Сделай Сам Свою Работу на 5

Загадочная история Саят-Новы





Курсовая работа

на тему: « Армения Юнеско»

по дисциплине: «Мировые Туристские Центры»

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса

группы Тзг-1303 (ТКУК)

Орехова Ксения

Егоровна

 

Проверил

Баранов

 

 

Санкт-Петербург

2015 г.

 

Армения Юнеско

 

Монастыри Ахпат и Санаин, Область Лори

Монастырь Гегард и верховья реки Азат , Область Котайк

Кафедральный собор и церкви Эйчмиадзин и археологический памятник Звартноц.

На включение в список всемирного наследия ЮНЕСКО номинируются 4 группы объектов:

· Раскопки города Двин и город Двин

· Ереруйкская базилика

· Монастыри Татев и Татеви Анапат и прилегающие к ним территории каньона реки Воротан

· Монастырь Нораванк и долина каньона реки Амагу

В нематериальное культурное наследие ЮНЕСКО в Армении включены:

Музыка армянского дудука

Армянские хачкары, символика и мастерство их создания

Армянский эпос Давид Сасунский

«Лаваш: изготовление традиционного хлеба, значение и культурные проявления в Армении»

 

Монастыри Ахпат и Санаин, Область Лори

Ахпат (Հաղպատ) - знаменитый монастырь в одноименном селе недалеко от города Алаверди.



На мой взгляд - самый эффектный монастырь в Северной Армении. О

н чем-то похож на расположенный на расстоянии прямой видимости монастырь Санаин,

но многим отличается, причём в лучшую сторону.

С 1996 года включен в список наследия ЮНЕСКО.

История

Посление на месте монастыря существовало еще с самых древних эпох, а непосредственно монастырь основал между 929 - 953 годами царь Аббас Багратуни. В 976 царь Анийского царства Ашот III начал возводить храм Сурб Ншан, который был закончен к 991 году. Как раз в 978 году Ташир отделился от Анийского царства и получается, что храм начал строиться еще в Анийском царстве, а завершилось строительство уже в Таширском царстве. Падение Анйского царства в 1064 году привело к некоторому застою, так что первую сотню лет храм Сурб Ншан был единственной каменной постройкой монастыря. В 1118 году Ташир становится частью Грузинского царства и с этого момента начинается новая эпоха в истории монастыря: все основные постройки, которые мы видим в Ахпате, построены именно в "грузинский" период его истории, а частично даже и в "монгольский".



Что имеется сейчас

Сейчас Ахпатский монастырь - это несколько строений, стоящих практически вплотную друг к другу и образующих сложную композицию, в которой трудно ориентироваться. Здесь можно ходить очень долго, переходя из помещения в помещение. Если монастырь Санаин - это несколько зданий в одну линию, то здесь все хаотично. Кроме того, здесь нет никаких зарослей, поэтому все хорошо видно и легко фотографировать.

Если входить в монастырь по основной лесенке, то первым зданием по ходу движения будет небольшая церковь Святого Григора, весьма простая по конструкции, в виде базилики. За ней находится церковь Сурб Ншан с круглым куполом и громадный гавит этой церкви, с башенкой на куполе. Этот гавит почти полностью закрывает Сурб Ншан.

За этой церковью находится самое удивительное здание комплекса, так называемый "гавит Амазаспа", названный по имени настоятеля храма и заказчика строения. С виду это сооружение примитивно и чем-то похоже на большой сарай, но при ближайшем рассмотрении должно вас удивить, если вы хоть как-то ориетируетесь в архитектуре. Я ориентируюсь слабо, но меня удивило.

 

Невероятны в первую очередь размеры этого сооружения - это здание имеет площадь 330 кв. м., то есть это самый большой гавит (притвор) в Армении. Он построен в 1257 году, уже в монгольскую эпоху, и можно только удивляться, как удалось соорудить такую конструкцию технологиями романской архитектуры. У романской архитектуры всегда была проблема с пространством, внутри романских храмов обычно тесно из-за толщины стен или опорных колонн. Здесь же сумели построить свод такой вот сложности, и этот свод выдержал несколько землетрясений, что уже совсем невероятно.



 

Гавит - это как бы западная пристройка к храму, но гавит Амазаспа - это вещь в себе. С восточной его стороны формально пристроено крохотное здание храма, но это именно храм пристроен к гавиту, а не наоборот. С внешней стороны на храме есть мемориальная доска в память пребывания в монастыре поэта Саят-Нова.

 

Между гавитом Амазаспа и церковью Сурб Ншан существует проход, через который можно проникнуть сразу много куда. Тут надо обратить внимание впервую очередь на совершенно нетривиальный хачкар. Кк правило, армянкие хачкары - это в основном орнаменты. Но на этом изобразали сцену распятия с человеческими фигурами, что для Армении вообще редкость.

Чуть в стороне и на возвышености находится колокольня. Она представляет собой в плане крест, который сведен в восьмиугольник, причем углы образуют ниши в совершенно мусульманском стиле. Эта колокольня построена в 1245 году, уже после сражения при Кёседаг и армянско-грузинско-монгольских походов на сельджуков, и можно предполагать, что построена на доходы от разграбления румского султаната. В этот самый год умерла царица Русудан, единственный сын которой потерялся в Карокоруме, и поиски наследника в итоге приведут к двоецарствию и распаду страны. Эпоха единой Грузии завершилась в год постройки этой колокольни и ее можно воспринимать как своего рода мемориал той эпохи.

Фрески... Их почти нет. Армяне недолюбливали эту форму изобразительного искусства, однако в грузинскую эпоху некоторые стены были покрыты тонким слоем штукатурки - поверх резных надписей - и расписаны. За сохранностью не очень следили, поэтому практически все ахпатские фрески пропали. Лишь кое-где видны отдельные их признаки.

Загадочная история Саят-Новы

Армянский поэт Саят-Нова был придворным поэтом грузинского царя Ираклия II, который в итоге принудительно постриг его в монахи и сослал в Гилян. Причина ссылки до сих пор дискутируется. То ли царь так отреагировал на социально-политические взгляды поэта, то ли поэт неудачно влюбился в сестру царя, то ли не в сестру, но в какую-то женщину, влюбляться в которую было не положено.

 

В 1768 году у Саят-Нова умирает жена и его переводят в монастырь Ахпат. По другой версии, он ушел в монахи добровольно именно после смерти жены. Так или иначе, но примерно с 1768 по 1795 год Саят-Нова прожил в Ахпате, одновременно продолжая сочинять песни. В 1795 году он узнал о том, что персидская армия движется на Тбилиси, и отправился туда, чтобы эвакуировать детей в Моздок. Сам он остался в городе и погиб у храма Сурб Геворк. Однако, существует альтернативная версия, согласно которой он умер все же в Ахпате. В Армении популярна именно вторая версия.

Попадание

Село Ахпат и монастырь находятся на плоскогорье высоко над рекой Дебед и ереванской трассой. Поворот на Ахпат находится всего в 3 километрах от центра города Алаверди и в 9 киломерах от села Ахтала. Это менее 30 киломеров от грузинской границы. Поворот маркирован. От этого поворота надо проехать сначала пару киломеров пологого подъёма, а затем начинается крутой извилистый серпантин. Утомительно, но красиво.

Инфаструктура

В селе Ахпат есть гест и вроде бы даже не один. Цен не знаю, но едва ли дороже 5 000 драм. Прямо у парковки перед монастырем есть ресторанчик, где есть нормальная еда и можно как минимум выпить кофе з 250 драм на террасе с видами на ущелье. При ресторанчике есть гест, который берёт 6 000 драм с человека (с завтраком). На самой парковке скучающие бабушки торгуют сувенирами. На мой взгляд, при наличии своего транспорта сюда можно приехать из Тбилиси, провести тут одну ночь и вернуться обратно.

 

 

Монастырь Гегард и верховья реки Азат , Область Котайк

Гегард (арм.Գեղարդ, груз. გეღარდი) - один из самых известных монастырей Армении. Слава его объясняется визуальным эффектом, редким для Армении наличием пещерных храмов, близостью к Еревану и Гарни и любовью турфирм, которые постоянно возят сюда туристов. Есть и еще один плюс - наличие ресторана неподалеку, что создает ещё один повод для посещения, учитывая дефицит ресторанов по Армении.

История

Считается, что монастырь возник в самые первые годы армянского христианства. В то время он имел вид нескольких пещер в скале и вроде бы сам Григорий Просветитель жил здесь какое-то время. В более поздние эпохи здесь возникли какие-то сооружения, но два арабских нашествия - в IX и X веках - уничтожили всё. Новая фаза в жизни монастыря началась через несколько лет после смерти царицы Тамары. В 1215 князья Мхаргрдзели построили здесь основной храм, а через 6-7 лет пристроили к нему гавит, который частично вырезан в скале. Еще лет через 20 в скале за храмом были высечены три храма. Все это сделало Гегард немного напоминающим Вардзию.

 

После Мхаргрдзели монастыр попал в руки клана Прошьянов, который сделали его фамильной усыпальницей. В 1288 году ими был построен так называемый "гавит Папак" - вроде бы единственный на всю Армению гавит, полностью высеченный в скале.

 

Уже веке в XVII монастырь был окружен хозяйствеными пристройками.

 

 

Кафедральный собор и церкви Эйчмиадзин и археологический памятник Звартноц.

Звартноц (груз. ზვართნოცი, арм. Զվարթնոց) - один из самых известных (и визуально необычных) храмов Армении, который находится к востоку от города Вагаршапата (он же Эчмиадзин), в 14 километрах от центра Еревана. Обычно Звартноц воспринимают просто как древний храм, хотя на самом деле это большой комплекс из множества строений. Всё это очень интересно, хотя количество новодела несколько остужает восторги.

История

Звартноц начали строить предположительно в 643 году на месте, где по преданию царь Трдат встретил Святого Григория. Время постройки - странная эпоха в истории Армении, которая только что пережила церковный раскол с грузинской церковью, но внезапно попала под византийское влияние, и её католикосом оказался Нерсес III Восстановитель, по вероисповеданию - халкидонит (православный). Стройку закончили в 652 году и на освящение собора приехал лично византийский император (что говорит о том, что для византийцев этот храм был однозначно православным). Чуть позже Нерсес построил около Звартноца дворец католикоса, поскольку прежняя резиенция в Двине стала небезопасной ввиду появления арабов.

 

Собор имел странную для того времени форму. Это был тетраконх, вроде бы уже обычный для Армении тех лет, но его крестообразное строение имело еще и внешнюю круглую стену, что делало его подозрительно похожим на храм Сан-Лоренцо-Маджоре в Милане (исторически первый тетраконх). Предположительно, храм имел вид ступенчатой круглой пирамиды. По той же схеме впоследствии будет построен храм Бана в княжестве Тао.

 

Где-то в Х веке собор обрушился и исчез из поля зрения людей. В первые годы ХХ века его обнаружили и раскопали армянские археологи, причем в ходе раскопок обнаружились более ранние слои урартийской эпохи и даже целая стелла урартийского царя Русы II.

 

В 2003 году в Ереване на улице Раффи построили своего рода модель Звартноца - храм Святой Троицы.

Что там есть

Сейчас Звартноц это большой информативный комплекс размером 100х100 метров, смысловым центром которого является собственно храм Звартноц. Это большая круглая площадка с колоннами и стенами по её центру. Площадку выровняли реконструкторы и вымостили ровными каменными плитами, хотя местами сохранились старые, оригинальные плиты. Кроме стен и колонн тут местами лежат огромные куски кладки, видимо, обрушившиеся когда-то с верхних ярусов.

Храм имеет внешнюю круглую стену и крестообразную конструкцию из колонн внутри этой стены. Восточная апсида креста имеет вид полукруглой стены, на месте алтаря сейчас углубление, но фрагменты алтарного возвышения ещё видны. Здесь же сохранилась кафедра. Её можно принять за кусок колонны, но это именно кафедра, хотя и сильно поврежденная.

 

Прямо по центру храма есть спуск вниз, сейчас он закрыт решеткой. Когда-то в прошлом там хранились мощи Святого Григория Просветителя.

 

Колонны Звартноца весьма впечатляющи, однако во многих случаях историчны только капители (и те местами реконструированы). Сами цилиндрические колонны очень напоминают новодельные. Старых, с дефектами, трещинами и выбоинами тут всего несколько штук. Так что вся колоннада - творчество реконструкторов.

 

Кроме собора, на территории комплекса сохранились фрагменты Римской Бани. Это - стены с южной стороны. Сейчас уже почти ничего не говорит о банной сущности этого места - не видно ни труб, ни керамической плитки, которой обычно мостили такие бани.

 

На юго-восточном углу банных руин находится нечто, что считается остатками Базилики V века; сейчас от неё сохранилась только апсида.

Еще далее на юг, немного в стороне, расположено самое интересное - винохранилище. Это то, что в Грузии называется "марани", а в Армении "маран". Звартноцский марани - один из самых громадных в Закавказье. Здесь остались и каменные желоба для слива вина и большие каменные шахты, назначение которых не очень понятно. Может быть, в них стояли керамические карасы (квеври). Точное время постройки этого винохранилища не вполне понятно, но это явно одно из ранних сохранившихся (конкурирует с марани в грузинском городище Армази).

Хорошая сторона Звартноца - это обеспеченность подробными описаниями на нескольких языках. Это частое явление в армянских монастырях, но если обычно такой стенд один, то здесь их множество. Так же и развалины имеют свои таблички с пояснениями - это редкое и весьма ценное для Армении явление

Как найти

Звартноц обнаружить легко. Любая маршрутка или автобус, следующая от автовокзала Еревана на Вагаршапат (например, 202 или 203), проходит мимо ворот храма. Сам храм вдалеке, а ворота распознаются по большой стеле с орлом наверху. Все водители знают это место и могут там остановить.

 

Координаты храма: 40°9'36"N 44°20'11"E

 

Вход с трассы сейчас платный, стоит 700 драм. За фотографирование берут отдельные деньги, но сам процесс обычно не контролируется. С южной стороны храма - пустыри, и оттуда можно зайти без всяких билетов.

 

Храм начинает работу с 10:00. Если вы фотограф, то в это время вам в Звартноце делать уже нечего - солнце становится резким уже часов в восемь. Поэтому имеет смысл ночевать палаточно в поле за храмом и ловить утреннее солнце в 05:00 или 06:00 часов.

Что есть рядом

Звартноц логично совмещается с посещением храма Святой Рипсиме (в паре километров на восток), собора Эчмиадзин, храма Гаяне и всего остального на территории Вагаршапата.

Санаин (Սանահին) - монастырь в области Лори, рядом с городом Алаверди, на плоскогорье над каньоном реки Дебед. Самый знаменитый монастырь в северной Армении, обогнавший по популярности монастырь Ахпат, на который очень похож, хотя я считаю Ахпат более информативным. Как и Ахпат, представляет собой крупный монастырский комплекс, основанный около 934 года. Издавна было не очень понятно, какой из монастырей основан ранее и существует легенда, что название "Санаин" происходит от слов "са нраниц ‘инэ" - этот древнее того.

История

Считается, что монастырь построен на том месте, где ещё в IV веке Григорий Просветитель установил каменный крест.

 

Первое здание на этом месте построил армянский царь Аббас Багратуни (-953) где-то в первой половине X века. Этим зданием был храм Сурб-Аствацацин (Богородицы). Появление второй постройки связано с личностью Ашота III Милостивого (Вогормац -977) и его жены Хосровануш. В 961 году Ашот перенес столицу из Карса в Ани, а в 966 году его жена пристроила к храму с южной стороны второй - Сурб Аменапркич (Всеспасителя), который заметно крупнее первого храма. Это здание было построено как бы во имя её сыновей Гургена и Сумбата, изображение которых сейчас можно видеть на восточной стене храма. В 1061 году восточнее храма Богородицы была построена небольшая церковь Св. Григория. Таким образом, к моменту вхождения в состав Грузинского царства Санаин был уже монастырским комплексом из трёх храмов.

 

В 1185 году к храму Всеспасителя с запада пристроили большой гавит. Это был один из ранних армянских гавитов, который, как и все гавиты того времени, имел 4 опорных столба. Назовём его для удобства "Старый гавит". В 1211 году был построен еще один гавит - при храме Богородицы, вплотную к Старому гавиту. Интересно, что этот второй гавит (Новый гавит) был построен по поздней схеме, в виде продольных нефов. Таким образом, в Санаине мы имеем сразу два гавита разных типов.

Что есть сейчас

Итак, сейчас мы имеем комплекс из двух храмов, двух гавитов и кое-что ещё. Все вместе оно напоминает Ахпат, но есть ряд минусов. Первый минус - это то, что территория плотно поросла деревьями, а это мешает и оценить композицию в целом и фотографировать храмы. Именно по этой причине в этом тексте нет общей фотографии монастыря - его закрывает листва. Второй минус - это композиция. Ахпат хаотичен и загадочен, а Санаин - это два храма и два гавита, один около другого.

Обычно посетитель подходит к храму со стороны трапезной. Первое, что он видит - это примитивного вида колокольня, смутно напоминающая ахпатскую. Сразу за колокольней вплотную стоит Новый гавит, и если обойти колокольню справа, то вы попадете ко входу в этот гавит. Он открыт всегда, а вот Старый гавит часто бывает закрыт.

 

Из Нового в Старый есть вход, обычно запертый. Если присмотреться, там хорошо видно, как одно здание пристраивали к другому прямо поверх каменных украшений.

Если обходить колокольню слева, то вы увидите небольшое здание храма Богородицы с конической крышей, а рядом с ним - квадратное здание книгохранилища. Если подойти к храму Богородицы с востока, то там к храму пристроена небольшая усыпальница Кюрикидов.

 

Храм Сурб-Аменапркич стоит крайним с юга, у начала склона, что немного снижает эффект от его размера. А храм действительно большой и впечатляющий.

Попадание

В Санаин попасть проще, чем в Ахпат, поэтому и начинать советую именно с него. Сначала надо добраться до города Алаверди, что несложно. В центре города есть хорошо заметный фуникулер, местная достопримечательность. Забираемся в него и возносимся на верхний край каньона. От верхней станции фуникулера надо пройти строго на юг 400 метров, и вы оказыветесь на площади около высотки гостиницы "Дебед". Тут надо повернуть налево, на восток. Если вы отчего-то заезжаете сюда маршруткой, то она привозит вас опять же к "Дебеду". Итак, идем на восток 800 метров и упираемся в музей Микоянов. Здесь поворачиваем направо и идем по улице вверх. Улица плавно повернёт налево и там чуть подальше надо свернуть направо. Там уже все понятно. Подходы к монастырю распознаются по торговцам сувенирами. Иногда туда подъезжают туристические автобусы.

 

41°5'13"N 44°39'58"E - каординаты храма Сурб-Атвацацин.

Инфраструктура

По состоянию на 2013 год ее вообще нет. Если у Ахпатского монастыря есть и гест и кафешка, то расположенный ближе к цивилизации Санаин не имеет ни того, ни другого, и разве что старушки иногда продают при входе самодельные сувениры. За едой лучше спуститься к окрестностям верхней станции фуникулёра.

 

Монастырь Эчмиадзин (Էջմիածնի) - это самый знаменитый храм Армении. Знаменит он в первую очередь как резиденция патриарха, а во вторую - как место с длинной и событийной историей. Он находится в городе Вагаршапате, совсем рядом с Ереваном, поэтому часто посещается армянскими и неармянскими туристами. И если Вагаршапат своей истрической ролью напоминает грузинскую Мцхету, то эчмиадзинский монастырь - почти точная аналогия грузинского собора Светицховели.

 

История

В IV веке город Вагаршапат был столицей Армении. Когда царь Трдат принял христианство, он решил построить храм. Место для храма ему указал лично Григорий Просветитель, которому, в свою очередь, его указал Иисус, отчего храм получил название Эч-Миадзин (Сошествие Единородного). Тот первый храм был деревянный и имел вид базилики. (Светицховели будет построен немного позже в сходных обстоятельствах и примерно в таком же виде). В V веке храм был перестроен и принял вид трехнефной купольной базилики - её остатки нашли армянские археологи в 1956 году. По странному стечению обстоятельств Светицховели был перестроен в том же веке.

 

Архитектор Мнацаканян предположил, что тот храм V века имел крестовую форму. Это очень сомнительно, потому что купольных церквей в том веке нигде в мире не строили. Но версия прижилась, и ещё кое-где бродит по интернетам.

 

В 360 году случилось нашествие персидского царя Шапура, который полностью разрушил храм. Его кое-как восстановили и он простоял до 450 года, когда персы начали насаждать зороастризм и переделали храм в зороастрийский. Археологи впоследствии отрыли зороастрийский элемент того храма в алтарной апсиде.

 

Чуть позже храм был еще раз перестроен и обрёл примерно современный вид. Вроде бы это произошло после 640 года при католикосе Нерсесе, который был халкидонитом, и в этом случае получается, что в первые годы своего существования собор (в современном виде) был православным. Однако, неизвестно точно, когда и как он перестраивался. Мода на крестовые храмы только что пришла в Армению (первыми стали Аванский собор и храм Рипсиме), так что и Эчмиадзин был перестроен из базилики в тетраконх. Странность в том, что он стал тетраконхом с четырьмя подкупольными колоннами, а такие схемы встречались редко - вроде бы первым таким стал храм святой Гаянэ, построенный в 630 году немного южнее Эчмиадзина.

В 1604 году шах Аббас решил перенести храм по частям в Исфахан. Этот план не был реализован, но многое реликвии персы успели вывести.

 

В 1627 году католикос Мовсес пристроил к собору хозяйственные помещения и обнёс его крепостной стеной. Монастырь обрёл тот вид, который сохранял до XIX века.

 

В начале XIX века монастырь стал местом сражений русско-персидской войны. 27 августа персы осадили здесь российский гарнизон, а 28 августа генерал Красовский выступил на помошь гарнизону, имея 3000 человек против 30 000 персидских войск. Произошла знаменитая Аштаракская битва. Её финал проходил как раз под стенами монастыря

Что там есть

Сейчас монастырь Эчмиадзин занимает весьма большую территорию. В центре находится собственно собор Эчмиадзин, вокруг - множество построек, в основном поздних эпох. В массе это XX век. Таким образом, весь комплекс выглядит очень современно.

 

Собор Эчмиадзин - центр всего комплекса. Это VI век, но, должен предупредить, эта древность в нём совершенно не ощущается. Его так основательно отреставрировали, так евроремонтно облицевали изнутри полированными каменными плитами, что он стал похож на храмы XIX века. Здесь не той атмосферы, которая ещё сохранилась в храме Рипсиме или в храме Мастара. Он даже внешне напоминает XIX век, а не VI. Американский армяновед Хьюсен осторожно заметил, что это "не самый большой и не самый красивый армянский храм".

 

Собор имеет вид квадрата с четырьмя апсидами и четырмя подкупольными столбами. Это пример того, как загадочно пошла развиваться армянская архитектура. Грузинские крестовые храмы появились в те же годы и идея бралась с того же Аванского собора, но если храм Рипсиме (618) еще похож на грузинские, то Эчмиадзин уже не похож совсем.

 

 

Храм Эчмиадзин странен для своей эпохи. В то время строили или прямоугольные базилики, или крестообраные храмы, а этот - не то и не другое. Он представляет собой фактически квадрат. По такому же плану построен только храм Мастара, но тот без подкупольных столбов.

 

Сейчас у собора есть еще одна странность - прямо в нем, в юго-восточном углу, сделали музей. там хранятся различные армнкие реликвии, в том числе "копье Лонгина" из монастыря Гегард. Вход платный.

Как найти

Добраться до Эчмиадзина легко. Он стоит в самом центре Вагаршапата и занимает колоссальную территорию, так что не заметить его невозможно. Все маршрутки из Еревана идут почти до самого монастыря.

 

Из каких стран в основном к на прибывают туристы?
Европа: Франция, Германия, Великобритания, Греция, Бельгия, Италия, Нидерланды, Швейцария, Австрия, Дания, Швеция и Финляндия, США и Япония. Отдельное место занимают туристы из России и других стран СНГ,

а также представители большой армянской диаспоры из разных стран мира.

Статистика и динамика роста прибытий туристов.
Год от года увеличивается число туристов посещающих страну.

Год
Количество туристов
 
 
         
         

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.