Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовый кризис 1998 года. Финансовая политика после кризиса и проблемы её реализации на современном этапе

 

Под финансовым кризисом понимается глубокое расстройство финансов, проявляющееся в дефицитности бюджетов, росте государственного долга, кризисе финансов предприятий, девальвации национальной валюты. Финансовый кризис 1998 года выразился в следующем:

1. Девальвация рубля

2. Банковский кризис.

3. Рост инфляции.

4. Снижение объёмов финансовых ресурсов.

5. Приостановление платежей по обслуживанию государственного долга.

6. Закрытие для России доступа на международные финансовые рынки.

Девальвация рубля привела к росту цен на все товары. За август – декабрь 1998 года цены выросли на 70 %, а цены на продовольственные товары в декабре 1998 г. по сравнению с декабрём предыдущего года увеличились в два раза. Однако в результате девальвации большинство импортных товаров стали дорогими для основной массы населения, что дало толчок развитию так называемых импортзамещающих производств. Экспорт также стал более эффективным, так как ценность валюты возросла, что вызвало рост производства в некоторых экспортных отраслях народного хозяйства. В целом в 1998 году было произведено продукции в действующих ценах на сумму 1,7 трлн. руб., что на 5,2 % больше, чем в 1997 году. На оживлении экономики сказалась и дополнительная эмиссия денежных средств, проводимая в целях погашения бюджетного дефицита.

Несмотря на оживление экономики удельный вес убыточных предприятий вырос практически во всех отраслях экономики, увеличилась дебиторско-кредиторская задолженность предприятий, крайне низкими показателями характеризовалась инвестиционная активность предприятий. Сократились объёмы сельскохозяйственного производства. Вследствие засухи валовой сбор зерна составил 47,8 млн. тонн, что на 46,1 % меньше уровня прошлого 1997 года.

В 1998 году имело место падение реальных денежных доходов населения Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума составила в декабре 27,3 % (в декабре 1997 года – 18,3 %). Суммарная задолженность по заработной плате составила на 1 января 1999 года 77017 млн. руб.



В бюджетной системе имело место существенное увеличение абсолютных размеров бюджетного дефицита консолидированного бюджета, а размеры первичного профицита снизились. Закон о федеральном бюджете не был выполнен ни по доходам, ни по расходам.

В кредитно-денежной системе имело место наращивание денежной массы, связанное с необходимостью эмиссионного покрытия дефицита федерального бюджета. Коммерческие банки в основном осуществляли операционное обслуживание клиентов, операции по долгосрочному кредитованию реального сектора были практически сведены к нулю. Подорванное взаимное доверие не оставляло возможностей для межбанковского кредитования и проведения других активных операций, связывающих прирост ликвидности, который вызывал дальнейшее обесценение рубля.

Для выхода из финансового кризиса Правительством были разработаны следующие направления финансовой политики послекризисного периода:

1. Комбинирование плавающего обменного курса рубля к доллару с контрольными мерами на валютном рынке и умеренными валютными интервенциями Центрального Банка России.

2. Реструктуризация государственного долга России и государственного долга бывшего СССР.

3. Обслуживание внутреннего государственного долга не за счёт выпуска государственных ценных бумаг, а путём кредитования Центральным Банком России Министерства финансов РФ в случаях, оговоренных в законах о федеральном бюджете на планируемый год.

4. Поддержание существенного первичного профицита бюджета в 1999 году за счёт жёсткого ограничения непроцентных расходов и роста доходов.

5. Подготовка и реструктуризация банковской системы.

Взаимоувязка финансовой политики и структурных реформ, которые должны осуществляться по следующим направлениям:

- повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального Казначейства;

- оздоровление банковской системы;

- совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;

- ликвидация неденежных расчётов и неплатежей;

- развитие земельной реформы;

- принятие комплекса мер по защите прав мелких инвесторов;

- создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций.

Стратегическими направлениями финансовой политики государства должны быть такие мероприятия, которые приведут к экономическому росту страны и обеспечат достижение реализации главной цели финансовой политики – увеличение объёма финансовых ресурсов. Большинство авторов научных публикаций называют следующие направления финансовой политики будущего:

- укрепление курса национальной валюты;

- повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам;

- достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов;

- совершенствование налоговой системы;

- оптимизация расходов государства;

- обеспечение взаимосвязи финансовой и денежно-кредитной политики, модернизация платёжно-расчётной системы;

- повышение эффективности использования государственной собственности.

Для укрепления курса национальной валюты необходимо осуществить комплекс мер для ограничения спекуляций на валютном рынке и остановить незаконный вывоз капитала за рубеж. Следует разработать мероприятия по ликвидации деления денежного оборота на несколько составных частей (бартер, взаимозачёты, слабо контролируемые расчёты векселями, теневой оборот, расчёты в иностранной валюте), что позволит осуществлять реальный контроль за денежным оборотом и укрепит позиции рубля. Необходимо повысить товарное обеспечение рубля путём проведения структурной перестройки экономики.

Задачей ближайших лет является осуществление ряда мер по укреплению доверия вкладчиков к кредитным организациям и инвестиционным институтам. Для этого необходимо создать надёжную систему страхования вкладов, разрешить при определённых условиях иностранным банкам привлекать средства населения России, повысить процентные ставки по депозитам, соблюдать разумные пределы доходности государственных ценных бумаг (она должна лишь немного превышать уровень инфляции, при нулевом риске вложений), разработать комплекс мер по защите прав мелких инвесторов фондового рынка.

Стратегической задачей финансовой политики является достижение сбалансированности бюджетов всех уровней. Главной задачей в этом направлении является проведение в жизнь скоординированной, единой бюджетной политики федерального центра, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований с целью укрепления государственных финансов и пресечения проявлений регионального сепаратизма. Необходимо сконцентрировать усилия на достижении в экономике и социальной сфере государственных целей. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. Создана новая система межбюджетных отношений, обеспечен первичный профицит федерального бюджета, возрастает число регионов-доноров.

Необходимой мерой поддержки экономики страны является сокращение налогового бремени. Мероприятия, проводимые правительством в этом направлении вызывают острые дискуссии. Министерство финансов неоднократно предлагало сократить налоговые платежи, однако в процессе рассмотрения бюджета эти рекомендации не удавалось отстоять. Сегодня уже принят ряд законов по снижению налогового бремени, необходимо их выполнение и проведение анализа по их влиянию на экономику и доходы бюджета. Для дальнейшего эффективного воздействия налогов на экономический рост необходимо предоставлять льготы тем предприятиям, которые снижают цены на свою продукцию, осуществляют вложения в развитие производства, в инновации. Налоговая политика должна быть реалистичной, учитывать необходимость оздоровления финансов предприятий.

Важным направлением совершенствования бюджетной политики является оптимизация структуры расходов бюджета и сокращение бюджетных расходов по тем статьям, где это возможно. В стране осуществляются реформы армии и жилищно-коммунального хозяйства, которые в будущем должны будут дать сокращение бюджетных расходов. Однако, это возможно лишь в случае роста ВВП и реальных денежных доходов населения. В ближайшие годы необходимо наращивать расходы бюджета на народное хозяйство, которые снизились по сравнению с 80-ми годами в 3-4 раза. Необходимо дальнейшее снижение расходов на обслуживание государственного долга, составляющих в федеральном бюджете почти пятую часть его расходов.

Финансовая политика должна быть увязана с денежно-кредитной политикой, однако на практике эта связь не всегда обеспечивается. Направлениями политики государства в этой области является активизация операций Центрального Банка России на открытом рынке, повышение коэффициента монетизации экономики с учётом темпов роста ВВП, усиление ответственности Центрального Банка за организацию расчётов и возникновение неплатежей предприятий.

В ближайшем будущем требует решения такая проблема бюджета, как повышение эффективности использования государственной собственности. Ежегодно план по доходам бюджета от использования федеральной собственности не выполняется. Были годы, когда в бюджет по этой статье поступали суммы, составляющие менее 20 % от запланированных. В 1999 году доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности и от деятельности государственных предприятий составили 58,5 % от бюджетных назначений. Это свидетельствует о больших резервах в этой области.



©2015- 2017 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.