Сделай Сам Свою Работу на 5

Проведение расчетов через систему РКЦ.





В России преобладают централизованные межбанковские расчеты. Проведение расчетов между банками осуществляют подразделения ЦБР – расчетно-кассовые центры (РКЦ).

Для проведения расчетных операций каждая кредитная организация открывает по месту своего нахождения один корреспондентский счет в РКЦ. Кредитная организация вправе открыть на имя каждого филиала по месту его нахождения один корреспондентский субсчет.

Отношения между ЦБ и обслуживаемой им кредитной организацией (филиалом) при осуществлении расчетных операций регулируются законодательством, договором корсчета (субсчета).

Договор счета заключается на согласованный сторонами срок и определяет порядок расчетного обслуживания, права и обязанности КБ и ЦБ при совершении расчетных операций по корсчету, способ обмена расчетными документами, порядок оплаты за расчетные услуги, ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору.

Прием расчетных документов РКЦ осуществляется независимо от остатка средств на корсчете КБ на момент их принятия. Платежи могут осуществляться в пределах средств, имеющихся на момент оплаты, с учетом средств, поступающих в течение операционного дня, и кредитов ЦБ (овердрафт).



Кредитная организация определяет вид платежа («почтой», «телеграфом», «электронно») и в зависимости от выбранного вида платежа представляет в РКЦ расчетные документы на бумажных носителях или в электронном виде (по каналам связи, на магнитных носителях). Банками используется авизо – официальное извещение о выполнении расчетной операции.

Расчетные документы клиентов, а также КБ по собственным операциям, на бумажных носителях представляются в РКЦ в составе сводного платежного поручения с приложением описи расчетных документов.

Операции по списанию денежных средств с корсчета КБ или зачислению на этот счет подтверждаются выпиской на бумажном носителе или в виде электронного служебно-информационного документа.

КБ (филиалам), открывшим корсчета (субсчета) в РКЦ, с целью их однозначной идентификации при проведении расчетных операций присваиваются БИКи (банковские идентификационные коды) участников расчетов.



Деятельность РКЦ неразрывно связана с работой вычислительных центров (ВЦ).

Проведение расчетов через корреспондентские счета, открытые в других кредитных организациях.

КБ (банк-респондент) заключает договор счета и открывает корсчет в другом КБ (банк-корреспондент). Банк-корреспондент открывает банку-респонденту корсчет при получении установленных документов и подписании договора счета.

Корреспондентский счет, открытый данным КБ в другом банке, называется счет «НОСТРО». Корреспондентский счет, открытый другим банком в данном КБ, называется счет «ЛОРО».

Расчетные операции осуществляются при условии обеспечения ежедневного равенства остатков денежных средств по корсчету по балансу банка-респондента и по балансу банка-корреспондента.

Отражение расчетных операций в балансах банка-респондента и банка-корреспондента, осуществляется одной календарной датой (число, месяц, год) – датой перечисления платежа (ДПП). ДПП устанавливается с учетом срока прохождения расчетного документа (документопробега).

В соответствии с порядком осуществления операций по корсчетам «ЛОРО», «НОСТРО» между банком-респондентом и банком-корреспондентом должна быть достигнута договоренность:

1) о порядке установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документопробега;

2) о правилах обмена документами (на бумажном носителе, в виде электронного документа) и форме реестра предстоящих платежей с перечислением необходимых реквизитов для совершения расчетных операций, способе и порядке его передачи (на бумажном носителе или в виде электронного документа);



3) об обязательствах банка-исполнителя направлять банку-отправителю подтверждение о совершении расчетной операции для ее отражения по корсчету в банке-респонденте и банке-корреспонденте одной датой;

4) о порядке действий банков при поступлении расчетного документа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции, либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств;

5) об обязательствах банка-респондента по пополнению корсчета для оплаты расчетных документов, предъявленных к этому счету;

6) о кредитовании счета банком-корреспондентом;

7) об условиях расторжения договора, включая случай неисполнения банком-респондентом обязательств по пополнению своего счета.

Операции по списанию денежных средств с корсчета «ЛОРО» осуществляются банком-корреспондентом по платежному поручению банка-респондента при условии достаточности средств на его счете. Списание денежных средств без согласия банка-респондента производится в случаях, предусмотренных законодательством или договором счета.

Проведение расчетов по счетам межфилиальных расчетов между подразделениями одной кредитной организации.

Расчетные операции кредитной организации между головной организацией и филиалами, а также между филиалами одной кредитной организации осуществляются через счета межфилиальных расчетов.

Внутрибанковские правила оформляются в виде отдельного документа, утверждаются исполнительным органом КБ и должны содержать:

1) порядок открытия, закрытия и пополнения (увеличение остатка пассивного счета) счетов межфилиальных расчетов;

2) процедуру идентификации каждого участника расчетов в системе межфилиальных расчетов КБ (системе технических, телекоммуникационных средств и организационных мероприятий, обеспечивающих возможность проведения расчетных операций между подразделениями) при осуществлении расчетов (обмен карточками с образцами подписей и оттиском печати, применение аналогов собственноручной подписи в виде кодов, паролей, электронной подписи и т.п.);

3) описание документооборота, порядок передачи и обработки расчетных документов при проведении операций по счетам межфилиальных расчетов, а также последовательность прохождения документов между подразделениями КБ;

4) порядок экспедирования расчетных документов;

5) порядок установления ДПП при проведении расчетных операций исходя из документооборота между подразделениями;

6) порядок проведения расчетных операций подразделениями при перераспределении денежных средств;

7) порядок ежедневной выверки расчетов между подразделениями по счетам межфилиальных расчетов и по перераспределению денежных средств;

8) порядок действий подразделений при поступлении расчетного документа для осуществления платежа позже установленной ДПП, несвоевременном получении или неполучении подтверждений о совершении расчетной операции по техническим причинам либо в связи с возникновением форс-мажорных обстоятельств.

Клиринг.

Клиринг представляет собой систему безналичных расчетов, основанную на зачете взаимных требований и обязательств. В банковской системе создаются клиринговые центры, через которые осуществляются расчеты. Также на базе крупных банков организуется сеть расчетов по клирингу.

Клиринговый центр открывает банкам корсчета, через которые осуществляется зачет взаимных требований.

Тема 3. УПРАВЛЕНИЕ АКТИВАМИ И ПАССИВАМИ КБ

Виды банковских пассивов

Финансовые ресурсы банка формируются за счет собственных и привлеченных средств.

Собственный капитал банка делится на:

- собственный капитал-брутто;

- собственный капитал-нетто (средства брутто минус сумма иммобилизации).

Средства брутто содержат:

1. Фонды – уставный, резервный, специальный, основных средств, амортизации, экономического стимулирования, страховые резервы коммерческого риска.

2. Собственные средства для финансирования инвестиций.

3. Прибыль.

4. Собственные средства в расчетах.

5. Сумма иммобилизации – капитализированные собственные средства, отвлеченные средства за счет прибыли; собственные средства, вложенные в ценные бумаги; собственные средства, отвлеченные в расчеты; дебиторская задолженность.

Привлеченные средства включают следующие статьи:

1. Срочные депозиты и депозиты до востребования. Депозит (вклад) – это денежные средства, которые их собственник (вкладчик) передает на хранение в банк. Банк начисляет проценты по депозиту. По вкладам до востребования начисляются низкие проценты. Депозиты до востребования предназначены для осуществления текущих расчетов владельца счета в разных формах – наличными деньгами, чеками, переводом.

Срочные вклады помещаются в банк на определенный срок (не менее одного месяца), по ним начисляются более высокие проценты.

Наиболее распространенной формой срочных вкладов среди физических лиц являются сберегательные вклады. Вкладчику выдается сберегательная книжка.

2. Выпуск срочных ценных бумаг – облигаций, векселей, сертификатов. Облигация – эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигации могут быть предъявительскими, именными, свободно обращающимися или с ограниченным кругом обращения.

Вексель представляет собой ценную бумагу, удостоверяющую безусловное денежное обязательство векселедателя уплатить при наступлении срока определенную сумму денег владельцу векселя.

Депозитный сертификат – это документ, являющийся обязательством банка по выплате размещенных в нем депозитов и начисленных по ним процентов. Выдается, как правило, юридическим лицам. Право требования по депозиту может быть передано его владельцем другому лицу.

Сберегательный сертификат - это документ, являющийся обязательством банка по выплате размещенных в нем сберегательных вкладов и начисленных по ним процентов. Выдается физическим лицам.

3. Кредит ЦБ. Централизованный кредит предоставляется на какие-то цели, например, инвестиции. Размер платы за такие кредитные ресурсы определяется учетной ставкой ЦБ.

4. Межбанковские кредиты. В основном банки получают заемные ресурсы от других коммерческих банков. Обычно это кредиты краткосрочные.

5. Средства в расчетах – расчеты банка с др. организациями, привлеченные средства по факторинговым операциям, межфилиальные обороты, средства на корреспондентских счетах.

По всем привлеченным средствам банк несет расходы, так как начисляет проценты.

 

Виды банковских активов

Активы коммерческого банка можно разделить на четыре основные категории:

а) наличные деньги и приравниваемые к ним средства;

б) инвестиции в ценные бумаги;

в) ссуды;

г) здания и оборудование.

Кассовая наличность необходима для размена денег, возврата вкладов, удовлетворения спроса на ссуды и покрытия операционных расходов (оплату материалов и услуг, заработную плату и прочее). Эта статья включает средства на счетах в ЦБ и в других КБ, наличность в хранилище (банкноты и монеты), платежные документы в процессе инкассирования. Обычно банк стремится удерживать эту статью на менее высоком уровне, так как запас наличных денег почти или вовсе не приносит дохода. Эта статья для КБ наиболее ликвидная, но наименее прибыльная.

Для удовлетворения спроса на наличность и быстрой мобилизации средств нужны капиталовложения в ликвидные ценные бумаги: инвестиции в краткосрочные ценные бумаги (федеральные и муниципальные), ценные бумаги денежного рынка, включая процентные срочные депозиты в других банках и коммерческие ценные бумаги. Эта статья обеспечивает определенный доход, вложенные в нее средства можно легко с кратковременным уведомлением конвертировать в наличность. Эта статья также включает и ценные бумаги, приносящие доход (облигации и векселя).

Крупнейшим активом банка являются ссуды, выдаваемые организациям. На них обычно приходится от 1/2 до 3/4 суммарной стоимости всех активов. Уровень ликвидности зависит от сроков и целей, на которые предоставлены ссуды, и от их заемщиков. Наиболее ликвидными являются ссуды, выданные другим КБ, и краткосрочные ссуды первоклассным заемщикам. Помещая средства в различные кредитные операции, для руководства банка главной задачей является получение высокого дохода при одновременном удовлетворении потребностей клиентов в кредите, поэтому степень ликвидности конкретной сделки не имеет первоочередного значения.

К последней статье активов относятся основные фонды банка: здания, сооружения, ВТ, оборудование, транспортные средства и так далее. Эти активы принято относить к низколиквидным, так как они не приносят дохода и используются для внутренних нужд банка. Если их величина более 10% всех активов банка, то это говорит о нерациональном использовании привлеченных средств.

Разные активы приносят банку неодинаковую прибыль и имеют различную степень риска. Банки проводят классификацию своих активов в зависимости от сроков вложения средств, их прибыльности и степени риска.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.