Сделай Сам Свою Работу на 5

Роль финансов в общественном воспроизводстве.





Роль финансов в системе товарно-денежных отношений многообразна, но, тем не менее, ее можно свести к трем основным направлениям:

1) финансовое обеспечение потребностей расширенного производства;

2) финансовое регулирование экономических и социальных процессов;

3) финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов (собственных, заемных, привлеченных).

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются или наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Финансовое стимулирование эффективного использования всех экономических ресурсов осуществляется различными методами:

– через эффективное вложение финансовых ресурсов;

– создание поощрительных фондов (фонды потребления, фонды социальной сферы и др.);

– использование бюджетных стимулов (предоставление льгот при уплате налогов всегда носит стимулирующий характер, примером может служить освобождение от уплаты многих видов налогов сельских и фермерских хозяйств с целью обеспечения их роста и развития);



– использование финансовых санкций (штрафы, пени за несвоевременную уплату налогов, сокрытие доходов и имущества от налогообложения, непредставление налоговых деклараций и т. п.).

7. Распределительная и регулирующая функция финансов, их содержание и значение для развития экономики и общества.

Общественное назнач-е этой ф-ции состоит в формир-и материалбных предпосылок д/удовлетвор-я потребностей субъектов фин. отнош-й на централиз. и децентрализ. ур-нях эк-ки.

Распределит. Процесс делится на 2 стадии: 1-первичное распредел-е, при кт. образуются осн. Доходы предпр-я и раб-ков сферы мат. произв-ва. У гос-ва в ходе первичного распредел-я образуются доходы от функионир-я гос. собст-ти (приюыль гос. предпр-й, ар. Плата от сдачи гос. имущ-ва в аренду, доходы от приватизации гос. собст-ти и доходы от внешнеэк. деят-ти гос-ва). Их называют неналоговыми доходами и их доля в централиз. доходах гос-ва невелика (10-20%).



1-распределительная, кт. осуществляется в процессе формир-я, распредел-я и использ-я фин. ресурсов, в централиз. и децентрализ. фондах ден. ср-в.

2-вторичное распредел-е, кт. предполагает образ-е основной части доходов на основе НО субъектов сферы мат. произв-ва НО, др. сфер деят-ти, а также домохоз-в.

В процессе распредел-я и перераспред-я фин. ресурсов устанавл-ся важнейшие хоз. пропорции:

Регулирующая функция связана с вмешательством государства через финансы (государственные расходы, налоги, государственный кредит) в процесс воспроизводства.

Регулирующая функция показывает, как, в каком направлении происходит перераспределение, формируются отраслевые, территориальные пропорции, темпы экономического роста.

Действие регулирующей функции связано с государственным регулированием экономики через управление совокупным спросом путем трансфертных платежей, государственных закупок, государственного кредита, изменения налогового бремени. тФункция финансов реализуется через финансовый механизм. Он включает совокупную организацию форм, отношений, порядок формирования и использования централизованных и децентрализованных денежных средств, а также методы финансового планирования, формы управления финансами, финансовое законодательство.
Регулирующая функция обусловлена тем, что:

1) государство является собственником и взаимодействует с разнообразными структурами предпринимательского сектора экономики,



2) государство осуществляет экономическую политику через институциональную систему, 3) имеются области функционирования государства, в которых оно играет главную роль (такие как, оборона, социальная помощь и т.д.).

 

 

8. Контрольная функция финансов, ее содержание и роль в рыночной экономике.

2-Контрольная: связана с распред. ф-цией и заключается в созд-и определ. Объективных возможностей д/осуществл-я контроля за формир-ем, распредел-ем и использ-ем центр. и дец. фондов ден. ср-в, их воздействием на отнош-я расширенного воспроизв-ва, поддержанием в нем необходимых стоимостных пропорций.

Контрольная ф-ция проявл-ся в процессе контроля за реальным ден. оборотом и стоим. Учета затрат того или иного хоз. субъекта. Она позволяет путем сравн-я затрат и рез-тов выявлять как позит., так и негат. стороны деят-ти субъекта и принимать на этой основе управленческие реш-я.

Фин. контроль осуществл-ся на основе фин. законодат-ва. Инструмент реализации контрольной ф-ции финансов-фин. инф-ция, заключ. в бух. и стат. отчетности. В целом контр. функция реализуется по след. основным напр-ям:

1) Контроль правильности и своевременности перечисл-я ден. ср-в в фонды гос-ва и МС по всем установл. источникам финансир-я.

2) Контроль соблюд-я заданной структуры фондов ден. ср-в с учетом потребностей производственного и соц. разв-я

3) Контроль целевого и эффективного использ-я фин. ресурсов.

 

 

Содержание и задачи финансовой политики государства.

ФПГ – это особая сфера деятельности государства связанная с мобилизацией финансовых ресурсов, их рациональном распределением и использованием для осуществеления государственных функций, направленных на удовлетворение потребностей общества, в том числе на сбалансированный рост доходов субъектов экономики.

По средствам ФПГ осущ-ся воздействие фин на эк и соц развитие общ-ва, т.к. оно в знач степени зависит от финансирования. ФПГ должна быть направлена на рост основного источника форм-ия доходов субъектов эк-ки, каковым явл-ся рост ВВП. Имеет административный (связана с принуждением) и эк-ий хар-р (затрагивает эк-ие интересы и потребности субъектов эк-ки).

3 типа ФПГ:

- Классическая финансовая политика характеризующаяся невмешательством государства в экономические процессы в условиях свободной рыночной конкуренции. Теоретики этого периода были английские экономисты Смит и Рикардо, и просуществовала эта система до конца 19 начала 20 века.

- Планово-директивная финансовая политика, она сложилась в Советском Союзе в начале 20 годов 20 века. Начала применяться в основном в странах восточной Европы. Характерно в ее основе отсутствие стимулов развития научно технического прогресса.

- Регулирующая финансовая политика, ее родоначальник английский экономист Кейнс. В основе лежит государственное регулирование и поддержка проводимых в экономике преобразований. Кейнсеанство основано на экспансиониской политике включающей расширение государсвенных расходов и снижение налогов, расширение денежной массы в обращении. Эти инструменты стимулировали рост производства, инвестиции, в том числе в человеческий капитал.

В процессе реализации фискальной цели финансовой политики государство стихийно (не намереваясь, не ставя цели, но в результате других целей происходят изменения) или сознательно регулирует экономические процессы, так как движение финансовых ресурсов всегда воздествует на экономические интересы и экономические потребности всех субъектов экономики. Отсюда вытекают задачи финансовой политики:

- выработка концепции развития финансов, которая формируется на основе научного анализа состояния экономики и общества, тенденции и перспектив развития, на основе оценки потребности народного хозяйства и населения страны в финансовых ресурсах на период развития;

- определение источников мобилизации финансовых ресурсов, их состава, структуры, возможных резервов увеличения;

- концентрация части финансовых ресурсов в централизованных фондах государства;

- разработка программы на основе выбора основных направлений развития, использования финансовых ресурсов государства для решения приоритетных практических задач;

- рациональное распределение и использование финансовых ресурсов для решения общих государсвенных задач (развитие стратегически важных отраслей экономики, социальные инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, наука) и т.д.);

- выработка финансового механизма реализации финансовой политики, в том числе в законодательной форме;

- осуществление практических действий направленных на достижение поставленных целей, результатов и эффектов и оценку финансового влияния на экономику и общество.

 

10. Финансовая политика и экономика, их взаимосвязь. Основные требования, предъявляемые к выработке и осуществлению финансовой политики.

Финансовая политика имеет большое значение в жизни общества. По средствам финансовой политики осуществляется воздействие финансов на экономическое и социальное развитие общества, т.к. и то и другое развитие зависит от финансирования.

В современных условиях финансовая политика большинства государств основывается на различных концепциях государственного регулирования экономики. В зависимости от стадии экономического цикла (экономический спад, депрессия (стагнация), оживление, экономический подъем), на которой находится экономика страны, субъекты власти используют сдерживающую или стимулирующую (стабилизационную) финансовую политику.

Для достижения стабильности экономического развития функционирование экономики может обеспечиваться на основе действия встроенных стабилизаторов, к которым относится автоматическое изменение налоговых поступлений и трансфертных платежей в зависимости от стадии экономического цикла. Если финансовая политика строится с учетом действия встроенных стабилизаторов, то при ее разработке особое внимание следует уделять составлению прогнозов экономического и социального развития государства, построению моделей развития налоговой и бюджетной систем, внутреннего финансового рынка в зависимости от стадии экономического цикла.

Требования к финансовой политике:

- научный подход к выработке фин. политики, предполагающий ее соответствие объективным эк. законам развития, учет выводов финансовой теории;

- учет специфики конкретно исторических условий развития (адекватность ситуации к целям, интересам) изучение и творческое использование мирового опыта;

- степень и глубина проработанности оснований и ее реалистичность;

- степень компромисности и эффективности, гармоничность, целостность и сбалансированность;

- приемственность и последовательность в реализации финансовой политики;

- комплексный подход к выработке и проведению финансовой политики, то есть должна существовать тесная связь между всеми направления финансовой политики;

- информационно-технологическая обеспеченность;

- степень устойчивости при внешних воздействиях, то есть на внутреннюю политику большое воздействие оказывает национальная экономика и др.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.