Сделай Сам Свою Работу на 5

Зарубежный опыт долговых заимствований





 

В мировой практике становление рынков ценных бумаг проходило по двум направлениям. Американская модель рынка формировалась на основе быстрого роста объемов рынка и количества его участников, которые приводили к формированию институтов, носящих частноправовой характер. Европейская модель основана на деятельности государства, которое инициирует совместно с заинтересованными участниками создание институтов, носящих публично-правовой характер. В настоящее время такими институтами являются фондовые биржи, депозитарные системы, инвестиционные фонды, другие профессиональные участники рынка ценных бумаг.

Рынок государственных ценных бумаг в странах с развитой рыночной экономикой традиционно выполняет следующие основные функции:

- финансирование текущего бюджетного дефицита и погашение ранее размещенных займов;

- обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

- сглаживание неравномерности поступления налоговых платежей и обеспечение коммерческих банков ликвидными резервными активами;

- финансирование целевых программ, осуществляемых местными органами власти;



- поддержка социально значимых учреждений и организаций.

Самый крупный национальный рынок ценных бумаг, в том числе государственных долговых обязательств, принадлежит США, что определяется не только масштабами американской экономики, но и традиционно высоким значением операций с ценными бумагами в этой стране [17].

Формирование фундамента действующего в США законодательства о ценных бумагах произошло в 30-е гг. и связано с экономическим кризисом 1929-1933 гг. Основы системы регулирования фондовых рынков заложены двумя законами США - Законом о ценных бумагах 1933 г. и Законом об обращении ценных бумаг и фондовых биржах 1934 г.; приняты также Закон об инвестиционных компаниях (1940 г.), Закон об инвестиционных консультантах (1940 г.), Закон о контрактах между держателями акций и компаниями-эмитентами (1940 г.) и прочие законы. Все они продолжают действовать и сейчас с рядом поправок.

В промышленных развитых странах государственным ценным бумагам принадлежит большая роль в финансировании государственных расходов, покрытии дефицитов бюджетов и развития экономики в целом. Стала привычной ситуация, когда государство выступает крупным заемщиком на рынке ценных бумаг. Например, в США и Великобритании более 90% задолжности правительства приходится на государственные ценные бумаги. С помощью выпуска государственных долговых инструментов осуществляется:



- финансирование текущего дефицита бюджета. Такая необходимость возникает в связи с возможными разрывами между государственными доходами и расходами вследствие нехватки налоговых поступлений;

- рефинансирование долга. Государство выпускает ценные бумаги для оплаты старых долгов в срок, в том числе для погашения ранее выпущенных займов и выплаты процентов по ним;

- обеспечение коммерческих банков и других кредитно- финансовых институтов ликвидными и высоколиквидными резервными активами. В ряде стран для этой цели используются краткосрочные государственные ценные бумаги. Вкладывая в выпускаемые правительством долговые обязательства часть своих ресурсов, кредитно – финансовые учреждения получают доход в виде процента;

- финансирование государственных проектов и программ местных органов власти, а также привлечение средств во внебюджетные фонды. Государственные ценные бумаги обеспечивают инвестору:

- максимальную сохранность основной суммы займа, поскольку гарантом этого от имени государства выступает правительство;

- стабильную доходность, хотя, как показывает практика, она ниже доходности менее надежных корпоративных облигаций;

- активную обращаемость на вторичном рынке, т.е. высокую степень ликвидности.



Государственные ценные бумаги, выпускаемые центральным правительством и местными органами власти с целью мобилизации денежных ресурсов, подразделяются на рыночные ценные бумаги и нерыночные государственные долговые обязательства. Рыночные ценные бумаги свободно обращаются и могут перепродаваться другим субъектам после их первичного размещения. К ним относятся: казначейские векселя, различные среднесрочные облигации (ноты) и долгосрочные государственные облигации (боны). Например, в США около двух третей государственного долга представлено ликвидными ценными бумагами, которые могут быть проданы владельцами в любое время. Рыночные ценные бумаги считаются наиболее надежными и ликвидными; они активно продаются и покупаются как на первичном, так и на вторичном рынках. Нерыночные государственные ценные бумаги – ценные бумаги, которые приобретаются один раз и не могут переходить из рук в руки.

К ним относят сберегательные сертификаты (процентные и дисконтные), казначейские ноты, предназначенные для иностранных инвесторов и др. Большинство этих ценных бумаг находится в руках правительственных учреждений, правительств других стран, местных органов управления (для оплаты налогов, задолженности) и частных лиц (в форме сберегательных облигаций). Казначейские векселя – краткосрочные ценные бумаги. Это основной вид краткосрочных обязательств в развитых странах. Они обычно выпускаются на 3, 6 и 12 месяцев. На казначейские векселя в США приходится основной объем государственного финансирования. Казначейство размещает их с дисконтом на конкурсной основе с помощью аукционов. Аукционы по трех - и шестимесячным векселям проводятся каждую неделю, а по векселям со сроком 9 и 12месяцев – ежемесячно. Доход инвестора образуется за счет разницы между ценой покупки, которая ниже номинала, м номинальной стоимостью, получаемой при погашении.

Векселя могут быть проданы до срока погашения на вторичном рынке. Казначейские векселя используются Федеральной резервной системой при проведении национальной денежной и кредитной политики. Большинство инвесторов приобретает казначейские векселя на первичном рынке ценных бумаг. Этот вид долговых обязательств имеет огромные объемы и очень высокую надежность, в связи с чем служит ориентиром на денежном рынке. В Великобритании казначейские векселя выпускаются от имени правительства Центральным банком. Это дисконтные краткосрочные долговые обязательства на предъявителя с минимальным номиналом 5000 фунтов стерлингов. Срок их обращения – 91 или 182 дня. Во Франции выпускаются краткосрочные дисконтные облигации со сроком обращения 4-7 недель, а также 13, 26 и 52 недели с минимальным номиналом 1 млн. фр. Их размещение осуществляется с помощью аукционов. В Японии государство осуществляет краткосрочные заимствования с помощью краткосрочных казначейских векселей, которые выпускаются на срок 3 и 6 месяцев. Министерство финансов осуществляет также эмиссию финансовых векселей на двухмесячный срок.

Казначейские векселя достаточно широко распространены в развитых странах, поскольку считаются почти не имеющими риска; по этой причине они очень популярны среди институциональных инвесторов, в том числе иностранных. В США также существуют разнообразные квазигосударственные эмиссии, выпускаемые ассоциациями или агентствами, созданными по решению Конгресса, многие из которых имеют государственную гарантию. С точки зрения надежности они не уступают прямым государственным обязательствам, но обладают более высокой доходностью. Среди широкого круга агентств, уполномоченных выпускать ценные бумаги, можно назвать Систему фермерского кредита, Правление системы федеральных банков по кредитованию жилищного строительства, Федеральную корпорацию жилищного ипотечного кредита, Государственную национальную ассоциацию ипотечного кредита и др. Сроки погашения ценных бумаг государственных агентств разнообразны – от трех месяцев до двадцати и более лет. Государственные агентства являются крупнейшими эмитентами ценных бумаг с нулевым купоном.

Около 58% текущего долга правительства США, представленного ценными бумагами, обращающимися на рынке, приходится на казначейские среднесрочные облигации, которые не подлежат досрочному погашению министерством финансов. Они привлекательны для инвесторов, которые уверены в получении установленного дохода со дня покупки. С 1986 г. прекращен выпуск реальных сертификатов казначейских среднесрочных облигаций, а новые эмиссии производятся только в электронной форме. Эти облигации выпускаются по номинальной стоимости и котируются в виде процента от номинальной основы; проценты по ним выплачиваются один раз в полугодие, номинальная стоимость их равна 1000 и 5000 долл.

Во Франции казначейские среднесрочные облигации выпускаются в бездокументарной форме на срок от двух до пяти лет с номиналом в 1 млн фр. и выплатой дохода в виде процента один раз в год. Среднесрочные облигации правительства Германии выпускаются также в бездокументарной форме с фиксированной процентной ставкой и сроком обращения 5 лет. В Японии среднесрочные государственные облигации имеют срок обращения от двух до пяти лет. Доход, в зависимости от условий эмиссии, выплачивается в виде купона или дисконта (размещается по цене ниже номинала). Для этого вида ценных бумаг Японии характерно слабое развитие вторичного рынка, поскольку их держателями являются физические лица и инвестиционные фонды. Долгосрочные облигации. Облигации выпускаются в бланковом виде с набором купонов и реализуются только среди юридических лиц. Общий объём займа в 80 млрд. рублей разделён на 16 разрядов по 5 млрд. в каждом.

В отличие от большинства континентальных европейских стран в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии рынок ценных бумаг характеризуется независимостью банковской деятельности и сектора ценных бумаг. В Великобритании обращаются следующие государственные ценные бумаги:

- обычные облигации;

- конвертируемые облигации;

- недатированные бессрочные облигации;

- золотообрезные облигации, имеющие собственных дилеров;

- индексированные золотообрезные облигации;

- золотообрезные облигации с плавающей процентной ставкой;

- прочие государственные ценные бумаги.

С точки зрения срока погашения, облигации классифицируются на: краткосрочные (менее пяти лет до погашения); среднесрочные (от 5 до 15 лет до погашения); долгосрочные (свыше 15 лет до погашения, обычно 20-25 лет).

Три четверти облигаций выпускаются с единой датой погашения, остальные имеют две даты, благодаря чему правительство может по своему усмотрению произвести погашение в период между этими датами. При повышении курса облигации выше номинала правительство пользуется своим правом осуществить погашение в более раннюю дату, при понижении ниже номинала - в более позднюю дату.

Существуют также конвертируемые облигации, которые относятся к краткосрочным облигациям с единой датой погашения и могут быть конвертированы в долгосрочные облигации в заранее установленные сроки.

Особенностью государственных ценных бумаг Великобритании является наличие так называемых бессрочных облигаций. Наибольшую известность из них получили 3,5-процентные военные облигации, погашаемые после 1952 г., 4-процентные консоли и др. Государство имеет право погасить облигации, однако погашение полностью не производится, так как их рыночный курс ниже номинала. Целесообразность погашения возникает при условии уменьшения рыночных процентных ставок и увеличения курса облигаций выше номинала.

Существуют также индексированные облигации. Данные облигации были выпущены правительством в целях повышения привлекательности государственных облигаций и защиты инвесторов от инфляции и колебаний процентных ставок, которые проявились в экономике страны в 70-е гг. Индексация осуществляется по индексу розничных (потребительских) цен на основе «корзины», состоящей из 600 товаров. Эти облигации оказались довольно популярными. Популярными государственными ценными бумагами считаются и казначейские векселя, которые относятся к краткосрочным (91 день или 182 дня) дисконтным ценным бумагам. Их выпуск осуществляет Банк Англии по поручению правительства. Эти ценные бумаги выпускаются на предъявителя с минимальным номиналом 5 тыс. фунтов стерлингов.

В целом рынок государственных ценных бумаг Великобритании характеризуется наличием разнообразных долговых инструментов, в том числе выпускаемых в иностранных валютах (кроме облигаций в евро выпускаются займы в долларах США - долларовые ноты с плавающей процентной ставкой и еврооблигации в долларах). В отличие от США облигации местных органов власти не получили широкого распространения. Большая часть облигаций выпускается на один год, имеет фиксированную процентную ставку с выплатой процентов два раза в год. Правительство заботится о том, чтобы рынок государственных ценных бумаг сохранял свою привлекательность для инвесторов (о чем свидетельствует выпуск индексированных облигаций) и старается расширить круг инвесторов (проведение открытых аукционов по казначейским векселям).

Рынок облигаций Германии по объему облигационной задолженности является третьим в мире национальным рынком после США и Японии. Его характерной особенностью является то, что на нем в меньшей степени представлены другие виды долговых обязательств (банковские облигации и облигации промышленных фирм). Вместе с тем его объемы постоянно растут.

Рынок государственных долговых инструментов Германии значительно изменился за последние годы в результате объединения Восточной и Западной Германии, что привело к резкому росту потребностей в финансировании.

Около 70% всех немецких облигаций прямо или косвенно гарантированы федеральным правительством, правительством земель или муниципалитетами. Почти все государственные облигации выпускаются на срок от двух до десяти лет.

Государственные долговые обязательства Германии отличаются большим разнообразием. Правительство выпускает облигации, федеральные облигации, федеральные кассовые облигации, казначейские финансовые обязательства, а также финансовые инструменты: долговые сертификаты, сберегательные сертификаты, беспроцентные казначейские сертификаты. Все эти бумаги, за исключением сберегательных сертификатов, относятся к рыночным ценным бумагам. Правительства земель выпускают в основном земельные казначейские ноты.

Система регулирования рынка ценных бумаг Германии значительно слабее, чем в других странах с развитой рыночной экономикой, но за последнее время ситуация меняется. В июле 1993 г. Федеральное Министерство финансов представило проект нового «Закона о торговле ценными бумагами» и дополнения к закону о фондовых биржах. Этот закон был принят в 1994 г. и дополнен в 1998 г. В результате его принятия появился новый федеральный орган – Комиссия по ценным бумагам, который совместно с Федеральной надзорной палатой за банками призван выполнять важную функцию в регулировании рынка государственных ценных бумаг, осуществлении инфорсмента за деятельностью банков, выступающими профессиональными участниками рынка ценных бумаг в Германии.

В целом же современный рынок ценных бумаг Германии характеризуется следующими особенностями:

1) рынок облигаций развит более значительно, чем рынок акций. Соотношение облигаций и акций в Германии составляет 10 : 1, в то время как в США, например, 4 : 3. Среди долговых инструментов почти вся задолженность приходится на банковские облигации и обязательства федерального правительства;

2) преобладающее значение имеют государственные ценные бумаги и бумаги коммерческих банков. Среди всех ценных бумаг 3/5 приходится на долговые обязательства банков с фиксированными доходами;

3) существующая традиция прямого кредитования на покрытие дефицита государственного бюджета уменьшает долю выпуска государством ценных бумаг;

4) низкая доля акций. Из более чем 500 000 фирм акционерным являются 15206, при этом акции не более 800 предприятий котируются на бирже, из них только у 60 предприятий собственность действительно распылена. Предприятия предпочитают увеличивать капитал не за счет выпуска акций, а за счет привлечения заемных средств;

5) доля участия банков в уставном фонде промышленных предприятий высокая или сравнительно высокая, что приводит к существованию различных форм ассоциаций банков с предприятиями;

6) незначительная роль корпоративных облигаций определяется высокой долей прямого банковского кредитования в финансировании народного хозяйства. На долю банковских кредитов приходится 50-60% всего привлеченного капитала предприятий;

7) на рынке ценных бумаг преобладающее влияние имеют банки, их доля в финансовых активах стабильна, 2/5 национальных ценных бумаг с твердым процентом находится в руках банков. Только Deutsche Bank управлял в 1999 году ценными бумагами общей стоимостью свыше 100 млрд. долл.

Если говорить про государственные ценные бумаги Франции, то в настоящее время финансирование государством значительной части экономической и социальной сферы, а также покрытие бюджетного дефицита, происходит за счет эмиссии его долговых обязательств. Благодаря успехам в управлении государственным долгом в 1999 г. бюджетный дефицит страны имел тенденцию к снижению, которая сохранилась в последующие годы.

Важнейшим органом проведения экономической политики Франции наряду с Министерством экономики, является государственное Казначейство, в чьи функции входит проведение эмиссий и размещение долговых обязательств на французских и мировых финансовых рынках, а также осуществление контроля над объемом и эффективностью эмиссий [19].

Немаловажную роль в экономической политике французского государства играет его эмиссионная политика, основной целью которой является повышение ликвидности и надежности государственных ценных бумаг. Государство стремится к упрощению условий эмиссий своих долговых обязательств, открытию широкого доступа к информации о государственных ценных бумагах и к внедрению на этом рынке инноваций, например, использованию новейших электронных средств связи, что обеспечивает доступ к информации о государственных бумагах для всех потенциальных инвесторов.

Важную роль государственные ценные бумаги Франции играют на международном фондовом рынке. Франция занимает второе место после Германии по объему эмитированных государственных еврооблигаций. Нужно отметить, что в настоящее время в Европе происходят активные процессы глобализации, в результате которых формируется единый рынок евробумаг. Однако национальные ценные бумаги остаются востребованными. Французские государственные ценные бумаги отличаются высокой ликвидностью и надежностью, поэтому они пользуются повышенным спросом на объединенном европейском рынке.

Во Франции механизм государственного финансирования за счет широкого использования долговых обязательств прошел долгий путь развития. В настоящее время ему присущи законченность и высокая эффективность, достигаемые за счет проведения французским правительством последовательной, отвечающей интересам страны экономической политики. Тот факт, что французские государственные долговые обязательства обеспечиваются гарантиями правительства, позволяет непрерывно наращивать объемы их эмиссий и получать средства, необходимые для дальнейшего развития экономики страны.

Японский рынок государственных облигаций так же, как и британский, использует разные названия для выпусков облигаций. Обычно в Японии государственные облигации выпускаются как на предъявителя, так и именные, но каждая из этих облигаций может быть конвертирована в любом направлении в течение двух дней. Облигации выпускаются с использованием комбинированной системы. На 60% каждого выпуска подписывается консорциум банков, институциональные инвесторы и компании, занимающиеся ценными бумагами. Оставшаяся часть выносится на аукцион для широких масс. Средняя цена, сложившаяся по результатам аукциона, используется в качестве основы для цены, которая предлагается консорциуму за вычетом небольшой комиссии за андеррайтинг.

Японские государственные облигации - англ. Japanese Government Bond (JGB), облигации, выпущенные правительством Японии. Правительство выплачивает процент по облигации до даты погашения. На дату погашения полная номинальная стоимость облигации возвращается ее владельцу. Японские государственные облигации играют ключевую роль на финансовом рынке ценных бумаг Японии.

JGB очень похожи на американские сберегательные облигации. Они полностью обеспечены правительственными гарантиями, что делает их очень популярными инвестициями как среди инвесторов не склонных к риску, так и полезным инструментом для высокорисковых инвесторов для сбалансирования фактор риска их инвестиционных портфелей. Как и у американских сберегательных облигаций, у них есть высокий кредитный рейтинг и высокая ликвидность, что делает японские государственные облигации еще более популярными у инвесторов.

Изучение зарубежного опыта функционирования рынков ценных бумаг показывает нам, что существующие в развитых странах финансовые рынки опираются на обширные сбережения частных лиц. Общая бедность нашего населения и нехватка свободных сбережений - объективное препятствие на пути развития российского фондового рынка, в том числе сектора государственных ценных бумаг. Население не всегда готово к вложениям в долговые обязательства. Инфляция в странах Запада всегда оказывала негативное влияние на финансовые рынки, у нас она также препятствует их развитию. Для функционирования рынка требуется появление уверенности в возможности безопасного направления своих сбережений посредническим институтам. Это доверие общества воспитывается постепенно на положительных примерах.

Опыт зарубежных стран показывает, что рынки государственных ценных бумаг имеют длительную историю становления и развития, регулирования и обращения на данным рынках. При заимствовании отдельно взятых элементов, необходимо адаптировать их к особенностям российской экономики. В этой связи изучение зарубежного опыта приобретает особое значение для формирования представления о поэтапном формировании всего механизма рынка государственных ценных бумаг, с его плюсами и минусами, тенденциями и проблемами.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.