Сделай Сам Свою Работу на 5

Источники финансовых ресурсов в процессе функционирования коммерческой организации.

1. 39,3%Основным источником формирования финансовых ресур­сов коммерческой организации является выручка от реализации товаров (работ, услуг), относящихся к уставной деятельности этой организации. Увеличение выручки от реализации продук­ции — одно из главных условий роста финансовых ресурсов ком­мерческих организаций. Такое увеличение может быть определе­но ростом выпуска и продаж товаров (работ, услуг), а также рос­том цен и тарифов. В условиях конкуренции и эластичного спроса, как правило, связь между этими двумя факторами обрат­но пропорциональная: поднятие цены может привести к сокра­щению объема продаж, и наоборот. В целях максимизации при­были коммерческая организация вынуждена искать оптимальное соотношение между ценой и объемом производства.

2. 7,2%Деятельность коммерческой организации также связана с реализацией имущества, когда морально (иногда и физически) ус­таревшее оборудование и другое имущество продаются по оста­точной стоимости, реализуются запасы сырья и материалов. До­ля данного источника в общей сумме источников финансовых ресурсов коммерческой организации зависит от множества фак­торов: вида деятельности организации (например, высокотехно­логичное, наукоемкое производство требует постоянного обнов­ления оборудования), конкретной ситуации (организация может продавать часть имущества для погашения кредиторской задол­женности).

3. 39,2%В процессе деятельности коммерческая организация полу­чает не только выручку от реализации, но и внереализационные до­ходы. К таким доходам относятся: поступления, связанные с пре­доставлением за плату во временное пользование денежных средств и другого имущества (включая проценты по предостав­ленным организацией займам, проценты по банковским депози­там и т.д.); поступления, связанные с участием в уставных капи­талах других организаций (включая проценты и иные доходы по ценным бумагам); прибыль, полученная в результате совместной деятельности по договору простого товарищества; штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров; поступления в воз­мещение причиненных организации убытков (включая страхо­вые возмещения); прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; суммы кредиторской и депонентской задолженности, по которым истек срок исковой давности; курсовые разницы по операциям в иностранной валюте; сумма дооценки активов.



4. 12,4%В современных условиях часть финансовых ресурсов ком­мерческой организации привлекается за счет ее участия на фи­нансовом рынке как заемщика и эмитента. Одно из важнейших значений финансового рынка — расширение возможностей хо­зяйствующих субъектов в выборе источников формирования фи­нансовых ресурсов.

Действующей коммерческой организацией (акционерным обществом) денежные средства на финансовом рынке могут привлекаться за счет дополнительной эмиссии акций. В послед­нее время получила распространение практика привлече­ния средств и на долговых началах — путем выпуска облигаций (так называемые «корпоративные облигации») или долгосрочных векселей. При этом следует иметь в виду, что дополнительная эмиссия и выпуск долговых ценных бумаг ориентируются не только на национальных, но и на иностранных инвесторов (мно­гие из названных эмитентов выпускают ценные бумаги, номини­рованные в иностранной валюте, которые котируются на круп­нейших мировых фондовых биржах).

5.1,8% Средства из бюджетовпоступают коммерческим организа­циям в рамках государственной поддержки их деятельности. В условиях рыночных преобразований удельный вес бюджетных средств в источниках финансовых ресурсов предприятий существенно снизился. Тем не менее коммерческие организации могут получать бюджетные средства в форме суб­венций и субсидий, инвестиций, бюджетных кредитов из бюдже­тов разных уровней. Предоставление бюджетных средств ком­мерческим организациям носит строго целевой характер и, как правило, осуществляется на конкурсных началах. Бюджетные средства, поступающие в форме оплаты государственного или муниципального заказа, отражаются как выручка от реализации.

6.0,1%Финансовые ресурсы могут формироваться за счет поступле­ний от основных («материнских») компаний, учредителя (учредите­лей). В процессе функционирования коммерческой организации ей могут поступать средства от учредителя (учредителей), напри­мер, при принятии решения об увеличения уставного капитала. В холдингах, финансово-промышленных группах перераспределе­ние средств носит обычно систематический и сложный характер.

 


 

32. Раскройте содержание основных видов государственного финансового контроля.

Государственный финансовый контроль представляет собой совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и мето-дов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государ-ственной власти и местного самоуправления норм права с целью обеспечения закон-ности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использова-ния финансовых ресурсов государства.

Государственный финансовый контроль, являясь важнейшим видом финансово-го контроля, охватывает не только государственный сектор экономики, он распространяется на субъекты хозяйствования всех форм собственности (проверка соблюдения налогового законодательства; выполнение государственных и муниципальных заказов; целевого использования субсидий, дотаций, бюджетных кредитов). Следовательно, объектом государственного финансового контроля выступают все денежные отношения, складывающиеся в процессе деятельности субъектов хозяйствования, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов государства.

По отношению к ветвям государственной власти: контроль, осуществляемый законодательными (представительными) органами государственной власти, как непо-средственно (парламентский контроль), так и через специально созданные ими органы независимого контроля; контроль, осуществляемый Президентом; контроль, осуществ-ляемый органами исполнительной власти.

Парламентский контроль включает в себя: рассмотрение и утверждение бюд-жета, отчета о его выполнении; контрольную деятельность постоянных комиссий и комиссий по расследованию финансовых нарушений и др. Например, в Индии, - это парламентские комитеты (государственной отчетности, бюджетных предложений, по делам государственных предприятий). В США такими органами, например, являются Бюджетное управление конгресса и Главное контрольно-финансовое управление2. Назначение Бюджетного управления конгресса - снабжать Конгресс, в том числе, бюд-жетные комитеты информацией по финансово-экономическим вопросам, анализиро-вать исполнение финансовых программ и др. Основной функцией Главного контроль-но-финансового управления, как главного органа, контролирующего исполнение бюд-жета, является контроль за правительственными расходами. Этот орган имеет опреде-ленную независимость от обеих ветвей власти.

Система контрольных органов в рамках исполнительной власти в Российской Федерации формируется Правительством РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ. Финансовый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, возложен на: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство (федеральная служба), финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, главных распорядителей бюджетных средств и распорядителей бюджетных средств.

Президентский контроль в Российской Федерации, как контроль за исполнени-ем указов и распоряжений Президента РФ по вопросам государственных финансов, осуществляется органами, уполномоченными Президентом РФ в соответствии с зако-нодательством (например, Контрольное управление Президента РФ).

• По отношению к уровню государственной власти выделяют: федеральные органы государственного финансового контроля и региональные органы государственного финансового контроля. К федеральным органам относятся: в РФ - Счетная палата РФ, Министерство финансов РФ и его федеральные службы, Центральный банк РФ, др.; в Германии (ФРГ) – Федеральная счетная палата; Счетная палата Франции. К региональным органам можно отнести контрольно-счетные органы субъектов РФ (например, контрольно-счетная палата Москвы, контрольно-счетные палаты краев и областей РФ), контрольные органы администрации субъектов РФ (например, Главное управление государственного финансового контроля города Москвы); в ФРГ – счетные палаты федеральных земель; во Франции - региональные счетные палаты.

 

По характеру компетенции выделяют органы1: общей компетенции, - осу-ществляют контроль в отношении достаточно широкого круга вопросов (например, Счетная палата РФ, Главное контрольное управление Президента РФ, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора РФ, др.); отраслевой компетенции (Федераль-ная служба страхового надзора); межотраслевой компетенции (Федеральная налоговая служба, Федеральная таможенная служба).


 

33. Раскройте содержание государственных и муниципальных финансов.

Государственные и муниципальные финансы— это денежные отношения, возникающие в распределительном процессе в связи с формированием денежных средств у органов государственной власти и местного самоуправления и их использованием на удовлетворе­ние социальных потребностей граждан, регулирование экономики, финансирование национальной обороны и правоохранительной деятельности, управления и других расходов государства и муници­пальных образований.

С помощью государственных и муниципальных финансов ор­ганы государственной власти и местного самоуправления осуще­ствляют регулирование социальных процессов, оказывают влия­ние на развитие приоритетных отраслей экономики, сглаживают различия в уровне социально-экономического развития отдель­ных территорий страны и др.

На организацию государственных и муниципальных финан­сов оказывает влияние ряд факторов.

Во-первых, форма государственного устройства.Для унитар­ных государств в целом характерна более высокая степень концен­трации финансовых ресурсов в распоряжении центральных орга­нов государственной власти по сравнению с федеративными го­сударствами.

Во-вторых, особенности административно-территориального устройства государства, что проявляется в функционировании одних субъектов федерации в составе других субъектов федера­ции либо в формировании муниципальных образований различ­ного территориального уровня.

В-третьих, особый статус отдельных территориальных образо­ваний. Придание территориальному образованию особого статуса является эффективным механизмом учета геополитических, эт­нографических, демографических и иных характеристик такого образования, выработанным международной практикой.

Принцип равноправия субъектов РФ, закрепленный в ст. 5 Конституции РФ, не предусматривает различий в объеме и соста­ве полномочий, возлагаемых на органы государственной власти республик, краев, областей, автономных округов, автономной области, городов федерального значения.

В свою очередь, для муниципальных образованийзаконода­тельство РФ предусматривает возможность установления особого режима функционирования. Наделение муниципального образо­вания особым статусом обусловлено, например, концентрацией в границах муниципального образования объектов государственной безо­пасности, для которых установлен особый режим функциониро­вания и охраны государственной тайны (статус закрытого адми­нистративно-территориального образования — ЗАТО).

Формирование и использование финансовых ресурсов ор­ганов государственной власти и местного самоуправления осу­ществляется в форме различных фондов денежных средств: бюд­жетов разных уровней бюджетной системы страны и внебюджет­ных фондов.

С помощью средств бюджетов осуществляется регулирование эко­номических и социальных процессов, развитие научно-техничес­кого прогресса, формирование инвестиционного потенциала и др.

Внебюджетные фонды позволяют осуществить финансиро­вание важных социально-экономических мероприя­тийза счет специальных источников, ис­пользуемых по целевому назначению. За счет средств внебюджет­ных фондов обеспечиваются социальные выплаты (пенсии, пособия и др.), финансируются различные природоохранные ме­роприятия, реализуются научно-исследовательские и опытно- конструкторские разработки и т. п.

Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондовфи­нансовые ресурсы органов государственной власти и местного са­моуправления — это доходы, поступления и денежные накопления, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предназначенные для решения органами государственной власти и местного самоуправления вопросов, отнесенных к их компетенции.

Финансирование расходов бюджетов в части превышения их объема над величиной доходов осуществляется за счетпоступле­ний из источников финансирования дефицита бюджетов. Финан­сирование дефицита бюджетов органов государственной власти обеспечивается посредством привлечения денежных средств в формах займов, осуществляемых путем размещения государ­ственных ценных бумаг, и кредитов, полученных от кредитных организаций; получения бюджетных ссуд и бюджетных кредитов из бюджетов других уровней; поступления средств от продажи имущества, находящегося в государственной собственности, и др.

Денежные накопления органов государственной власти и мест­ного самоуправления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не использованных в ходе исполне­ния соответствующего бюджета или государственного внебюд­жетного фонда и предназначенных для финансирования расхо­дов в последующие периоды.

Источниками формирования государственных финансовых ре­сурсовявляются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богат­ства (например, поступления от продажи земли, доходы от про­дажи нематериальных активов, доходы от реализации конфиско­ванного или бесхозного имущества и т. п.). В свою оче­редь, источниками финансовых ресурсов органов местного самоуп­равления являются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в му­ниципальную собственность.

Использование финансовых ресурсов органов государствен­ной власти и местного самоуправления осуществляется в виде го­сударственных и муниципальных расходов.

Государственные расходы предназначены для удовлетворения потребностей общества в области развития экономики и социаль­ной сферы, управления государством, укрепления его обороно­способности и национальной безопасности и др. При этом конк­ретные направления государственных расходов определяются раз­личными функциями (экономической, социальной, управленчес­кой, оборонной, политической), выполняемыми государством.

В свою очередь, необходимость в муниципальных расходах обусловлена удовлетворением потребностей граждан, связанных с местом непосредственного проживания (содержание муници­пального жилищного фонда, транспортное обслуживание населе­ния, благоустройство территорий, охрана общественного поряд­ка, управление муниципальным образованием и др.). Многообра­зие видов муниципальных расходов зависит от функций органов местного самоуправления; уровня социально-экономического развития муниципального образования; задач, решаемых органа­ми местного самоуправления на том или ином этапе развития.

 


 

34. Охарактеризуйте виды финансовых планов и прогнозов, составляемых коммерческими организациями.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует зани­маться в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может состав­ляться в формебаланса доходов и расходов или сводного бюджета.

Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и на­правлениях их использования на планируемый период; составля­ется на календарный год с поквартальной разбивкой показа­телей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следую­щие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, пла­тежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем дохо­дов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государ­ственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильнос­ти расчета показателей баланса доходов и расходов к нему состав­ляется проверочная таблица, по строкам которой детализируют­ся виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам — направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных ус­ловий, в настоящее время в коммерческих организациях исполь­зуется система управления финансами, основанная на разработ­ке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подраз­делений, налоговый бюджет исводный бюджет организации, поз­воляет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реаль­ные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

Сводный бюджет коммерческой организации состоит из до­ходной и расходной частей (табл. 4.3). Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.

Таблица 4.3



©2015- 2018 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.