Сделай Сам Свою Работу на 5

Свобода мысли и слова в России. Права человека и деятельность средств массовой информации. Права средств массовой информации применительно к деятельности правоохранительных органов.





В РФ каждому гарантируется свобода мысли и слова. Этот аспект свободы личности защищается на международном уровне.

Свобода слова и мысли — гарантированная Конституцией духовная и творческая свобода человека, проявляющаяся в возможности гласно и беспрепятственно выражать свои идеи, мнения, убеждения. Свобода слова и мысли является основой идеологического многообразия, условием осуществления права на свободные выборы, свободы научных исследований, преподавания, иной творческой деятельности. Свобода слова и мысли имеет свои пределы. В Международном пакте о гражданских и политических правах указывается, что пользование свободой мнений налагает особые обязанности и особую ответственность. С этим связаны и определенные ограничения свободы мысли и слова, которые касаются прав других лиц, их репутации, охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья и нравственности населения. Одновременно Конституция РФ устанавливает запрет на принуждение к выражению своих мыслей, убеждений или к отказу от них.

Конституция Российской Федерации гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. При этом устанавливаются допустимые ограничения этой свободы. Из этих предписаний, в частности, следует, что свобода слова и свобода массовой информации не должны использоваться во вред основам конституционного строя, нравственности, правам и законным интересам других лиц, безопасности государства. Вместе с тем, размытость конституционной нормы влечет за собой отсутствие четких, закрепленных федеральным законом ограничений этой свободы, направленных на защиту нравственности и т. п., а также мер ответственности и механизма привлечения к ответственности, что не позволяет в должной степени реализовывать конституционные нормы.



Деятельность средств массовой информации регламентируется, в основном, Законом РФ № 2124-I «О средствах массовой информации». Закон содержит запрет на злоупотребление свободой массовой информации (экстремистские материалы, клевета, разглашение конфиденциальной информации, гос тайны, порнография пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и тд).



Стоит отметить, что существует специализированный орган по соблюдению законодательства о СМИ — Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций России.

В соответствии с международными нормами, защищающими права детей на безопасность от информации, наносящей им психический, физический и нравственный ущерб, в Российской Федерации принята правовая база, устанавливающая систему возрастной классификации кинопоказа в России, т. е. совокупность норм, регулирующих показ фильмов, программ и иных аудиовизуальных произведений в Российской Федерации, исходя из возрастных особенностей зрительской аудитории. Это и многие другие положения закреплены в ФЗ 436 «о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Данная классификация была создана и действует для того, чтобы защитить в первую очередь детей и подростков от аудиовизуальных произведений, которые могут нанести вред их здоровью, эмоциональному и интеллектуальному развитию, а также для того, чтобы с должным уважением отнестись к мнению той части взрослой аудитории, которую беспокоит жестокость и насилие и его воздействие на членов общества против их воли.

Важно, что граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.



Не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" (далее - Федеральный закон "О противодействии экстремистской деятельности"), без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

Запрещаются распространение в СМИ сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, и иной запрещенной информации.

Запрещается распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), включая фамилии, имена, отчества, фото- и видеоизображения такого несовершеннолетнего, его родителей и иных законных представителей, дату рождения такого несовершеннолетнего, аудиозапись его голоса, место его жительства или место временного пребывания, место его учебы или работы, иную информацию, позволяющую прямо или косвенно установить личность такого несовершеннолетнего.

Запрещается распространение сведений, содержащих инструкции по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств.

Взаимоотношения СМИ и правоохранительных органов также регламентируются законодательно. Как пример можно привести СМИ и МВД.

Взаимодействие пресс-службы МВД и редакций СМИ основывается на Федеральном Законе «О полиции», Законе РФ «О СМИ», Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации», Федеральном Законе «О персональных данных», УПК РФ, ГК РФ и ряде подзаконных нормативных актов.

В соответствии с действующим законодательством пресс-службы МВД вправе:

1. направлять в редакции CМИ для опубликования обязательные сообщения (о розыске подозреваемого, о реабилитации, об отказе в возбуждении уголовного дела, др.);

2. направлять в СМИ пресс-релизы;

3. давать комментарии по конкретным уголовным делам и по деятельности МВД в целом.

Пресс-службы при этом обязаны:

1. отвечать на редакционные запросы о деятельности МВД в срок 7 дней (ст. 39–40 Закона РФ «О СМИ»), при невозможности ответить в срок, уведомлять об отсрочке или отказе (мотивированно) в течение 3х дней.

2. информировать о своей деятельности в любой доступной форме (пресс-релизы, публичные мероприятия, сайт, круглые столы, информационные стенды и т. д.);

3. реагировать на публикации о совершенных преступлениях в пределах своей компетенции.

В свою очередь редакции СМИ вправе:

1. использовать пресс-релизы при подготовке материалов о деятельности МВД;

2. направлять журналистов для участия в публичных мероприятиях, проводимых органами внутренних дел, в том числе, в пресс-конференциях, брифингах и т. д.;

3. направлять запросы в органы МВД (в порядке ст. 39–40 Закона РФ «О СМИ»);

4. аккредитовать журналистов при ГУ МВД (в порядке ст. 48 Закона РФ «О СМИ») при наличии у них правил аккредитации;

5. публиковать (распространять) материалы о преступности, конкретных расследуемых преступлениях, о поиске пропавших лиц и разыскиваемых подозреваемых, о деятельности органов в целом.

Редакции СМИ обязаны:

• опубликовать обязательные сообщения бесплатно и в указанный срок, без внесения правки о реабилитации и об отказе в возбуждении уголовного дела, в соответствии по ст. 35 Закона РФ о СМИ;

Журналисты вправе:

1. посещать органы и учреждения (их пресс-службы), участвовать в их мероприятиях, в том числе в пресс-конференциях (ст. 47 Закона РФ «О СМИ»);

2. знакомиться с материалами уголовных дел после завершения предварительного расследования с разрешения следователя;

3. осуществлять фото- и видеосъемку места происшествия,

4. Осуществлять фото- и видеосъемку мероприятий (пресс-конференций) МВД (ст. 47 Закона РФ «О СМИ»);

5. использовать пресс-релизы при подготовке материалов для публикации;

6. подготавливать, публиковать (распространять) материалы о преступности, конкретных уголовных делах, о деятельности сотрудников органов внутренних дел и МВД в целом (ст. 47 Закона РФ «О СМИ»).

Распределение ответственности

В ряде случаев при распространении сведений не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста, главный редактор, журналисты и редакция СМИ не будут нести ответственности за распространение вышеперечисленных сведений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.