Показатели прибыли, используемые в управлении финансами предприятия промышленности
Анализ показателей рентабельности
Рентабельность – это относительный показатель, характеризующий уровень доходности хозяйственной деятельности.
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы организации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, инвестиционной, финансовой), окупаемость затрат и т.д. Показатели прибыли ограничены в оценке эффективности деятельности организации в силу различного масштаба ресурсов, капитала, затрат задействованных для ее осуществления. В связи с этим показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами, понесенными затратами.
Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) или рентабельность реализованной продукции ( ) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме затрат на производство и реализацию продукции ( ):
(13.25)
Она показывает, сколько организация получает прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции (себестоимость реализованной продукции + управленческие расходы и расходы на реализацию). Может рассчитываться в целом по организации, отдельным его, подразделениям и видам продукции.
Рентабельность инвестиций рассчитывается отношением чистой дисконтированной стоимости от проекта к сумме инвестиций в данный проект.
Рентабельность продаж (оборота) ( ) рассчитывается путем отношения прибыли от реализации ( ) к сумме выручки от реализации (за минусом НДС и прочих аналогичных платежей) ( ). Характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности и показывает, сколько прибыли организация получает с рубля продаж, или удельный вес прибыли от реализации в выручке. Рассчитывается в целом по организации и по отдельным видам продукции:
13.26)
Показатели прибыли, используемые в управлении финансами предприятия промышленности
В соответствии с существующими в настоящее время нормативными документами в Республики Беларусь выделяют следующие показатели прибыли:
- валовая прибыль;
- прибыль от реализации продукции, работ и услуг;
- прибыль от текущей деятельности;
- прибыль от инвестиционной, финансовой и иной деятельности;
- прибыль до налогообложения;
- чистая прибыль;
- совокупная прибыль.
В зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации доходы и расходы подразделяются на:
- доходы и расходы по текущей деятельности;
- доходы и расходы по инвестиционной деятельности;
- доходы и расходы по финансовой деятельности;
- иные доходы и расходы.
Текущая деятельность – основная приносящая доход деятельность организации и прочая деятельность, не относящаяся к финансовой и инвестиционной деятельности.
Доходами по текущей деятельности являются выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, а также прочие доходы по текущей деятельности.
Прибыль от реализации (Прп) – финансовый результат от реализации товаров, продукции, работ, услуг рассчитывается по формуле 14.1.
(14.1)
где Врп – выручка от реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб.;
Н – налоги и сборы, включаемые в выручку от реализации товаров, продукции, работ, услуг, руб.;
Срп – себестоимость реализованных товаров, продукции, работ, услуг, руб.;
УР – управленческие расходы, руб.;
Ррп– расходы на реализацию, руб.
пераций, при условии, что эти результаты не были включены в чистую прибыль (убыток).
42. Анализ формирования общей суммы прибыли организации
Анализ прибыли подразделяется на различные направления, виды и формы в зависимости от следующих признаков:
По направлениям исследования выделяют анализ формирования прибыли и анализ ее использования:
- анализ формирования прибыли проводится в разрезе основных сфер деятельности – текущей, инвестиционной, финансовой. Он является основной формой анализа для выявления резервов повышения суммы и уровня прибыли.
- анализ распределения и использования прибыли проводится по основным направлениям ее использования. Он призван выявить уровень потребления прибыли и ее капитализации, а также конкретные формы ее производственного потребления в инвестиционных целях.
По организации проведения выделяют внутренний и внешний анализ прибыли:
- внутренний анализ проводится менеджерами или собственниками организации с использованием всей совокупности имеющейся информации. Результаты такого анализа могут представлять коммерческую тайну;
- внешний анализ проводится налоговыми органами, банками, страховыми компаниями по материалам публикуемой организацией в открытой печати отчетности.
По масштабам деятельности можно выделить следующие формы анализа прибыли:
- анализ прибыли по организации в целом
- анализ прибыли по структурному подразделению или центру ответственности (применяется в управленческом учете);
- анализ прибыли по отдельным изделиям (является дополнительным видом анализа, который может использоваться как в финансовом, так и в управленческом учете).
По объему исследования выделяют полный и тематический анализ прибыли:
- полный анализ проводится с целью изучения всех аспектов ее формирования, распределения и использования в комплексе;
- тематический анализ ограничивается отдельными аспектами формирования или использования прибыли (влияние проводимой организацией налоговой политики на формирование затрат, доходов и прибыли; влияние структуры и стоимости капитала на уровень прибыльности организации и др.).
Таким образом, анализ финансовых результатов коммерческой организации начинается с изучения объема, состава, структуры и динамики прибыли (убытка) до налогообложения в разрезе основных источников ее формирования. По итогам расчетов делается вывод о влиянии на изменение суммы прибыли (убытка) до налогообложения изменений величин источников ее формирования.
В связи с важностью прибыли от реализации продукции, товаров, работ, услуг для формирования финансовых ресурсов организации отдельно проводится ее анализ. Анализ прибыли (убытка) от реализации начинается с изучения ее объема, состава, структуры и динамики в разрезе основных элементов, определяющих ее формирование: выручки (нетто) от продаж, себестоимости продаж, управленческих расходов и расходов на реализацию. При этом в ходе анализа структуры за 100% берется выручка (нетто) от реализации как наибольший положительный показатель.
По итогам расчетов делается вывод о влиянии на отклонение суммы чистой прибыли (убытка) изменений величин определяющих ее элементов. Заключительным этапом выступает выявление имеющихся резервов роста нормы и массы прибыли организации.
43. Анализ прибыли от реализации продукции (товаров, работ, услуг)
В процессе анализа изучается динамика прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы. К факторам, повлиявшим на изменение прибыли от реализации, относят цены на готовую продукцию и элементы расходов, формирующие себестоимость, система налогообложения, объем реализации и др. расходов
Структура реализуемой продукции может оказывать как положи тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.
Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.
Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен, при прочих равных условиях, сумма прибыли возрастает и наоборот.
44. Сущность и виды финансового планирования и прогнозирования
Финансовое планирование –это разновидность управленческой деятельности, направленной на разработку системы финансовых планов и плановых показателей (нормативов) по обеспечению предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности его финансовой деятельности.
Финансовое планирование – важная составная часть планирования деятельности предприятия в целом. Основным его назначением является расчет потребности в денежных средствах, необходимых для финансирования расходов и выполнения обязательств, объема и структуры затрат, определение эффективности деятельности предприятия. Финансовое планирование на предприятии включает разработку различных финансовых планов и расчетов в целях управления финансами.
Основные задачи финансового планирования:
- обеспечение производственной и инвестиционной деятельности предприятия необходимыми финансовыми ресурсами;
- выявление путей эффективного вложения средств, оценка степени рациональности их использования;
- выявление и мобилизация резервов увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств;
- осуществление контроля за формированием и расходованием платежных средств.
Выделяют стратегическое (перспективное), текущее и оперативное финансовое планирование.
Существуют следующие виды планов:
1. Стратегические планы– планы генерального развития бизнеса.
2. Текущие планы разрабатываются на основе стратегических путем их детализации.
3. Оперативные планы– это краткосрочные тактические планы, непосредственно связанные с достижением целей фирмы (план производства, план закупки сырья и материалов и т.п.).
Любой план действий должен сопровождаться сметой расходов – составлением бюджета, который является количественным воплощением плана,
Финансовое прогнозирование представляет собой основу для финансового планирования на предприятии (т.е. составления стратегических, текущих и оперативных планов) и для финансового бюджетирования (т.е. составления общего, финансового и оперативного бюджетов). Отправной точкой финансового прогнозирования является прогноз продаж и соответствующих им расходов; конечной точкой и целью – расчет потребностей во внешнем финансировании.
45. Перспективное финансовое планирование + из таблицы
Исходной точкой перспективного финансового планирования является финансовое прогнозирование. Сущность финансового прогнозирования состоит в изучении возможного финансового состояния предприятия и отдельных его показателей – прибыли, доходов от ценных бумаг и других на длительную перспективу. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможного состояния объекта в будущем. Прогнозирование базируется на разработке альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при сложившихся тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансовой ситуации
Подготовка прогноза развития предприятия заключается в разработке плана о прибылях и убытках, прогнозного бухгалтерского баланса и прогноза движения денежных средств. В процессе их составления чаще всего используется метод процента от реализации.
46. Бюджетирование как инструмент текущегофинансового планирования на предприятии
Бюджетирование – это технология финансового планирования, учета и контроля доходов, расходов и финансовых результатов, получаемых предприятием.
В процессе бюджетирования рассчитывается бюджет предприятия по всей совокупности операционных и финансовых бюджетов (за исключением бюджета капиталовложений) и оценивается прогнозное финансовое состояние предприятия.
Шаг 1. Сметный расчет объема продаж и обоснование цены товара (бюджет продаж)включает информацию:
- о предполагаемых объемах реализации по каждому товару;
- об ожидаемой цене единицы каждого товара.
Бюджет продажпоказывает объем продаж в количественном и стоимостном измерении. Эти расчеты используются при составлении бюджета движения денежных средств.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|