Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема2: «Государственный бюджет – главный центральный фонд государства».





Тема 1.Финансы как эк-кая категория

Понятие и сущность финансов

Эк-кая категория также образует однородные эк. Отношения имеющие объективный характер и специфическое общественное назначение.

Частью эк. отношений явл. денежные отнош. Однако не все ден отнош. относятся к финансам. Их особен. явл. в том, что они непосред. не звязаны с товарным произ-вом и обменом. Финансы возн. тогда когда в рез. произ-ва товара и их реализ. формируются денеж. доходы и происходит распр. и исп. доходов.

Финансыкак эк. категория предс. собой эк. отношения, протекающие в денежной сфере, связанные с распр. части ВВП и нац. дохода, в результате чего образуются финн. ресурсы, аккумулированные в централизованных и децентрализованных фондах с целью их исп-ия в интересах гос-ва, предпр. и граждан.

Особенностью эк. отнош., составляющих содержание финансов как эк. категории, явл. распределительный хар-р и денежн ср-в- это обязательное условие и важный признак финн. отн.

Процесс восп-ва вкл. 4 послед-ые стадии:1. про-во;2 распределение;3 обмен;4 потребление.

На первой и четвертой стадии воспроизв. движение денежных ср-в не возникает.



Местом возникновения фин. явл распределение и обмен.

Так на 2 стадии это движение ден. ср-в хар-ны след. особенности:

- стоимость обществ. продукта распр. в денежной форме.

- распред. получает форму ден. ср-в происходящего обособленно от движения понятия стоимости.

- денежные отнош. имеют одностор. движение стоимости.

Сегодня обмен имеет след. особенности:

- стоимость общ. продукта распр. в товарной форме.

- распределение получ. форму движения товаров.

- ден. отнош. формируют встречное движение стоимости.

Сам процесс распр. вновь созданной стоимостью с помощью финансов сопровождается движ. ден. ср-в, приним спец. форму так назыв. финансовых ресурсов.

Реальное форм. финн. ресурсов нач только на стадии 3 (обмена)

Финн. ресурсы выступают мат носителем финн. отнош. и аккумулируются в фондах.

Фонд - обособленная часть денеж. ср-в, имеющая целевое назначение.

Фин. ресурсы– ден. ср-ва, аккумулированные в фондах.

В свою очередь имеют место централ. и детентр. фонды.

Централиз. фонды создаются на макроуровне(гос. бюджет, внебюдж. фонды)



Децентрал. фонды – микроуровне

Исп. фин. ресурсов через денеж. фонды спец. целевого назначения, имеют опред. приемущества по сравнению с нефондовой формой, т. к.:

- позволяет обеспеч. концентр. ресурсов на основ. направлениях развития общ. произ-ва.

- позволяет теснее увязать удовол. потребление с эк. возможностями

Фин. ресурсы явл. отлич. признаком эк. категории (финансовой), позволяющ. выделить их из общей совокупности всех категорий, участв. в стоимостном распределении.

Основные признаки финансов

1.финансы не явл. эквивалентом денег, они представляют собой денеж. отнош.

2.к финн. отнош. относятся не все денеж. отношения, а только те из них, посредством кот. осущ. движение стоимости не опосредованное движением товаров.

3.финн. отнош. имеют распред. хар-р, т. е. они связаны не с созданием, а с распред. и перераспр. созданной стоимости.

4.в рез. финн. отношений созд. фонды ден. ср-в., т. е. суммы ден. ср-в, имеющее целевое назначение.

Взаимосвязь финн с др. эк. категориями и законами.

Фин. и цена. В частности исходн. моментами выступает процесс первичного распределения вновь созданной стоим. и образованные в разл. формах денеж. доходов и накоплений основной реализ. выступает цена продукции.

Цена предст. собой:

- эк. инструмент, благодаря кот вновь созданная стоим. получает денеж. выражение и становится объектом распределения;

- кол-ную меру вновь созд. стоимости, кот. предопределяет пропорции будущего стоимостного распред-ия;

- основу всего дальнейшего распред. процесса, т. к. она вкл. различные элементы стоимости общ. продукта;



На стадии распред. отд. части стоимости превращаются в денеж. формы, а именно: - амартиз. отчисл.(фонд размещение); - разл. виды доходов.

Взаимосвязь и взаимодейст. цены и финансов в процессе стоимостного распред. проявл. в след:

- цены явл. основой финн. метода распред. стоимости;

- финансы базируются на пропорциях распр., сложившихся под влиянием цен, выст. инструментом, реализ. эти пропорции.

Финансы и зар. плата. В процессе распред. вновь созданной стоимости наряду с ценой и финн. участв. и зар. плата.

Фин. и кредит.В стоим распр. наряду с др. катогориями участв. и кредит. Кредит явл эк. категорией, по своей природе во многом сходной с эк. кат. финансов. Кредит как финансы, возник. на второй стадии процесса воспро-ва стадии кредита, так и фин., явл. денеж. хар-р кредитных отношений.

Взаимосвязь и взаимод. кредита а фин. в процессе стоимостного распр. проявл. в след.:

- комплексном исп. кредитных и финн. ресурсов;

- в банковском процессе;

- в органическом сочетании кредитных и финн. методов потребностей расшир. произ-ва.

Функции финансов.

сущность финн. как эк. категории проявл. через выполн. ф-ции:

- распр-ую;

- контрольную;

- регулир. эк-ки;

- эк-ого стимулирования.

Распред. ф-ция. Финансы обслуж. разн. этапы распр. совокупного общ. продукта участвуя как в первичном его распр., так и в перераспр.

Распр. ф-ция позволяет:

- создавать целевые фонды денеж. ср-в., на уровне СМ субъектов, населения, гос-ва, огр. местн. самоупр.

- осущ. внутрихоз., внутриотрасл., межотрасл., межтерритор. перераспределение, а также перераспр. между произ-ой и непроиз-ой сферами и соц. группами.

- создавать резервы на ур. хоз. субъекта, гос-ва, дом. хозяйства

Контрол. ф-ция.финн. возникает и дейтсв. одновременно с распр. ф-цией. Распр. контроль-две стороны экон. процесса. Фин контроль явл. стоимостным инструм. контр. функции явл. инф., включаемая в финн. отчетность, составленную на основе данных фин. учета.

Ф-ция регул. эк-ки.Согласованное функционирование эк-ки достигается посредством регул. При этом разл. саморег. и гос. регулирование.

Саморег. базируется на осн. свободного выбора хоз. субъектами:

- направления предпр. деят.

- деловых партнеров и форм взаимоотн. с ними

- направления исп. доходов, получ. в результате своей деят., за искл. части доходов

Саморег. эк. осущ. посредством форм финн. базы в разных звеньях общ. произ-ва

Саморег. возможно только в условиях рын. эк-ки.

Ф-ция экон. стимулированияосущ. с помощью разл. стоимости договоров.

В составе фин. стимулов развития произ. можно выделить:

- эф-ные направления инвестир. финн. ресурсов

- поощрительные фонды

- бюджетные методы интенсификации произ.

- фин. льготы и санкции

4. Фин. система опр. каксов. обособленных, но взаимосв. сфер и звеньев финн. отношений и соотв. им финн. учреждений, орг. образования, распределение и исп. ценрализ. и детентрализ фонды денежных ср-в.

Фин. система РБ

Централизованные финансы – Республ. бюджет; - местные бюджеты; - внебюдж. бюджеты; - гос. кредит.

Децентрализованные фин. – фин. огр-ции;- фин. ком. и неком. орг-ции; финн. фин. посредников.

Таким образом, структуру фин. системы страны можно представить как сов. фин. рынков, фин. институтво, фин. инструментов.

5. Фин. политикуопр. как сов. методоголич. принципов, практических форм орг-ции и методов использования финансов.

Фин. пол. гос-ва явл. составной частью общей эконом. политики и опр. рядом факторов, к кот отн:

- объектив. законы развития эк. отн. в обществе

- полит и экон. устройство гос-ва

- истор. условия, в кот. гос-во осущ. свои ф-ции

- конкретные эк.кие и соц. задачи, кот. ставит перед собой гос-во на данном этапе его развития.

Важнейшими частями фин. политики явл.:

- налогавая пол.

- бюджетная пол.

- денежно-кредит. пол.

Налогавая политика- сов. фин. отнош., связанных с прямыми изъятием части доходов у субъектов хоз. и населения в бюджет, таким образом, ее главная цель сост. в наполнении доходами гос. бюджета. Одновременно налоговая политика должна решить и втор. задачу – обеспечить эк. заинтерес. плательщиков в результатах своего хоз-ния.

Бюджетная политика –это сов. отн., направленных на оптимальное распр фонда денежных ср-в гос. главная ее цель закл. в достижении оптим. для данного этапа развития гос. соотношения между гос. доходами и расходами и недопущении непокрытого дефицита гос. бюджета.

Денежно-кредитная пол. – сов. фин. отношений, когда:

- краткоср. целями явл. стабилизация общего ур цен и недопущения неконтролируемой инфляции

- долгоср. целями явл – эк. рост, обеспечение занятости населения устойчивого платежного баланса страны.

В мир. эк. практики к основным инструментам денежно-кред. политики относ. операции на открытом рынке с гос. цен. бумагами, изменение учетной ставки и норм обязательных резервов

Тема2: «Государственный бюджет – главный центральный фонд государства».

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.