Сделай Сам Свою Работу на 5

Сущность и органы управления финансами

Управление финансами представляет собой про­цесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

Под субъектами управления финансами понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. На макроуровне к таким структурам относятся органы гос-ой власти, органы местного самоуправления и другие участники бюджетного процесса, осуществляющие управление гос-ыми и муниципальными финансами. В коммерческих и некоммерческих организациях управ­ление финансами осуществляют финансовые управления, отделы или службы. Совокупность всех организационных структур, осуществляющих управление финансами, называется органами управления финансами.

Содержание процесса управления финансами раскрывается и следующих функциональных элементах, к которым относятся финан­совое планирование и прогнозирование, оперативное управление и финансовый контроль.

Финансовое планирование и прогнозирование используются для научного обоснования текущего и перспективного развития экономи­ки, изменений в конкретном периоде темпов роста ее отдельных от­раслей и субъектов хозяйствования, обеспечивают необходимый предварительный контроль за образованием и использованием фи­нансовых ресурсов. В ходе финансового прогнозирования исследуется возможное состояние финансов в прогнозируемом периоде, Финансовое планиро­вание - это система действий по составлению комплекса планов, обеспечивающих оптимизацию управления финансовыми ресурсами в перспективе, их формирование и использование. Оперативное управление представляет собой процесс разработки комплекса мер, направленных на достижение максималь­ного эффекта при минимуме затрат на основе анализа текущей фи­нансовой ситуации. Фи­нансовый контроль представляет собой особую сферу деятельности органов гос-ой власти, органов местного самоуправления по сбору и анализу информации о финансовом состоянии управляемого объекта и эф­фективности принятых управленческих решений. В ходе финансового контроля осуществляются сопоставление текущих и плановых фи­нансовых показателей, проверка адресного и целевого использования финансовых ресурсов, оценивается правомерность действий финан­совых работников и руководителей организаций, министерств и ве­домств, непосредственно участвующих в распределении финансовых средств на соответствующем уровне управления.



На общегосударственном уровне аппарат управления финансо­вой системы включает следующие органы: Президент РФ, Федераль­ное Собрание РФ, Правительство РФ, Счетная палата РФ, Министер­ство финансов РФ, Центральный Банк РФ. Президент РФ- регламентирует деятельность финансовой си­стемы, подписывает бюджетный план,

Федеральное Собрание РФустанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы иДР-)

Правительство РФ- рассматривает федеральный бюджет, вы­ступает как единый центр управления финансами. Центральным ор­ганом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ.

Счётная палатаосуществляет оперативный контроль за испол­нением федерального бюджета, а также контроль за состоянием госу­дарственного внутреннего и внешнего долга, за использованием кре­дитных ресурсов, за внебюджетными фондами, прово­дит ревизии и проверки, проводит экспертизу и даёт заключения, ин­формирует палаты Федерального Собрания.

Министерство финансов РФ- это федеральный орган испол­нительной власти, обеспечивающий проведение единой финансовой, бюджетной и налоговой политики в РФ и координирующий деятель­ность в этой сфере других федеральных органов исполнительной вла­сти

Центральный банк Российской Федерации (Банк России)-юридическое лицо, главный банк первого уровня, главный эмиссион­ный, денежно-кредитный институт РФ, разраба­тывает и реализует совместно с Правительством Рос­сии единую гос-ую кредитно-денежную политику и наде­лённый особыми полномочиями, в частности, правом эмиссии денеж­ных знаков и регулирования деятельности банков. Банк России выступает органом экономического управления. Банк России контролирует деятельность кредитных ор­ганизаций.


5. Финансовое планирование и прогнозирование.

Финансовое планирование - это процесс обоснования на опреде­ленный период движения финансовых ресурсов. Финан­совое планирование осуществляется на основе анализа финансовой информации, которая должна быть полной достоверной и своевре­менной. Финансовая информация включает в себя бухгалтерскую, статистическую и оперативную. В ходе финансового планирования решаются следующие задачи: определяются источники и размеры финансовых ресурсов; определяются направления использования фи­нансовых ресурсов; раскрываются наиболее эффективные направле­ния использования финансовых ресурсов; выявляются резервы роста финансовых ресурсов.

По срокам финансовое планирование подразделяется на страте­гическое (более 5 лет); среднесрочное (3 года); текущее- определяет задание на текущий финансовый год; оперативное- охватывает ко­роткий промежуток времени (несколько дней, месяцев).

Объектом финансового планирования является финансовая дея­тельность субъектов хозяйствования и государства.

В практике финансового планирования применяются следующие методы: экономического анализа, нормативный, балансовый и др.

Метод экономического анализапозволяет оценить финансовое состояние предприятия, определить динамику финансовых показате­лей, тенденции их изменения, внутренние резервы увеличения фи­нансовых ресурсов. Нормативныйметод используется для определения потребности в финансовых ресурсах на основе зара­нее установленных норм и технико-экономических нормативов, как законодательно установленных (ставки налогов и других обязатель­ных платежей, нормы амортизационных отчислений и т.п.), Использование балансового ме­тодапозволяет увязать между собой отдельные плановые показатели, например потребности организации в финансовых ресурсах с источ­никами их формирования, а также в системе финансового планирова­ния могут применяться методы балансовых расчетов при разработке баланса доходов и расходов платежного календаря, планового балан­са.

Финансовое прогнозированиепредставляет собой деятельность по предвидению и стратегической оценке перспектив развития фи­нансов, объема, состава и структуры поступления финансовых ресур­сов и направлений их использования. Цель финансово­го прогнозирования - оценка предполагаемого объема финансовых ресурсов, определение наиболее предпочтительных вариантов финан­сового обеспечения деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, субъектов хозяйствования, выявление воз­можных отклонений от принимаемых проектировок.

Задачами финансового прогнозирования являются:

1. определение источников формирования и объема финансовых ресурсов органов государственной власти и местного самоуправле­ния, хозяйствующих субъектов на прогнозируемый период;

2. обоснование направлений использования финансовых ресур­сов органами государственной власти и местного самоуправления, хозяйствующими субъектами на прогнозируемый период на основе анализа тенденций и динамики финансовых показателей с учетом воздействующих на них внутренних и внешних факторов;

3. определение и оценка финансовых последствий принимаемых органами государственной власти и местного самоуправления, субъ­ектами хозяйствования решений.

В прогнозировании финансовых показателей применяется сово­купность специальных методов и приемов, которые принято делить на три группы: методы экспертных оценок, методы экстраполяции, методы экономико-математического моделирования.

Метод экспертных оценок основан на обработке мнений экс­пертов по поводу динамики финансовых процессов, выявленных пу­тем проведения специальных процедур (анкетирования, интервьюи­рования). Метод экстраполяции. Его суть состоит в распространении на будущее тенденций, сложившихся в ретроспективе. Для прогнозирования системы финансовых показателей метод экстраполяции применяется в ком­плексном сочетании с другими методами. Методы экономико-математического моделирования базируются на построении моде­лей, которые с определенной степень вероятности описывают дина­мику финансовых показателей в зависимости от факторов, влияющих на финансовые процессы. При этом используются оптимистические, пессимистические темпы изменений экономи­ческих показателей (рост выручки, снижение издержек на единицу продукции, неизменные налоговые ставки, постоянная доля платежей в бюджет).



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.