Сделай Сам Свою Работу на 5

Бюджетное устройство РБ и принципы его формирования.





Бюджетное устройство – это организация и принципы формирования системы бюджетов в стране. Оно определяется государственным устройством и политикой в бюджетной сфере.

Различают два вида государственных и бюджетных устройств:

-унитарное;

-федеративное.

Простое (унитарное) государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц, не имеющих в своём составе других государств или государственных образований.

Сложное (федеративное) государствопредставляет собой либо союз государств либо общность относительно самостоятельных территориальных образований.

РБ имеет унитарное бюджетное устройство.

Бюджетное устройство в РБ основывается на следующих пяти принципах:

- единство бюджетной системы;

- полнота бюджетов;

- гласность бюджетов;

- самостоятельность бюджетов.

Бюджетный процесс- это деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Бюджетный процесс включает следующие этапы:

- составление проекта бюджета;

- рассмотрение и утверждение проекта бюджета законодательными органами;



- исполнение бюджета;

- составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета.

2.Экономическое содержание и функции бюджета.

Государственный бюджет – это совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств.

Функции государственного бюджета:

- перераспределение национального дохода;

- финансовое обеспечение социальной политики;

- государственное регулирование и стимулирование экономики.

Доходы и расходы государственного бюджета.

Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

Доходы бюджетов в РБ делятся на следующие группы:

- налоговые группы;

- взносы на государственное социальное страхование;

- неналоговые доходы;

- безвозмездные поступления.

Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.



Задачи бюджетных расходов – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.

По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на:

- текущие;

- капитальные.

Текущие расходы направлены на содержание органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.

Капитальные резервы – связанны с расширенным воспроизводством.

Расходы бюджета группируются по трём направлениям:

- функциональные, т.е. отражающие выполнение основных функций государства;

- ведомственные, т.е. отражающие основных получателей средств (министерства и ведомства);

- экономические, т.е. отражающие экономическое содержание расходов.

4. Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования.

Дефицит государственного бюджета – это превышение государственных расходов над государственными доходами.

Основные причины государственного дефицита:

- рост государственных расходов;

- чрезвычайные обстоятельства;

- финансово-экономические кризисы.

Показателями уровня дефицита бюджета являются:

- удельный вес дефицита государственного бюджета к ВВП;

- удельный вес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета ( нормальное состояние страны: 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета).

Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:

- укрепление доходной базы бюджета;



- оптимизация расходов;

- реформирование бюджетного процесса.

5. Местные бюджеты, их формирование и использование.

Местные бюджеты – это бюджеты местных органов власти.

К основным расходам местных бюджетов относятся:

- содержание и развитее социально-культурной сферы местного значения;

- благоустройство населённых пунктов;

- финансирование коммунальных предприятий;

- содержание аппарата местного значения;

- создание резервных и целевых фондов местного значения.

Доходы местных бюджетов делятся на:

- собственные;

- закреплённые;

- регулирующие.

Собственные доходы – это налоги и платежи, которые полностью зачисляются в местные бюджеты и над которыми местные власти имеют контроль, т.е. могут устанавливать ставки, порядок или сроки их уплаты в бюджет.

Закреплённые доходы – это налоги и сборы, которые полностью зачисляются в местный бюджет.

Регулирующие доходы – это процентные отчисления от республиканских платежей по нормативам, ежегодно утверждаемым законом о бюджете.

Из средств республиканского бюджета могут выделять бюджетам областей и г.Минска:

- дотации;

- субвенции;

- субсидии.

Дотации – 1) денежные средства выделяемые из выше стоящего бюджета на невозвратной основе, в случае когда закреплённых и регулирующих доходов не достаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета.2) денежные средства выделяющие юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.

Субвенция – денежные средства, выделяющие из вышестоящего бюджета нижестоящим на конкретные цели.

Субсидия– это денежные средства предоставления вышестоящим бюджетам нижестоящим для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.

6.Основные показатели, устанавливаемы законом о бюджете:

- превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета, предельный размер дефицита по республиканскому бюджету бюджетам областей и г.Минска, внутренние и внешние источники финансового дефицита республиканского бюджета;

- распределение доходов между республиканскими и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и г.Минска;

- доходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией РБ;

- расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификацией РБ и по ведомственной бюджетной классификации;

- перечень республиканских целевых программ, финансы которые предусмотрены из средств республиканского бюджета планируемом финансовом году;

- объём ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разделе, финансы которые в планируемом финансовом году предусмотрено из средств республиканского бюджета;

- перечень защищённых статей;

- размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.

Тема 3 :Государственный кредит и государственный долг.

Государственное заимствование может осуществляться на:

- внутреннем финансовом рынке

- внешнем финансовом рынке.

Внутренний гос. кредит в основном выступает в 2 формах:

- гос. займы

- вклады населения в сберегательные сбережения которые участвуют в кредитовании правительственных расходов и добровольно.

Как форма гос. кредита гос. займы представляют собой привлечение временно свободных денежных средств предприятий и населения путем выпуска и размещение гос. облигаций.

Гос. кредит основан на принципах:

- возвратности

- срочности

- воздмездности

- добровольности.

Гос. кредит выполняет 2 функции:

- фискальную

- регулирующую.

Фискальная функция гос. кредита заключается во временном изъятии свободных ден. сред. юр. и физ. лиц и аккумулируя их для финансирования расходов госуд. Это позволяет увеличить гос. расходы без соответствующего увеличения нологооблажения.

Регулирующая функция гос. кредита заключается в его воздействии на макроэк. показатели:

- объем ден. массы

- уровень инфляции

- величину % ставок.

Осн. формы гос. кредита.

В зависимости от характера операций:

- гос. заимствование

- гос. гарантии

- гос. кредит

Гос. займы- это привлечение временно свободных ден. сред. юр. и физ. лиц и выпуск гос. ценных бумаг.

Прямые кредиты- привлечение средств инвестора без продажи им ценных бумаг.

Гос. гарантии- предоставлении по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти либо субъектами хозяйствования. Гос. гарантии не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату % по ним путем резервирования средств на погашение гарантий займа или кредита.

Гос. кредит- предоставление за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, др. госуд., междунор. орг.

В зависимости от категории заемщика различают:

- бюджетный и гос. кредит.

Бюджетный кредит- это средство предоставляемое на возвратной основе юр. лицам своей страны или местным органом власти.

Гос. кредит- это средство предоставляемое на возвратной основе др. госуд.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.