Государственный бюджет и его роль в формировании и использовании финансовых ресурсов.
Государственный бюджет является центральным звеном финансовой системы и представляет собой систему денежных отношений, возникающих в процессе перераспределения части ВВП (главным образом чистого дохода) и отражаемых в централизованном фонде финансовых ресурсов.
Началом перераспределения чистого дохода становится момент отчислений его по строго регламентированным государством положениям, в форме налогов и других платежей в доходы государственного бюджета.
В течение многих лет формы и методы изъятия средств в бюджет подвергались различным изменениям. Одни платежи полностью отмирали и заменялись новыми, другие частично корректировались. Так, вместо налога с оборота и налога с продаж был установлен налог на добавленную стоимость и акцизный сбор; вместо отчислений из прибыли — налог на доходы и налог на прибыль.
Из названных налогов основное место занимает налог на добавленную стоимость, чрезвычайный налог, акцизы и налог на прибыль, составляющие более 80 % от доходной части бюджета.
Но формированием доходной базы не исчерпывается роль госбюджета. Главная задача госбюджета состоит в том, чтобы бюджет через оптимальные расходы централизованных финансовых ресурсов обеспечивал реализацию финансовой политики государства.
Расходная часть бюджета, наоборот, увеличивается за счет появления новых расходных направлений, вызванных переходом к суверенитету республики и рыночным отношениям: необходимостью социальной защиты малоимущих слоев населения, появлением безработицы, необходимостью содержания собственных вооруженных сил, финансирования конверсии, финансовой поддержки сельского хозяйства и т. д. Рост расходов бюджета при сокращении доходной базы приводит к дефициту бюджета, который органы государственной власти пытаются покрыть за счет увеличения старых или введения новых налогов, что порождает потерю интереса хозяйствующих субъектов к эффективной работе.
В настоящее время имеется ряд новых направлений в бюджетном процессе, обеспечивающих рост финансовых ресурсов. В частности, выделяются бюджетные ассигнования на инвестиции в капитал уже действующих или вновь создаваемых предприятий. Такие инвестиции будут формировать собственность государства или административно-территориальных образований на эквивалентную часть капитала. Это делается для укрепления позиций государства как хозяйствующего субъекта, а также для включения государственных финансов наряду с другими хозяйствующими субъектами (банки, частные вложения, иностранные займы и др.) в механизм рыночных отношений.
Кроме средств бюджета функционируют финансовые ресурсы в форме внебюджетных фондов, имеющих целевое назначение. Регламентация их использования находится в компетенции парламента.
Амортизационный фонд и его роль в воспроизводственном процессе.
Амортизационный фонд — это денежные средства, предназначенные для простого и расширенного воспроизводства основных фондов; амортизационный фонд имеет двойственную экономическую природу, т. е. одновременно обслуживает процесс возмещения износа основных фондов и процесс расширенного воспроизводства.
Использование амортизационного фонда для накопления возможно благодаря смещению во времени процессов перенесения стоимости на продукт и ее использования для замены в натуре.
Амортизация является целевым источником финансирования воспроизводства основных производственных фондов, в этом особенность амортизации и отличие от денежных накоплений, которые имеют многоцелевой характер и не так жестко связаны с кругооборотом основных фондов.
В большинстве развитых стран мира используется линейный (равномерный) способ начисления амортизации в течение всего срока службы основных фондов. Вместе с тем в ряде стран допускается и поощряется ускоренная амортизация, так как под влиянием научно-технического прогресса ускоряются темпы морального износа фондов во всех отраслях, причем наиболее быстро этот процесс происходит в сферах, приносящих монополиям наивысшие прибыли: военных, авиакосмических, радиоэлектронных, химических и других отраслях, определяющих экономический рост.
Амортизационная политика в современных условиях стала важным средством стимулирования инвестиций, о чем свидетельствует увеличение доли амортизационных отчислений в общей; сумме капитальных вложений. Эта доля за тот же период возросла в США с 36,3 до 60,6 %, во Франции — с 64,2 до 73,3 %, в Германии — с 44,5 до 73,2 %. Важнейшей проблемой для нашего государства является соответствие норм амортизации требованиям рационального кругооборота основных фондов. Сложившиеся нормы ориентируются в основном на сложившиеся балансы оборудования, в которых предусматривается недостаточное приобретение средств труда для замены физически и морально изношенных фондов.
Амортизационная политика на нынешнем этапе должна быть направлена на уменьшение удельных затрат на капитальный ремонт и ограничение количества ремонтируемых объектов, а также на замену физически и морально устаревшего оборудования. Амортизация сильнее других финансовых рычагов способна влиять на увеличение объемов и доли капитальных вложений, направляемых на техническое перевооружение и реконструкцию основных фондов.
Ссудный фонд, его понятие и источники формирования.
Ссудный фонд представляет собой совокупность свободных средств денежных фондов предприятий, хозяйственных организаций, отдельных предпринимателей и населения, мобилизуемых и используемых на началах возвратности, как одну из форм общественного богатства. Роль и место ссудного фонда среди других денежных фондов определяются характером источников образования, назначением, особенностями управления и применения. Используется государством для удовлетворения временных потребностей предприятий и хозяйственных организаций в денежных фондах и населения в денежных средствах.
В условиях перехода к рынку, адаптируясь к международным стандартам, в экономический оборот вводится понятие ссудного капитала.
Важнейшими источниками ссудного капитала служат средства, временно высвобождающиеся в процессе воспроизводства и аккумулируемые в банковской системе.
Главной чертой ссудного капитала как экономической категории является передача стоимости во временное пользование с целью реализации его специфического качества – способности приносить прибыль в виде процента. Бездействие временно свободных денежных средств противоречит природе ссудного капитала. Благодаря кредиту временно свободные капиталы и сбережения превращаются в ссудный капитал и вновь вовлекаются в оборот.
Ресурсами кредитования являются прямые ассигнования из госбюджета. Бюджетные средства, полученные банком, выдаются в кредит. Возвращаясь судозаемщиками банку, они продолжают служить ресурсом кредитования. Таким путем бюджетные средства функционируют в обороте банка, увеличивая его инвестиционные ресурсы. В результате бюджетным ресурсам придается кредитная форма функционирования, что позволяет усилить банковский контроль и его воздействие на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов.
Взаимосвязь между ссудным капиталом и госбюджетом заключается также в том, что ссудный капитал, опираясь на средства госбюджета, сосредоточивает в банке кредитные ресурсы, обеспечивает кассовое исполнение государственного бюджета.
Использовать средства ссудного фонда для безвозвратного финансирования любых расходов невозможно, поскольку это противоречит основным принципам кредитования.
В целом через ссудный фонд происходит перераспределение стоимости валового внутреннего продукта и национального дохода.
Денежные доходы и сбережения населения в
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|