Бюджетное устройство РБ и принципы его формирования.
Бюджетное устройство – это организация и принципы формирования системы бюджетов в стране. Оно определяется государственным устройством и политикой в бюджетной сфере.
Различают два вида государственных и бюджетных устройств:
-унитарное;
-федеративное.
Простое (унитарное) государство – это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц, не имеющих в своём составе других государств или государственных образований.
Сложное (федеративное) государствопредставляет собой либо союз государств либо общность относительно самостоятельных территориальных образований.
РБ имеет унитарное бюджетное устройство.
Бюджетное устройство в РБ основывается на следующих пяти принципах:
- единство бюджетной системы;
- полнота бюджетов;
- гласность бюджетов;
- самостоятельность бюджетов.
Бюджетный процесс- это деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.
Бюджетный процесс включает следующие этапы:
- составление проекта бюджета;
- рассмотрение и утверждение проекта бюджета законодательными органами;
- исполнение бюджета;
- составление и утверждение отчёта об исполнении бюджета.
2.Экономическое содержание и функции бюджета.
Государственный бюджет – это совокупность экономических отношений по поводу формирования и использования государственного централизованного фонда денежных средств.
Функции государственного бюджета:
- перераспределение национального дохода;
- финансовое обеспечение социальной политики;
- государственное регулирование и стимулирование экономики.
Доходы и расходы государственного бюджета.
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.
Доходы бюджетов в РБ делятся на следующие группы:
- налоговые группы;
- взносы на государственное социальное страхование;
- неналоговые доходы;
- безвозмездные поступления.
Расходы государственного бюджета представляют собой процесс выделения и использования финансовых ресурсов, аккумулированных в бюджетах всех уровней бюджетной системы.
Задачи бюджетных расходов – обеспечить выполнение государством его внутренних и внешних функций.
По экономическому содержанию расходы бюджета делятся на:
- текущие;
- капитальные.
Текущие расходы направлены на содержание органов государственной власти, местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций.
Капитальные резервы – связанны с расширенным воспроизводством.
Расходы бюджета группируются по трём направлениям:
- функциональные, т.е. отражающие выполнение основных функций государства;
- ведомственные, т.е. отражающие основных получателей средств (министерства и ведомства);
- экономические, т.е. отражающие экономическое содержание расходов.
4. Дефицит государственного бюджета и источники его финансирования.
Дефицит государственного бюджета – это превышение государственных расходов над государственными доходами.
Основные причины государственного дефицита:
- рост государственных расходов;
- чрезвычайные обстоятельства;
- финансово-экономические кризисы.
Показателями уровня дефицита бюджета являются:
- удельный вес дефицита государственного бюджета к ВВП;
- удельный вес дефицита государственного бюджета в объёме расходной части бюджета ( нормальное состояние страны: 2-3% ВВП или 8-10% расходной части бюджета).
Условиями сокращения бюджетного дефицита являются:
- укрепление доходной базы бюджета;
- оптимизация расходов;
- реформирование бюджетного процесса.
5. Местные бюджеты, их формирование и использование.
Местные бюджеты – это бюджеты местных органов власти.
К основным расходам местных бюджетов относятся:
- содержание и развитее социально-культурной сферы местного значения;
- благоустройство населённых пунктов;
- финансирование коммунальных предприятий;
- содержание аппарата местного значения;
- создание резервных и целевых фондов местного значения.
Доходы местных бюджетов делятся на:
- собственные;
- закреплённые;
- регулирующие.
Собственные доходы – это налоги и платежи, которые полностью зачисляются в местные бюджеты и над которыми местные власти имеют контроль, т.е. могут устанавливать ставки, порядок или сроки их уплаты в бюджет.
Закреплённые доходы – это налоги и сборы, которые полностью зачисляются в местный бюджет.
Регулирующие доходы – это процентные отчисления от республиканских платежей по нормативам, ежегодно утверждаемым законом о бюджете.
Из средств республиканского бюджета могут выделять бюджетам областей и г.Минска:
- дотации;
- субвенции;
- субсидии.
Дотации – 1) денежные средства выделяемые из выше стоящего бюджета на невозвратной основе, в случае когда закреплённых и регулирующих доходов не достаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета.2) денежные средства выделяющие юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств.
Субвенция – денежные средства, выделяющие из вышестоящего бюджета нижестоящим на конкретные цели.
Субсидия– это денежные средства предоставления вышестоящим бюджетам нижестоящим для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы.
6.Основные показатели, устанавливаемы законом о бюджете:
- превышение доходов над расходами бюджета или расходов над доходами бюджета, предельный размер дефицита по республиканскому бюджету бюджетам областей и г.Минска, внутренние и внешние источники финансового дефицита республиканского бюджета;
- распределение доходов между республиканскими и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и г.Минска;
- доходы республиканского бюджета в общей сумме и по видам налогов и других обязательных платежей в соответствии с бюджетной классификацией РБ;
- расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам и подразделам функциональной бюджетной классификацией РБ и по ведомственной бюджетной классификации;
- перечень республиканских целевых программ, финансы которые предусмотрены из средств республиканского бюджета планируемом финансовом году;
- объём ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разделе, финансы которые в планируемом финансовом году предусмотрено из средств республиканского бюджета;
- перечень защищённых статей;
- размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.
Тема 3 :Государственный кредит и государственный долг.
Государственное заимствование может осуществляться на:
- внутреннем финансовом рынке
- внешнем финансовом рынке.
Внутренний гос. кредит в основном выступает в 2 формах:
- гос. займы
- вклады населения в сберегательные сбережения которые участвуют в кредитовании правительственных расходов и добровольно.
Как форма гос. кредита гос. займы представляют собой привлечение временно свободных денежных средств предприятий и населения путем выпуска и размещение гос. облигаций.
Гос. кредит основан на принципах:
- возвратности
- срочности
- воздмездности
- добровольности.
Гос. кредит выполняет 2 функции:
- фискальную
- регулирующую.
Фискальная функция гос. кредита заключается во временном изъятии свободных ден. сред. юр. и физ. лиц и аккумулируя их для финансирования расходов госуд. Это позволяет увеличить гос. расходы без соответствующего увеличения нологооблажения.
Регулирующая функция гос. кредита заключается в его воздействии на макроэк. показатели:
- объем ден. массы
- уровень инфляции
- величину % ставок.
Осн. формы гос. кредита.
В зависимости от характера операций:
- гос. заимствование
- гос. гарантии
- гос. кредит
Гос. займы- это привлечение временно свободных ден. сред. юр. и физ. лиц и выпуск гос. ценных бумаг.
Прямые кредиты- привлечение средств инвестора без продажи им ценных бумаг.
Гос. гарантии- предоставлении по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти либо субъектами хозяйствования. Гос. гарантии не только безусловное погашение займов и кредитов, но и выплату % по ним путем резервирования средств на погашение гарантий займа или кредита.
Гос. кредит- предоставление за счет бюджетных средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, др. госуд., междунор. орг.
В зависимости от категории заемщика различают:
- бюджетный и гос. кредит.
Бюджетный кредит- это средство предоставляемое на возвратной основе юр. лицам своей страны или местным органом власти.
Гос. кредит- это средство предоставляемое на возвратной основе др. госуд.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|