмездной и безвозвратной основах без установления направлений и условий их использования. Дотации, выдаваемые субъектам РФ, образуют федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, формируемый в федеральном бюджете и представляющий выделение средств (дотаций) в соответствии с единой методикой. Фонд финансовой поддержки субъектов РФ формируется в разделе «межбюджетные трансферты», из которого выделяются средства 69 субъектам РФ, 27 из которых являются высокодотационными субъектами РФ. Дотации предоставляются субъектам, уровень расчетной обеспеченности которых не превышает уровня, установленного в качестве критерия выравнивания расчетной обеспеченности.

2. Субсидий бюджетам субъектов РФ. Это межбюджетные трансферты, представляемые бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти и по финансированию определенных категорий граждан. Субсидии – это долевое финансирование определенных расходных полномочий. Совокупность субсидий бюджетов субъектов РФ образует Федеральный Фонд Софинансирования расходов. В бюджете 2011 года субсидии выделяются на:

a. Оплату жилья и коммунальных услуг граждан.

b. Обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц.

c. Выплаты определенным категориям медицинских работников.

d. Капитальных ремонт гидротехнических сооружений.

3. Субвенций бюджетам субъектов РФ. Это межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов РФ в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъекта или муниципальных образования, возникающих при выполнении полномочий РФ, переданных для выполнения бюджетам нижестоящих уровней бюджетной системы. В бюджете 2011 года заложены следующие направления финансирования:

a. Для социальной поддержки лиц, награжденных знаком «почетный донор».

b. Для выплаты единовременных пособий при устройстве детей-сирот в семьи.

c. Для выплаты пособий по безработице.

d. Выплаты для обеспечения жильем ветеранов.

e. Оплата полномочий в области ЗАГСа.

f. Для финансирования определенных федеральных законов.

Совокупность субвенций бюджетам субъектов РФ из федерального бюджета образует Федеральный Фонд Компенсаций. Аналогичный фонд для выделения компенсаций в виде субвенций для муниципальных образований формируется в бюджете субъекта РФ.

4. Иных межбюджетных трансфертов:

a. На поддержку городов-наукоградов.

b. На поддержку социальной инфраструктуры закрытых административно-территориальных образований и переселение из них.

c. На реализацию программ обеспеченности занятости в шахтерских городах.

d. На комплектование книжных фондов в библиотеках.

5. Межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов:

a. На финансирование дефицита бюджета этих фондов (ФОМС, ПФ, ФСС).

b. На финансирование мероприятий, возложенных на эти фонды в том случае, если денежные средства на эти мероприятия утверждены в соответствующих разделах Федерального Бюджета.

Также в разделе межбюджетных трансфертов формируются:

1. Федеральный фонд регионального развития, из которого выделяются средства для реализации федеральной целевой программы «Сокращение различий в социально-экономическом развитии регионов РФ». Программа действует с 2002 по 2015 год. Из этого фонда получают субсидии 32 субъекта РФ.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.