Сделай Сам Свою Работу на 5

Финансовая политика и финансовый механизм государства.





Сушность финансов и их место в системе экономич отношений.

Деньги – категор более древняя чем фин-сы. Стихийно выделились как особый товар, играющий роль всеобщего эквивалента в обменных операциях, т.е. доведение произведен продукта до потребителя. Ф-сы возникли позже с зарождением гос-ва. Часть вновь созданной ст-ти не потреблялась, а направлялась в казну, из кот осущ финанс-е общегос нужд. Д и Ф не взаимоисключают друг друга, а использ-ся параллельно, имея каждый свою специфику.

Эконом. денежные отнош.—это базисные отнош. общ-ва, они всецело определ. качество надстроечных отнош: политика, культура, соц. сфера.

Денежные отнош не однородны:а)классич. денежн. отнош- деньги выполняют 5 ф-ций. б) специфич. денежн. отнош- деньги присутствуя не выполн не одну из свои ф-ций, а использ-сяф как-то иначе, как инструмент распред-я создан доходов.

Фин отношения явл специфич частью денеж отношений. Стадии обществен воспроизв-ва: пр-во, распред-е, обмен, потреб-е. на каждой стадии деньги присуствуют, обеспеч пр-во новой ст-ти и доведение ее до потреб-ля. На 2й стадии Д не выполн ни одной функции, использ-ся как инструмент распред вновь создан ст-ти. Значит, финансы связ со второй стадией. До потреб-ля вновь создан ст-ть доходит 2мя путями: распред-е и обмен. Необход-ть использ-я на практике 2х категорий Д и ф. там где распред-е-Ф, там где обмен – ДРаспределение- это процесс спецефич. целесообр. движения части вновь созданной стоимости по средствам его обособления в спец. целевые централизован. и децентрализ. фонды, предназнач. для удовлетвор. опред. эконом нужд нац. экономики, предприятий.



Распределить доходы это значит:1) заранее продумать направл расходов средств 2) установить приоритеты финансирования 3) организовать строго целевое использование 4) обеспечить контроль за расходованием средств

Объективные мотивы распределит процессов в общ-ве: 1)необходимость финансиров. ряда нужд (судов, армий, правоохр. орг) Для этого часть доходов, созданных в сфере матер пр-ва направл. в целевые фонды гос-ва: бюджет. 2) необходимость организации расширенного воспроизводства на самих предприятиях сферы матер пр-ва. Для этого часть, созданных ими доходов, не используется на финансиров. текущих нужд, а направляются в целевые фонды предприятия: фонд потребления, накопления и др.



Идентификац. различия фин. и денежн. отнош.:1) в денежн. отнош. деньги выполняют свои 5 ф-ций, в фин. отнош. они используются иначе—как инструмент распредел. вновь созданной стоимости. 2) движение стоимости в денежн. отнош. всегда двухстороннее, а в фин—одностор. 3) движение фин. отнош.(потоков) связано с функциониров-ием целевых фондов гос-ва или предприятия, а движение денежн. потоков—безфондовое.

 

Функции финансов и их роль в развитии экономики гос-ва.

Функции финансов показывают как, каким образом реализуются на практике сущность, предназначенной категории финансов.Ее предназначение:1) распределить с+v+m—распределит ф-ция 2) обеспечить рациональн использов ср-в—контрольная ф-ция.Распределит ф-ция: 1) предназнач: распределить доходы общ-ва с целью обеспечения гос-ва и предприятия фин рес-ми 2) объект рапредел: вновь созданная стоимость( прибавочный продукт) 3) субъект распредел: гос-во, предприятия, граждане. 4)инструменты: налоговые ставки, страховые тарифы, банковск %, нормы амартизац. 5)конечный результат: образование централизован и децентрализ фондов.

В результате действия распредел ф-ции создаются пропорции фондового распредел вновь созданной стоимости.

Контрольная ф-ция: 1) предназнен: проконтролир соблюдение в гос-ве пропорций распредел c+v+m 2) объект: фин дисциплина во всех ее проявлениях. 3)субъект: контрол службы гос-ва, министерств, ведомств 4)инструменты: ревизии, проверки, мониторинг 5)конечн рез: своевременн и полные отчисления в целевые фонды гос-ва и предприятий.



Фин-сы сигнализир о кач-ве распределит процесса, влияют на него, способствуют соблюдению фин дисциплины в гос-ве. Фин отнош-я ведут к формир и функционир фин рес-в гос-ва и предприятия. Они выступают мат носителем фин отношений. Напр-ся на удовлетвор-е общегос нужд и нужд предпр-й. Явл инструментов актив воздействия на эк-ку гос-ва. Инструменты: стимулирование – использ широкого спектра всевозмож фин льгот, сдерживание – исп широк спектра штрафных санкций.

Финансы – система эк отношений и потоков по поводу формир-я, распред-я и использ-я централиз и децентрализ фондов ден ср-в с целью удовлетвор эк нужд гос-ва и нужд расширен воспроизводства субъектов хоз-я.

Финансовая система гос-ва и ее основные сферы и звенья.

Фин отношения многогранны, разновекторны, разнокачественны, многоцелевые, поэтому для эфф-го управления ими необходима их систематизация.

Подходы к систематизации фин отношений.1 Делен фин отнош постатусу их носителей и их роли в процессе общ-го воспроизводства. Он позволяет выделять различные уровни сферы фин отношений на уровне макро и микро экономики.

2 Делен фин отнош по хар-ру деятельности их носителей. Он позволяет внутри сфер выделять звенья- обособленные родственные группы, кот имеют свое специфич предназнач, свой способ формиров и использ фин рес-сов, свое целевое предназнач и х-р деятельности.

Финансовая система любого гос-ва состоит из сфер и звеньев. Фин система РБ состоит из двух сфер:

А) гос финансы – это фин отношения и потоки на уровне макроэкономики. Ее функционирование ведет к формированию централизованных фондов гос-ва, кот включ в себя следующие звенья:

-гос бюждет

-бюджетные и внебюджетные фонды

-гос кредит

Гос фин-сы способствуют перераспред-ю первич доходов создан в сфере мат пр-ва, обеспечивая выполнение гос-вом его функций.

Б) финансы субъектов хозяйствования- это финансовые отношения и потоки на уровне микроэкономики, кот ведут к образованию децентрализованных фондов предприятий, организаций, учереждений, кот включ в себя следующие звенья:

-фин предприятий сферы материального производства( комерч предпр-я) – пр-во и реализ прод и получение прибыли с перспективой ее последующ распред-я

-фин учреждений непроизводственной сферы (некоммерч учрежд) – оказ соц услуг и получение соц эф-та.

Роль: место пр-ва вновь создан ст-ти, кот напр-ся к потреб-лю для удовлетвор-я его мат, культ и др потребностей.

Органы управления финансами. Фин аппарат гос-ва.

Управление- сов-ть приемов и методов целенаправленного воздействия субъекта упр-я на управляемый объект. Объект упр-я финансами – разнообразные виды фин отношений. Субъект упр-я финансами – спец управленческие инфраструктуры.

Органы управления финансами 3уровня:

1. Органы общего управления финансами: Национальное собрание, Президент РБ, Совет Министров. Осуществляется самое общее руководство фин отношениями, определяются их виды и границы, принимается фин законодательство гос-ва.

2. Органы специальной компетенции: Мин-во по налогам и сборам, Комитет гос контроля, Гос таможенный комитет, Министерство финансов, Нац банк. Конкретизируют фин отношения в гос-ве, выделяют налоговые, таможенные, валютные отношения.

3. Органы оперативного управления финансами: фин управления министерств и ведомств; фин отделы исполкомов областей, районов, городов; фин службы предприятий, организаций, учреждений. Отвечают за практическую реализацию фин планов гос-ва.

Фин аппарат РБ = Мин-во финансов + органы оперативного управления.

Мин-во финансов – основной координирующий орган управления финансами в гос-ве. Основные функции:

- проведение бюджетно-финансовой и налоговой политики гос-ва

- методическое рук-во фин отношениями в гос-ве

- организация работы по составлению проекта бюджета, проекта закона о госбюджете на очередной фин год

- активное участие в организации международного фин сотрудничества

- определение порядка финансирования расходов бюджетных учреждений

Финансовая политика и финансовый механизм государства.

Фин пол-ка гос-ва – выработанный гос-вом план фин обеспечения своей деят-ти, а по своей сути – сис-ма мероприятий по мобилизации части фин рес-в общества в бюджет и организация их рационал распред-я и эффектив использ-я для выполнения гос-вом своих функций. Фин пол-ка гос-ва – составная часть эк пол-ки, важнейш инструмент гос регулир-я нац эк-ки.

Осн цель – мобилизация, распред-е использ-е фин рес-в гос-ва для макс возможного удовлетворения потребностей общества, отраженных в Программе его соц-эк развития. Осн задачи фин пол-ки гос-ва:

- поддержание баланса доходов и расходов гос-ва

- концентрация фин рес-в на важнейш, приоритет направл-я эк и соц развития гос-ва

- обеспечение целевой и макроэк стабильности нац эк-ки

Составные части фин пол-ки:

- фин стратегия- долговремен курс правит-ва в фин сфере, направлен на реш-е крупномасштаб задач, расчитан-х на перспективу

- фин тактика – краткосроч рукс правит-ва в фин сфере, напр на реш-е задач конкрет этапа развития гос-ва

Эл-ты фин пол-ки:

- налоговая пол-ка – программа действий гос-ва в налог сфере, напр на концентрацию в бюджете необход объемов налог-х поступлений

- бюджетная пол-ка – прог-ма действий правит-ва по распред-ю бюджет ср-в по траслевому, целевому и территор признаку с целью эф их использ-я

- денежно-кредитная политика

По целевому назначению: фин пол-ка : стимулирующая и сдерживающая

Осн инструменты, регулирующие воздейтвие фин пол-ки на эк-ку:

налоговые, валютные, бюджетные, денежно—кредитные.

Фин механизм – сов-ть способов , приемов, инструм-в, методов, приводящих в движ-е фин отнош-я и потоки гос-во в процессе реализации фин пол-ки.

Эл-ты фин мех-ма:

- правовое обеспеч-е фин отнош-й – предполаг принятие в гос-ве фин закон-ва: кодекс РБ, законы, указы, декреты през-та рб. Фин зак-во приводит в движ-е фин отнош-я и фин п-ку путем четкого опред-я их напр-й и границ.

- нормативно-информацион обеспеч-е фин отнош-й – разработка и использ-е широк спектра деловой информац-и: методич указ-я, полож-я, инстр-ции по вопросам орг-ции фин-в, инф-ция стат учреж-й.

- фин рычаги – использ-е инструм-в сдерживания и стимулир-я эк процессов.

- фин методы – использ-е известных методов, способов воздействия на кач-во фин отн-й и потоков: фин анализ, фин план-е, фин конт-ль. Оказ воздействие на кач и колич пар-ры фин отн-й и фин п-ки гос-ва.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.