Сделай Сам Свою Работу на 5

Задачи финансовой политики в период проведения социалистической реконструкции народного хозяйства





 

В 1925 году ХIV съездом РКП (б) был принят генеральный план индустриализации, как основного звена реконструкции всего народного хозяйства. Задачей финансовой политики стало увеличение объёма финансовых ресурсов и повышение эффективности их использования на финансирование мероприятий, проводимых правительством прежде всего в области тяжёлой промышленности, а впоследствии и в отраслях сельского хозяйства.

При проведении индустриализации был введён режим жёсткой экономии всех ресурсов, в том числе и финансовых. Тяжёлая индустрия нуждалась в государственных субсидиях, поэтом у в расходную часть бюджета были включены расходы на промышленность, электрификацию, сельское хозяйство. Рост расходов бюджета на народное хозяйство и политика правительства в области индустриализации дали положительный результат. Доходы бюджета от народного хозяйства неуклонно возрастали и к 1940 году составили 160,1 млрд.руб., увеличившись по сравнению с 1927 годом в 28 раз.

Интересы увеличения финансовых ресурсов, усиления контроля за эффективным и экономным использованием бюджетных средств, внедрение на предприятиях хозяйственного расчёта потребовали изменения взаимоотношений предприятий и организаций с бюджетом, а также внедрения новых методов кредитования народного хозяйства. Эти изменения нашли отражение в налоговой и кредитной реформах, проведённых в 1930-1931 годах.



Налоговая реформа заключалась в коренной перестройке системы платежей предприятий в бюджет. Сложившаяся к 1930 году система государственных доходов характеризовалась множественностью платежей в бюджет: 12 видов акцизов, промысловый налог, таможенные пошлины, 3 вида отчислений от прибыли в бюджет и другие налоги и неналоговые платежи – всего 86 видов поступлений. Недостатками данной налоговой системы являлись следующие: размеры обложения не зависели от объёмов накоплений; из-за множественности налогов и разнообразия методов их взимания налоговая система была слишком громоздкой; слишком многочисленным был налоговый аппарат; одни и те же товары на разных стадиях их производства и реализации облагались налогами несколько раз.



Налоговая реформа упростила и унифицировала систему платежей в бюджет. Многие ранее существовавшие платежи были заменены двумя основными: налогом с оборота и отчислениями от прибыли. Кооперативные организации должны были платить подоходный налог. В качестве самостоятельных остались 27 платежей.

В основу построения налога с оборота были положены следующие принципы: налог взимается в твёрдых ставках к обороту или валовой выручке от реализации товаров, доля налога должна дифференцироваться в цене товаров в зависимости от их экономической роли, значения и отрасли народного хозяйства.

При определении размера отчислений от прибыли в бюджет часть прибыли оставалась в распоряжении предприятий с целью финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств и на другие плановые затраты. Для целей налогообложения предприятия были разделены на три группы. В первую входили те предприятия, затраты которых на пополнение оборотных средств и осуществление капитальных вложений превышали прибыль, для них ставка налога устанавливалась в размере 10 %. Ко второй группе относились предприятия, не имеющие затрат на прирост оборотных средств и капитальные вложения, их ставка налога была равна 81 %. В третью группу входили все остальные предприятия, и ставка налога для них дифференцировалась от 10 до 81 %. Государственный банк отчислял 50 % от прибыли, коммерческие банки и предприятия государственной торговли – 75 %. Сверхплановая прибыль делилась пополам между предприятиями и бюджетом.

Порядок исчисления и взимания подоходного налога с кооперативных предприятий почти не изменился. Налог взимался ежеквартально в размере 17 % от балансовой прибыли.



Главным результатом кредитной реформы явилась ликвидация коммерческого кредита и переход к прямому банковскому кредитованию на принципах возвратности, срочности, платности и целевого использования. Недостатком кредитной реформы был переход к кредитованию предприятий под план, а не в меру его выполнения, что повлекло за собой преувеличение потребностей в плановых денежных средствах у предприятий и автоматизму кредитования у банков. При таких условиях кредитования рост кредитных вложений опережал рост промышленности, стирались различия между кредитованием и финансированием. Для устранения этих недостатков был введён новый порядок расчётов за продукцию, проведено разграничение собственных и заёмных средств предприятий.

Проведённые реформы способствовали укреплению советских финансов, увеличению доходов бюджета. Рост бюджетных доходов позволил увеличить расходы бюджета на развитие промышленности и сельского хозяйства. За годы первой и второй пятилеток на финансирование народного хозяйства было направлено около 239277 млрд. руб. Обострение международной обстановки привело к увеличению расходов на оборону. В бюджете 1941 года эти расходы были запланированы в сумме 71 млрд. руб., что составляло третью часть всех расходов бюджета.

 

Финансовая политика в годы Великой Отечественной войны

И в послевоенный период

 

В соответствии с требованиями военного времени в финансовую политику государства были внесены существенные изменения. Основной задачей финансовой политики явилась максимальная мобилизация финансовых ресурсов для военных нужд, их рациональное распределение и экономное использование. Военная обстановка потребовала внести значительные изменения в структуру расходов и доходов бюджета. В структуре доходов бюджета сокращались поступления от социалистического хозяйства, поэтому в бюджет стали направляться часть кредитных ресурсов Госбанка, государственные резервы, средства, ранее остававшиеся в распоряжении предприятий (фонды ширпотреба, резервные фонды, фонды директоров предприятий). Был введён военный налог, увеличился выпуск государственных займов у населения. Во время войны в бюджет поступило в виде обязательных и добровольных взносов населения 270 млрд.руб., что обеспечило почти половину всех военных расходов.

Изменилась структура расходов бюджета. В 1942 расходы на содержание вооружённых сил составляли около 60 % всех расходов бюджета, а расходы на социальные цели снизились более чем на одну треть. Для финансирования военных расходов в первые годы войны государство прибегало к эмиссии денег, которая использовалась и для покрытия бюджетного дефицита. В 1941 году бюджетный дефицит составлял 14,4 млрд. руб., в 1942 – 17,8, а в 1943 – 6 млрд. руб. Однако, к 1944 году бюджетный дефицит был ликвидирован и все расходы обеспечивались за счёт текущих доходов.

Необходимость централизации финансовых ресурсов привела к изменению структуры бюджетной системы. Удельный вес расходов союзного бюджета повысился и составлял в 1942 году 88 %, а доля бюджетов союзных республик снизилась.

Главной задачей финансовой политики послевоенного периода являлось восстановление и рост разрушенного войной народного хозяйства. Важную роль в развитии экономики играло устранение последствий войны в области денежного обращения и ликвидация карточной системы. Вследствие большой эмиссии денежных средств в военные годы рубль сильно обесценился, поэтому в 1947 году была проведена денежная реформа. Старые деньги были обменены на новые в соотношении десять к одному. Вклады в сберегательных кассах в размере до 3 тыс. руб. переоценке не подлежали, вклады от 3 до 10 тыс.руб. переоценивались в соотношении 3:2, а свыше 10 тыс. руб. в соотношении 2:1. Одновременно с денежной реформой проводилась конверсия всех ранее выпущенных займов в соотношении 3:1.

Укреплению покупательной способности рубля способствовало неоднократное снижение розничных цен. В 1949 году были увеличены оптовые цены и одновременно ликвидирована система государственных дотаций убыточным предприятиям. В целом по промышленности оптовые цены возросли более чем в 1,5 раза что привело к рентабельной работе предприятий. Повышение цен было временной мерой, и постепенно оптовые цены вернулись на дореформенный уровень 1946 года.

Увеличение прибыли предприятий привело к росту доходов бюджета от народного хозяйства и позволило снизить налоги с населения, а также прекратить выпуск государственных займов. В структуре расходов бюджета увеличились расходы на народное хозяйство и социально-культурную сферу с 66,4 % в 1950 году до 80,8 % в 1960 году. В послевоенный период бюджетные ассигнования составляли около 70 % в источниках финансирования капитальных вложений предприятий. За счёт бюджета частично финансировался и прирост оборотных средств.

Изменение экономических условий потребовало изменения форм организации финансовых отношений. На мартовском и сентябрьском (1965 г.) Пленумах ЦК КПСС были приняты решения о переводе предприятий на новую систему планирования и стимулирования, более широкое применение получили такие финансово-кредитные инструменты как прибыль, налоги, материальное поощрение работников. Следующим этапом на пути более эффективного использования финансов в целях обеспечения социально-экономического роста являются мероприятия, намеченные постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 12 июля 1979 года «Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы».

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.