Сделай Сам Свою Работу на 5

Философия периода схоластики. Пьер Абеляр.





Философия Средневековья

1. Общая характеристика.

2. Особенности, проблемы, этапы.

3. Августин Аврелий (Блаженный).

4. Пьер Абеляр.

5. Фома Аквинский.

 

Общая характеристика.

Средневековая философия характеризуется синтезом античной философии и христианством. Используются учения:

1. Учение Платона;

2. Фил-я Аристотеля;

3. Этическое учение школы стоиков.

Направление христианизации античной фил-ии. В теории бытья ср.ф-ия м.б. охарактеризована:

1. Объективным идеализмом (первичное начало бытия – Бог);

2. Монотеизмом (единобожье);

3. Теоцентризм;

4. Креационизм (мир создан Богом).

Бог в средневековой религиозной мысли рассматривается как персона, личность, творец. В ант. филос-ии – божественное – безличное начало.

В теории познания ср.фил-я опирается на:

1. Откровения;

2. Авторитет.

В ант.ф-ии человек постигает мир ч\з разум. Необходимое условие для откровения – вера. Бог дает знания. Авторитет рассматривается как критерий истинности. Источники авторитета – Священное Писание и Священное придание («Сочинения Отцов Церкви»).

Человек в теории познания понимается:

1. Сотворенный по образу Бога;



2. Совершивший грехопадение.

Круг проблем:

1. Теологическая проблематика;

2. Теория познания;

3. Социальная, морально-этическая.

1.Теологическая проблематика:изучается природа божественного, как основание Бытия.

Проблемы: 1. Природа Бога и способы её познания; 2. Доказательства бытия Бога – система рациональных аргументов, ориентированная на неверующих или верующих в другого Бога. Содержание религии проясняется средствами разума. Средневековая религиозная мысль никогда не создает доказательства несуществования Бога, т.к. исходная точка (всегда!) – «Бог есть!»; 3. Проблема теодицея – проблема оправдания Бога за наличия зла в мире. Ответ на эту проблему один – «Бог не отвечает за зло и не творит его». Суть проблемы – объяснить, откуда зло в мире; 4. Христологическая проблема: дискуссии о природе Иисуса Христа и соотношении в нем божественного и человеческого.

2. Теория познания:проблема соотношения веры и разума. Общее решение этой проблемы – вера выше разума, но здесь возможны и варианты:



2.1. Тертуллиан – «Верую, потому что абсурдно, и чем больше абсурдно, тем больше верую!» Абсурдно – чудо, то что непостижимо, является доказательством божественной мощи.

Августин – «Вера и разум дополняют друг друга»;

Пьер Абеляр – «Понимать то, во что веришь, верь в то, что понимаешь»;

Фома Аквинский – «Истина веры выше истины разума». «Философия – служанка богословия».

Все ли положения могут быть рассмотрены средствами разума?

Нет, не все: можно доказать существование Бога, но нельзя доказать воскрешение Бога, таинство, троичность Бога.

2.2. Проблема природы универсалий – проблема общих понятий (плод, совершенство, белизна). Истоки проблемы в учении Аристотеля о категориях.

Реализм – универсалии реальны. Номинализм – универсалии – общее имя вещей.

3. Социальные, морально-этические проблемы: эта проблематика исходит и опирается на понимание человека в религии:

3.1. Грех – искупление, спасение;

3.2. Тело, душа, дух;

3.3. Свобода воли и предопределенность;

3.4. Проблема представительства мира Небесного на Земле: Град Земной и Град Божий; государство и церковь, мир и клир.

Этапы развития средневековой философии:

1. Апологетика – 1-3 вв.;

2. Патристика – 3-8-вв.;

3. Схоластика – 9-14 вв.

Апология – защита. Тертуллиан, Ориген – представители.

Задача: средствами разума показать преимущества молодой религии пред другими религиями и философско-религиозными школами:

1.Христианство доступно всем, т.к. Опирается на веру (в других верах нужно образование, знания); 2.Христианство понятно всем, т.к. использует притчи, аллегории, рассказы; 3.Христианство не противоречит идеям, высказанным в античной философии (единое начало, Бог, как Перводвигатель).



Апологеты не создали философской системы, но поставили проблему античного синтеза.

Патристика: (лат. «падре» - отец) – «Отцы церкви» - религиозные мыслители, признанные Церковью в качестве учителей. Православие признает западных отцов церкви до раскола церкви в 325 году. В православии есть свои Отцы Церкви. Разработка теоретического каркаса религии; религия не нуждается в философии; сочинения Отцов церкви не подвергаются критике, анализу, рассматриваются как истина.

Схоластика - систематизация религиозных положений основанного на религии знания. Жанр схоластики – «сумма» - произведение, в котором систематизированы знания по каким-либо вопросам. Фома Аквинский – крупнейший схоласт, «отец Церкви». Схоластика в современном языке имеет 2 смысла:1) Этап в средневековой мысли: «школа ума», умение работать с мыслью, суждением, понятием. 2) Идет от эпохи Возрождения. Схоластика, как синоним ненужного, мертвого.

Философия Августина Блаженного (354-430 гг.)

Среди церковных святых он был менее религиозным и более человеком. Вклад:

1. Закончил синтез античной философии и христианства на основе платонизма;

2. Представил теоцентрическую картину мира и определил роль Бога;

3. Разработал проблему теодицеи;

4. Разработал идею о первородном грехе, о предопределенности спасения;

5. Разработал учение о граде Земном и граде Божьем, государстве и церкви как воплощении Градов;

6. Сформулировал основные религиозные проблемы.

Бог – персона, исполненная любви и благодати; высшая сущность бытия; предмет и причина познания; цель и смысл человеческой жизни.

Познание Бога: 1. Путь положительного определения: с Богом связывают все известные человеку качества. Достоинства: рассмотрим Бога как абсолютного носителя качеств; рассмотрим опасность антропоморфизма.

2. Путь отрицательного определения: мы не утверждали, что есть Бог, но можем определить, чем не является Бог; мы не утверждаем, что Бог является бессмертным, но можем сказать, что является не смертным. Два способа богопознания дополняют друг друга. Проблема теодицеи – ответственность Бога за существование зла в мире.

Августин придерживается общего решения – «Зло от человека, от его гордыни», «Зло есть следствие неправильного выбора человека», «Зло есть недостаток добра». В масштаба божественного творения зла нет, он исходит от человека. Зло – недостаток добра.

Проблема соотношения веры и разума:вера и разум – равнозначные формы познания. Разум не может и не должен противоречить вере.

Учение Августина о человеке и этике:Августин утверждает идею первородного греха (передается по наследству), т.к. каждый грешен, даже младенец (на нем печать первородного греха). После грехопадения Адама и Евы, греховность человека связана с приоритетом плоти. У человека была возможность сделать плоть духовной, в место этого, его дух стал плотским. Но человек обладает свободой воли. Августин признает один аспект свободы воли – движение к Богу, а движение от бога – Грех.

В свободе воли человека два полюса:

1. Возможность не грешить – выбор между добром и злом;

2. Невозможность грешить – выбор сделан, человеком сознательно исключает грех.

Христианство поднимает проблему искушения и спасения человека, спасение в Царстве Божьем.

Бог, по Августину, спасает людей по собственному произволу. Бог может спасти любого, и грешника, и праведника. Человек не в праве требовать гарантии на спасения в обмен на праведную жизнь. У человека есть единственное право – право любить Бога.

«Пользуйтесь вещами, но не наслаждайтесь ими, наслаждайтесь Богом, но не пользуйтесь им».

1. Праведники, предназначенные к спасению – Рай;

2. Грешники, не предназначенные к спасению – Ад;

3. Грешники, предназначенные к спасению – Чистилище (в католичестве – предназначены, в православии – нет).

4. Праведники, не предназначенные к спасению – вечный покой.

Град Земной и Град Божий

Град Земной – люди, любящие себя до забвения Бога; Град Божий – люди, любящие Бога до забвения себя.

Воплощение идеи 2-х Градов: Град земной – государство; Град Божий – Церковь.

Августин обосновал идею первенства Церкви над государством, Папы Римского над монархами.

Идея соотношения Церкви и государства – основа политической деятельности церкви после распада Римской империи – института культурной целостности Европы.

Философия периода схоластики. Пьер Абеляр.

Характеристика: систематизация, комментарии, определение понятий и т.д.

Содержание библейских идей критике не подвергается.

Существует 2 типа знания:

1. Сверхъестественное – основанное на вере;

2. Естественное – человек получает их сам, опираясь на разум.

 

Вера выше разума, но проблема, что может быть прояснено средствами разума, а что должно быть принято на веру.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.