Сделай Сам Свою Работу на 5

Государственные ценные бумаги как инструмент бюджетной политики





Главной задачей государственных ценных бумаг в начале 90-х годов было финансирование дефицита государственного бюджета. Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.

Достоинства этого способа финансирования:

- Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования

- Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать - это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).

Недостатки этого метода будут следующие:



- По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.

- Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным.

В таблице мы представили источники финансирования дефицита бюджета за счет ценных бумаг. Как видно из данной таблицы, за счет государственных ценных бумаг, номинал которых выражен в национальной валюте финансируется большая часть дефицита бюджета. Неустойчивый характер восстановления мировой экономики, а также нестабильное состояние государственных финансов ряда зарубежных стран, прежде всего, государств Европы, создают серьезные риски ухудшения глобальной экономической конъюнктуры и сохранения напряженности на мировых финансовых рынках в среднесрочной перспективе. Замедление роста экономик стран БРИКС, и, как следствие, сокращение мирового спроса на энергоносители чревато снижением цен на нефть в среднесрочной перспективе до уровня существенно ниже 100 долл. США за баррель, возникновением новой волны глобального финансового-экономического кризиса и реализацией пессимистических сценариев экономического развития России.



Дефицит федерального бюджета сохранится на протяжении планового периода, однако будет иметь относительно низкие значения (0,8% ВВП в 2013 г. и 0,2% ВВП в 2014 г.) с планируемым выходом на бездефицитный бюджет в 2015 г. При умеренном общем дефиците бюджета значения ненефтегазового дефицита сохранятся на все еще высоком, хоть и последовательно снижающемся уровне: в 2013 г. - 10,1% ВВП, в 2014 г. - 8,9% ВВП, в 2015 г. - 8,6% ВВП.

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета будут по-прежнему выступать государственные заимствования, объем валового привлечения по которым составит в 2013 - 2015 гг. 1,4 трлн. рублей, 1,1 трлн. рублей и 1,4 трлн. рублей соответственно (Таблица 2).

В целях аккумулирования части нефтегазовых доходов в Резервном фонде и дальнейшего развития национального долгового рынка в предстоящий период планируется продолжить следовать стратегии "занимай и сберегай", осуществляя при благоприятной конъюнктуре рынка государственные заимствования в объемах, превышающих дефицит федерального бюджета.



 

Таблица 2 - Финансирование дефицита федерального бюджета

В тысячах рублей

Показатель
Дефицит федерального бюджета -68,1 -521,4 -143,6
Государственные заимствования, в том числе: 842,1 606,5 563,4
привлечение 1 519,9 1 448,8 1 079,3
погашение -677,8 -842,3 -515,9
Государственные внутренние заимствования, в том числе: 709,8 448,6 398,5
привлечение 1 310,2 1 213,2 842,2
погашение -600,4 -764,6 -443,7
Государственные внешние заимствования, в том числе: 132,3 157,9 164,9
привлечение 209,7 235,6 237,1
погашение -77,4 -77,7 -72,3
Использование Резервного фонда -830,3 -373,4 -596,3
Использование Фонда национального благосостояния 7,5 5,7 7,5
Приватизация 300,0 427,7 330,8
Исполнение государственных гарантий Российской Федерации -109,9 -58,3 -89,6
Прочее -141,3 -86,7 -72,1

 

В случае развития кризисных тенденций в мировой экономике условия заимствований на долговых рынках для Российской Федерации, как и для многих суверенных заемщиков, значительно ухудшатся. При самом негативном сценарии долговой рынок может быть фактически "закрыт", что не позволит привлечь средства в нужных объемах на приемлемых условиях. В такой ситуации накопленные в Резервном фонде средства позволят гарантировать исполнение расходных обязательств бюджета.

Накопление в суверенных фондах нефтегазовых доходов является фактором, непосредственно влияющим на привлекательность российской экономики для иностранных инвесторов. Иными словами, сохранение фондов - залог более широких возможностей для привлечения Российской Федерацией заемных ресурсов на благоприятных условиях в будущем. При относительно спокойной ситуации в экономике и на финансовых рынках целесообразно воздерживаться от трат Резервного фонда, стремясь занимать на рынке на благоприятных условиях.

Политика в области государственного долга Российской Федерации несколько лет направлена на обеспечение сбалансированности федерального бюджета при сохранении достигнутой в последние годы высокой степени долговой устойчивости. Приоритетами долговой политики в области государственных внутренних заимствований Российской Федерации является финансирование дефицита федерального бюджета и развитие рынка государственных ценных бумаг. Долговая политика в сфере государственных внешних заимствований Российской Федерации заключается в обеспечении частичного финансирования дефицита федерального бюджета через осуществление регулярных заимствований в иностранной валюте путем размещения облигационных займов Российской Федерации в умеренных объемах на международных финансовых рынках капитала.

Источниками финансирования дефицитов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации являются государственные (муниципальные) ценные бумаги.

Государственные ценные бумаги в настоящее время могут быть выпущены с целью реализации различных целевых программ. Целевые облигационные займы представляют собой выпуск облигаций, средства от размещения которых предназначены для финансирования инвестиционных проектов или целевых программ. Выпуск и размещение облигаций дает возможность привлечь средства для финансирования инвестиционных проектов на более выгодных условиях.

Государственные ценные бумаги наряду с корпоративными ценными бумагами активизируют деятельность на фондовом рынке, способствуют формированию оптимального портфеля ценных бумаг для инвесторов.

Инвестирование в государственные облигации - это самое надежное вложение денег на рынке ценных бумаг. В основном такой вид инвестирования подходит тем, кому принципиально сохранить свои денежные средства. Причем доходность государственных облигаций выше, чем банковские вклады.

Владелец государственных облигаций получает свой доход в виде фиксированных процентов по данным видам ценных бумаг. Кроме этого купить облигации обычно можно несколько ниже их номинальной стоимости, а погашаются они по номиналу. Эта разница между ценой покупки и ценой погашения также является доходностью государственных облигаций. Вклады в государственные облигации можно сравнивать с банковскими вкладами: деньги вкладываются в обоих случаях на определенный срок, процент дохода также в обоих случаях известен. Однако государственные облигации обладают определенными преимуществами, в том числе, это более высокая доходность государственных облигаций по корпоративными выпускам и возможность в любое время забрать свои средства на развитие своего бизнеса, без потери набежавших за это время процентов.

В отличие от рынка акций рынок государственных облигаций является рынком консервативных инвесторов. Колебания цен на рынке государственных облигаций слишком малы, в отличие от достаточно активной динамики котировок акций. Для любого инвестора главным параметром являются проценты, хотя изменение стоимости государственных облигаций на рынке также влияет на их доходность.

Доходность облигаций на рынке колеблется в пределах 8 до 18% в зависимости от надежности эмитента, выпустившего данные облигации. Доходность государственных облигаций менее низкая и составляет примерно около 8%. Именно поэтому государственные облигации имеют меньшую привлекательность для большинства инвесторов.

Владельцы облигаций имеют возможность требовать долю актива компании-эмитента в случае ее ликвидации. Для эмитентов облигации являются хорошей возможностью получить деньги, избегая банки или других кредиторов, которые обычно предлагают не такие выгодные условия кредитования в виде более высоких процентов по займам.

Инвестируя собственные денежные средства в облигации, необходимо обращать пристальное внимание на некоторые достаточно важные показатели, в том числе, доходность, срок погашения, кредитное качество облигаций, условия их досрочного выкупа, процентные ставки, налоговый статус облигаций и их цену. Уделяя всем этим показателям необходимое внимание, инвестор может оценить реальную стоимость облигаций, и принять решение, стоит ли вкладывать свои деньги в данные долговые обязательства.

Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации в 2009 -2013 годах представлена в таблице 3.

 

Таблица 3- Динамика объема и структуры государственного долга Российской Федерации

 

Показатели На 1 января 2011 года На 1 января 2012 года На 1 января 2013 года На 1 января 2014 года
Государственный долг Российской Федерации, млрд. рублей 4272,19 5383,95 6670,2 7396,04
Государственный внутренний долг, млрд. руб. 2940,39 4190,55 4977,90 5722,24  
Государственный внешний долг, млрд. руб. 1331,7 1331,8 1193,4 1673,8

 

Анализ динамики показывает, что государственный долг увеличился за 2010 - 2013 годы в 2 раза. Увеличение государственного долга произойдет в основном за счет роста государственного внутреннего долга. Он увеличится в 2,4 раза в 2013 году по сравнению с 2010 годом, или с 5,4 % ВВП в 2010 году до 8 % ВВП в 2013 году. Доля государственного внутреннего долга в совокупном объеме государственного долга в 2013 году составит 75,0 %.

В 2011 - 2013 годах долговая нагрузка на федеральный бюджет возросла. В целях определения безопасных уровней объемов и структуры государственного долга в мировой практике используется ряд показателей, имеющих определенные пороговые значения. Основные показатели, характеризующие степень долговой устойчивости, использующиеся в международной практике, применительно к Российской Федерации в 2009 - 2013 годах, представлены в таблице 4.

 

Таблица 4- Показатели, характеризующие степень долговой устойчивости

 

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.
Государственный долг в % к ВВП 8,3 11,8 13,6
Предельное значение - 60 - 80 % к ВВП
Расходы по обслуживанию госдолга в % к расходам бюджета 1,8 2,7 3,7 4,6 4,9
Предельное значение - 20 - 30 % к расходам бюджета
Отношение государственного внешнего долга к объему экспортной выручки в % 12,3 12,4 13,8 15,4
Предельное значение - 220 %; умеренное - менее 220 %, но выше 132 %; небольшое - менее 132 %
Отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета (ликвидность бюджета) 5,5 8,4 11,7 12,4
Предельное значение - 10 %
Государственный долг в % к доходам федерального бюджета 44,1 68,3 77,4 94,5 107,6
Предельное значение 250 %

Приведенные данные свидетельствует, что возросшие объемы заимствований увеличат нагрузку на федеральный бюджет, однако по числу большинства индикаторов, рассчитанных в соответствии с международной методикой, бюджетная устойчивость сохранится. Вместе с тем в связи с ростом бюджетных ассигнований федерального бюджета на исполнение расходных обязательств по обслуживанию и погашению долга в 2010 - 2013 годах может произойти превышение предельного значения (10 %) показателя ликвидности федерального бюджета (отношение бюджетных ассигнований на обслуживание и погашение долга к доходам федерального бюджета) в 2012 году - на 1,7 процентного пункта, в 2013 году - на 2,4 процентных пункта.

Динамика объема и структуры внутреннего госдолга представлена в таблице 5.

 

Таблица 5 - Динамика структуры внутреннего госдолга*

В процентах

Показатели На 01.01.2011 На 01.01.2012 На 01.01.2013 На 01.01.2014
Государственный внутренний долг, всего  
В том числе государственные ценные бумаги (ОФЗ/ГСО) 74,4 72,8   75,9  
государственные гарантии 26,8 25,4 27,2 22,5
прочая задолженность 0,2 0,2

 

Наиболее значимый вклад в увеличение государственного внутреннего долга вносят государственные ценные бумаги, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации (ОФЗ/ГСО).

На внутреннем рынке государственных ценных бумаг преобладают инструменты со сроком погашения 3-5 лет, максимум 10 лет, выпуск более долгосрочных инструментов предполагает необходимость выплат премий инвесторам за риск, что будет способствовать удорожанию обслуживания таких бумаг.

Объем государственного внешнего долга в долларовом эквиваленте в 2011 году увеличился по сравнению с 2010 годом на 2,3 млрд. долларов США, или на 6,1 %, в 2013 году - в 1,3 раза. Увеличение внешнего долга обусловлено заимствованиями на внешних финансовых рынках путем размещения государственных ценных бумаг (еврооблигационных займов), а также увеличением объемов предоставляемых гарантий в иностранной валюте.

Доля задолженности по государственным ценным бумагам, номинированным в иностранной валюте, в 2011 году увеличилась по сравнению с 2010 годом на 15,4 процентных пункта и составила 91 %, в конце 2013 года составит 69 %.

Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации (процентные расходы) в 2011 году были в сумме 389,9 млрд. рублей, что больше на 109,6 млрд. рублей, или на 39 %, чем в 2010 году, в 2013 году указанные расходы превысят в 2,1 раза показатель 2010 года. Динамика бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга (процентных расходов) в абсолютных размерах в 2009 - 2013 годах приведена в таблице

Доля бюджетных ассигнований по обслуживанию государственного долга в общем объеме расходов федерального бюджета в 2011 году выросла по сравнению с 2010 годом на 1 процентный пункт и составила 3,7 %, в 2013 году увеличится до 4,9 %. Увеличение процентных расходов обусловлено, прежде всего, увеличением для финансирования дефицита федерального бюджета объемов государственных заимствований Российской Федерации на внутреннем и внешнем рынках и соответствующим ростом абсолютного размера государственного долга Российской Федерации, а также прогнозируемым укреплением доллара США по отношению к национальной валюте и повышением прогнозируемых значений плавающих процентных ставок по обслуживанию кредитов.

 

 

Таблица 6 - Динамика бюджетных ассигнований на обслуживание государственного долга

 

В миллиардах рублей

Показатели 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2013 г. к 2010 г., %
Бюджетные ассигнования на обслуживание государственного долга Российской Федерации 176,2 280,3 389,9 518,4 600,7 214,3
в том числе:            
Бюджетные ассигнования на обслуживание внутреннего долга 90,2 196,0 298,6 416,8 487,1 248,5
Бюджетные ассигнования на обслуживание внешнего долга 86,0 84,3 91,3 101,6 113,6 134,8

 

В связи с увеличением государственных внутренних заимствований бюджетные ассигнования на обслуживание внутреннего госдолга будут иметь тенденцию к значительному росту, в 2013 году они превысят показатель 2010 года в 2,5 раза. Доля расходов на обслуживание государственного внутреннего долга в общих процентных расходах увеличится с 69,93 % в 2011 году до 81,1 % 2013 году.

Такой рост процентных расходов по обслуживанию государственного внутреннего долга обусловлен не только увеличением объема государственного внутреннего долга в 2010-2013 годах, но и ростом 0доходности по государственным ценным бумагам. Процентные платежи по государственным ценным бумагам, номинальная стоимость которых выражена в иностранной валюте, составили в 2011 году 85,7 млрд. рублей (2,8 млрд. долларов США), в 2012 году 94,9 млрд. рублей (3,1 млрд. долларов США), в 2013 году -106,8 млрд. рублей (3,4 млрд. долларов США).

Таким образом, государственные ценные бумаги, эмитированные не только в национальной валюте, но и в иностранной, занимают большой удельный вес в общей задолженности страны. Денежные средства, полученные от их размещения позволяют не только профинансировать возникающие разрывы бюджета, но и направлять их на финансирование различных программ и проектов, позволяющих повысить экономические показатели и репутацию страны на международной арене.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.