Сделай Сам Свою Работу на 5

Биологические концепции половых различий в психологических характеристиках основываются на двух утверждениях.





Во-первых, половые различия появляются в раннем детстве, когда они еще не могут быть результатом внешних воздействий (воспитания), и,

во-вторых, половые различия по одним и тем же психологическим характеристикам проявляются в разных культурах, и эта их всеобщность не может не быть следствием их биологической первопричины. Относительно первого утверждения можно сказать, что оно ошибочно.

С констатирующей частью второго утверждения нельзя не согласиться: действительно половые различия в ряде психологических характеристик надежно обнаруживаются в разных культурах. Но свидетельствует ли это о роли биологических детерминант или о сходстве условий развития в разных обществах - сказать трудно, и нет никаких оснований отдавать предпочтение одному из вариантов интерпретации (биологическому или социальному).

Экспериментальные доказательства биологических источников половых различий в психологических характеристиках оказываются малоубедительными. Они надежно подтверждают существование биологических детерминант половых различий только по одной характеристике - по агрессивности. Уровень агрессивности связывают с действием одного вида гормонов (андрогенов). Более агрессивные мужчины и те женщины, которые имеют более высокий уровень маскулинности (т.е. демонстрирующие более мужской тип поведения в самых разных ситуациях и, в частности, более высокую агрессивность, чем средние женщины) имеют и более высокий уровень андрогенов (Young et al., 1964).



Вместе с тем, существуют поразительные свидетельства силы влияния социальных фактора на формирование половых различий. В психологии описан ряд случаев, когда у мальчиков из-за повреждения половых органов был хирургически изменен пол. Они воспитывались как девочки, считали себя девочками и уже в раннем дошкольном возрасте демонстрировали поведение, свойственное девочкам - играли в куклы, выбирали игрушки, которые обычно выбирают девочки, предпочитали общество девочек играм с мальчиками, решительно отказывались надевать мальчишескую одежду.

Социальное воздействие на половые различия может осуществляться разными путями. Существует четыре основных теории, объясняющих развитие поло-ролевой идентификации у ребенка.



предполагает, что одни и те же типы поведения по-разному Теория социального обучения подкрепляются у мальчиков и девочек. В обществе существует представление о том, какими должны быть мальчики и девочки и, соответственно этому, девочки, например, чаще получают одобрение окружающих, если ведут себя пассивно, а мальчики - если проявляют активность и независимость. Есть ряд доказательств того, что у мальчиков некоторые формы агрессивности (наиболее „биологической" черты) активно поддерживается окружающими. Девочки могут проявлять свою враждебность, но не должны драться. Мальчикам чаще, чем девочкам говорят: „Дай сдачи," - и не одобряют, если они не могут сами справиться с обидчиком. Согласно теории социального научения, представления о ролях, сложившиеся у детей в раннем детстве, имеют тенденцию определять поведение в самых разных ситуациях и в более старшем возрасте: например, женщины будучи более пассивными в результате своей социализации, менее ориентированы на достижения в профессиональной деятельности, чем более активные мужчины.

 

 

Основные теории формирования половых различий

13

Теория социального обучения   Поощрение и наказание поло-ролевое Наблюдение за поведением —> поведение  
    других и имитация  
Теория идентификации   Бессознательная идентификация с родителем своего пола—> имитация—>поло-ролевое повдение  
    Определение ребенком своего пола—>  
Когнитивная теория   —>предпочтение деятельности, соответствующей  
    своему полу, и предметов, связываемых в сознании  
    ребенка со своим полом—> поло-ролевое поведение  
    Представления о половых различиях,  
Теория схематизации   существующие в обществе—>поло-ролевое  
    поведение  

 



Теория идентификации утверждает, что половые различия возникают благодаря имитации поведения родителей - дети наблюдают за родителями и моделируют их поведение. Эта теория основывается на психоаналитических представлениях об идентификации: в основе идентификации мальчиков с отцами лежит бессознательный страх перед сильной и обладающей бесконечной властью фигурой отца. Преодоление этого страха осуществляется, благодаря идентификации, т.е. объединения себя с тем, кто гораздо сильнее и могущественнее. Девочки же идентифицируются с матерями из бессознательного страха потери любви. Идентификация с родителями именно своего пола и приводит к половым различиям в поведении детей.

 

 

При анализе механизмов, описываемых теорией идентификации, необходимо помнить, что речь в них идет о формировании поло-ролевых представлений у детей дошкольного возраста.

Когнитивная теория полового развития отводит родителям меньшую роль в формировании половых различий и полагает, что принятие ребенком половой роли является следствием развития его представлений о половых различиях (когнитивного усвоения этих представлений). Ребенка называют мальчиком, и это приводит к тому, что он сам начинает считать себя мальчиком. Усваивая половые стереотипы, которые он видит в окружающем его мире и которые доступны для его понимания (девочки играют в куклы, а мальчики - в машинки; девочки носят платья, а мальчики - брюки), ребенок начинает относить эти стереотипы к себе, и именно это и формирует раннюю (детскую) поло-ролевую идентификацию.

В первые годы оба элемента, необходимые для развития половых ролей (представление о том, какой у тебя пол, и представление о половых стереотипах), крайне не устойчивы. Так, в 3 года девочка уже знает, что она девочка, но, вместе с тем, она может считать, что, если ей поменять имя на мальчишеское, коротко подстричь и одеть в брюки, то она через какое-то время превратится в мальчика. Когда ребенок усваивает тот факт, что его пол неизменен, он начинает активно искать и усваивать образцы поведения, соответствующие его полу.

В более старшем возрасте половая идентификация, сложившаяся в результате когнитивной активности ребенка, способствует возникновению половых различий в мотивах поведения и в ценностях.

Теория поло-ролевой схематизации предполагает, что в основе половых различий лежат разные схемы поведения, которые структурируют знания ребенка о мире и управляют его поведением. Понятие „схема" можно объяснить как совокупность обобщенных представлений, роль которых заключается в том, чтобы создать определенную точку зрения при восприятии окружающего нас мира. Благодаря схемам, мы можем отнести воспринимаемые нами явления к определенным классам.

На основании того, что говорят и делают окружающие люди, ребенок усваивает, что все люди делятся на две большие категории - на женщин и мужчин. Дальше, по мере того как ребенок взрослеет, он обучается тому, что понимается под „мужским" и „женским" поведением, что значит быть мужчиной или женщиной в данном обществе.

При формировании половых различий, согласно теории схематизации, большую роль играют и социальное обучение, и собственное представление ребенка о том, как он должен себя вести. Мальчик старается не плакать не только потому, что это не поощряется окружающими и ему говорили, что „плачут только девчонки". Он сам считает, что „мальчики не плачут" и старается соответствовать этому образцу поведения.

 

39. Классификация профессий. Профессиональная пригодность. (Гур., Климов, ЕАГ, Е.Б, Иль)

Из Анастази: «ТЕСТИРОВАНИЕ ПРИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ

Стандартизованные тесты используются во многих крупномасштабных программах профессионального отбора. Некоторые из этих программ предназначены для отбора учащихся на курсы профессиональной подго­товки. Тесты применяются при отборе поступающих в медицинские учи­лища, стоматологические техникумы, на курсы санитаров, правоведов, техников, работников торговли, теологов, строителей и других специаль­ностей. Хотя основную задачу подобных программ тестирования состав­ляют выявление способностей и предсказание последующего освоения курса специального обучения, тесты достижений составляют важную часть большинства используемых в этом случае батарей».

 

Гуревич К. М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М.: Наука, 1970

2 типа профессий по Гуревичу: 1) массовые профессии (их можно освоить всем, с учетом инд. Возможностей, выработки инд. Стиля деятельности и пр.); 2) профессии экстремального типа – необходим отбор с учетом типа нервной сиситемы (природных возможностей-ограничений).

Климов Е.А. Климов выделил 5 типов профессий: человек-природа; человек-человек; ч.-техника; ч.-знаковая системы; ч.-художественные образы.

Классификация способностей и склонностей (методика выявления склонностей к профессиям – дифф. Диагностич. Опросник (ДДО).

Холланд Дж.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.