Сделай Сам Свою Работу на 5

ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА





Чиркина Г.В., Российская Е.Н. Произношение. Мир звуков: Пособие для учителя-логопеда специальных (коррекционных) школ V вида. 2 класс. — М.: АРКТИ, 2003. — 96 с.

Оглавление

· ВВЕДЕНИЕ

· ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА

· ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ О ЗВУКОВОМ СТРОЕ РУССКОГО ЯЗЫКА

· ФОНЕМА

· СЛОГ

· ИНТОНАЦИЯ

· Краткая характеристика артикуляции звуков русского языка

· ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКОВОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У ДЕТЕЙ. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. ЗАДАЧИ

· ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

· ПРОИЗНОШЕНИЕ. 2 КЛАСС. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

· МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОИЗНОШЕНИЯ

· ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗНОШЕНИЯ

· ПРИЕМЫ ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ

· ВОСПИТАНИЕ КИНЕСТЕТИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ

· ПРИЕМЫ И УПРАЖНЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РАБОТЕ НАД УДАРЕНИЕМ И ИНТОНАЦИЕЙ

· МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ К ПОДГОТОВКЕ КОНСПЕКТОВ УРОКОВ ПО ПРОИЗНОШЕНИЮ

· СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ УРОКА

· ОЦЕНКА УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ОВЛАДЕНИИ ПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНОЙ РЕЧИ

· ПРОГРАММНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОЦЕНКЕ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ (Выдержка из Программы специальных (коррекционных) школ V вида — раздел «Произношение»)



· ЛИТЕРАТУРА

Данное пособие является методическим сопровождением к учебнику Чиркиной Г. В., Российской Е.Н. для 2 класса специальных (коррекционных) школ V вида, которое включает концепцию организации материала учебника, информацию для учителя о звуковом строе русского языка, а также содержание работы по формированию звуковой стороны речи у детей данной категории, приемы, методы, упражнения.

ВВЕДЕНИЕ

Формирование звуковой стороны речи учащихся коррекционных школ V вида является одним из основных разделов специального обучения, конечная цель которого — воспитание внятной, выразительной устной речи и полноценной готовности к усвоению письменной речи.

В системе обучения раздел «Формирование произношения» очень важный, т.к. он создает базу практики общения и является пропедевтическим по отношению к нарушениям письма и чтения. Во 2-м классе необходимо специально создавать условия для речевой практики, чтобы помочь учащимся установить структурно-системные отношения между изменением звучания и лексическим значением слова, между изменением грамматической формы и графическими знаками и т.п.



Раздел «Произношение» является сквозным и предполагает ориентацию на уровень развития звуковой стороны речи и фонематического восприятия, достигнутый на предыдущей ступени обучения (в 1-м классе коррекционной школы или других учреждениях, оказывающих логопедическую помощь). В то же время следует принять во внимание достаточно распространенную тенденцию приема детей с дисграфией во 2-й класс из общеобразовательной школы. Эта группа учащихся характеризуется сочетанием негрубых нарушений звукопроизношения с низким уровнем фонематического восприятия, что и обусловило их неуспеваемость по русскому языку.

В процессе формирования произношения учитываются следующие дидактические принципы:

1. обучение нормативному произношению всех звуков русского языка на основе учета речевого развития учащихся, типичных и индивидуальных особенностей речи детей с разными формами речевых расстройств;

2. реализация задач формирования у учащихся речевого общения и активной речевой практики на основе установления взаимосвязи между фонетическими, лексическими и грамматическими компонентами языка;

3. создание оптимального соотношения между осознанным усвоением речи и степенью автоматизированности речевой деятельности;

4. обучение русскому языку на основе формирования практических языковых обобщений;

5. этапность и концентричность в подаче учебного материала.

В соответствии с перечисленными принципами авторами разработан учебник по обучению произношению — «Мир звуков». Он содержит все темы раздела «Произношение» для 2-го класса, выстроенные в соответствии с требованиями программы из расчета 1 учебный час в неделю. Учебник является результатом изучения и обобщения опыта работы ученых в области логопедической науки: О.Е. Грибовой, Г.А. Каше, В.А. Ковшикова, К.В. Комарова, Р.Е. Левиной, Л.Ф. Спировой, Г.В. Чиркиной и учителей-логопедов специальных (коррекционных) школ V вида г. Москвы № 45; 28; 60; 573 и школы для детей с нарушениями слуха и речи при ИКП РАО.



Методическая основа обучения произношению по данному учебнику включает:

§ построение обучения произношению с учетом частотности звуков и обозначающих их букв, а также порядка следования в учебнике букв и звуков;

§ обязательное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых в методической литературе слияниями);

§ применение оригинальных схем-моделей разнотипных слогов, слов и предложений, помогающих детям в усвоении реально существующих в языке соотношений между звуковой и графической формами слов;

§ использование цветовых сигналов и графических знаков при обозначении звуков, слов и предложений, а также символических обозначений разных типов заданий и упражнений;

§ изучение главных характеристик, свойств и признаков звуков русского языка;

§ • формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания. (Навыки чтения и письма формируются в большей степени на уроках обучения грамоте.)

Особо отметим, что в данный учебник для 2-го класса широко вводятся тексты для чтения, т.к. к этому этапу обучения учащиеся знают все буквы алфавита и умеют читать.

Принципиальные положения учебного комплекта апробированы в специальных (коррекционных) школах V вида, что подтвердило их надежность и результативность.

ОРГАНИЗАЦИЯ МАТЕРИАЛА УЧЕБНИКА

Фонетическая организация языкового материала учебника не является произвольной — она подчинена необходимости автоматизации сформированных на предыдущем этапе обучения произносительных навыков и совершенствования фонематического восприятия. По мере возможности учитываются коммуникативные потребности учащихся, сфера их общения.

Соотнесенность отобранного речевого материала с целями обучения определяет некоторую минимизацию лексики и грамматических форм в текстах.

Структурно материал учебника включает четырнадцать тем, часть из которых направлена на повторение и обобщение изученного в 1-м классе материала; большая часть (23 урока) — на овладение навыками более тонкой дифференциации звуков. В учебнике для 2-го класса сохраняются условные обозначения, принятые в 1-м классе.

Материал учебника разделен на отдельные уроки, что облегчает работу учителя-логопеда при организации фронтальных занятий над произносительной стороной речи.

При разработке уроков авторы руководствовались следующим принципом: ход и содержательная сторона каждого урока ориентированы на достижение конкретного результата, т.е. на овладение определенными умениями и навыками.

Уроки составлялись с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми второклассники должны были овладеть в процессе логопедических занятий в 1-м классе. Такое распределение позволяет, с одной стороны, избежать дублирования уже известного материала, с другой — отработать и усовершенствовать слу хо-произносительные навыки в более сложных лексико-грамматических условиях.

Основными типами уроков, представленных в учебнике, являются уроки, построенные по традиционной схеме:

§ повторение;

§ объяснение нового материала;

§ закрепление материала;

§ домашнее задание.

Дидактический материал учебника подобран с учетом того, что, наряду с решением основной задачи каждого урока — формирования произносительной стороны речи, учитель решает и ряд других задач: обогащение словарного запаса в результате перевода слов из пассивного в активный словарь; развитие грамматического строя речи; познавательные и развивающие задачи и т.п.

Таким образом, при организации учебного материала осуществлена попытка более тесно связать работу над произношением с другими разделами программы русского языка: развитием речи и обучением грамоте (коррекционно-лингвистическим курсом). Так, значительное количество текстов учебника, предлагаемых для прочтения или аудирования, подготавливают усвоение познавательного материала таких разделов «Развития речи», как «Природа», «Охрана природы (Экология)».

В учебник включены тексты: «Интересное растение — рис», «Розовый пеликан», «Колибри», «Мир цветов», «Берегите лес», « Человек — царь природы », которые имеют полифункциональную направленность: с одной стороны, данные тексты, в соответствии с фонетическим принципом отбора материала, содержат речевой материал с изучаемыми звуками, с другой — их чтение или аудирование расширяет лексический запас учащихся, задает правильные грамматические образцы, формирует установки бережного отношения к природе.

В учебник включены также тексты общепознавательного характера («Г.-X. Андерсен», «Ословарях», «Знаки и символы вокруг нас», «Компьютер», «О скрипках» и т.д.), которые не только позволяют закрепить навыки нормативного произношения, но и расширяют кругозор учащихся, формируют мотивацию к чтению и обучению в целом. Включение материала по развитию речи способствует воспроизведению и самостоятельному употреблению разных видов интонации.

Включены в учебник и тексты русских мастеров слова: С. Аксакова, К. Чуковского, Г. Скребицкого, С. Маршака и др. — как примеры образной русской речи. Кроме того, такие тексты создают у детей определенный позитивный эмоциональный настрой. Чтобы привлечь внимание второклассников к чтению, в ряд уроков включена «реклама» книги: приводится короткая справка об авторе, других его произведениях, рекомендуется ознакомиться с ним.

Помимо текстов-описаний, в учебнике есть тексты, требующие определенной оценки использования в них эмоционально-выразительных средств. Кроме того, в целях формирования навыков речевого этикета представлены мини-диалоги с набором устойчивых коммуникативных формул в различных ситуациях.

В учебнике достаточно много заданий и упражнений для вариативного закрепления отрабатываемых звуков на уровне различных языковых единиц с учетом речевого развития и возможностей учащихся данного возраста.

Определенная последовательность усвоения фонем, отличная от принятой в общеобразовательной школе, позволяет обеспечить их автоматизацию и дифференциацию по различным акустико-артикуляционным признакам, сформировать фонематические представления, навыки фонематического анализа и усвоения слоговой структуры. Учтены типичные трудности звукового оформления речи при ее недоразвитии (длительный период автоматизации звука, смешения и замены фонем, нарушения звуко-слоговой структуры и др.).

Содержание фронтальной работы во 2-м классе включает усовершенствование навыков правильного произношения звуков, изученных в 1-м классе, и коррекцию неправильно произносимых (в основном — у вновь поступивших учащихся). Во 2-м классе значительно усложняется звуко-слоговая структура речевого материала, дифференцируются между собой звуки, близкие по акустико-артикуляционным признакам (глухие — звонкие, аффрикаты — шипящие и др.). Изучаемые звуковые элементы активизируются в результате их многократного употребления в связной речи под контролем учителя. Возрастает также и длительность аудируемых текстов. Расширение объема восприятия текстов в процессе аудирования осуществляется также при понимании незамедленной речи, речи с неполным типом произнесения, с индивидуальными особенностями дикции.

Работа над правильным построением предложений и семантизация лексических единиц проводится с учетом программы «Развитие речи».

Цель формирования звуковой стороны речи во 2-м классе — полное усвоение звукового состава речи и выработка нормального ее темпа и плавности, закрепление эталонов правильного произношения звуков.

В учебнике для 2-го класса постепенно сокращаются репродуктивные упражнения и повышается роль когнитивных процессов в формировании устной речи. Большое место отведено проведению специальных упражнений, направленных на усвоение отдельных видов высказываний. Они расширяют речевую практику детей и в то же время способствуют развитию навыков построения предложений разных функциональных типов.

Дальнейшее совершенствование звуковой стороны речи, ее автоматизированности и выразительности при необходимости осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях.

Очевидна необходимость преемственности в усложнении речевого материала и переходе от словосочетаний к предложениям и текстам в учебниках по произношению 1-го и 2-го класса (см. табл.).

Уроки содержат больше упражнений и приемов, чем это необходимо для работы на 40 (45) минут, что дает возможность учителю, исходя из степени подготовленности класса, выбрать те виды и формы работы, которые покажутся ему наиболее значимыми и эффективными.

Учитывая особенности класса и результаты усвоения детьми учебного материала, можно сократить время, отведенное для прохождения всего курса, но не рекомендуется менять последовательность изучения тем раздела «Произношение».

Содержание каждого урока в учебнике является лишь одним из возможных: учитель может принять его целиком, использовать частично или составить свой вариант урока, объединить несколько вариантов в один. Таким образом, учебник рассчитан на его творческое использование в процессе обучения и не ограничивает учителя в отборе материала, выборе формы его подачи, приемов и видов работ, определении композиционной структуры урока, его этапов и т.п. Пример усложнения речевого материала иллюстрирует таблица.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.